Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Помощь молодым коллегам по предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_izo_6_klassa_po_programme_b.m.nemenskogo.doc | 207 КБ |
rabochaya_programma_po_izo._7_klass._2020-2021_uch.god_.doc | 282 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Учебник Изобразительное искусство. Искусство жизни человека. 6 класс : учеб. общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – 2-е изд. – Просвещение, 2013. – 175 с.
Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 6 классе.
- дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 6 классе;
- конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 6 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Обучения отражают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, включающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификация себя в качестве гражданина России). Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, ценностям народов России и народов мира.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении.
- Сформированность целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие современного мира.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации).
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты обучения отражают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Регулятивные УУД
- Умение организовывать свою деятельность в процессе познания изобразительного искусства, самостоятельно определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применения этих целей на практике.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей в художественной деятельности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей художественной деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в художественно-творческой деятельности.
Познавательные УУД
Активно использовать основные интеллектуальные операции в синтезе с художественным восприятием изобразительного искусства; умения наблюдать объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл и специфику художественного образа; различать особенности изобразительного языка, художественных средств выразительности; описывать и классифицировать изученные объекты и явления пластических искусств, используя для этого специальную терминологию; структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия изобразительного искусства.
- Смысловое чтение: умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу изобразительного искусства; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования энциклопедий и словарей по изобразительному искусству и других поисковых систем.
- Развитие стремления к самостоятельному общению с произведениями искусства и художественному самообразованию.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную художественную (образовательную и творческую) деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей художественной деятельности.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий: обучающийся сможет целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание докладов, рефератов, создание презентаций и др. по тематике изобразительного искусства.
Предметные результаты:
Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций
Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства
Классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира
Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения
Простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений
Навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь)
Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел
Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта
Применять перспективу в практической творческой работе
Навыкам создания пейзажных зарисовок
Различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива
Различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.)
Определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле
Пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники
Различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм
Различать и характеризовать виды портрета
Пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами
Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов
Использовать графические материалы в работе над портретом
Использовать образные возможности освещения в портрете
Называть имена выдающихся русских и зарубежных художников-портретистов и определять их произведения
Навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека
Навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа
Приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя графические материалы
Объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи
Изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом
Характеризовать временные и пространственные искусства
Понимать разницу между реальностью и художественным образом
Представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и
Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы.
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, портрета, пейзажа, натюрморта (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
- Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности.
- Викторины.
- Кроссворды.
- Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
- Тестирование.
Количество часов в год– 34, из них в неделю – 1.
Количество часов по четвертям зависит от календарного графика на учебный год.
Учебник - «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2011.
Содержание учебного предмета:
Учебный материал подается по тематическому принципу и формируется из 4 разделов:
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 часов)
«Мир наших вещей; натюрморт» ( 8 часов)
«Вглядываясь в человека; портрет» ( 10 часов)
«Человек и пространство; пейзаж» (8 часов)
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 часов)
(Изобразительное искусство; семья пространственных искусств; рисунок – основа изобразительного творчества; линия и её выразительные возможности; ритм линий; пятно как средство выражения; ритм пятен; цвет; основы цветоведения; цвет в произведениях живописи; объёмные изображения в скульптуре; основы языка изображения);
«Мир наших вещей; натюрморт» ( 8 часов)
Мир наших вещей; натюрморт (реальность и фантазия в творчестве художника; изображение предметного мира – натюрморт; понятие формы; многообразие форм окружающего мира; изображение объёма на плоскости и линейная перспектива; освещение; свет и тень; натюрморт в графике; цвет в натюрморте; выразительные возможности натюрморта);
«Вглядываясь в человека; портрет» ( 10 часов)
Вглядываясь в человека; портрет (образ человека – главная тема в искусстве; конструкция головы человека и её основные пропорции; изображение головы человека в пространстве; портрет в скульптуре; графический портретный рисунок; сатирические образы человека; образные возможности освещения в портрете; роль цвета в портрете; великие портретисты прошлого; портрет в изобразительном искусстве 20 века);
«Человек и пространство; пейзаж» (8 часов)
Человек и пространство; пейзаж (жанры в изобразительном искусстве; изображение пространства; правила построения перспективы; воздушная перспектива; пейзаж – большой мир; пейзаж настроения; природа и художник; пейзаж в русской живописи; пейзаж в графике; городской пейзаж; выразительные возможности изобразительного искусства; язык и смысл).
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Календарно-тематический план
№ урока | Тема | Количество часов | Дата проведения | |
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 часов) | ||||
Изобразительное искусство и семь пластических искусств. | 1 | |||
Рисунок – основа изобразительного творчества. | 1 | |||
Линия и её выразительные возможности. | 1 | |||
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. | 1 | |||
Цвет. Основы цветоведения. | 1 | |||
Цвет в произведениях живописи | 1 | |||
Объёмные изображения в скульптуре. | 1 | |||
Основы языка изображения. | 1 | |||
«Мир наших вещей; натюрморт» ( 8 часов) | ||||
Реальность и фантазия в творчестве художника. | 1 | |||
Изображение предметного мира – натюрморт. | 1 | |||
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 1 | |||
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. | 1 | |||
Освещение. Свет и тень. | 1 | |||
Натюрморт в графике. | 1 | |||
Цвет в натюрморте. | 1 | |||
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы). | 1 | |||
«Вглядываясь в человека; портрет» ( 10 часов) | ||||
Образ человека – главная тема в искусстве. | 1 | |||
Конструкция головы человека и её пропорции. | 1 | |||
Изображение головы человека в пространстве. | 1 | |||
Графический портретный рисунок и выразительный образ человека | 1 | |||
Портрет в скульптуре. | 1 | |||
Сатирические образы человека. | 1 | |||
Образные возможности освещения в портрете. | 1 | |||
Портрет в живописи. | 1 | |||
Роль цвета в портрете. | 1 | |||
Великие портретисты (обобщение темы). | 1 | |||
«Человек и пространство; пейзаж» (7 часов) | ||||
Жанры в изобразительном искусстве. | ||||
Изображение пространства. | 1 | |||
Правила линейной и воздушной перспективы. | 1 | |||
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства | 1 | |||
Пейзаж-настроение. Природа и художник. | 1 | |||
Пейзаж в графике. | 1 | |||
Городской пейзаж. | 1 | |||
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе.
Знания и умения учащихся.
(Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 6 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерной программы.).
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
- О месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека.
- О существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи.
- Основные виды и жанры изобразительного искусства; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства.
- Ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве.
- Особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников- пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта.
- Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива.
- Общие правила построения изображения головы человека.
- О ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей.
- О разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), уметь использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки
- Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета и группы предметов; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы.
- Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти.
- Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению.
- Активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
ЛИСТ КОРЕКТИРОВКИ
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | ||
по плану | по факту | |||||
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81);
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598 - 20 «Санитарно—эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Программа разработана на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство, 5-8 классы в соответствии с авторской программой Неменского Б.М., Неменской Л.А., Горяевой Н.А., Питерских А.С.
Цели и задачи.
Целью уроков изобразительного искусства в 7 классе является развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» на год:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика предмета.
Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.
Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.
Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)
Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)
Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.
Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.
Изучение конструктивных искусств в 7 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
в ценностно-ориентационной сфере:
- осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
- понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
- освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
- воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
в трудовой сфере:
- овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
в познавательной сфере:
- овладение средствами художественного изображения;
- развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
в ценностно-ориентационной афере:
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
в трудовой сфере:
- обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
- умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
в познавательной сфере:
- развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
- формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
- развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
- получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
в ценностно-ориентационной сфере:
- эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
- восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
- активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
в познавательной сфере:
- художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
- понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов;
- восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
в коммуникативной сфере:
- умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
- диалогический подход к освоению произведений искусства;
- понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
в трудовой сфере:
- применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.
Результаты освоения учебного предмета и система оценки.
В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
К концу учебного года учащиеся должны
знать:
- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
уметь:
- конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки.
Оценка достижения планируемых результатов.
Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля.
- Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обучения. Практическая работа.
- Текущий контроль в виде практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
- Итоговый контроль. Методы диагностики – конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект.
Критерии оценивания творческих работ являются следующие параметры:
- техническая реализация (как решена композиция): правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание, название рисунка);
- техника выполнения (владение техникой): как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания;
- оформление (общее впечатление от работы): оригинальность, цветовое решение, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении работы. Аккуратность всей работы.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5»: ученик проявил самостоятельность в выборе содержания, вышел на эмоциональную выразительность. Появилось отношение автора к содержанию рисунка. Умеет владеть техникой и материалами.
Оценка «4»: оригинальный замысел, эмоциональная выразительность рисунка, передача динамики. Художественно-графическими материалами автор владеет слабо.
Оценка «3»: замысел рисунка не имеет развитой формы, нет передачи эмоциональной выразительности и динамики состояния персонажей и объектов, хотя графически работа выполнена правильно.
Оценка «2»: стереотипный рисунок. Ученик не проявил самостоятельности в выборе содержания рисунка, а шел по пути репродуцирования, не проявил свой творческий потенциал.
В тех случаях, когда обучающийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». 7класс:
учебник для общеобразовательных организаций /А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2016.
- Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Поурочные разработки. 7 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. Е. Гуров, А. С. Питерских ; под ред. Б. М. Неменского. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2017.
Образовательная программа ОУ предусматривает:
В соответствии с расписанием занятий в 7 классе учебный предмет «Изобразительное искусство» будет реализован в объёме 34 часов (согласно расписания).
- количество учебных дней в неделю – 5;
- количество часов по предмету в неделю – 1 час
Содержание учебного предмета.
Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Часть 1. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры
Глава 1. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!» Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметрическая и ассиметрическая, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст. Прямые линии и организация пространства. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.
Глава 2. Буква — строка — текст. Искусство шрифта. Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура шрифта». Шрифтовые гарнитуры.
Глава 3. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная целостность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве.
Глава 4. В бесконечном море книг и журналов. Многообразие форм полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения.
Часть 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.
Глава 1. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Прямые, кривые, ломаные линии. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
Глава 2. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Деталь и целое. Модуль. Важнейшие архитектурные элементы здания. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания.
Глава 3. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времни. Красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и рационального.
Глава 4. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль и значение материала в конструкции. Роль цвета в формотворчестве. Взаимосвязь формы и материала. Роль материала в определении формы. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета. Цвет и окраска.
Часть 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
Глава 1. Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Образ и стиль. Архитектура народного жилища, храма.
Глава 2. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры и дизайна. Архитектурная и градостроительная революция ХХ века. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.
Глава 3. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Цветовая среда.
Глава 4. Вещь в городе и дома. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индививидуализации городской среды. Связь между архитектурой и человеком. Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Мебель и архитектура: гармония и контраст.
Глава 5. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственного конструктивного мышления. Технология макетирования.
Глава 6. Ты — архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей.
Часть 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.
Глава 1. Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны. Образно-личностное проектирование в дизайне. Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера. Дизайн и архитектура моего сада. Виды организации садов: английский, французский, восточный, русская усадьба. Планировка сада, огорода, зонирование территории.
Глава 2. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Искусство дизайна одежды. Соответствие материала и формы одежды. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Фасон, линия, силуэт. Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды. Психология индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Искусство грима и прически. Форма лица и прически. Макияж. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке. Имидж: лик или личина? Сфера имидж – дизайна. Моделируя себя — моделируешь мир. Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности. Человек – мера вещного мира. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу».
Тематическое планирование.
Этот учебный год посвящён художественному миру конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Рассматриваются композиционные основы создания форм рукотворного мира.
Обучающиеся учатся понимать художественный язык и образность архитектуры и дизайна в истории и настоящем, соотносят мир искусства, массового производства и индивидуального проектирования.
В процессе изучения происходит понимание того, что дизайн и архитектура – это определённое миропонимание, отношение к миру, природе, вещам, самому себе – своему облику и образу жизни.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- создание мультимедийных презентаций с использованием Интернет-ресурсов;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
п/п | Раздел учебной программы | Тема урока | Основные виды учебной деятельности |
1 | Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. (8 часов). | Мир который создает человек. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. | Восприятие сообщения. Просмотр презентации. Изучение материала. Обсуждение. Оценивание. Алгоритм выполнения задания. Выполнение практического задания. Осуществление итогового и пошагового контроля по результату. Адекватное восприятие оценки учителя. |
Прямые линии и организация пространства. | |||
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. | |||
Буква – строка – текст. Искусство шрифта. | |||
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. | |||
Многообразие форм полиграфического дизайна. | |||
2 | В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов). | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность. | Восприятие сообщения. Просмотр презентации. Изучение материала. Алгоритм выполнения задания. Поиск необходимой информации. Выполнение практического задания. Анализирование и оценивание. Осуществление итогового и пошагового контроля по результату. Адекватное восприятие оценки учителя. |
Архитектура – композиционная организация пространства. | |||
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. | |||
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля. | |||
Важнейшие архитектурные элементы здания. | |||
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. | |||
Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени. | |||
Форма и материал. | |||
Роль и значение материала в конструкции. | |||
Цвет в архитектуре и дизайне. | |||
Роль цвета в формотворчестве. | |||
3 | Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.(11 часов). | Город сквозь времена и страны. | Восприятие сообщения. Просмотр презентации. Изучение материала. Обсуждение. Оценивание. Алгоритм выполнения задания. Поиск необходимой информации. Выполнение практического задания. Осуществление итогового и пошагового контроля по результату. Адекватное восприятие оценки учителя. |
Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. | |||
Пути развития современной архитектуры и дизайна. | |||
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. | |||
Вещь в городе. Городской дизайн. | |||
Интерьер и вещь в доме. Дизайн – пространственно-вещевой среды. | |||
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | |||
Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. | |||
Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | |||
4 | Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. (7 часов). | Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего жилища. | Восприятие сообщения. Просмотр презентации. Изучение материала. Алгоритм выполнения задания. Выполнение практического задания. Осуществление итогового и пошагового контроля по результату. Адекватное восприятие оценки учителя. |
Интерьер, который мы создаём. Дизайн среды твоего дома. | |||
Дизайн и архитектура моего сада. | |||
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | |||
Встречают по одёжке. Дизайн современной одежды. | |||
Грим и причёска в практике дизайна. | |||
Заключительный урок |
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела. Тема урока | Кол-во часов | Дата Проведения | |
Раздел №1. Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. | 8 ч. | план | Факт | |
1. | Мир, который создает человек. | 1 |
| |
Часть 1. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры. | 7 ч |
|
| |
Глава 1. Основы композиции в конструктивных искусствах. |
|
| ||
2. | Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!» | 1 |
| |
3. | Прямые линии и организация пространства. | 1 |
| |
4. | Цвет — элемент композиционного творчества. | 1 |
| |
5. | Свободные формы: линии и пятна. | 1 |
| |
Глава 2. Буква — строка — текст. |
|
| ||
6. | Искусство шрифта. | 1 |
| |
Глава 3. Когда текст и изображение вместе. |
|
| ||
7. | Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. | 1 |
| |
Глава 4. В бесконечном море книг и журналов. |
|
| ||
8. | Многообразие форм графического дизайна. Проектирование книги (журнала). | 1 |
| |
Часть 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. | 8ч. |
|
| |
Глава 1. Объект и пространство. |
|
| ||
9. | От плоскостного изображения к объемному макету. | 1 |
| |
10. | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. | 1 |
| |
Глава 2. Конструкция: часть и целое. |
|
| ||
11. | Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. | 1 |
| |
12. | Важнейшие архитектурные элементы здания. Проектирование объемно-пространственного объекта из важнейших элементов зданий. | 1 |
| |
Глава 3. Красота и целесообразность. |
|
| ||
13. | Вещь как сочетание объемов и образ времени. | 1 |
| |
14. | Форма и материал. | 1 |
| |
Глава 4. Цвет в архитектуре и дизайне. |
|
| ||
15. | Роль цвета в формотворчестве. | 1 |
| |
16. | Обобщающий урок по теме «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств». Проект «Макетное цветовое решение». | 1 |
| |
Часть 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. | 11ч. |
|
| |
Глава 1. Город сквозь времена и страны. |
|
| ||
17. | Образ материальной культуры прошлого. Историко-художественный проект «Фотоколлаж с кратким описанием стиль в архитектуре». | 1 |
| |
Глава 2. Город сегодня и завтра. |
|
| ||
18. | Пути развития современной архитектуры и дизайна. Графический проект «Визитная карточка города или своего села». | 1 |
| |
Глава 3. Живое пространство города. |
|
| ||
19. | Город, микрорайон, улица. Графическая схема организации городского или сельского пространства. | 1 |
| |
Глава 4. Вещь в городе и дома. |
|
| ||
20. | Городской дизайн. Создание коллажно-графической композиции. Дизайн-проект «Витрина магазина». | 1 |
| |
21. | Интерьер и вещи в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. | 1 |
| |
Глава 5. Природа и архитектура. |
|
| ||
22. | Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 1 |
| |
23. | Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 1 |
| |
24. | Проект «Русская усадьба». | 1 |
| |
Глава 6. Ты — архитектор. |
|
| ||
25. | Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | 1 |
| |
26. | Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | 1 |
| |
27. | Проект архитектурного образа города «Сказочный город» или «Город будущего». | 1 |
| |
Часть 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. | 7ч. |
|
| |
Глава 1. Мой дом — мой образ жизни. |
|
| ||
28. | Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом. | 1 |
| |
29. | Интерьер, который мы создаем. | 1 |
| |
30. | Пугало в огороде, или… Под шепот фонтанных струй. | 1 |
| |
Глава 2. Мода, культура и ты. |
|
| ||
31. | Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | 1 |
| |
32-33. | Встречают по одежке. Проектирование живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодежного костюма. | 1 |
| |
34. | Автопортрет на каждый день. Макияж. | 1 |
| |
35. | Обобщение по курсу «Дизайн и архитектура в жизни человека». | 1 |
|
ЛИСТ КОРЕКТИРОВКИ
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | ||
по плану | по факту | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
- Мне нравится (1)