РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Предварительный просмотр:
ФГБДОУ « Центр развития ребёнка – детский сад №1387»
Управление делами Президента Российской Федерации
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом №1 Заведующий ФГБДОУ
ФГБДОУ «Центр развития «Центр развития ребёнка –
ребёнка – детский сад №1387» детский сад №1387» УДПРФ
УДПРФ _____________О.В.Волкова
от 27 августа 2015 г. «___» ________2015 г.
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составила:
педагог дополнительного образования
Майорова Ксения Андреевна
Москва 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ:
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ФГБДОУ.
1.3. Принципы и подходы к написанию программы.
1.4. Цели и задачи деятельности по реализации программы.
1.5. Возрастные, индивидуальные особенности детей дошкольного возраста.
- Планируемые результаты освоения программы.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
- Связь образовательных областей, интеграция задач и содержания
- Взаимодействие с педагогическим коллективом.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:
- Организация и содержание предметно-развивающей среды.
- Особенности организации предметно- пространственной среды
- Расписание занятий изостудии
- Циклограмма деятельности педагога.
- Календарно-тематический план работы с детьми по возрастным группам.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа развития творческих способностей дошкольников разработана в соответствии с ФГОС ДО, на основе Программы для дошкольных образовательных учреждений по изобразительному искусству «Природа и художник» автор Т.А.Копцева.
Основная цель программы – воспитание художественно эстетической культуры ребенка через призму духовно-нравтсвенных ценностей и художественное творчество.
В концепции непрерывного художественного образования дошкольный период рассматривается, как важнейший, базовый период в художественном развитии человека.
Программа работы в изостудии – это ступень становления творческого потенциала ребёнка, когда он делает первые шаги в мир искусства. Их важность несомненна как для общего развития, так и для дальнейшего эстетического воспитания.
Этот период связан с развитием первичных форм творчества дошкольников, эмоционально-ценностого отношения к миру, ассоциативного мышления, художественно-образных представлений об окружающем мире, фантазии и воображения.
Программа подразумевает развитие чувств ребёнка, как важнейшего инструмента, с которого начинается познание им мира. Чувства помогают малышу выстраивать родственные отношения с окружающим миром и ощущать сопричастность с ним, помогают приобретать опыт отношений к людям, природе, жизненным явлениям и выражать это в своём творчестве.
Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трёх видов художественной деятельности:
- изобразительной (рисование различными изобразительными материалами, лепка);
- декоративной (аппликация, коллажи, работа с различными материалами);
- конструктивной (бумажная пластика, плоскостное конструирование).
Работа в изостудии нацелена на создание у детей ассоциаций, их выражение, в начале, в слове, а затем в художественно-практической деятельности, порождает творчество, развитие художественно-образного мышления.
Программа предполагает, что узкотехнические задачи, связанные с освоением способов деятельности, а также развитием координации движений руки, мелкой моторики, будут решаться на занятиях в совокупности с задачами эмоционально-познавательными, содержательными, творческими.
1.2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФГБДОУ
Программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ФГБДОУ, возрастных особенностях детей, а также в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Законом об образовании - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11.2013, № 30384).
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» (зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013, № 28564).
4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
5. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013, № 30038).
6. Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27.06.2013, № 28908).
7. Уставом ФГБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 1387» Управления делами Президента Российской Федерации.
- ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К НАПИСАНИЮ ПРОГРАММЫ
Программа по художественно-эстетическому развитию строится согласно следующим принципам;
• Опора на природу ребенка и синкретичность детского художественного творчества. На этапе дошкольного детства художественное творчество, носит синкретичный, нерасчлененный характер. Сама природа ребенка является благоприятной почвой для его творческого развития.
Метод эмоционально-образной драматургии позволяет строить занятия как целостное художественно-игровое действо, создающее атмосферу удивления, радости, увлеченности, обобщения и творчества.
- Принцип постоянства связи с жизнью, реальным детским опытом
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от специфики дошкольного учреждения;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
1.4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Основные цели и задачи
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении. Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства. Изобразительная деятельность. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Приобщение к искусству
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению видов искусства через художественный образ. Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора. Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство). Учить различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и соооружение (архитектура). Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности. Познакомить детей с архитектурой. Формировать представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), — это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д. Вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр). Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей). Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения. Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея. Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок. Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Знакомить с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства). Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности. Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр). Продолжать знакомить с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности. Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.). Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др. Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т. д.). Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д. Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей. При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов. Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности. Формировать интерес к классическому и народному искусству (музыке, изобразительному искусству, литературе, архитектуре). Формировать основы художественной культуры. Развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк). Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке») и др. Обогащать представления о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форму, пропорции, цвет, характерные детали, позы, движения и др.). Расширять представления о художниках — иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин и др.). Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками. Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.). Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т. д. Рассказать детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца и другие — в каждом городе свои. Развивать умения передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши). Расширять представления детей о творческой деятельности, ее особенностях; формировать умение называть виды художественной деятельности, профессии деятелей искусства (художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра, архитектор и т.п). Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Формировать представление о значении органов чувств человека для художественной деятельности, формировать умение соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т. д.). Знакомить с историей и видами искусства; формировать умение различать народное и профессиональное искусство. Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями). Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
Изобразительная деятельность
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (от 3 до 4 лет)
Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.
Рисование
Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.). Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
Приобщать детей к декоративной деятельности:
учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички). Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»). Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.). Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу.
Лепка.
Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу. Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку. Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы. Аппликация. Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их. Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения. Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма.
СРЕДНЯЯ ГРУППА (от 4 до 5 лет)
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать. Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук. Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации. Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Рисование.
Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.). Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков. Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения. Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш. Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
Декоративное рисование.
Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги). Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.
ЛЕПКА. Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки. Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки.
Аппликация.
Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п. Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т. д.). Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания. Поощрять проявление активности и творчества.
СТАРШАЯ ГРУППА (от 5 до 6 лет)
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени). Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развивать чувство формы, цвета, пропорций. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки, городецкая, богородская; бирюльки). Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное). Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок. Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений. Предметное рисование. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках. Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.). Учить передавать движения фигур. Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.п.). Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок. Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой). Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки. Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета. Сюжетное рисование. Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений. Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.).
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВНИЕ
Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки. Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки). Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце). Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.
ЛЕПКА
Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы. Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом. Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях). Формировать у детей умения лепить по представлению героев литературных произведений. Развивать творчество, инициативу. Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п. Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы. Закреплять навыки аккуратной лепки. Закреплять навык тщательно мыть руки по окончании лепки.
ДЕКОРАТИВНАЯ ЛЕПКА
Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства. Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.). Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом, использовать стеку. Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа.
АППЛИКАЦИЯ
Закреплять умение создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в два–четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительного образа учить приему обрывания. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА (от 6 до 7 лет)
Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету. Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности. Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства. Продолжать учить рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину. Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа. Предметное рисование. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью — до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения. Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (Городец) и др. Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш. Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки. Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка. Учить детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.). Сюжетное рисование. Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа — передний план или дальше от него — задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов. Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.
Декоративное рисование.
Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать xapaктерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Лепка.
Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы. Учить детей создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.
Декоративная лепка.
Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.
Аппликация.
Продолжать учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов). Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу детей и по мотивам народного искусства. Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой. При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема); учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества.
1.5. ВОЗРАСТНЫЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Значительное развитие получает в этом возрасте изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают изобразительные инструменты. Усложняются манипуляции с ними.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве и на листе бумаги. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание, начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут воспроизводить рисунок по схеме. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; рисованием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Аппликация характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные геометрические фигуры, обозначающие элементы строительного конструктора. Могут заменить детали в зависимости от их предназначения. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой модели. Творческая изобразительная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условия. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают аппликацию и коллаж. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные изображения становятся симметричными и пропорциональными, их создание осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности творческие работы, как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Средняя группа
Лепка
- Умеет отламывать от целого куска пластилина небольшие комочки.
- Умеет скатывать куски пластилина круговыми движениями ладоней в шарик.
- Умеет раскатывать куски пластилина прямыми движениями ладоней в столбик, колбаску.
- Умеет надавливать на пластилиновые шарики пальцем сверху, сплющивать шарики из пластилина между пальцами или ладонями.
- Умеет прищипывать с лёгким оттягиванием края пластилиновой поделки, мелкие детали.
- Умеет сглаживать поверхность вылепленной фигуры, места соединения частей.
- Умеет вытягивать отдельные части из целого куска пластилина.
- Владеет приёмами вдавливание середины пластилинового шара, цилиндра с помощью пальцев.
- Знаком с приёмами пользования стеки.
- Способен украсить поделку узорами при помощи стеки.
Аппликация
- Формируется интерес к искусству аппликации.
- Умеет правильно держать ножницы, совершает несколько поступательных движений для получения простейших деталей.
- Составляет и наклеивает готовые и вырезанные самим детали, состоящие из нескольких частей.
- Умеет составлять предметные композиции.
- Знаком с простейшими способами складывания бумаги пополам.
Рисование
- Проявляет интерес к рисованию разными материалами и способами.
- Умеет изображать простые предметы.
- Имеет представление о форме предметов, величине, расположении частей.
- Умеет создавать несложную сюжетную композицию из повторяющихся и разных предметов, добавляет к ним разнообразные объекты (солнце, травка, снег и др.)
- Заполняет рисунком весь лист.
- Умеет смешивать краски основных цветов для получения оранжевого, серого, фиолетового, зелёного, умеет правильно подбирать цвета для изображения предметов.
- Умеет получать оттенки цветов, смешивая гуашь с белилами.
- В рисовании использует разнообразные цвета.
- Получает оттенки путем регулирования нажима карандаша.
- Правильно держит изобразительные инструменты, умеет пользоваться кистью, красками.
- Умеет проводить широкие линии всей кистью, тонкие – её кончиком.
- Штрихует, закрашивает не выходя за контур, накладывая мазки и штрихи в одном направлении.
- Правильно передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине.
- Знаком с нетрадиционными техниками рисования.
- Содержит инструменты и рабочее место в порядке.
- Создаёт композиции по мотивам дымковских узоров.
Старшая группа
Лепка
- Умеет лепить предметы по представлению и с натуры, передавая их характерные особенности.
- Умеет лепить пластическим, конструктивным и комбинированными способами.
- Умеет сглаживать поверхность, предавать поделке устойчивость, работать стекой.
- Умеет передавать в поделке выразительность образа.
- Умеет лепить фигуры животных, человека в движении, объединять вылепленные фигуры в сюжетные композиции.
- Умеет дополнять предмет мелкими деталями.
- Использует в своих работах метод барельефа.
- Умеет лепить животных и птиц по типу народных игрушек, украшать их налепом и углублённым рельефом.
Аппликация
- Сформирован интерес к искусству аппликации.
- Умеет вырезать круглые и овальные формы.
- Преобразует одни геометрические фигуры в другие, умеет вырезать одинаковые детали из бумаги, сложенной гармошкой, симметричные детали из бумаги, сложенной пополам.
- Составляет и наклеивает изображения, состоящие из нескольких частей.
- Умеет создавать предметные и сюжетные композиции.
- Знаком с техникой коллажа, простейшими способами складывания бумаги.
Рисование
- Знает и умеет пользоваться гуашью, акварелью, цветными карандашами, фломастером, пастелью, сангиной, углем.
- Умеет использовать цвета, оттенки для передачи колорита изображения, смешивать краски на палитре, знаком с цветовым спектром.
- Знаком с понятиями «теплые» и «холодные» тона, умеет тонировать фон.
- Умеет рисовать кистью широкие и тонкие линии.
- Знаком с традиционными и нетрадиционными способами рисования.
- Умеет передавать форму, пропорции и цвета предметов.
- Умеет передавать в рисунке несложные движения животных и человека.
- Знаком с жанрами: натюрморт, пейзаж, портрет.
- Умеет рисовать по представлению и с натуры, рисовать картины природы, иллюстрации к сказкам, правильно выстраивать композицию.
В декоративном рисовании:
- Знаком с дымковской, гжельской, городецкой, хохломской росписью, матрёшкой.
- Умеет составлять узоры по мотивам этих росписей, способен составить собственный, подобрать цвета.
Подготовительная к школе группа
Лепка
- Умеет лепить предметы по представлению и с натуры, передавая их характерные особенности.
- Умеет передавать характер, пропорции, позы и движения человека и животного.
- Владеет навыками составления композиции, соотношения предметов по величине.
- Умеет лепить по мотивам народных игрушек, украшать форму рельефом.
- Умеет выполнять декоративную лепку на пластине налепом и углублённым рельефом.
Аппликация
- Умеет правильно выстраивать композицию в аппликации.
- Создавать изображение с натуры и по представлению.
- Умеет вырезывать симметричные фигуры из бумаги, сложенной пополам, владеет техникой многослойного вырезывания и ажурного вырезывания.
- Умеет создавать узоры на бумаге разной формы, составлять декоративную композицию из геометрических и растительных фигур.
- Владеет навыками изображения птиц и животных по мотивам народно-декоративного творчества.
Рисование
- Имеет представление о видах изобразительного искусства.
- Умеет создавать композицию рисунка, сюжетную композицию.
- Умеет рисовать по памяти и с натуры.
- Знает приёмы выделения смыслового центра: цветовой контраст, контраст по размеру.
- Умеет вписывать изображение в лист, передавать форму и пропорции предмета.
- Умеет создавать изображение при помощи разных материалов и техник.
- Подбирает и использует в рисунке гармонично сочетающиеся цвета и их оттенки, смешивать краски, получать новые цвета.
- Знает способ наложения цветовых пятен тушевкой, штриховкой, мазками, закрашивает фон в начале или конце работы.
В декоративном рисовании
- Имеет представление о различных народных промыслах, умеет составлять узоры по их мотивам на основе любой формы и размера.
- Умеет подбирать цветовую гамму, характерную для определённого промысла, выполнять элементы росписи.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. СВЯЗЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ, ИНТЕГРАЦИЯ ЗАДАЧ И СОДЕРЖАНИЯ
Все виды художественно-творческой деятельности тесно связаны с различными разделами работы, включенными в педагогическую систему дошкольного воспитания.
Актуальность разработки проблемы интеграции применительно к умственному и эстетическому воспитанию дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне смыслить создаваемые ими образы, глубже осознавать искусство и явления жизни.
Изобразительная деятельность во всех ее видах логично увязывается с познавательной сферой (сенсорным воспитанием и развитием, знакомством с предметным и социальным окружением, ознакомлением с природой, формированием элементарных математических представлений).
Особую роль несомненно играют искусство (разные его виды) и детская художественная литература. Произведения искусства и литературы расширяют и углубляют представления о жизни природы и общества во многих ее появлениях, о связи предметов, явлений, событий, отражая их с разных сторон.
2.2. Взаимодействие с педагогическим коллективом
Особое значение в организации непрерывного образовательного процесса имеет взаимодействие узких специалистов и воспитателей.
Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе.
Работа педагога дополнительного образования по изодеятельности предусматривает тесный контакт с воспитателями, учителем-логопедом, педагогом – психологом и другими специалистами, имеющиеся в ФГБДОУ.
Все стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом, выработаны основные задачи, которые включили в себя:
1. Создание творческой группы из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и педагога дополнительного образования по изодеятельности) и повышение их профессионального уровня.
2. Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
3. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
4. Совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, тематических и интегрированных занятия.
В основу работы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учётом актуальности темы для детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы добиться положительного результата в работе с детьми, изменена форма и содержание обучающей деятельности, используется комплексно-игровой метод организации непосредственно образовательной фронтальной деятельности.
Сюжетно-тематическая организация деятельности в игровой форме более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Педагог дополнительного образования по изодеятельности согласно советам логопеда и руководствуясь программными требованиями, последовательностью изучения лексических тем, включает в свои занятия: пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи и движения, устные упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи, которые способствуют формированию навыков связной речи. Педагогом дополнительного образования по изодеятельности используются и нетрадиционные формы художественно – графической техники: и рисование пальчиками, печать по трафаретам, кляксографии трубочками, складывание оригами и т.д.
Как показывает опыт, методы и технологии работы учителя - логопеда и педагога дополнительного образования по изодеятельности успешно дополняют друг друга. Это позволяет сократить время на формировании и закрепление полученных знаний и умений, добиться успешного их переноса на другие виды учебно-практической и игровой деятельности дошкольников.
Способы взаимодействия специалистов, обеспечивают комплексное решение коррекционных, воспитательных, образовательных задач и значительно повышают эффективность педагогического процесса.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация и содержание предметно-развивающей среды.
Оборудование помещения изостудии безопасное, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее.
Помещение изостудии включает следующее оборудование:
- шкаф для хранения демонстрационно-иллюстративного материала, архива, библиотеки – 1 шт.;
- шкаф для хранения изобразительных материалов и инструментов - 1 шт.;
- тумбы для хранения бумаги, наглядных пособий – 4 шт.;
- тумбы витринные для выставок народно-прикладного искусства – 3 шт.;
- полки открытые, угловые для открытых выставок – 4 шт.;
- стол-парта с регулируемыми по высоте ножками – 5 шт.;
- стулья детские (средней высоты) – 7 шт.;
- стулья детские (высокие) – 8 шт.;
- мольберты детские – 6 шт.;
- доска настенная магнитная – 1 шт.;
- мольберт магнитный двусторонний для письма мелом и фломастером – 1 шт.;
- стул взрослый – 1 шт.;
- магнитофон – 1 шт.;
- телевизор – 1 шт.;
- зеркала встроенные – 4 шт.;
- раковина для мытья оборудования и инструментов (встроенная) – 1 шт.
3.2. Особенности организации предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда изостудии обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда изостудии обеспечивает возможность общения и совместной творческой деятельности детей (в подгруппах и индивидуально) и педагога, позволяет проводить подвижные игры средней и малой подвижности.
Развивающая предметно - пространственная среда изостудии обеспечивает реализацию различных видов программ и технологий по изобразительной деятельности и развитию детского изобразительного творчества; учёт специфических особенностей, которых проводятся занятия, возрастные особенности детей.
Развивающая среда помещения изостудии насыщена предметами народно-прикладного, изобразительного искусства, демонстрационно-игрового материала; обладает возможностью трансформации пространства, доступностью и безопасностью предметной среды для детской деятельности и творчества.
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Изостудия оснащена средствами обучения и воспитания (в том числе и техническими), демонстрационными и изобразительными материалами по всем видам и техникам детской изобразительной деятельности и творчества, что обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступным детям изобразительным материалом (различными видами красок, пастели, глины и др.);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх средней подвижности, физкультминутках, самостоятельной организации рабочего пространства в процессе занятия;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии предметно-пространственным окружением изостудии;
- возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства изостудии предполагает возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательных задач, изобразительного материала, вида организации детской деятельности, интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
- использование столов, мольбертов, напольного покрытия для детской творческой деятельности;
- возможность рисовать стоя и сидя;
- возможность использования выставочного пространства в помещениях групповых приёмных и рекриаций для проведения занятий.
4) Вариативность среды изостудии предполагает использование всего пространства помещения студии, а также всего ДОУ (групповых помещений, спортивного зала, музыкального зала, выставочных пространств) для проведения занятий с детьми, использование разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающий свободный детский выбор.
5) Доступность предполагает присутствие на занятиях любого ребёнка, желающего заниматься изобразительной деятельностью в изостудии; свободный доступ детей к материалам, пособиям, игрушкам, используемым непосредственно на данном занятии; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность – предметно-развивающая среда изостудии и все её элементы соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
3.3. Расписание занятий изостудии
Расписание занятий изостудии
День недели | Время | Группа |
Понедельник | 15.25-15.45 15.50-16.10 | Средняя группа №2 1подгруппа 2 подгруппа |
16.30-17.00 17.05-17.35 | Подготовительная группа №5 1подгруппа 2 подгруппа | |
Вторник | 15.10-15.35 15.45-16.10 | Старшая группа №3 1подгруппа 2 подгруппа |
16.30-16.55 17.00-17.25 | Подготовительная группа №4 1подгруппа 2 подгруппа | |
Среда | 15.25-15.45 15.50-16.10 | Средняя группа №2 1подгруппа 2 подгруппа |
16.30-17.00 17.05-17.35 | Подготовительная группа №5 1подгруппа 2 подгруппа | |
Четверг | 15.10-15.35 15.45-16.10 | Старшая группа №3 1подгруппа 2 подгруппа |
16.30-16.55 17.00-17.25 | Подготовительная группа №4 1подгруппа 2 подгруппа | |
Пятница | 15.30-16.00 16.20-16.50 17.00-17.30 | Индивидуальная работа с детьми Средняя группа №2 Старшая группа №3 Подготовительная группа №5 |
3.4ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ:
Понедельник:
14.00 - корректировка плана работы с детьми на предстоящую неделю;
14.15 - подготовка изобразительных, демонстрационных, сопутствующих занятию материалов;
14-45 - консультации с воспитателями, анализ детских работ в средней группе изостудии;
15-25 - занятия с детьми средней группы;
16-10 - технический перерыв, подготовка к занятиям подготовительной группы;
16-30 -занятия с детьми подготовительной группы;
17-35 - уборка, наведение порядка после занятий;
17-45 - анализ детских работ младшей и подготовительных групп,
мониторинг уровня усвоения программы;
17-50 - оформление детских работ для выставки.
18-00 - анализ, мониторинг детской изобразительной деятельности.
Вторник:
14-30 - работа с методическими материалами, подготовка демонстрационных, вспомогательных материалов к занятиям, тонирование бумаги;
15-00 - консультация с воспитателями подготовительной группы изостудии, анализ групповых детских работ;
15-10 - занятия с детьми подготовительной группы;
16-10 - технический перерыв, подготовка материалов к занятиям старшей группы.
16-30 - занятия с детьми старшей группы;
17-25 - уборка изобразительных материалов, наведение порядка в помещении изостудии;
17-30 - анализ детских работ старшей и подготовительной групп, мониторинг уровня усвоения программы;
17-45 -смена экспозиций, тематических, сезонных выставок в изостудии.
18-00 - анализ, мониторинг детской изобразительной деятельности.
Среда:
14-30 - работа с методическими материалами, подготовка демонстрационных, вспомогательных материалов к занятиям, тонирование бумаги;
15-00 - консультация с воспитателями средней группы изостудии, анализ групповых детских работ;
15-10 - занятия с детьми средней группы;
16-10 - технический перерыв, подготовка материалов к занятиям подготовительной группы.
16-30 - занятия с детьми подготовительной группы;
17-25 - уборка изобразительных материалов, наведение порядка в помещении изостудии;
17-30 - анализ детских работ старшей и подготовительной групп, мониторинг уровня усвоения программы;
17-45 -смена экспозиций, тематических, сезонных выставок в изостудии.
18-00 - анализ, мониторинг детской изобразительной деятельности.
Четверг:
14-30 - работа с методическим материалом, участие в методической работе ДОУ, изготовление пособий;
14-50 - подготовка изобразительных, демонстрационных материалов к занятиям в старшей, подготовительной группах, подготовка гуашевых красок, тонирование бумаги;
15-00 - консультация с воспитателями, анализ детских работ в подготовительной группе изостудии;
15-10 - занятия с детьми подготовительной группы;
16-10 - технический перерыв, подготовка к занятиям старшей группы;
16-30 - занятия с детьми старшей группы;
17-25 - уборка, санитарная обработка изобразительных материалов, инструментов, мебели;
18-00 - анализ, мониторинг детской изобразительной деятельности.
Пятница:
14-30 - работа с методическим материалом, участие в методической работе ДОУ, изготовление пособий;
14-50 - подготовка изобразительных, демонстрационных материалов к индивидуальной работе с детьми средней, старшей, подготовительной группы
15-00 - консультация с воспитателями
15-30 - занятия с детьми средней группы;
16-00 - технический перерыв, подготовка к занятиям с старшей группой
16-20 - занятия с детьми старшей группы;
16-50 -технический перерыв, подготовка к занятиям с подготовительной группой
17-00 - занятия с детьми подготовительной группы;
17-30 - уборка, санитарная обработка изобразительных материалов, инструментов, мебели;
18-00 - анализ, мониторинг детской изобразительной деятельности.
3.5 Календарно-тематический план работы с детьми по возрастным группам.
- В отдельном документе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей по баскетболу для учебно-тренировочных групп третьего года обучения
РП тренера-преподавателя по баскетболу Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва города Советский.Возраст детей, на которых рассчитана программа: 14-15 лет.Срок реализа...
Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей по баскетболу для учебно-тренировочных групп четвертого года обучения
РП тренера-преподавателя по баскетболу Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва города Советский.Возраст детей, на которых рассчитана программа: 15-16 лет.Срок реализа...
Аннотация к рабочей программе по географии 6 класс 2022-2023 учебный год.
Аннотация к рабочей программе по географии 6 класс 2022-2023 учебный год....
Аннотация к рабочей программе по географии 10 класс 2022-2023 учебный год.
Аннотация к рабочей программе по географии 10 класс 2022-2023 учебный год....
Рабочая программа по немецкому языку на 2022-2023 учебный год.
Программа составлена в соответствии с новыми образовательными стандартами. ...
Рабочая программа по Алгебре 8 класс 2022-2023 учебный год
Программа составлена в Конструкторе рабочих программ...
Диагностическая карта мониторинга результатов обучения по дополнительной образовательной программе "У истоков мастерства" за 2022-2023 уч.год
Данная диагностическая карта отражает регулятивные, коммуникативные, познавательные учебные действия обучающихся творческого объединения "Криничка" за 2022-2023 учебный год....