Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Аюшеева Елена Сандыковна

6 класс

7 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog_po_izo_6_klass.docx_gotov.docx51.08 КБ
Файл rab_prog_po_izo_7_klass.docx_gotov.docx41.21 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО учителей общеобразовательного цикла

______________ Б.В. Ванжилова

Протокол заседания МО № 1

от «30» 08 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________ А.П. Хаданова

Протокол заседания ПС № 1

от «30» 08 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ №37»

__________ М.В. Хамеруева

приказ № ____

от «01» 09 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «ИЗО»

6 класс

Срок реализации 2022-2023 учебный год.

Составила: Аюшеева Е.С., учитель изобразительного искусства

Улан-Удэ

2022

Пояснительная записка

 Настоящая программа по изобразительному искусству составлена на основе:

1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от

29.12.2012.

2 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 17.12.2010 №1897.

3 Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ

№37».

4 Примерной программы для общеобразовательных учреждений по изобразительному искусству для 5-7 классов.

5 Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2022-2023 учебный год.

6 В соответствии с основными направлениями воспитательной деятельности, определенными в разделе «Обновление воспитательного процесса с учетом современных

достижений науки и на основе отечественных традиций» Стратегии развития воспитания

в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства

Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р),

7 Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;

8 Примерной программы воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.).

9 В соответствии с программой воспитательной работы МАОУ «СОШ № 37» г. Улан-Удэ.

Адресат 

Программа рекомендована учащимся для обучения изобразительному искусству в 6 классе общеобразовательной школы.

Объем и сроки обучения 

Программа по изобразительному искусству общим объемом 34 часа изучается в течение учебного года согласно Базисному учебному плану общеобразовательного учреждения.  

Роль и место дисциплины 

Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования

духовной культуры средствами         художественно-творческой изобразительной деятельности, которая   дает   возможность   не   только отстраненно    воспринимать   духовную   культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.

 Актуальность 

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится проблема обучения взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.  

Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.    Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы, как литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.  

В связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения, в целях обеспечения эффективного введения обучения на начальной ступени в соответствии ФГОС НОО эта проблема приобретает особое значение, становится в ряд главнейших и требует ее решения на высоком профессиональном уровне.

Особенности программного материала 

Предлагаемая программа построена по образовательной системе «Школа России», авторы Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М./ 6 класс

От других УМК данная программа отличается тем, что предлагаемые задания способствуют развитию у детей трех основных групп признаков реалистического изображения:

  1. техники изображения;
  2. умения видеть, чувствовать и передавать в изображении форму и цвет предметов действительности и образов фантазии;
  3. умения воспринимать в жизни и представлять себе при сочетании разнообразных сюжетов взаимосвязи м/у предметов, их расположение в пространстве, умения посильно передавать восприятие или представление о пространстве в изображении.  

Все задания предполагают развитие у детей чувства ритма, равновесия, организованности изображения на листе. Эти качества помогают добиваться завершенности изображения, творческого решения композиции.

Другая особенность заданий по ИЗО - их комплектность. Учащимся приходится решать несколько задач. Особенно трудно выделить ведущую учебную задачу в рисунках на темы наблюдения действительности, при выполнении сюжетных композиций. При помощи систематических наблюдений, путем расширения изобразительных средств дети и подводятся к пониманию прекрасного в жизни. Этим целям служит художественная литература, поэтому ее надо широко использовать на уроках рисования. На уроках рисования необходим иллюстративный материал, организующий у детей доступные им для изображения зрительные образы. Без соблюдения этих условий обучение ИЗО в школе не может дать желаемого результата.

Базой данного курса является учебник «Каждый народ-художник», автор Неменская Л.А.  Под ред. Неменского Б.М./., который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя. 

Курс полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, содержит социокультурный компонент, предлагает новые педагогические технологии. Навигационная система учебника, включающая работу в паре, в группе, задание на смекалку, на нахождение ошибок в тексте, работу со словарем направлена на реализацию ФГОС НОО.

 В результате изучения материалов Государственного образовательного стандарта и данного УМК мы пришли к выводу, что объем и качественное представление материала не входит и противоречие с типовой государственной программой и способствует реализации ФГОС второго поколения

Включение национально-регионального компоненте в содержание обучения изобразительному искусству.  

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

В связи с этим перед учителем на уроках изобразительного искусства ставятся задачи: - содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-

эстетических ценностей, заключенных в образах отечественного искусства, отечественной поэзии и прозы, музыки, играх и обрядах, в родной природе;

  • создавать среду общения для освоения искусства родного края во всем многообразии его видов;
  • способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа.

Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе ребенка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством; наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью его истории. Республика Бурятия – удивительная и прекрасная земля, страна гор и степей, полноводных рек и голубых озер. Жемчужина планеты – священное озеро-море Байкал – является притягательным местом для многих тысяч туристов со всех уголков мира. Расположенная в центре Евразии, Республика Бурятия обладает богатым культурно историческим наследием, гармонично сочетающим в себе культуры Востока и Запада. На протяжении многих столетий в Бурятии живут люди разных народностей и вероисповеданий – это уголок мира, любви и спокойствия, где раскрывается многообразие духовной и материальной культуры народов Бурятии.

Столь же многообразны и художественные традиции республики. Классическое и современное изобразительное искусство Бурятии, богатое по своему содержанию и выразительным средствам, заключает в себе огромный образовательно-воспитательный потенциал, который необходимо в полной мере использовать в художественном развитии учащихся, начиная с первых шагов обучения детей в общеобразовательной школе.

В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя.

Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.

С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:

  • формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
  • создание эффективного образовательного пространства;
  • развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Содержание образования по изо в 6 классе, включающее дистанционное обучение, реализуется посредством форм обучения

  • участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет мероприятиях (интернет- фестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т. д.);
  • подготовка к ВПР;
  • осуществление проектной и исследовательской деятельности;
  • организация дополнительного обучения по «интересам».

Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:

  • сделать урок наглядным, красочным, информативным;
  • использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению;
  • активизировать познавательную деятельность учащегося;
  • повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
  • развивать мышление и творческие способности детей.

 Целевая установка 

Изучение изобразительного искусства в 6 классе направлено на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.

Цель определяет следующие задачи: 

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.

         На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль.

  Формы организации учебного процесса 

         Для реализации программы на уроках изобразительного искусства используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающихся. Применяются различные средства обучения: рисование с натуры, по памяти, по представлению; выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).  

         На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.

       Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.  

        Помимо этого, в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как практические работы, создание проектов, творческие работы, выставки и конкурсы.

Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.            

При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно: использование знаний, требующих поиска, переработка информации в новом виде.   Освоение курса предполагает изменение роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем.

Структура программы: 

• Пояснительная записка

• Планируемые результаты обучения изобразительному искусству

• Содержание обучения изобразительному искусству

• Календарное - тематическое планирование

Итоговый контроль 

Оценка знаний и умений, обучающихся проводится с помощью индивидуальных и коллективных работ.

Предполагаемый результат. 

К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения, учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

Планируемые результаты обучения по изобразительному искусству

В результате изучения изобразительного искусства на ступени   начального    общего   образования    у обучающихся:

  • будут сформированы     основы   художественной    культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка   искусства;
  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения   искусства; будут проявляться    эмоционально    ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный   вкус;
  • сформируются    основы   духовно  нравственных    ценностей личности   — способности    оценивать   и  выстраивать    на  основе     традиционных  моральных  норм  и  нравственных  идеалов,  воплощённых    в  искусстве,    отношение    к  себе,   другим  людям, обществу,   государству,   Отечеству,   миру  в  целом;   устойчивое представление  о  добре  и  зле,  должном  и     недопустимом,  которые станут  базой  самостоятельных    поступков   и  действий   на основе  морального  выбора,  понимания    и поддержания  нравственных   устоев, нашедших   отражение   и оценку  в искусстве,   — любви,  взаимопомощи,  уважении  к  родителям,  заботе  о  младших  и  старших,   ответственности    за  другого  человека;
  • появится   готовность   и  способность к  реализации своего творческого  потенциала  в  духовной  и  художественно продуктивной  деятельности,  разовьётся  трудолюбие,  оптимизм,  способность  к  преодолению  трудностей,  открытость  миру,  диалогичность; • установится   осознанное уважение и  принятие традиций, самобытных  культурных  ценностей,  форм  культурно исторической,  социальной   и   духовной   жизни   родного   края,   наполнятся конкретным содержанием понятия    «Отечество», «родная   земля»,   «моя  семья   и  род»,   «мой   дом»,   разовьётся принятие  культуры  и  духовных  традиций  многонационального  народа Российской  Федерации,  зародится  целостный,  социально   ориентированный взгляд  на  мир  в его  органическом единстве  и  разнообразии  природы,  народов,  культур  и  религий;
  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю   России, появится   осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности    за общее благополучие. Обучающиеся:
  • овладеют практическими умениями и навыками в восприятии   произведений    пластических    искусств   и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании,   декоративно -   прикладном    искусстве;
  • смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую   оценку   и выражать   своё отношение   к событиям   и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать    художественные     образы   в различных формах художественно творческой    деятельности;
  • научатся   применять    художественные    умения, знания    и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями   использования    в творчестве   различных   ИКТ средств;
  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся   вести   диалог, участвовать    в обсуждении значимых    для   человека    явлений    жизни и искусства, будут способны вставать   на позицию   другого человека;
  • смогут реализовать    собственный    творческий    потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно- творческих    ситуаций   в повседневной    жизни.

Обучение в третьего классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда - от древности до наших дней. Задача - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений переживаний, раздумий.

 В результате изучения изобразительного искусства выпускник научится:

 - понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание  художественного смысла окружающего предметного мира;

-понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;

-понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;

-понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;

-работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

-использовать элементарные приемы изображения пространства;

-правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;

-называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

-называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);

-сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

-называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);

-называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Гжель);

-использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).

Выпускник получит возможность научиться:

-использовать приобретенные знания и. умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

-воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

-оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

-использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

-использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;

-использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

-анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;

-осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.

УУД, сформированные в процессе усвоения программы

Личностные результаты  

  1.  Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
  2.  Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
  3.  Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

4. Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

5. Сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

6. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

7. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

8. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.  

Метапредметные результаты  

Регулятивные УУД: 

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;  

-учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

-учиться планировать практическую деятельность на уроке;  

-с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

-учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

-работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД: 

-ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения; -добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);

-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД: 

-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

(на уровне одного предложения или небольшого текста); -слушать и понимать речь других;

-вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;  

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

-договариваться сообща;

-учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

-сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-  нравственном развитии человека;

-сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

-овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

-овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на

-ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

-знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

-знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

-понимание образной природы искусства;

-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

-применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

-способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового    искусства;

-умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

-умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

-способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные   техники;

-способность передавать в         художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

-умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

-освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

-овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

-умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

-умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

-изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

-способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

-умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

 

 

Содержание обучения изобразительному искусству

 Программа предусматривает взаимосвязанное и осознанное изучение всех её разделов: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка», «Мир наших вещей. Натюрморт», «Вглядываясь в человека. Портрет», «Человек и пространство. Пейзаж», с учётом их практической значимости для  обеспечения  прочных эмоциональных контактов с искусством на каждом этапе обучения.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч.)

Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, является изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведения искусства через сопереживания его образному содержанию.

Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч.)

История развития жанра "натюрморт" в контексте развития художественной культуры.

Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.

Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.

Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, объем, форма, свет).

Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч.)

Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.

Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).

Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.

Человек и пространство. Пейзаж (8 ч.)

Жанры в изобразительном искусстве.

Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.

Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.

Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей.

Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.

Сегодня обучение в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новые стандарты образования ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. Проблема функциональной грамотности должна рассматриваться не как научная и смысловая проблема, а как проблема  деятельностная, позволяющая переориентировать усилия личности от пассивной к активной, от программной к проектной деятельности .Функциональная грамотность позволит ученику социально адаптироваться и успешно творить, функционировать в современном обществе.

Календарно-тематическое планирование

№ п п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

в том числе на:

Дата

Основные

направления воспитательной деятельности

Контр работы

Развтитие речи

Лаб и практи работы

планир

фактич

1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка 8ч

1

Изобразительное искусство. Семья

пространственных искусств.

Художественные материалы

1

 

1

 

 

 Воспитать наблюдательность. учить развивать навыки исследовательской деятельности в процессе учебных проектов на уроках изо  и при выполнении заданий культурно‒исторической направленности.

способствовать освоению базовых ценностей ― отношения к жизни, человеку, семье, труду, к культуре, как духовному богатству общества.

Коммуникативная грамотность

2

Рисунок — основа изобразительного творчества

1

 

 

1

 

 

3

Линия и её выразительные возможности. Ритм линий

1

 

1

4

Пятно как средство

выражения.

Ритм пятен

1

1

учить наблюдательности – видеть окружающий мир. Способствовать ценностному отношению к природе, труду, искусству, культурному наследию.

Понимать искусство как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Воспитывать процесс художественно-эстети-ческого наблюдения природы, её образа в произведениях искус-ства и личной художественно-твор-ческой работе.

5

Цвет.

Основы цветоведения.

1

 

 

1

6

Цвет в произведениях

живописи

1

1

 развивать внутренний мир учащегося и воспитать его эмоцио-нально-образный, чувст-венный сферы, т.к. в искусстве воплощена духовная жизнь челове-чества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт,

7

Объёмные изображения

в скульптуре

1

1

Повышать уровень экологической культуры, осознавать глобальный характер экологических проблем, активное не-приятие действий, приносящих вред окружающей среде.

8

Основы языка изображения (обобщение темы)

1

1

2. Мир наших   вещей. Натюрморт  8ч

9

Реальность и фантазия

в творчестве художника

1

1

Формировать чувства личной причастности к жизни общества. Воспитывать эмоцио-нально окрашенный интерес к жизни. Относиться к себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции

10

Изображение предметного мира — натюрморт

1

1

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

1

12

Изображение объёма на плоскости и линейная

перспектива

1

1

13

Освещение.

Свет и тень

1

1

Рассматривать искус-ство, как особый язык, развивающий коммуникативные умения. Развивать навыки исследовательской деятельности, Способствовать ценностному отношению к природе, труду, искусству, культурному наследию.

14

Натюрморт в

графике

1

1

15

Цвет в натюрморте

1

1

16

Выразительные возможности натюрморта

(обобщение темы)

1

1

3. Вглядываясь в человека.  Портрет    10 ч

17

Образ человека главная тема искусства

1

1

Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусс-тва, посвященных различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа.

18

Конструкция головы человека и её основные пропорции

1

1

19

Изображение головы человека в пространстве

1

1

20

Портрет в скульптуре

1

1

21

Графический портретный рисунок

1

1

22

Сатирические образы человека

1

1

Выполнять коллектив-ные творческие работы, а также участвовать в общих художественных проектах, создавать условия для разнообраз-ной совместной деятель-ности, способствовать становлению чувства личной ответственности. Развивать творческий потенциал, поскольку он способствует росту самосознания обучаю- щихся, осознанию себя как личности и члена общества.

23

Образные возможности

освещения в портрете

1

1

24

Роль цвета

в портрете

1

1

25

Великие портретисты

прошлого

1

1

26

Портрет в изобразительном искусстве XX века

1

1

4. Пространство и время в изобразительном искусстве. Пейзаж и тематическая картина  8 ч

27

Жанры в изобразительном искусстве Изображение пространства

1

1

Понимать искусство как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Приобщать к ценностям мировой и отечественной культуры

Развивать творческий потенциал, поскольку он способствует росту самосознания обучающихся, осознанию себя как личности и члена общества.

Деятельностная грамотность

Анализировать, выдвигать гипотезы решения проблемы, ставить цель и  задачи, организация своей деятельности (умение планировать свою деятельность), овладение приемами составления плана.

Информационная грамотность

28

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Пейзаж большой мир

1

1

29

Пейзаж настроения.

Природа и художник

1

1

30

Пейзаж в русской живописи

1

1

31

Пейзаж в графике. Городской пейзаж

1

1

32

Поэзия повседневности

1

1

33

Историческая картина

Библейские темы в изобразительном искусстве

1

1

34

Выразительные возможности изобразительного

искусства.

Язык и смысл (обобщение темы)

1

1

Итого:

34

34



Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО учителей общеобразовательного цикла

______________ Б.В. Ванжилова

Протокол заседания МО № 1

от «30» 08 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________ А.П. Хаданова

Протокол заседания ПС № 1

от «30» 08 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ №37»

__________ М.В. Хамеруева

приказ № ____

от «01» 09 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «ИЗО»

7 класс

Срок реализации 2022-2023 учебный год.

Составила: Аюшеева Е.С., учитель изобразительного искусства

Улан-Удэ

2022

Пояснительная записка

Настоящая программа по изобразительному искусству составлена на основе:

1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от

29.12.2012.

2 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 17.12.2010 №1897.

3 Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ

№37».

4 Примерной программы для общеобразовательных учреждений по изобразительному искусству для 5-7 классов.

5 Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2022-2023 учебный год.

6 В соответствии с основными направлениями воспитательной деятельности, определенными в разделе «Обновление воспитательного процесса с учетом современных

достижений науки и на основе отечественных традиций» Стратегии развития воспитания

в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства

Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р),

7 Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;

8 Примерной программы воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.).

9 В соответствии с программой воспитательной работы МАОУ «СОШ № 37» г. Улан-Удэ.

Адресат 

Программа рекомендована учащимся для обучения изобразительному искусству в 7 классе общеобразовательной школы.

Объем и сроки обучения 

Программа по изобразительному искусству общим объемом 34 часа изучается в течение учебного года согласно Базисному учебному плану общеобразовательного учреждения.  

Роль и место дисциплины 

Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования

духовной культуры средствами         художественно-творческой изобразительной деятельности, которая   дает   возможность   не   только отстраненно    воспринимать   духовную   культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.

 Актуальность 

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится проблема обучения взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.  

Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.    Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы, как литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.  

В связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения, в целях обеспечения эффективного введения обучения на начальной ступени в соответствии ФГОС НОО эта проблема приобретает особое значение, становится в ряд главнейших и требует ее решения на высоком профессиональном уровне.

Особенности программного материала 

Предлагаемая программа построена по образовательной системе «Школа России», авторы Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М./ 7 класс

От других УМК данная программа отличается тем, что предлагаемые задания способствуют развитию у детей трех основных групп признаков реалистического изображения:

  1. техники изображения;
  2. умения видеть, чувствовать и передавать в изображении форму и цвет предметов действительности и образов фантазии;
  3. умения воспринимать в жизни и представлять себе при сочетании разнообразных сюжетов взаимосвязи м/у предметов, их расположение в пространстве, умения посильно передавать восприятие или представление о пространстве в изображении.  

Все задания предполагают развитие у детей чувства ритма, равновесия, организованности изображения на листе. Эти качества помогают добиваться завершенности изображения, творческого решения композиции.

Другая особенность заданий по ИЗО - их комплектность. Учащимся приходится решать несколько задач. Особенно трудно выделить ведущую учебную задачу в рисунках на темы наблюдения действительности, при выполнении сюжетных композиций. При помощи систематических наблюдений, путем расширения изобразительных средств дети и подводятся к пониманию прекрасного в жизни. Этим целям служит художественная литература, поэтому ее надо широко использовать на уроках рисования. На уроках рисования необходим иллюстративный материал, организующий у детей доступные им для изображения зрительные образы. Без соблюдения этих условий обучение ИЗО в школе не может дать желаемого результата.

Базой данного курса является учебник «Каждый народ-художник», автор Неменская Л.А.  Под ред. Неменского Б.М./., который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя. 

Курс полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, содержит социокультурный компонент, предлагает новые педагогические технологии. Навигационная система учебника, включающая работу в паре, в группе, задание на смекалку, на нахождение ошибок в тексте, работу со словарем направлена на реализацию ФГОС НОО.

 В результате изучения материалов Государственного образовательного стандарта и данного УМК мы пришли к выводу, что объем и качественное представление материала не входит и противоречие с типовой государственной программой и способствует реализации ФГОС второго поколения

Включение национально-регионального компоненте в содержание обучения изобразительному искусству.  

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

В связи с этим перед учителем на уроках изобразительного искусства ставятся задачи: - содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-

эстетических ценностей, заключенных в образах отечественного искусства, отечественной поэзии и прозы, музыки, играх и обрядах, в родной природе;

  • создавать среду общения для освоения искусства родного края во всем многообразии его видов;
  • способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа.

Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе ребенка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством; наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью его истории. Республика Бурятия – удивительная и прекрасная земля, страна гор и степей, полноводных рек и голубых озер. Жемчужина планеты – священное озеро-море Байкал – является притягательным местом для многих тысяч туристов со всех уголков мира. Расположенная в центре Евразии, Республика Бурятия обладает богатым культурно историческим наследием, гармонично сочетающим в себе культуры Востока и Запада. На протяжении многих столетий в Бурятии живут люди разных народностей и вероисповеданий – это уголок мира, любви и спокойствия, где раскрывается многообразие духовной и материальной культуры народов Бурятии.

Столь же многообразны и художественные традиции республики. Классическое и современное изобразительное искусство Бурятии, богатое по своему содержанию и выразительным средствам, заключает в себе огромный образовательно-воспитательный потенциал, который необходимо в полной мере использовать в художественном развитии учащихся, начиная с первых шагов обучения детей в общеобразовательной школе.

В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя.

Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.

С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:

  • формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
  • создание эффективного образовательного пространства;
  • развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Содержание образования по изо в 7 классе, включающее дистанционное обучение, реализуется посредством форм обучения

  • участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет мероприятиях (интернет- фестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т. д.);
  • подготовка к ВПР;
  • осуществление проектной и исследовательской деятельности;
  • организация дополнительного обучения по «интересам».

Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:

  • сделать урок наглядным, красочным, информативным;
  • использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению;
  • активизировать познавательную деятельность учащегося;
  • повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
  • развивать мышление и творческие способности детей.

 

Целевая установка 

Изучение изобразительного искусства в 7 классе направлено на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.

Цель определяет следующие задачи: 

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.

         На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль.

  Формы организации учебного процесса 

         Для реализации программы на уроках изобразительного искусства используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающихся. Применяются различные средства обучения: рисование с натуры, по памяти, по представлению; выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).  

         На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.

       Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.  

        Помимо этого, в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как практические работы, создание проектов, творческие работы, выставки и конкурсы.

Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.            

При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно: использование знаний, требующих поиска, переработка информации в новом виде.   Освоение курса предполагает изменение роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем.

Структура программы

•        Пояснительная записка

•        Планируемые результаты обучения изо

•        Содержание обучения изо

•        Календарное-тематическое планирование

Планируемые результаты обучения ИЗО

По окончании курса учащиеся должны научиться:

характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, т. е. искусства художественной постройки предметно‒пространственной среды жизни людей;

 - объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно‒пространственной среды жизнедеятельности человека;

  -рассуждать о том, как предметно‒пространственная среда организует деятельность человека и представления о самом себе;

  -объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох.

Графический дизайн:

-объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка конструктивных искусств;

  -объяснять основные средства ― требования к композиции;

-составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики;

  -объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;

-различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах;

-объяснять выражение «цветовой образ»;

  -применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту объединённые одним стилем;

  -определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединённых общим стилем, отвечающий законам художественной композиции;

  -соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста; различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур;

  -объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки; различать шрифтовой и знаковой виды логотипа; иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему;

  -понимать задачи образного построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения;

  -иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала;

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:

-иметь опыт построения объемно‒пространственной композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни;

  -выполнять построение макета пространственно‒объёмной композиции по его чертежу;

-знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений;

  -иметь знания об особенностях архитектурно‒художественных стилей разных эпох и их выражении в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации городской среды;

  -характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего времени, современный уровень развития технологий и материалов; рассуждать о социокультурных противоречиях в организации современной городской среды и поисках путей их преодоления;

  -знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и понимания своей идентичности;

  -определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни людей

  -характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры; иметь представление о традициях ландшафтно‒парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна;

-объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства;

 - иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении формы предметов, создаваемых людьми; видеть образ времени и характер жизнедеятельности человека в предметах его быта;

  -объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна;

  -иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных задач жизнедеятельности человека;

  -объяснять, как в одежде проявляется характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения действий; объяснять, что такое стиль в одежде;

 - иметь представление об истории костюма в истории разных эпох; характеризовать понятие моды в одежде; объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности;

  -иметь представления о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании одежды; ансамбль в костюме;

  -уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох

  -иметь опыт выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды», создания эскизов молодежной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной, др.);

  различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа; иметь представление об имидж‒дизайне, его задачах и социальном бытовании;

Учащиеся получат возможность научиться:

создавать композиционные макеты объектов из дерева, бумаги, картона, пластилина и др.(города-ансамбли) применяя навыки формообразования; использовать объёмы  в дизайне и архитектуре;

Содержание обучения изобразительному искусству

Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 ч)

Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Визуально-пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно-прикладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственно- структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей. Дизайн — логичное продолжение вклада художника в формирование вещно-предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д.

Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и дизайнерского творчества.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

В мире вещей и зданий.

 Художественный язык конструктивных искусств (8 ч)

От плоскостного изображения — к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объем в пространстве и объект в градостроительстве.

Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.

Дизайн как эстетизация  машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне.

Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.

Город и человек.

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (11 ч)

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно - стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи.

Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды.

Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

Образ человека и индивидуальное проектирование (7 ч)

      Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме.

Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.

Календарно-тематическое планирование

№ п п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

в том числе на:

Дата

Основные направления воспитательной деятельности

Контр работы

Развтити

е речи

Лаб и практи работы

планир

фактич

1. Художник- дизайн -архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры  8ч

1

Основы композиции в конструктивных искусствах

1

 

1

 

 

Художественно-эстетическое развитие обучающихся осуществлять в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики, каждого из них.

Это трудовая и смысловая деятельность воспитывает такие качества как: навыки практической работы своими руками,

2

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции,

или «Внесём порядок в хаос!»

1

 

 

1

 

 

3

Прямые линии и организация пространства

1

 

 

1

4

Цвет — элемент композиционного творчества

1

1

5

Свободные формы: линии и тоновые пятна

1

 

 

1

6

Буква - строка - текст.

Искусство шрифта

1

 

 

1

7

Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне

1

1

8

В бескрайнем море книг и журналов.

Многообразие форм графического дизайна

1

1

2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств      8 ч

9

Объект и пространство.

От плоскостного изображения к объёмному макету

1

1

В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставить задачи воспитания наблюдательности – умений активно, то есть в ответ на специальные установки, видеть окружающий мир. Воспитывать эмоционально окрашенный интерес к жизни..

10

Взаимосвязь объектов в

архитектурном макете

1

1

11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля

1

1

12

Важнейшие архитектурные элементы здания

1

1

13

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени

1

1

14

Форма и материал

1

1

15

Цвет в архитектуре

и дизайне. Роль цвета в

формотворчестве

2

2

3. Город и человек.  Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека        11 ч

16

Город сквозь времена и

страны. Образы материальной культуры прошлого

1

1

Воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое - низменное. Понимать искусство как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле.

17

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и

дизайна

1

1

18

Живое пространство

города. Город, микрорайон, улица

1

1

19

Вещь в городе и дома. Городской дизайн

2

2

20

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-

вещной среды интерьера

2

2

21

Природа и архитектура. Организация

архитектурно-ландшафтного

пространства

2

2

22

Ты - архитектор!

Замысел архитектурного

проекта и его осуществление

2

2

4.  Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

Образ жизни и индивидуальное проектирование    7 ч

23

Мой дом — мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.

1

1

Понимать искусство как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды.

Воспитывать эмоционально окрашенный интерес к жизни. Организационные умения и навыки (выявление проблемы,

постановка цели и задач, переработка и систематизация имеющихся знаний, выбор форм работы,  работа в группах).

24

Интерьер, который мы создаём

1

1

25

Пугало в огороде, или…

Под шёпот фонтанных струй

1

1

26

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы

дизайна одежды

1

1

27

Встречают по одёжке

1

1

28

Автопортрет на каждый день

1

1

29

Моделируя себя-

моделируешь мир (обобщение

темы)

Итого:        

34

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...