Тема урока: «Русские богатыри»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Ольга Васильевна Тропезникова

 Тематическое рисование с аппликацией из цветной бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Русские богатыри»

учитель: Тропезникова О.В

« Звать через прошлое к настоящему»

                                                         М.П. Мусоргский.

Вид занятия: Тематическое рисование с аппликацией из цветной бумаги.

Цель урока:

образовательные  – знакомство учащихся с творчеством художников В.М Васнецова и П.Д. Корина и композиторов А.П. Бородина и С.С. Прокофьева;

развивающие  творческое мышление и воображение учащихся;

воспитание  интереса и любви к истории Отечества, Родине.

 Задачи урока:

  •  совершенствовать графические навыки;

  • совершенствовать приемы построения композиции.

  • определять средства художественной выразительности.

Межпредметные связи: музыка, литература, история.

Оборудование: ноутбук, DVD, экран. Презентация.

Материалы к уроку: Карандаши, кисти, краски, цветная бумага, клей, ножницы.

Литературный ряд: Былины, слова М.П. Мусоргского.

Зрительный ряд: репродукции картин В.М. Васнецова:

 « После побоища Игоря Святославовича с половцами»,

 « Витязь на распутье»,

 « Богатыри»

 П.Д. Корин « Александр Невский».

Музыкальный ряд: А.П. Бородин « Богатырская симфония»; Песни В.О.В.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

III. Инструктаж.

IV. Творческая работа учащихся.

V. Подведение итога урока.

                                                               Ход урока.  

I. Организационный  момент.

Проверка готовности класса к уроку.

Объявление темы и эпиграфа урока.

Ничто не показывает нам так наглядно связь прошлого с настоящим, неразрывную связь времен, как искусство.

         - К какому жанру изобразительного искусства относятся произведения художников, в которых отражены страницы истории? (исторический жанр)

- Мы с вами знаем, что с самого начала образования русского государства, Русь постоянно подвергалась нападению врагов. И русичам приходилось защищать свои земли.

         - Вспомните, от кого приходилось защищать Древнюю Русь нашему народу? (половцы, татаро-монголы)

- Именно в те далекие времена, в народном творчестве начали воспевать подвиги русских богатырей. Образ богатыря родился в искусстве, как образ могучего защитника Родины.

- Вспомните, в каких жанрах искусства воспевались подвиги богатырей? (былины)

- Какие вы помните былины о русских богатырях?

- Каких богатырей вы знаете?

(Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

- Сегодня в нашей картинной классной галерее репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри». Картины В.М. Васнецова нам знакомы с детства, это произведения на сюжеты русских сказок, былин.

- Назовите их. («Аленушка», «Иван-царевич на сером волке»)

Картина «Богатыри» написана на былинно-историческую тему. В 1898г. она появилась в Третьяковской галерее.

- Что изображает художник на картине?

- События, какого периода русского государства отражены в картине?

- Охарактеризуйте образ богатырей. Какими вы их себе представляете?

- Какой характер у главных героев?

- Три воина выстроились в ряд, самые любимые народные защитники – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Сам Васнецов так определил замысел картины:

«…картина моя «Богатыри» - Добрыня, Илья, и Алеша на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».

Художнику удалось создать действительно яркий былинный образ народной богатырской силы, способной защитить родную землю от любого врага.

- Однажды русский композитор Александр Порфирьевич Бородин посетил крупнейший музей русского искусства – Третьяковскую галерею. Его просто поразила красота и мощь полотна

В. Васнецова «Богатыри». Под впечатлением увиденного, он сочиняет симфонию, которую русский музыкальный критик Стасов назвал «Богатырской». Музыка «Богатырской» симфонии насыщена могучим дыханием русской земли. (Слушание «Богатырской» симфонии А.П. Бородина)

- Силой и величием веет от этой музыки. Она звучит как могучий призыв, боевой клич.

- Словно ощущается тяжелая поступь исполина-богатыря, о котором можно сказать словами Пушкина:

На нем одежда славянина

И на бедре славянский меч.

- Следующее произведение в нашей галерее – картина работы могучего советского живописца Павла Корина «Александр Невский». Это произведение Корин нарисовал в годы Великой Отечественной войны в 1942-43гг. Велика была вера художника в мужество и стойкость советского народа. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны обратился он к образу великого воителя Древней Руси.

         - Каким предстает перед нами А. Невский?

Посмотрите на собранную, подтянутую, грозную и величественную фигуру князя! Он опирается на меч, готовый в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на родную землю. И нам известны слова А. Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». В этих словах заключена сила и правда мужественных защитников Родины.

- Какие черты характера и поступки присущи русскому войну?

(Любовь к Родине, своему народу, героизм, доблесть, честь, уважение к старшим)

- Как вы считаете это нравственные поступки?

 Действительно, русский человек во все времена обладал нравственной силой, и в подтверждение этому события нашей истории, когда в годы Великой Отечественной войны русский народ проявлял мужество и героизм на полях сражений. И именно события 40-х годов нашего XX века вызвали к жизни это произведение, а не XIII в.

- А теперь я назову еще два не менее выдающихся произведения советского искусства, посвященных той же теме и носящих то же название: «Александр Невский» - кинофильм Сергея Эйзенштейна и «Александр Невский» - кантата для солистки, хора и большого симфонического оркестра Сергея Прокофьева.

- Два гениальных русских мастера создали свои произведения в ту пору, когда гитлеровский фашизм уже начал свое варварское вторжение в страны Европы. Фильм

был создан в 1938 году, а кантата в 1939г. Они прозвучали, как решительное

предостережение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решиться напасть на нашу Родину.

- Вы сейчас прослушаете один эпизод из кантаты С.С. Прокофьева – хоровую песню «Вставайте, люди русские!» Это уже такой открытый, действенный зов к защите родной земли.

(слушание хора «Вставайте, люди русские!» С.С. Прокофьева)

- Чувствуется, как в сюжетной оболочке начала XIII века кантата эта рождена дыханием нашей эпохи. И что уже совсем поразительно получилось: песню, характеризующую воинов Александра Невского, пели наши, советские солдаты, шедшие на бой с гитлеровскими фашистами. И чуть не ежедневно мощные репродукторы по всей стране несли призывные звуки этой  песни: «Вставайте, люди русские! На смертный бой, на правый бой!», перекликаясь с другой могучей песней, созданной в первые же дни после начала войны композитором Александром Васильевичем Александровым: «Идет война народная, священная война!»

                                   Творческая работа учащихся.

В процессе урока у каждого из вас сложился своей образ русского богатыря, воина-защитника.

Нарисуйте образ богатыря, таким, каким вы его себе представляете.

Лист лежит вертикально. Рисунок размечается легкими карандашными линиями  (расположение на листе основных элементов: богатырь, храм, крепость, изба вдали и т.д.)

Уточнение деталей, решение в цвете. Учащиеся подбирают на палитре цвета и решают, какие из них будут нужны для рисунка. Украшают снаряжение воина богатыря аппликацией из цветной бумаги (шлем, щит, меч, стяг)

Дополнение другими художественными материалами. Возможно применение смешанной техники.

Подведение итога урока: Выставка работ учащихся на доске.

- Какие качества человеческой души воспитывают все произведения музыканты и живописца, с которыми вы познакомились сегодня на уроке?

 Россия, Русь – куда я ни взгляну…

 За все твои страдания и битвы –

 Люблю твою, Россия, старину,

 Твои огни, погосты и молитвы,

 Люблю твои избушки и цветы,

 И небеса, горящие от зноя,

 И шепот ив у омутной воды,

 Люблю навек, до вечного покоя…

 Россия, Русь! Храни себя, храни!

Домашнее задание: Подобрать иллюстрации картин где бы были изображены богатыри.

 

Используемые материалы:

1. Горбулина Татьяна Геннадьевна  http://festival.1september.ru/articles/604841/

2. ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ. ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

 "ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА" http://www.art-education.ru

3. План урока. «Богатырская» тема А. Бородина разучивание, исполнение. Экспозиция 1части «Богатырской» симфонии А. П. Бородина слушание

4. Интегрированный урок ИЗО http://www.amigos.lg.ua/Gangsta/classifieds/98/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока русского языка в 6 классе «Повторение и обобщение по теме «Правописание суффиксов прилагательных»

Закрепление и отработка навыков написания в интересной форме. Использована быстрая форма проверки отработанного материала...

Конспект урока по истории 7 класс Тема урока: «Русское государство и общество в середине XVI в.».

Тип урока: открытие нового знанияФорма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.Задачи урока:Личностные:осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, спос...

Конспект урока чтения в 7– ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: Русская народная сказка "Журавль и Цапля"

Закрепить знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках и их жанровых особенностях;- познакомить школьников с новой русской народной сказкой;- отрабатывать навык выразительного ...

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема урока: «Русская народная вышивка. Полотенце"

учитель изобразительного искусства МБОУ Обуховская СОШ, Еремина Екатерина Алексеевна...

Урок русского языка в 8 классе. Тема урока: "Русский язык в современном мире"

Урок русского языка в 8 классе. Тема урока: "Русский язык в современном мире"Цель урока: выявление функций языка в целом и русского языка в частности, определение статуса русского языка в со...