Программа по предмету "Декоративно-прикладная композиция" ОНП на 3 года
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Сингизова Зиля Миграновна

Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства по предмету «Декоративно-прикладная композиция» для учащихся отдела начальной подготовки. Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Обучение по данной программе научит детей видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют две функции: утилитарную и художественную. Занятия декоративно-прикладной композицией развивают фантазию и воображение, изобретательность и технические навыки, композиционное мышление и чувство цветовой гармонии, расширяют кругозор и формируют представление детей о роли искусства в жизни общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_po_predmetu_dpk.docx403.85 КБ

Предварительный просмотр:

H:\ПРОГРАММЫ\ПРОГРАММЫ ОНП 19г\Тит.листы программ ОНП 2019\Декоративно-прикладная композиция.jpg 

Содержание

I. Пояснительная записка                                                                        3

II. Учебный план                                                                                11

III. Календарный учебный график                                                        12

IV. Рабочая программа I года обучения                                                13

V. Рабочая программа II года обучения                                                18

VI. Рабочая программа III года обучения                                                23

VII. Содержание программы                                                                30

VIII. Формы и методы контроля. Критерии                                                34

IX. Список рекомендуемой учебной и методической литературы                 37 

 

I. Пояснительная записка

Декоративно-прикладное искусство огромно и разнообразно, как окружающий нас мир. Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. От него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей, которые являются почвой и основой любой национальной культуры. У каждого народа складывались свои корни предметов, орнаменты, образы и мотивы, цветовые сочетания. При создании предметов использовались разнообразные материалы: глина, камень, ткань, металл, позже - стекло, разные способы художественной обработки материалов.

Декоративное искусство имеет совершенно особый образный язык. Освоение его дает возможность увидеть и понять особую красоту предмета, его декора, задуматься о смысле, который он выражает. Образному языку декоративно - прикладного искусства свойственны обобщенность и плоскостность изображения, художественная условность, орнаментальность.
По-иному используются художественные средства: форма, объем, линия, ритм, цвет, фактура.

Изучение декоративно-прикладного искусства необходимо для разностороннего художественного обучения и эстетического воспитания учащихся. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся. Занятия декоративно-прикладным искусством в детской школе искусств – это путь приобщения учащихся к истокам фольклорной культуры, воспитание эстетического отношения к предметам быта, знакомство с историей своей страны, своего региона. Каждый раз, встречаясь с разными произведениями декоративно-прикладного искусства, учащиеся будут осваивать их образный язык, открывать для себя смысл, который несут декоративные элементы и благодаря которым вещь становится художественной. Учащиеся проходят путь познания, начиная с осознания уникальности народного искусства и заканчивая современными формами декоративно-прикладного искусства.

№ п/п

Наименование предметной

области/учебного предмета

Годы обучения,

количество аудиторных

часов в неделю

Формы контроля

Декоративно-прикладная композиция

I

II

III

1. Учебные занятия теоретически-практической подготовки:

1.1.

Теоретические

0,5

0,5

0,5

1.2

Практические

0,5

0,5

0,5

I,II,III,IV четв.

всего

1

1

1

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по учебному предмету «Декоративно-прикладная композиция» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

- Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского округа-Югры (утверждена Приказом ДОиН ХМАО – Югры от 06.03.2014 г. № 229);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Министерство образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);

- Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств. (Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ);

- СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

Направленность программы - художественная.

Уровень освоения - стартовый.

Школа искусств получает свой статус благодаря реализации предпрофессиональных программ, при этом не все дети могут учиться по данным программам, так как не всегда ориентированы на дальнейшее профессиональное обучение или не проходят вступительные испытания. Актуальность в том, что данная программа позволяет всем желающим получить навыки декоративно-прикладного искусства, а также подготовиться к следующей ступени художественного образования в школе искусств.

Отличительной особенностью программы является то, что при ее успешном освоении учащиеся при желании успешно сдать вступительные экзамены на предпрофессиональную программу «Живопись».

Адресат программы: обучающиеся: 9 - 12 лет. Именно в этом возрасте у детей формируется устойчивый интерес к творческой деятельности. Урок проводится в игровой форме, в результате которого ребёнок узнает много нового и познавательного. Занятия по декоративно-прикладной композиции предполагают доступные формы работы, а также доступные материалы для занятий. На 1-ом году обучения это, прежде всего изделия из бумаги (аппликации, коллажи, простейшие конструкции), во 2-ом и 3-ем годах обучения выбор материала становится шире. Предмет «Декоративно-прикладная композиция» также тесно связан с предметами «Рисунок», «Живопись». Данная взаимосвязь помогает учащимся активно осмысливать окружающий мир и воплощать его в формах декоративно-прикладного творчества. Знания, умения и навыки, приобретенные учащимися на уроках декоративно – прикладной композиции, позволяют наиболее успешно создавать художественные проекты для работы в материале.

Преподаватель должен поддерживать и хвалить ребенка за его достижения для поддержания у учащихся интереса к обучению. Учитывая возрастные особенности детей и логику развития художественных способностей, обучение строится по принципу возрастания, степени сложности учебных задач. Дети должны получать удовлетворение от собственных усилий. Таким образом, будет создана почва для формирования мотивации ответственного отношения к обучению.

Объем программы – 102 часа. Срок реализации – 3 года.

Цель программы: создание условий для развития у детей эмоционально-образной сферы, способностей и практических навыков творческого отражения впечатлений в процессе обучения декоративно-прикладному искусству.

Задачи: 

обучающие:

- познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно - прикладного искусства;

- привить учащимся умения и навыки отражения впечатлений с помощью различных видов и техник декоративно-прикладного искусства;  

- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

-  познакомить учащихся с физическими свойствами материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно-прикладного искусства;

развивающие:

- развить эстетическое восприятие детей, их эмоциональную сферу;

- развить творческое воображение, зрительную память, моторику рук, глазомер учащихся;

- развить уважительное отношение к ручному труду, аккуратность и добросовестность в работе.

воспитывающие:

- воспитать любовь к декоративному искусству, к народным традициям;

- воспитать целеустремлённость и упорство в достижении цели;

- воспитать художественно-образованного человека, умеющего ценить и понимать декоративное искусство и самостоятельно создавать произведения, несущие красоту и радость.

Для реализации программы (условия реализации) проводится набор учащихся в период с мая по август. Наполняемость группы с учетом рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусства в детских школах искусств по видам искусств и СанПин составляет от 11 до 15 человек. На обучение принимаются все желающие без предварительной подготовки. В течение года допускается дополнительный набор, и на основании просмотра творческих работ определяется год обучения при зачислении учащегося. Продолжительность учебного года – 34 недели. В течение года предполагаются каникулы (не менее 4 недель), а также летние каникулы (13 недель). График каникул ежегодно утверждает школа самостоятельно.

Основная форма работы – групповой урок продолжительностью 40 минут. Проводится 1 раз в неделю.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

16

18

16

18

16

18

102

Максимальная учебная нагрузка

16

18

16

18

16

18

102

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках рабочей программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях декоративно-прикладного искусства.

Образовательный процесс предусматривает следующие педагогические технологии:

  • Традиционная (репродуктивная) технология обучения.

Цель: передача знаний, умений и навыков.

Сущность: изучение нового - закрепление – контроль - оценка.

Механизм: объяснение в сочетании с наглядностью, воспроизведение изученного материала.

  • Технология развивающего обучения.

Цель: развитие личности и её способностей.

Сущность: ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализацию.

Механизм: вовлечение учащихся в различные виды деятельности.

  • Технология проблемного обучения.

Цель: развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся.

Сущность: последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые, учащиеся активно осваивают знание и опыт познавательной и творческой деятельности.

Механизм: поисковые методы (постановка и решение творческих задач).

Материально-технические условия реализации учебного предмета:

- доступ каждого учащегося к библиотечным фондам;

- учебные аудитории для групповых занятий, оснащенные учебной мебелью (столами, стульями, шкафами) и оформленные наглядными пособиями;

- компьютер, телевизор.

Библиотечный фонд укомплектован учебно-методическими материалами: учебник; учебные пособия; презентации тематических заданий по декоративно-прикладному искусству (слайды, видео-  фрагменты); учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия, указания); учебно-методические разработки (рекомендации, пособия) к практическим занятиям для обучающихся; учебно-методические пособия для самостоятельной работы обучающихся. Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Кадровое обеспечение программы – преподаватель отдела изобразительного искусства.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- знать основные понятия и терминологии в области декоративно-прикладного искусства;

- знать основные виды и техники декоративно-прикладной деятельности; знать основные признаки декоративной композиции;

- уметь использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла;

- уметь работать с различными материалами;

- уметь работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования;

- уметь анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

- ставить цель и организовывать ее достижение;

- находить различные варианты решения задачи;

- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое

заключение, делать выводы;

- работать с инструкциями, технологическими картами;

- безопасно пользоваться различными инструментами и приспособлениями;

Личностные результаты:

- владеть навыками самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- владеть умением переводить свои впечатления в художественные

образы, создаваемые средствами декоративно-прикладного искусства;

- проявлять потребность в творческом самовыражении, самореализации;

- формировать собственное мнение и позицию;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.

II.        Учебный план

1-3 годы обучения

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Теоретические сведения

3

0,5

2,5

Беседа

2.

Работа с природными материалами

3

0,5

2,5

Беседа. Выполнение задания. Просмотр

3.

Аппликация. Работа с бумагой

50

5

45

Беседа. Выполнение задания. Просмотр

4.

Декоративное рисование

14

1,5

12,5

Беседа. Выполнение задания. Просмотр

5.

Фактура и материалы

32

3

29

Беседа. Выполнение задания. Просмотр

Всего

102

10,5

91,5

III. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.

31.05

34 недели

34

1 раз в неделю по

1 часу

2 год

01.09.

31.05

34 недели

34

1 раз в неделю по

1 часу

3 год

01.09.

31.05.

34 недели

34

1 раз в неделю по

1 часу

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

 «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ»

(I год обучения)

Автор/составитель

Карбовская Александра Викторовна,

преподаватель отдела изобразительного искусства

Задачи I года обучения

Обучающие

- дать знания основ декоративно-прикладного искусства;

- научить приемам работы с различными материалами;

- научить создавать творческие композиции, изделия ДПИ.

Развивающие

- развивать интерес к декоративно-прикладному искусству;

- развивать эстетический вкус при ведении работы;

- развивать творческие способности и фантазию;

- развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус.

Воспитательные

- воспитывать творческую активность;

- воспитывать способность и потребность в создании прекрасного.

Планируемые результаты I года обучения

Предметные результаты:

- знать основные понятия и терминологии в области декоративно-прикладного искусства;

- знать основные законы общей композиции;

- знать основные виды и техники декоративно-прикладной деятельности;

- знать способы построения линейного орнамента;

- знать основные приемы стилизации растительных форм;

- знать основные характеристики цвета;

- уметь уравновешивать основные элементы в листе;

- уметь создавать линейный орнамент по заданной схеме;

- уметь переводить простые растительные формы в декоративные;

- уметь работать с различными материалами;

- уметь работать в различных техниках;

- владеть техниками работы гуашью, аппликацией, графическими техниками.

Метапредметные результаты:

- ставить цель и организовывать ее достижение;

- находить различные варианты решения задачи;

- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое

заключение, делать выводы;

Личностные результаты:

- проявлять эмоциональную восприимчивость и отзывчивость к

предметам и явлениям природы, произведениям искусства;

- творческое отношение при выполнении практических заданий;

- проявлять усидчивость, аккуратность, трудолюбие;

- владеть навыками самостоятельной работы и способами совместной деятельности в группе;

- проявлять интерес к ручному труду, желание завершить работу.

Календарно-тематический план

1 год обучения

Наименование темы

Общее кол-во

часов

В том числе

теор.

зан.

В том числе

практ.

зан.

Вводная беседа о декоративно-прикладной композиции

1

1

-

Плетение из полосок цветной бумаги

3

-

3

«Осенний вальс». Аппликация из засушенных растений, листьев

2

-

2

«Фрукты». Обрывная аппликация

7

0,5

6,5

«Снежинка». Работа с бумагой

2

0,5

1,5

Беседа об узоре, орнаменте. Хантыйский орнамент

4

1

3

«Хантыйский сувенир».

6

1

5

«Космос». Граттаж

4

1

3

«Город». Коллаж

5

1

4

          Всего часов

34

6

28

Содержание учебного предмета

  1. Вводная беседа о декоративно-прикладной композиции. Знакомство с понятием «декоративное искусство» и его особенностями, красочностью.

2. Плетение из полосок цветной бумаги. Изготовление закладки для книг. Освоение техники плетения, умение гармонично подбирать цвета. Цветная бумага, ножницы.

3. «Осенний вальс». Развитие образного мышления, гармоничное заполнение листа. Гербарий, клей ПВА, цветной картон, ножницы, формат А4.

4. «Фрукты». Знакомство с техникой обрывной аппликации. Гармоничное сочетание цветов с целью выявления формы и объёма предметов. Цветная бумага, картон, клей-карандаш, формат А4.

5. «Снежинка». Работа с бумагой в технике вырезания. Освоение техническими навыками работы с бумагой, понятие симметричности форм. Цветная бумага, ножницы.

6. Беседа об орнаменте, узоре. Хантыйский орнамент. Знакомство с национальными традициями народов севера. Ритм и симметрия в орнаменте. Составить орнамент. Карандаш, гуашь, формат А4.

7. «Хантыйский сувенир». Знакомство с национальным сувениром. Выполнение сувенира с предварительным эскизом. Ткань, бисер, игла, ножницы, нитки, клей «Момент».

8. «Космос». Граттаж. Знакомство с техникой граттаж. Развитие творческого воображения. Создание композиции. Бумага, воск, гуашь, тушь, зубочистки, формат А4, А3.

9. «Город». Коллаж. Знакомство с техникой коллаж. Композиционное решение, организация центра композиции. Развитие творческого воображения. Ткань, кожа, клеёнка, бумага, клей «Момент», формат А3, А4.

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

 «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ»

(II год обучения)

Автор/составитель

Евдокимова Анна Александровна,

преподаватель отдела изобразительного искусства

Задачи II года обучения

Обучающие

- дать знания основ декоративно-прикладного искусства;

- научить приемам работы с различными материалами;

- научить создавать творческие композиции, изделия ДПИ;

- овладеть навыками культуры труда.

Развивающие

- развивать интерес к декоративно-прикладному искусству;

- развивать эстетический вкус при ведении работы;

- развивать творческие способности и фантазию;

- развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус.

- развить коммуникативные способности и приобрести навыки работы в коллективе.

Воспитательные

- воспитывать творческую активность;

- воспитывать способность и потребность в создании прекрасного.

Планируемые результаты II года обучения

Предметные результаты:

- знать основные понятия и терминологии в области декоративно-прикладного искусства;

- знать основные виды и техники декоративно-прикладной деятельности;

- знать о способах выделения главного в композиции;

- знать о способах изменения насыщенности цвета;

-знать о создании плоскостной декоративной композиции;

- уметь четко выделять композиционный центр;

- уметь работать с различными материалами;

- уметь работать в различных техниках;

-уметь создавать замкнутый орнамент по заданной схеме;

-уметь последовательно, поэтапно работать над декоративной композицией;

-уметь создавать декоративную композицию из стилизованных мотивов.

Метапредметные результаты:

- ставить цель и организовывать ее достижение;

- находить различные варианты решения задачи;

- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое

заключение, делать выводы;

Личностные результаты:

- проявлять устойчивый интерес к художественной деятельности, творческое отношение к материалам и средствам ДПИ;

- творческое отношение при выполнении практических заданий;

- проявлять самостоятельность, настойчивость, решительность в

деятельности;

  - владеть навыками самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- желание завершить работу.

- участвовать в обсуждениях и высказывать свое собственное мнение.

Календарно-тематический план

2 год обучения

Наименование темы

Общее кол-во

часов

В том числе

теор.

зан.

В том числе

практ.

зан.

Вводная беседа о декоративно-прикладной композиции

1

1

-

«Осень». Пейзаж. Обрывная аппликация

7

1

6

Новогодняя игрушка

5

0,5

4,5

«Бумажная фантазия». Квиллинг

5

0,5

4,5

Декоративная тарелка. Папье-маше

6

1

5

Работа с тканью

6

0,5

5,5

«Греческая ваза». Граттаж

4

0,5

3,5

        Всего часов

34

5

29

Содержание учебного предмета

  1. Вводная беседа о декоративно- прикладной композиции. Знакомство с понятием «декоративное искусство.
  2. «Осень». Обрывная аппликация. Пейзаж. Знакомство с техникой обрывной аппликации. Развитие образного мышления. Гармоничное заполнение поверхности листа. Цветная бумага, клей-карандаш, формат А4.

3. Новогодняя игрушка (ёлочка, ёлочное украшение, маска). Развитие фантазии. Изучение приёмов технических приёмов работы с различными материалами. Цветной картон, ткань, ленты, фольга, бусинки, клей.

4. «Бумажная фантазия». Квиллинг. «Цветы», «Животные и птицы» Закрепление навыков и технических приёмов работы в технике «квиллинг». Изучение пластичных свойств бумаги. Воспитание чувства коллективизма. Ватман, канцелярский нож, ножницы.

5. Декоративная тарелка. Папье-маше. Изучение техники папье-маше. Изображение узора на тарелке. Использование мотивов народного искусства. Газетная бумага, клейстер, гуашь.

6. Работа с тканью (украшение, панно, коллаж, аппликация). Знакомство с техникой. Развитие творческого воображения, фантазии. Ткань, бисер, шерстяные нитки, кожа, клей.

7. «Греческая ваза». Граттаж. Технические приёмы работы в технике «граттаж». Понимание единства формы предмета, декора и его украшения. Изучение различных вариантов расположения узора в полосе. Греческий орнамент. Вощёная бумага, гуашь, тушь, зубочистки, формат А4, А3.

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

 «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ»

(на III год обучения)

Автор/составитель

Сингизова Зиля Миграновна,

преподаватель отдела изобразительного искусства

Задачи III года обучения

Обучающие

- дать знания основ декоративно-прикладного искусства;

- научить приемам работы с различными материалами;

- научить создавать творческие композиции, изделия ДПИ;

- овладеть навыками культуры труда.

Развивающие

- развивать интерес к декоративно-прикладному искусству;

- развивать эстетический вкус при ведении работы;

- развивать творческие способности и фантазию;

- развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус.

- развить коммуникативные способности и приобрести навыки работы в коллективе.

Воспитательные

- воспитывать творческую активность;

- воспитывать способность и потребность в создании прекрасного.

Планируемые результаты III года обучения

Предметные результаты:

- знать основные понятия и терминологии в области декоративно-прикладного искусства;

- знать основные виды и техники декоративно-прикладной деятельности;

- знать о способах выделения доминанты в композиции;

- знать о способах достижения цветовой гармонии в цветовой паре;

- уметь ориентироваться в общепринятой терминологии;

- уметь последовательно, поэтапно работать над декоративной композицией;

- уметь работать с различными материалами;

-уметь работать с ограниченной цветовой палитрой;

- уметь работать в различных техниках.

Метапредметные результаты:

- ставить цель и организовывать ее достижение;

- находить различные варианты решения задачи;

- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое

заключение, делать выводы;

Личностные результаты:

- владеть навыками эмоционально-образного восприятия предметов и явлений природы и окружающей жизни, произведений искусства;

- владеть умением переводить свои впечатления в художественные образы, создаваемые средствами ДПИ;

- проявлять потребность в творческом самовыражении, самореализации;

- творческое отношение при выполнении практических заданий;

- владеть навыками самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- знать способы взаимодействия с окружающими людьми, владеть

различными социальными ролями;

- желание доводить свою работу до заданной степени законченности.

Календарно-тематический план

3 год обучения

Наименование темы

Общее кол-во

часов

В том числе

теор.

зан.

В том числе

практ.

зан.

1.

Вводная беседа о декоративно-прикладной композиции

1

1

-

2.

«Осенний букет». Обрывная аппликация

6

0,5

5,5

3.

Вырезанка

4

0,5

3,5

4.

«Флора и фауна». Гобелен (имитация)

7

0,5

6,5

5.

Бумагопластика. Упражнения

4

0,5

3,5

6.

«Мир художника». Коллаж

7

0,5

6,5

7.

 «Декупаж»

5

0,5

4,5

      Всего часов

34

4

30

Содержание учебного предмета

1. Вводная беседа о декоративно- прикладной композиции. Знакомство с понятием «декоративное искусство».

2. «Осенний букет». Обрывная аппликация. Закрепление навыков работы в технике обрывной аппликации. Развить умение гармонично сочетать цвета с целью выявления формы и объёма предметов. Цветная бумага, картон, клей-карандаш, формат А4.

3. Вырезанка (бабочка, снежинка, цветок). Знакомство с техническими навыками вырезанки. Научить вырезать из бумаги симметричные формы. Цветная бумага, карандаш, клей, ножницы, формат А4.

4. «Флора и фауна». Гобелен (имитация). Развитие моторики рук, самостоятельности, аккуратности в работе. Воспитание любви к творчеству. Шерстяные нитки, клей, ножницы, картон А5.

5. Бумагопластика. Упражнения. Изучение пластичных свойств бумаги.

Технические приёмы работы в технике «Бумагопластика». Ватман, канцелярский клей, канцелярский нож, ножницы.

6. «Мир художника». Коллаж. Развитие творческого мышления, фантазии и воображения, овладение техническими навыками работы в технике коллаж. Ткань, кожа, мех, фольга, клеёнка, бисер и т.д., формат А4.

7. «Декупаж». Технические приёмы работы в технике «Декупаж». Выявить уровень развития творческого потенциала учащегося.

Особенности организации образовательного процесса

Освоение программы учебного предмета «Декоративно-прикладная композиция» проходит в форме практических занятий с изучением теоретических основ декоративно-прикладного искусства. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений мастеров декоративно-прикладного искусства. Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы.

На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение содержания каждой задачи и практических приемов ее решения, что обеспечит грамотное выполнение практической работы. В процессе занятий по предмету «Декоративно-прикладная композиция» преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении создать работу, исходя из единства утилитарного и художественного.

Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому степень законченности работы будет определяться степенью решения поставленных задач.

По мере усвоения программы от обучающихся требуется не только отработка технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе.

Рекомендуемые учебно-методические материалы: учебные пособия; презентация тематических заданий (слайды, видео-  фрагменты); учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия, указания); учебно-методические разработки (рекомендации, пособия) к практическим занятиям для обучающихся; учебно-методические пособия для самостоятельной работы обучающихся; варианты и методические материалы по выполнению самостоятельных работ.

Организация самостоятельных занятий

Самостоятельные занятия необходимы для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков. Самостоятельная работа может опираться на домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый материал и закрепление пройденного, а также включать разные формы работы:

- материального обеспечения (природный материал, бумага различной фактуры, ткань, кожа, пряжа, нитки вязальные, клей ПВА, клей «Момент», тушь, перо, ластик, цветная бумага и т.д.);

- подбор теоретического материала для практического задания (фотографии, иллюстрации, книги);

- творческие задания.

Объем задания должен быть посильным для ученика. На уроках нужно создать эмоциональный настрой, для творческого задания. Ученикам надо объяснять, как необходимо вести последовательность работы над работой с использованием материала:

- наглядного,

- подготовленного дома.

VII.        Содержание программы

Раздел 1. Теоретические сведения.

Теория. Весь теоретический материал должен вводиться постепенно (от простого к сложному). Главным здесь может быть проблемный и поисковый методы подачи материала, когда педагог лишь руководит работой группы, давая необходимые указания и разбирая допущенные неточности. Введение нового материала должно опираться на постоянное повторение и закрепление ранее пройденного.

Практика. Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с практическим и теоретическим опытом учащихся. Найденные сведения должны обязательно закрепляться на доступном для учеников материале, должны быть показаны на наглядных пособиях (таблицы, схемы, презентации). Самое доступное закрепление – наглядное последовательное выполнение задания вместе с учениками. Для этого преподаватель должен постоянно знакомиться с тем, на каком этапе ученики ведут работу.

Раздел 2. Работа с природными материалами

Теория. Способы сбора и особенности хранения, разных по цвету и форме природных материалов. Правила сбора гербария. Технология засушивания растений. Сочетание крупных и мелких форм, тёмных и светлых объектов. Разнообразие, выразительность форм и конфигураций природных материалов. Возможности работы с природными материалами в декоративно-прикладном творчестве. Выразительные средства при работе с природным материалом.

Практика. Составление из засушенных растений, листьев и цветов различных изображений предметов. Компоновка полученных фигур на листе бумаги.

Раздел 3. Аппликация. Работа с бумагой 

Теория. Бумажное творчество – один из самых простых, увлекательных и доступных видов деятельности в творчестве. Волшебный мир листа бумаги, его изобразительные и пластические свойства бумаги, структура, фактура, цвет. Значение бумаги для художественного творчества, её свойства. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а в работе - тщательности в исполнении.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги (картона) сохранять придаваемую ей форму, поддается любым изменениям, известный запас прочности позволяет делать не только творческие работы, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (открытки, коробочки-шкатулки для подарков, предметы интерьера и т.д.). Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, фиксирование на клей – не только увлекательна, но и познавательна. Способы получения рельефа и объёма из бумаги. Знакомство с техническими навыками работы с бумагой: бумагопластика, квиллинг, декупаж, обрывная аппликация, вырезанка, папье-маше. Вырезание из бумаги симметричных форм. Техника безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями.

Практика. Выполнение творческих заданий. Изготовление разными способами окрашивания бумаги (тампонирование сеткой, тюлем, поролоном; заливка тушью, акварелью; послойный набрызг; процарапывание по цветному фону и т.д.) Складывание бумаги гармошкой, скручивание, сминание. Техника обрывной аппликации. Связь техники аппликации со свойствами изображаемого предмета. Сравнение геометрических контуров и размытых, рваных силуэтов. Простейшие приемы папье-маше. Возможность использования готовых предметов для изготовления слепков.

Раздел 4. Декоративное рисование

Теория. Изучение основ художественного изображения в процессе декоративного рисования. Значение и смысловая нагрузка орнамента в декоративно-прикладном искусстве. Понятия: орнамент, мотив, ритм повтора, симметрия, неполная симметрия, стилизация натуры. Представление о типах орнамента. Орнамент геометрический, растительный, анималистический. Элементы геометрического орнамента (точка, круг, прямая и волнистая линии), элементы растительного орнамента (листок, травка). Основы моделирования орнамента. Стилизация анималистических мотивов в орнаментах традиционного народного и современного декоративно-прикладного творчества. Органическая связь орнамента с формой украшаемого предмета. Особенности хантыйского орнамента. Ритмическое чередование и сочетание изобразительных элементов. Локальные цветовые отношения, визуальная уравновешенность элементов композиции. Ограниченное количество цветов, тональные сочетания, выбор цветов, наиболее соответствующих характеру узора. Виды замкнутых (центровых) орнаментов. Симметрия, асимметрия. Выполнение орнамента в квадрате. Стилизация. Выразительные средства прикладной композиции. Формирование умения сравнивать, анализировать, преобразовывать в процессе творчества реальные формы в декоративные. Приобретение навыков перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета. Последовательное выполнение узора. Знакомство с техникой, техническими приёмами работы в технике «граттаж». Понимание единства формы предмета, декора и его украшения. Изучение различных вариантов расположения узора в полосе. Греческий орнамент.

Практика. Разработка эскиза, выполнение орнамента в квадрате или в круге с применением заимствованных из народных орнаментов элементов узора и сочетания цветов. Подбор сочетания трех-четырех цветов одной тональности с учетом различной светлоты. Выполнение композиционных эскизных поисков по теме «Космос», «Греческая ваза» с целью определения лучших вариантов, выполнение декоративной росписи.

Раздел 5. Фактура и материалы

Теория. Воспитывать интерес к нетрадиционным видам декоративно-прикладного творчества. Преобразование реальных форм в декоративные формы. Изучение общих принципов создания декоративной композиции. Освоение инструментов, техник и материалов, относящихся к декоративно-прикладному искусству.

Знакомство с гобеленом, с историей ткацкого ремесла, на основе книжных иллюстраций и репродукций познакомить с ткацким оборудованием и видами ткачества. Историческая справка и особенности изготовления изделий из текстиля. Знакомство с материалами, инструментами, оборудованием. Приёмы работы с тканью, нитками, шерстью, мешковиной, тесьмой. Навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении сувениров.  

Добавление фактуры для расширения диапазона ассоциативного восприятия композиции. Применение фактуры как материально выразительного средства. Познакомить обучающихся с понятием «коллаж» и приемами изготовления.

Коллаж – техника изобразительного и прикладного вида искусства, выполнение которой осуществляется путём аппликационного наложения на основание материалов различных по цвету, фактуре, по технике выполнения и использованию материалов. В отличии от аппликации коллаж допускает возможность применения объёмных элементов в композиции, причём как целых объектов, так и их фрагментов.

Практика. Выполнение композиционных эскизных поисков с целью определения лучших вариантов. Выполнение эскиза композиции на бумаге в технике «граттаж». Изготовление шаблона. Способы плетения и крепления. Техника безопасности при работе с колющимися и режущимися предметами.

VIII.        Формы и методы контроля. Критерии

Контроль знаний, умений, навыков, учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Декоративно-прикладная композиция» являются:

- текущий контроль успеваемости учащихся,

- промежуточный контроль,

- итоговый контроль.

Текущий контроль проводится с целью контроля над качеством освоения какого-либо раздела, учебного материала, предмета и направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем. Учитываются:

- отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

- качество выполнения заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности - на уроке, так и во время домашней работы;

- темпы продвижения.

Промежуточный контроль определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточного контроля являются просмотр работ в конце каждой темы.

Итоговый контроль – определяет уровень и качество владения полным комплексом знаний, умений и навыков по изученному предмету осуществляется в форме просмотра по окончании курса, обучения - в 3 классе.

Виды и содержание контроля:

- устный опрос (фронтальный), включающий основные формы работы –анализа, последовательности и построения;

- творческие задания – выполнение изделия в материале: воплощение творческого замысла, декоративное решение и т.д.

Таблица критерий по рисунку

Ф.И. ученика

Грамотное расположение изображаемых предметов в заданном формате листа или художественной формы

Передача характера формы предмета и творческого замысла

Аккуратность в работе

Декоративное  решение

Критерии оценки

Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным требованиям.

Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует приобретенные учеником умения и навыки. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания. Для итогового контроля учащихся используется дифференцированная 5-ти балльная система оценок.

Просмотр

Оценка 5 (отлично) – самостоятельное выполнение всех поставленных задач, грамотное расположение изображаемых предметов в заданном формате листа или художественной формы, последовательное, грамотное и аккуратное ведение работы, соблюдение технологии при работе с материалами.

Оценка 4 (хорошо) - некоторую неточность в реализации исполнения работы с незначительными ошибками. Ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя.

Оценка 3 (удовлетворительно) - неумение самостоятельно вести работу над композицией, незавершенность в работе.

Оценка 2 (неудовлетворительно) - не выполнены задачи, поставленные перед заданием.

        IX. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

Литература для преподавателя

1. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. – М.: Владос, 2010.

2. Гришина Н.В. Развиваем творческие способности. Поделки из ткани, ниток, пуговиц. – М.: ОНИКС, 2008.

3. Джейкобсон Р.А. Мозаика для начинающих. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

4. Джоунс Ф. Фантазии из бумаги: Техники. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА

5. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2004.

6. Додонов В.В. Эмоция как ценность. Популярная хрестоматия. –

М.: Просвещение, 1990.

7. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

8. Дубровская Н.В. Большая энциклопедия поделок. – М.: АСТ, 2011.

9. Дьеркс Л. Мозаика своими руками: Материалы, инструменты, техника и базовые композиции. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

10. Каминская Е.А. Мозаика своими руками. – М.: РИПОЛ классик, 2011.

11. Кошаев В.Б. Декоративно прикладное искусство: Понятия. Этапы развития. – М.: Владос, 2010.

12. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2000.

13. Плюхин В.П. Главное – творчество. Искусство в школе № 3, 1998.

14. Полуянов Ю. Единство учения и творчества на занятиях изобразительным искусством. Искусство в школе № 2, 2001.

15. Рассказова Г. Ф. Бумага. – М.: Дрофа Плюс, 2010.

16. Ричард Тейлор. Коллаж: шаг за шагом. М.: АСТ – Астрель, 2000.

17. Ричард Тейлор Коллаж шаг за шагом. – М.: АСТ-Астрель, 2006.

18. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М., 1999.

19. Филиппова С.Н. Изделия из кожи.  -М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: 2003.

20. Черныш И.В. Поделки из природных материалов. М.: АСТ - ПРЕСС,1999.

21. Яркие узоры. Редактор Н. Сидорова. Издательство «МАЛЫШ».1995г.

Литература для обучающихся

1. Адамчик М. Энциклопедия рисования. – М.: Харвест, 2010.

2. Бельтюкова Н. Б. Самоделки из папье-маше. – М.: Дрофа Плюс, 2007.

3. Галанова Т. С. Ажурная бумага. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-Пресс, 2008.

4. Гришина Н. П., Анистратова А. А. Поделки из кусочков бумаги. –М.: Оникс, 2008.

5. Гришина Л. Л. Открытки с сюрпризом. Детский дизайн. – М.: Карапуз, 2010.

6. Дадашева З. Р. Волшебная бумага. Самоучитель по технике вырезания для школьников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

7. Дубровская Н. В. Аппликации из природных материалов. – М.: АСТ, Сова, 2010.

8. Дубровская Н. В. Аппликации из семян и косточек. – М.: АСТ,Сова, 2008.

9. Дьеркс Лесли. Мозаика своими руками. М.: ЭКСМО – Пресс, 2000.

10. Лебедева, Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. – М.:Айрис – пресс, 2005.

11. Петрова О. Н. Поделки из бумажных шариков. – М.: АСТ-ПрессКнига, 2011.

12. Серова В. В., Серов В. Ю. Вырезаем снежинки. – М.: АСТ-Пресс,2011.

13. Столяров С. В. Я машину смастерю – папе с мамой подарю. –Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.

14. Ступак, Е.А. Оригами. Подарки к праздникам. – М.: Айрис – пресс,2007.

15. Солодовникова О.С., Веденеева Н. П. Большой самоучитель рисования. – М.: РОСМЭН-Пресс, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития училища на 2007-2011 годы

Программа развития предполагает своей целью создание условий для  повышения качества профессиональной подготовки и коррекционно - реабилитационного процесса через повышение  ресурсообеспечения деятель...

Программа развития школы на 2012-2017 годы

Работа предназначена для директоров, заместителей директоров школ. Надеюсь, что мой материал будет полезен при составлении Программы. Разработана точно в соответствии с рекомендациями к Программе разв...

программа кружка "Юный журналист" (на два года)

Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только ...

Программа патриотического воспитания на 2013-2015 годы «Моя Родина – Россия»

Программа патриотического воспитания на 2013-2015 годы...

Программа учебного предмета "Постановка голоса" вариативной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы "Хоровое пение", срок реализации - 4 года.

   Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся и направлена на  выявление одаренных детей, в области музыкального искусства, обладающих незаурядными голосов...

Рабочая программа по лыжным гонкам для 5 – 8 классов срок реализации программы: 2021/22 – 2023/24 учебные года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа для занятий по лыжным гонкам составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального Закона от 13.01.96 г. № 12-Ф...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...