"Космическое путешествие" Создание фона – неба космического пейзажа
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Цель урока: Расширить представление детей о жанре пейзажа – фантастический ( космический пейзаж) . Научить детей рисовать разной нетрадиционной техникой рисования.
Образовательные задачи:
Задачи
учебные:
- продолжить знакомство с основами образного языка живописи
- закрепить понятие о пейзаже как жанре изобразительного искусства
- познакомить обучающихся с понятием «фантастический пейзаж».
- дать понятия «цветовая гамма»
- учить различать разнообразные оттенки цвета.
- учить осознанно выбирать цветовую гамму в зависимости от замысла картины.
- учить продумывать конечный завершающий этап композиции
- учить последовательному ведению работы (смачивание листа, работа акварелью по мокрому, набрасывание соли, просушка, встряхивание )
- Научить работе в новой живописной технике - акварель по - сырому с солью
- Закрепить умение использования закономерностей воздушной перспективы
развивающие:
- Формирование наблюдательности и эстетического отношения к окружающему миру
- Формирование чувства цветовой гармонии
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kosmicheskoe_puteshestvie.docx | 40.91 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс ( Программа по изо под редакцией Кузина В.С,)
( Урок № 24 всего 3 с № 23по 25)
Тема урока: «Космическое путешествие»
Создание фона – неба космического пейзажа
Технология урока: комбинированный с использованием ИКТ
Тип урока: урок -путешествие
Методы: метод творческого сотрудничества, метод наглядности, метод эмоционального погружения, метод рефлексивного анализа, проблемно-поисковый метод.
Цель урока: Расширить представление детей о жанре пейзажа – фантастический ( космический пейзаж) . Научить детей рисовать разной нетрадиционной техникой рисования.
Образовательные задачи:
Задачи
учебные:
- продолжить знакомство с основами образного языка живописи
- закрепить понятие о пейзаже как жанре изобразительного искусства
- познакомить обучающихся с понятием «фантастический пейзаж».
- дать понятия «цветовая гамма»
- учить различать разнообразные оттенки цвета.
- учить осознанно выбирать цветовую гамму в зависимости от замысла картины.
- учить продумывать конечный завершающий этап композиции
- учить последовательному ведению работы (смачивание листа, работа акварелью по мокрому, набрасывание соли, просушка, встряхивание )
- Научить работе в новой живописной технике - акварель по - сырому с солью
- Закрепить умение использования закономерностей воздушной перспективы
развивающие:
- Формирование наблюдательности и эстетического отношения к окружающему миру
- Формирование чувства цветовой гармонии
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров
- развитие умения передавать в работах художественный образ, при помощи различных изобразительных материалов и техник;
воспитывающие
- воспитывать чувство прекрасного, стремление и умение видеть красоту в пейзажах
- способствовать патриотическому воспитанию учеников;
- воспитание чувства гордости за нашу страну, открывшую дорогу всему миру в космос;
- воспитывать уважение к творческому труду
- создание праздничного настроения;
Оборудование:
для учителя
Мультимедийное оборудование, презентация к уроку, музыкальное сопровождение, наглядный материал, подготовленный учителем, раздаточный материал для учащихся, акварельная бумага формата Ф-4, акварель, кисти
для учащихся
Лист акварельной бумаги формата А-4, акварель, кисти, палитры, баночки с водой, крупная соль в чашке на двоих.
Последовательность этапов урока:
1.Организация учебного процесса -1 мин.
Приветствие. Проверка готовности
2. Сообщение темы и целей - 3 мин.
Просмотр видео ролика (1 мин.) Расслабляемся и отдыхаем.
Вопросы учащимся
1 Что мы увидели в видео ролике? (необычные пейзажи, фантастические ландшафты,, яркие «неземные цвета») Как вы думаете, какую роль играет цвет в создании пейзажа?
( слушаем ответы)
2 Можно ли встретить на земле такие пейзажи? ( можно, но маловероятно, крайне редко)
3 Где же мы скорей всего побывали? ( в космосе, увидели вселенную)
Вы правы тема нашего урока « Космическое путешествие» Этой теме посвящено два урока. Первый урок, сегодня, - создание эффектного фона неба для будущей композиции. На следующем уроке « заселение» композиции (показываю на доске образцы работ, выполненные учителем)
Сегодня мы познакомимся с еще одним видом пейзажа – Как его можно назвать?
(космический) и поработаем в новой, не традиционной технике – акварель с солью, без рисунка карандашом.
Вы готовы совершить космическое путешествие?!
3. Изучение нового материала – 15 мин
Поскольку мы полетим в космос, что это такое космос?! ( ответы)
Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называется космосом. Космос называют и другим словом – Вселенная.
Космосу, или вселенной, нет конца и предела. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет, комет и других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. В этой межзвездной пустыне царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха.
Во вселенной нет ни одного небесного тела, которое стояло бы на месте. Все они движутся. Нам кажется, что звезды неподвижны. Но на самом деле звезды так далеки, что мы не замечаем, что они несутся в мировом пространстве с огромной скоростью.
Высказывание К. Циолковского о космосе. Русский ученый и изобретатель, основатель современной космонавтики и ракетной техники.
«Строгие, поразительно отчётливые ландшафты! А тени! О, какие тёмные! И какие резкие переходы от мрака к свету! Нет тех мягких переливов, к которым мы так привыкли и которые может дать только атмосфера» Константин Циолковский
Вопросы учащимся
Какой дате посвящена тема нашего урока (Первому полету человека в космос, Дню космонавтики).
Что мы знаем об этих событиях? Прошу выступить поисково – исследовательскую группу( 3 человека) и задать вопросы классу
- Какое событие в мире произошло в 1961 году 12 апреля?
(Первый полет в космос).
- А кто был первым космонавтом, совершившим полет в космос?
(Юрий Алексеевич Гагарин).
- На каких космических кораблях были совершены полеты в космос?
( «Восток», «Союз», «Прогресс»).
- Кем были созданы первые советские космические корабли? (Сергеем Павловичем Королёвым).
- Кто из женщин космонавтов первой полетел в космос? (Валентина Терешкова).
- Какой праздник отмечается 12 апреля в нашей стране? (День космонавтики).
- А кто бы из вас хотел полететь в космос?
- Что необходимо сделать, чтобы реализовать свою мечту?(хорошо учится, добиваться своей цели, заботиться о здоровье)
Учитель выделяет проблему: А как мы можем нарисовать то, что никогда не видели сами? Сегодня на уроке мы будем фантазировать, вспоминать фильмы и мультфильмы о космосе, смотреть презентацию и раздаточный материал. Но основным вашим помощником остается что? - творческая фантазия.
Включаю презентацию
Слайд № 1 Тема урока, Космическое путешествие.
Слайд № 2 Цель урока. Узнать особенности нового для вас вида пейзажа – фантастический, а также поработать в незнакомой для вас технике акварель с солью.
Слайд № №3
В безоблачную ясную ночь небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на наше Солнце.
Ещё в далёком прошлом таинственный блеск звёзд и бездонная глубина неба манили к себе людей. В своих мечтах люди давно оторвались от земли и парили в небе, как птицы.
Слайд № 4
Что там? Это вопрос, который интересует всех людей во все времена. Человек давно пытается узнать, есть ли жизнь на какой-нибудь еще планете, летает на другие планеты и исследует их, чтобы узнать, из чего они состоят. Может кому-нибудь из вас предстоит сделать много новых открытий
Стартуют в космос корабли –
Вслед за мечтою дерзновенной!
Как здорово, что мы смогли
В просторы вырваться Вселенной!
Древняя мудрость гласит:
«Две вещи поражают нас больше всего – звёзды над головой и совесть внутри нас…»
Слайд № 6
Мы увидели космические пейзажи. Давайте вспомним определение, что такое пейзаж?
Пейзаж - жанр изобразительного искусств, а в которым основным предметом изображения является природа.
Слайд № 7
В зависимости, что изображено на картине, пейзажи делятся на: городские, сельские, морские, индустриальные, парковые и др. Необычные земные пейзажи, где художник усиливает цвет, состояние природы можно отнести к фантастическим.( пример мы видим на слайде) Пейзажи космоса самые, фантастические. Можно сказать, что космический пейзаж – разновидность фантастического пейзажа.
Слайд № 8
Природа это изображение неба, земли, воды, деревьев…В теме урока сегодня нас интересует один объект пейзажа. Какой? Небо.
Слайды с№9 по № 12
Рассмотрите космические пейзажи. Попробуйте описать небо в космосе.( необычное, неземное, фантастическое, яркие цветовые сочетания, плавные или резкие цветовые переходы),
Слайд № 13
Художники придумали множество интересных красочных техник рисования космоса.
Техники можно разделить на традиционные, которыми рисуют часто: гуашь, акварель, восковые мелки с акварелью, смешанная техника гуашь, акварель
Слайд № 14
Для создания более необычных эффектных работ придумали так называемые нетрадиционные техники рисование. Некоторые из них: граттаж, мятая бумага, разбрызгивание и другие.
Слайд № 15
Мы сегодня попробуем выполнить работу в нетрадиционной технике акварель с солью. Да-да обычная поваренная соль только с крупными кристалликами.
При попадании на непросохший слой краски, соль собирает воду и отталкивает пигмент. Благодаря этой способности вокруг кристалликов соли образуются светлые пятнышки неопределенной формы. В зависимости от величины крупинок соли, пятнышки тоже будут разной величины.
В использовании соли нет ни чего сложного, главное поймать момент пока красочный слой еще влажный, но не мокрый. Потому что если поверхность бумаги будет сильно мокрая, то соль просто растворится. Это особенно касается работы с солью мелкого помола.
Слайд № 16
Последовательность выполнения работы:
- Смочить лист акварельной бумаги чистой водой
- Размашистыми хаотичными движениями наносим краску темно-бордового или фиолетового цвета. Меняем размер кисти и ниже изображаем штрихи и разводы светло-красных оттенков. Цветовую гамму выбираем самостоятельно
- Пока лист не высох, добавляем еще красок. Нам нужно полностью закрасить пустоту. Не бойтесь экспериментировать. Сочетайте различные оттенки. Можно добавить перламутровые оттенки розового, оранжевый, желтый, изумрудный, фиолетовый цвет. В общем, любые цвета палитры, которые вам нравятся. Переходы делаем размытыми. Краски можно накладывать друг на друга, слегка смачивая очертания водой. Наша цель – туманность, расплывчатость, иллюзия бесконечности
- Оставляем рисунок, пока первый слой не высохнет. Особенность акварельных красок заключается в том, что после высыхания они тускнеют и становятся светлее наносимого оттенка. Берем кисть и рисуем второй слой. Можно накладывать сверху те же цвета или экспериментировать со смешиванием оттенков.
- Для получения насыщенных оттенков картину можно прорисовать еще в 2-3 слоя. Только дождитесь, пока предыдущий слой подсохнет. Можно усилить оттенок отдельных элементов, чтобы придать рисунку объемность. Как только закончили с рисованием, не дожидаясь высыхания красок, посыпаем лист бумаги солью крупного помола. Соляные кристаллики окрасятся и впитают в себя излишнюю жидкость. После высыхания аккуратно струшиваем излишки соли.
- Если вы заметили, что нужно еще углубить цветовую гамму, то пройдите поверх соляных кристалликов красками. На этом этапе мы не смешиваем оттенки и не используем воду.
Слайд № 18 Картины выполненные акварелью с солью
Слайд № 19 Просмотр ролика выполнения работы
Просмотрев презентацию, вы увидели богатство и разнообразие цвета. Перечислите какие цвета вас привлекли в космических пейзажах?( слушаю ответы)Учитель дает понятие – цветовая гамма. Цветовая гамма – это ряд взаимосвязанных оттенков цвета, используемых для создания художественных произведений. (показываю надпись на доске)
Учитель предлагает игра (1-2 мин.) « Подбери цветовую гамму» выбери и
составить цветовую палитру своего фона неба. Попробуйте представить переходы темных и светлых тонов, более ярких и менее ярких. На этих полосках цвета представлены из обычных наборов акварельных красок, поэтому вы легко их подберете
4. Самостоятельная работа учащихся -12 мин
На парте в раздаточном материале находится технологическая карта
« Последовательность ведения работы» Прочитайте ее.
Приступите к работе, если что-то не понятно задавайте вопросы.
После того, как вы посипите солью, лист должен просохнуть, а мы отдохнем и вспомнил, что нового мы узнали и чему научились.
5.Завершение работы. Подведение итогов.
На какую тему рисунок, который вы выполняли?
С какой нетрадиционной техникой в живописи познакомились?
Какие понятия и термины мы повторили сегодня ?
Космос, Вселенная, Фантастический пейзаж, цветовая гамма
Предлагаю оценить работу друг у друга. Поменяйтесь работами. Оцените работу соседа по критериям.
Яркость, красочность
Необычный колорит
Мягкий переход цветов
Распределение соли по листу– усиливает ощущение « необычности» космического пейзажа.
Прикрепите смайлик (индивидуальный раздаточный материал) улыбающийся – если вам очень понравилась работа соседа, спокойный – если его работа не произвела на вас должного эффекта.
Технологическая карта. Последовательность ведения работы.
- Смочить лист чистой водой, взять кисть № 4-5
- Выбрать цветовую гамму, используя наглядный материал,
- Горизонтальными мазками нанести цвета на мокрый лист ( кисть №4-5)
- На мокрой бумаге цвета будут плавно переходить один в другой. На акварельной бумаге можно накладывать 3 и даже 4 слоя, «утемняя» и
« уплотняя»тон.
- На листе не должно быть луж, но лист должен быть влажный
- Пока лист не высох, берем из мисочки соль и посыпаем в выбранных вами местах ( по прямой, завитком, в центре, по краям)
7 Просушим лист и встряхнем его. Мы создали эффектный фон для будущей композиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Космический пейзаж
Слайд-шоу поможет детям при выборе колорита и техники выполнения космического пейзажа....
Урок музыки в 6 кл.по программе Е.Д.Критской "Космический пейзаж"
конспект урока и презентация....
Презентация к уроку 6 кл. "Космический пейзаж"
Иллюстрации к музыке Э.Артемьева...
КОСМИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ
Даный материал служит для проведения занятия на тему ПЕЙЗАЖ в отделении дополнительного образования...
Методическая разработка открытого занятия «Космический пейзаж»
В ходе занятия обучающиеся учатся создавать реальный космический пейзаж в программе Adobe Photoshop CS5....
Создание космических пейзажей
1)Создайте новое изображение 800x800, залейте его чёрным цветом 2) Создайте новый слой выше этого и назовите его Планета3) С помощью инструмента elliptical marquee tool ( элиптическое выдел...
Видеоурок "Использование фильтра "Проекция объекта" в GIMP для создания космического пейзажа
Видеоурок "Использование фильтра "Проекция объекта" в GIMP для создания космического пейзажа в доступной и увлекательной форме рассказывает, как использовать фильтр "Проекция объек...