Мастер-класс «Весенний заигрыш: роспись птички-свистульки»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)
Одним из самых популярных изделий Полховского Майдана были птички - свистульки – самые старые, повсеместно и широко распространенные игрушки, превращающихся в умелых руках в музыкальный народный инструмент. На Руси свистульки появились не позднее X века. Они представляют сбой сочетание простейшего музыкального инструмента (свистка-гудушника, свистка-сопелки). В древности звучащие изделия служили средством общения с духами и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. В языческие времена птичка-свистулька была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели деревянных соловьев всегда раздавались на всех ярмарках – сразу было понятно, куда идти за новой игрушкой или посудой. Свистулька привлекала к продавцу покупателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_vesenniy_zaigrysh_rospis_ptichki_svistulki.docx | 122.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
«Весенний заигрыш: роспись птички-свистульки»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Люди с давних времён занимались росписью. В каменном веке были наскальные росписи, позднее украшали росписью гончарную посуду. И сейчас современные люди украшают и расписывают свою посуду, расписывают интерьерные игрушки.
Представленный мастер-класс знакомит с историей и традиционной росписью Полхов-Майданской птички-свистульки.
ЦЕЛЬ:
Знакомство с традиционным Полхов-Майданским промыслом России и выполнение росписи птички- свистульки.
ЗАДАЧИ:
-познакомить с традиционной росписью игрушки;
-научить правильному расположению рисунка;
-развить умение работать с акриловыми красками;
-расписать птичку-свистульку.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ:
-деревянная заготовка птички-свистульки;
-акриловые краски;
-кисти колонок № 1-4;
-баночка с водой;
-палитра;
-тряпочка и салфетки бумажные;
-образцы изделий;
-наглядные пособия.
Знакомство с историей росписи
Село Полховский Майдан находится на Нижегородчине. В лесной, удаленной от железнодорожного сообщения местности в середине 19 местное население стало производить токарную некрашеную деревянную посуду. Интересное наблюдение сделали эксперты: ремесла, по их мнению, активно развиваются близ монастырей. А Полховский Майдан находится недалеко от знаменитого Дивеева монастыря. В это время образуются основные приемы росписи. Получается, что развитию Полховской росписи поспособствовал кризис. В 60-е годы прошлого века артель стала Полхов-Майданской фабрикой игрушек. Еще через десятилетие в райцентре Вознесенское появляется производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись».
Сегодня промысел живет, в основном, за счет семейной организации производственного процесса. Мужчины изготавливают токарное «белье», а женщины расписывают заготовки. И такие работы могут быть более востребованы, так как однообразие и шаблонность творчеству мастеров-кустарей присуща гораздо меньше, нежели фабричной продукции.
Мотивы и орнаменты
Основные мотивы росписи – птицы, животные, цветы (мак, роза, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись тоже встречается, в основном мастера изображают сельский пейзаж: река, домики, мельница на берегу и церквушка. И обязательно венчает и умиротворяет этот пейзаж красная заря.
Узнают полхов-майданскую роспись по красным цветкам, крупным, ярким, еще не распустившимся. Это не единственный сюжет, но он в большей степени ассоциируется с промыслом.
Полховский Майдан – роспись и ее уникальные черты:
- в выборе цветов доминирует следующее сочетание – желтый плюс темно-синий, зеленый и холодный красный;
- самый распространенный цветок росписи – роза, она предстает на изделиях в разных вариациях;
- приоритетный фон для орнамента – желтый, рисунок имеет черный, четко очерченный контур.
Цвета
Яркие, нарядные, праздничные – так можно назвать цвета на похловских изделиях. Они воспевают жизнь, ее цветение, красоту каждого дня, саму радость жить и все это созерцать. Такая философия традиционна для русского творчества, она же является гимном народу, крестьянам и ремесленникам. Традиционно цвет на изделия появлялся только с помощью анилиновых красок. И наносили их на поверхность в определенном порядке: сначала желтую, которую потом перекроют алой – так и выйдет ярко-красный цвет. Или желтую, которую перекрывают синей – и вот листики стали ярко-зелеными. А отличительной чертой, завершением цветового оформления считается черный контур элементов.
Одной из самых популярных изделий Полховского Майдана были птички - свистульки –самые старые, повсеместно и широко распространенные игрушеки, превращающихся в умелых руках в музыкальный народный инструмент. На Руси свистульки появились не позднее X века. Они представляют сбой сочетание простейшего музыкального инструмента (свистка-гудушника, свистка-сопелки). В древности звучащие изделия служили средством общения с духами и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. В языческие времена птичка-свистулька была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели деревянных соловьев всегда раздавались на всех ярмарках – сразу было понятно, куда идти за новой игрушкой или посудой. Свистулька привлекала к продавцу покупателей.
Роспись птички-свистульки проводится в определенном порядке:
- Если заготовка не отшлифована и не зачищена, сначала нужно выполнить эти процедуры.
- Затем мастерица наносит на туловище, голову и подставку птички выбранный цвет.
- Фон головы и туловища и подставки отличается, но вместе цвета должны гармонировать.
- На туловище птички рисуются крупные ягоды или цветы.
- На голове горошины или завитушки.
- После того, как в цвете птичка выполнена, нанесен черный контур. ее ожидает этап лакировки.
Основные узоры, которые используются в Полхов-Майданской росписи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие-Мастер класс. Тема:Весенний букет своими руками.
Внеклассное мероприятие для 6 классов. Выполнение работы на предложенную тему весенний букет из бумаги и работе в различных техниках; интерес к искусству и природе; решение художественных задая.Способ...
Конспект мастер - класса по программе "Художественная роспись" для обучающихся 7-10 лет "Роспись браслета в технике " Хохломская роспись"
Конспект мастер - класса содержит технологическую карту поэтапного выполнения элементов росписи для детей без специальных наыков . Предполагается обучение детей простым элементам Хох...
Мастер - класс: «Сказочные весенние цветы. Подснежник»
Цель: повышение профессионального уровня и обмена опытом по технике квиллинг.Задачи:Ознакомить педагогов с работой кружка «Страна мастеров» по теме «Квиллинг»Образовательные:закреплять и расширя...
Мастер- класс на тему; " Петриковская роспись ". Сувенир. Роспись по дереву.
Мастер- класс на тему; " Петриковская роспись "Сувенир. Роспись по дереву....
Мастер-класс по теме: "Художественная роспись ткани. Холодный батик"
В мастер-классе подробно описано поэтапное выполнение росписи ткани в технике "Холодный батик"...
План мастер-класса по теме "Точечная роспись"
Мастер-класс "Точечная роспись" был проведен для преподавателей технологии Красносельского района....
Мастер - класс на тему "Художественная роспись тканей "Холодный батик""
Мастер – класс, позволяет приобрести и узнать необходимыезнания, по выполнению росписи по ткани в технике «холодный батик».Этот мастер – класс, может быть использован педагогам...