Программа студии по художественно-эстетическому развитию "Мастерская Самоделкина" для средней группы детского сада
материал по изобразительному искусству (изо)

Горшкова Юлия Михайловна

Цель программы. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь детям  проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Основные задачи:

-развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

-развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных   замыслов;

-привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

-учить создавать коллективные работы.

  Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности  (рисование, лепка, аппликация) и по двум-трём видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_studii_masterskaya_samodelkina.docx38.31 КБ

Предварительный просмотр:

«МАСТЕРСКАЯ САМОДЕЛКИНА»

Цель программы. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь детям  проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Основные задачи:

-развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

-развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных   замыслов;

-привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

-учить создавать коллективные работы.

  Программа предполагает проведение двух занятий в месяц во второй половине дня. Продолжительность занятия – 15-20 минут.

  Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности  (рисование, лепка, аппликация) и по двум-трём видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.

     Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

 1.Изложение учебного материала.

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, музыка, поэзия); использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений детей.

В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, фантики, конфетти, фольга, калька), текстиль (ткани, нитки, губка), дерево, проволока, пуговицы, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох), краски (гуашь, акварель), кисти разной формы и толщины, тушь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, пластилин.

Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.

2.Коллективная практическая работа детей.

      В процессе выполнения коллективных работ осуществляется    нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:            

- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;                                                                                                                                                                     - договариваться о совместной работе, ее содержании;                                                                                                    - планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание,  композицию, дополнения;                 - радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

 3. Обсуждение.

      Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

     

    Основные принципы, заложенные в основу программы:

1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.

     - На первом этапе дети самостоятельно от других выполняют одинаковое задание, в конце все работы объединяются в одну композицию.

     -  На втором этапе дети выполняют более сложное и разнообразное задание -  для каждого отдельная задача. В конце занятия создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с содержанием.

     - На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются между собой, создают коллективную работу.  

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:

-в начальном этапе дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;

-на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;

-постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.

Коллективная работа в детском саду – это  результат совместной работы детей и взрослых. Каждый труд служит зрительной информацией для родителей и украшением интерьера. В конце года – в мае создаётся тематическая выставка, являющаяся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.

Тематическое планирование занятий

Месяц

Вид деятельности

Название занятия

Количество часов

Октябрь

Рисование на ткани

Ковёр из осенних листьев

1

Рисование

Золотая осень

1

Ноябрь

Лепка сюжетная

Поможем курочке найти цыплят

1

Художественный труд

Медвежата

1

Декабрь

Рисование с элементами аппликации

Разноцветное одеяло

1

Аппликация

Новогодняя ёлка

1

Январь

Лепка сюжетная

Лепим снеговиков

1

Рисование

Зимний лес

1

Февраль

Лепка сюжетная

Поздравим пап

1

Декоративное рисование

Флажки для праздника

1

Март

Рисование

Цветы для мам

1

Рисование с нетрадиционной техникой

Ближе к солнышку хотим

1

Апрель

Лепка сюжетная

Неваляшки танцуют

1

Рисование

День рождения Мухи-Цокотухи

1


Содержание программы

Название занятия

Вид деятельности

Задачи занятия

Ход занятия

Октябрь

1.Ковёр из осенних листьев

Рисование на ткани

Учить видеть красоту осенней природы, продолжать воспитывать бережное отношение к природе; закреплять знания детей об окраске и форме осенних листьев; познакомить с техникой печатания на ткани; развивать композиционные умения; развивать аккуратность; вызвать желание выполнять работу коллективно.

1.Д/И «С какого дерева лист».

2.Знакомство с разновидностями  тканей.

3.Обучение технике печатания.

4.Выполнение работы.

*Ткань, листья,  гуашь, салфетки для нанесения краски на листья.

5. Физминутка «Листопад»

6.Обсуждение работы.

2.Золотая осень

Рисование

Познакомить с картиной И.Левитана «Золотая осень», с тем, как художник передаёт красоту осенней природы; закрепить умение рисовать деревья, передавать красоту осенней природы, колорит; учить рисовать на отдельных листах бумаги, объединять работы, создавая коллективную работу.

1.Рассматривание репродукции картины  И.Левитана «Золотая осень».

2. Выделение осеннего колорита. Обсуждение предстоящей работы.

3. Пальчиковая игра «Листья»

4. Рисование.

*Бумага для каждого 20 /30, акварель.

5. Загадки о деревьях.

6. Объединение работ. Итог занятия.

Ноябрь

1.Поможем курочке найти цыплят

Сюжетная лепка

Вызвать желание помочь курочке и интерес к созданию композиции «Курочка и цыплята». Закрепить приемы лепки. Инициировать дополнение и обыгрывание композиции. Развивать чувство удовольствия от совместно выполненной работы.

1.Сюрпризный момент – приход игрушки Курочки.

2.Рассматривание материала для создания цыплят: пластилин, перья и пух, палочки (ноги), бусинки (глаза), семечки(клюв), верёвочки (червячки в клювиках), мох (травка).

3.Выполнение работы.

4.Подв/И: «Вышла Курочка гулять»

5.Коллективное создание композиции. Итог занятия.

2.Медвежата

Художественный труд

Закреплять умение создавать изображение методом рисования клеем и крошением заварки. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность. Формировать умение выделять красивые работы в коллективной общей работе.

1.Рассматривание иллюстрации художника Е.И.Чарушина к рассказу «Медвежата»

2.Рассматривание материала для занятия: бумага 20/30 для каждого, клей, заварка.

3.Обучение методу рисования клеем. Выполнение работы.

4.Подв/И: «Мишка – Косолапый»

5.Объединение работ в общую композицию.

Итог занятия

Декабрь

1.Разноцветное одеяло

Рисование с элементами аппликации

Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла: рисовать и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ.

1.Слушание записи колыбельных песен, стихотворения Г. Лагздынь «Баю-баюшки-баю».

2.Рассматривание изделий, выполненных или украшенных лоскутной аппликацией (салфетка, прихватка, сумка и др). Рассматривание узоров.

3.Объяснение лоскутной техники.

4.Выполнение работы. *Бумаги размером 8/8 по 4шт для каждого, основа для коллективной композиции.

5.Музыкальная игра: «Мишка засыпает».

Объединение работ. Итог занятия.

2.Новогодняя ёлка

Аппликация

Вызвать интерес совместно украсить новогоднюю ёлку. Закреплять навыки аккуратного наклеивания елочных украшений. Воспитывать интерес к коллективной работе.

1.Беседа о новогоднем празднике.

2.Рассматривание бумажной модели елки для коллективной композиции, елочных игрушек и украшений.

3.Выполнение работы под запись новогодних песен.        *Цветная бумага, клей.

4.Хоровод возле Ёлки «В лесу родилась елочка»

5.Чтение стихов.

6.Итог занятия. Определение места для ёлки с целью  украшения интерьера группы.  

Январь

1.Лепим снеговиков

Сюжетная лепка

Учить детей лепить образ снеговика. Вызывать интерес к «оживлению» вылепленного образа, поиску оформления изделий (веточки – руки, крышка – ведро, бисер – глаза, семечка – нос, пуговица – рот;

для создания снегопада – посыпать манкой). Вызывать радостное настроение от совместного творчества.

1.Беседа о зимних ярких впечатлениях.

2.Рассматривание картин с изображением зимних забав.

3.Рассматривание и обсуждение материалов для  лепки образа  снеговика. *Тесто для лепки, бросовый материал для оформления, манка.

4.Выполнение работы.

5.Физминутка  «Выпал беленький снежок»

6.Объединение работ в общую композицию. Итог занятия.

2.Зимний лес

Рисование

Вызвать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами  музыки и изобразительного искусства (цветом, композицией); учить передавать колорит зимы; воспитывать интерес к коллективной работе.

1.Рассматривание  картин с изображениями зимы под музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

2.Беседа о красоте зимы.

3.Выполнение работы. *Ватман голубого цвета,  белая гуашь.

4.Малоподвижная игра: «Снег ложится…»

5.Чтение стихов о зиме.

Объединение работ в общую композицию. Итог занятия.

Февраль

1.Поздравим пап

Сюжетная лепка

Вызвать желание поздравить пап с праздником и создать для них общую - коллективную работу. Учить детей лепить форму самолета. Развивать воображение, умение художественно оформлять работу бисером, конфетти, пуговицами. Вызывать радостное настроение от совместного творчества.

1.Беседа о подарках.

2.Рассматривание  форм и частей самолета.

3.Выполнение работы *Пластилин, бисер, конфетти, пуговицы и др.

4.Пальчиковая игра «Пальчики-солдатики»  

5.Оформление  панно для создания общей композиции

Итог занятия.

2.Флажки для праздника

Декоративное рисование

Вызвать интерес к созданию композиции из декоративно оформленных  флажков. Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать интерес к коллективной работе

1.Чтение стихотворения В.Шипуновой «Флажки такие разные».

2.Рассматривание декоративно оформленных  флажков.

3.Д/И: «Продолжи ряд»

4.Выполнение работы. *Бумага для каждого в форме флажков размером 15/20, кисточки.

5.Оформление выставки. *Лента для соединения работ.

Упражнения  с флажками под текст марша «Флажки».

Март

1.Букет для мам

Рисование

Вызвать чувство радости и желания поздравить мам – сделать подарок своими руками. Учить изображать цветы  разных цветов и оттенков, используя приёмы примакивания, рисования всей кистью и её концом; учить располагать рисунки на общем полотне, создавая композицию.

1.Рассматривание открыток, иллюстраций с  изображением цветов.

2.Музыкальная игра «Вот такой цветок, выходи в кружок».

3.Чтение стихотворения Т.Волгиной «Наступает мамин праздник…».

4.Объяснение материала.

5.Выполнение работ. *Круги диаметром 10 см разных цветов, гуашь.

6.Объединение работ. Оформление открытки: *Лист ватмана с заранее нарисованной вазой,

2.Ближе к солнышку хотим

Рисование с нетрадицион-

ной техникой

Учить рисовать бабочек, передавать характерные особенности внешнего вида; развивать творческие способности в украшении и дополнении рисунка. Учить работать на одном листе бумаги, соразмеряя свой рисунок с рисунком  сверстников в общей композиции.

1.Беседа о яркости весеннего солнышка.

2.Рассматривание коллекции с  изображениями бабочек, выделение характерных особенностей внешнего вида бабочек.

3.Физминутка «Бабочки»

4.Выполнение работы. *Ватман с заранее нарисованным солнцем, гуашь, кисточки, кисточки-паралоны, ватные палочки.

5. Итог занятия.

Апрель

1.Неваляшки танцуют

Сюжетная лепка

Учить детей лепить игрушки. Вызвать интерес к «оживлению» вылепленного образа, поиску оформления изделий. Формировать умение планировать  работу.

1.Сюрпризный момент – нахождение в группе Неваляшек.

2.Рассматривание  форм и оформлений Неваляшек.

3.Ознакомление с предстоящей работой и материалами для оформления изделий: *конфетти, пуговицы, бисер; пластилин.  Выполнение задания.

4.Игры с  вылепленными образами: «Неваляшки танцуют» под русскую народную музыку. 5.Физминутка «Неваляшки»

6.Объединение работ в общую композицию.

Итог занятия.

2.День рождения Мухи-Цокотухи

Иллюстрация к сказке К.Чуковского «Муха – Цокотуха»

Рисование

Вызвать чувство сострадания к литературному герою – Мухе-Цокотухе и желание помочь ей найти своих друзей – насекомых. Учить работать на одном листе бумаги, соразмеряя свой рисунок с рисунком  сверстников в общей композиции. Вызвать радостное настроение от совместного творчества.

1.Сюрпризный момент – появление плачущей Мухи – Цокотухи.

2.Отгадывание загадок о насекомых.

3.Рассматривание выставки «Игрушечные насекомые»

4.Рисование насекомых на общем панно под запись  «Песни Крокодила Гены». *Ватман с изображением Мухи-Цокотухи.

5.Хороводная игра «Каравай»

6.Итог занятия.

Итоговые мероприятия

Название мероприятия

 Вид деятельности

Задачи мероприятия

Ход мероприятия

Материалы

1 квартал

 Цветы для мамочки.

Праздник «День Матери»

 

 Пластилинография

Закреплять умение изображать цветы, используя нетрадиционный приём лепки (пластилинография); учить задумывать содержание работы и доводить замысел до конца; развивать активность, умение создавать радостную, светлую работу; воспитывать любовь и заботу о главном человеке – маме.

1.Вводная часть. Знакомство с цветами.

2.Рассматривание выставки репродукций картин с изображениями цветов.

Физминутка  «Клумба »

3.Планирование работы. 4. Распределение материалов по желанию детей  для художественной деятельности.

5.Выполнение работы.

6.Итог занятия.

7.Праздник «День Матери». Вручение «цветочков» мамам.

2 квартал

Самолёты.

Праздник «День защитника Отечества»

Ручной труд. Работа с бросовым материалом.

Продолжать закреплять полученные навыки работы с бросовым материалом; развивать эстетическое восприятие, самостоятельность; формировать умение, желание доводить дело до конца; воспитывать доброе отношение к родным, близким людям, стремление сделать красивую вещь (подарок).

1.Организационный момент. Беседа о празднике «День защитника Отечества».

 2.Рассматривание игрушки -самолёт.

Физминутка «Лётчики»

3.Рассматривание и распределение материалов  для работы.

4.Выполнение работы. 5.Итог занятия. Рассматривание готовых работ.

6.Вручение «Самолётов» папам.

3 квартал

Праздничный салют

Нетрадиционная техника рисования

Познакомить с новой техникой рисования втулками от бумажных полотенец.

Развивать у детей умение самостоятельно составлять композицию, ритмично располагая в определённых местах огни салюта, используя разные цвета красок.

Дать понятие о празднике «День Победы». Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою Родину и её защитников.

 

1.Организационный момент. Беседа о ВОВ, о празднике «День Победы».

 2.Рассматривание иллюстраций с изображением салюта.

Физминутка «Салют».

3.Рассматривание и распределение материалов для художественной деятельности.

4.Выполнение работы. 5.Итог занятия.

Приложение  к программе «Мастерская Самоделкина»

Физминутки        

 «Листопад»        

Дружно по лесу гуляем                                                   И листочки собираем.                                        Собирать их каждый рад -                                      Просто чудный листопад!         

«Выпал беленький снежок»        

Выпал беленький снежок -                             Собрались мы все в кружок:                                       Мы потопаем, мы похлопаем.                               Будем весело плясать,                                              Будем руки согревать.                                                Мы потопаем, мы похлопаем,                                  Чтоб нам было веселее,                                           Будем прыгать мы скорее.

«Неваляшки»        

Мы веселые милашки                                              Чудо – куклы, неваляшки.                                      Мы танцуем и поем:                                                Очень весело живем!

        

«Бабочка»        

Бабочка летала, над цветком порхала                      Села, посидела и нектар поела.                                    Два своих больших крыла опустила, подняла                          Полетела дальше, чтобы мир был краше.

        

 «Клумба» 

(Все становятся в хоровод)

Дети к клумбе подошли, много здесь цветов нашли. (Идут по кругу)

Лейки в руки взяли, цветочки поливали. (Имитируют полив)

Цветочки подрастали, бутоны раскрывали (Поднимают руки вверх, раскрыв кулачки)

К клумбе пчелки прилетели, (Бегают, изображая пчелок«ж-ж-ж»)

На цветочки наши сели(Приседают)

        

Приложение  к программе «Мастерская Самоделкина»

Пальчиковые игры        

«Листья»        

Мы дорожки подметаем,

Листья в кучи собираем,

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души!

Ох, устали - Отдохнем

И домой скорей пойдем

«Пальчики-солдатики»        

Командир позвал солдат:

«Становитесь дружно в ряд!

Первый встал, за ним – второй,

Безымянный, быстро в строй!»

А мизинчик очень мал,

Он чуть-чуть не опоздал.

Встали пальчики – «УРА!»

На парад идти пора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий для средней группы детского сада "Осенние посиделки у Петрушки и ежа

Праздник Осени для средней группы с участием взрослых....

Планирование работы с детьми средней группы детского сада по экологическому воспитанию (мир растений)

В материале представлено планирование работы с детьми 4-5 лет по теме "Мир растений", направленное на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления, а также развитие исследов...

сценарий дня матери в средней группе детского сада

развлечение для детей средней группы в детском саду. Проводится совместно с родителями....

Новогодний праздник в средней группе детского сада "Серебряное копытце"

Новогоднее цирковое представление в детском саду . Герои: Ведущий, Поросёнок Фунтик, Дядюшка Фокусник, Снегурочка, Дед Мороз, Клоуны....

Конспект занятия по СБО в средней группе детского сада для детей с нарушением зрения

Занятие с детьми, имеющими нарушения жрения, направленное на закрепление лексической темы "Животные жарких стран". В занятии использовано пособие ЮНЕСКО - иллюстрированные книжки для слепых детей. Зан...