Программа студии по художественно-эстетическому развитию "Мастерская Самоделкина" для средней группы детского сада
материал по изобразительному искусству (изо)
Цель программы. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь детям проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Основные задачи:
-развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
-развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
-привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
-учить создавать коллективные работы.
Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (рисование, лепка, аппликация) и по двум-трём видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_studii_masterskaya_samodelkina.docx | 38.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«МАСТЕРСКАЯ САМОДЕЛКИНА»
Цель программы. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь детям проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Основные задачи:
-развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
-развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
-привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
-учить создавать коллективные работы.
Программа предполагает проведение двух занятий в месяц во второй половине дня. Продолжительность занятия – 15-20 минут.
Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (рисование, лепка, аппликация) и по двум-трём видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:
1.Изложение учебного материала.
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, музыка, поэзия); использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений детей.
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, фантики, конфетти, фольга, калька), текстиль (ткани, нитки, губка), дерево, проволока, пуговицы, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох), краски (гуашь, акварель), кисти разной формы и толщины, тушь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, пластилин.
Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.
2.Коллективная практическая работа детей.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать; - договариваться о совместной работе, ее содержании; - планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения; - радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
3. Обсуждение.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
- На первом этапе дети самостоятельно от других выполняют одинаковое задание, в конце все работы объединяются в одну композицию.
- На втором этапе дети выполняют более сложное и разнообразное задание - для каждого отдельная задача. В конце занятия создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с содержанием.
- На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются между собой, создают коллективную работу.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:
-в начальном этапе дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;
-на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;
-постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
Коллективная работа в детском саду – это результат совместной работы детей и взрослых. Каждый труд служит зрительной информацией для родителей и украшением интерьера. В конце года – в мае создаётся тематическая выставка, являющаяся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.
Тематическое планирование занятий
Месяц | Вид деятельности | Название занятия | Количество часов |
Октябрь | Рисование на ткани | Ковёр из осенних листьев | 1 |
Рисование | Золотая осень | 1 | |
Ноябрь | Лепка сюжетная | Поможем курочке найти цыплят | 1 |
Художественный труд | Медвежата | 1 | |
Декабрь | Рисование с элементами аппликации | Разноцветное одеяло | 1 |
Аппликация | Новогодняя ёлка | 1 | |
Январь | Лепка сюжетная | Лепим снеговиков | 1 |
Рисование | Зимний лес | 1 | |
Февраль | Лепка сюжетная | Поздравим пап | 1 |
Декоративное рисование | Флажки для праздника | 1 | |
Март | Рисование | Цветы для мам | 1 |
Рисование с нетрадиционной техникой | Ближе к солнышку хотим | 1 | |
Апрель | Лепка сюжетная | Неваляшки танцуют | 1 |
Рисование | День рождения Мухи-Цокотухи | 1 |
Содержание программы
Название занятия | Вид деятельности | Задачи занятия | Ход занятия | |
Октябрь | 1.Ковёр из осенних листьев | Рисование на ткани | Учить видеть красоту осенней природы, продолжать воспитывать бережное отношение к природе; закреплять знания детей об окраске и форме осенних листьев; познакомить с техникой печатания на ткани; развивать композиционные умения; развивать аккуратность; вызвать желание выполнять работу коллективно. | 1.Д/И «С какого дерева лист». 2.Знакомство с разновидностями тканей. 3.Обучение технике печатания. 4.Выполнение работы. *Ткань, листья, гуашь, салфетки для нанесения краски на листья. 5. Физминутка «Листопад» 6.Обсуждение работы. |
2.Золотая осень | Рисование | Познакомить с картиной И.Левитана «Золотая осень», с тем, как художник передаёт красоту осенней природы; закрепить умение рисовать деревья, передавать красоту осенней природы, колорит; учить рисовать на отдельных листах бумаги, объединять работы, создавая коллективную работу. | 1.Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Золотая осень». 2. Выделение осеннего колорита. Обсуждение предстоящей работы. 3. Пальчиковая игра «Листья» 4. Рисование. *Бумага для каждого 20 /30, акварель. 5. Загадки о деревьях. 6. Объединение работ. Итог занятия. | |
Ноябрь | 1.Поможем курочке найти цыплят | Сюжетная лепка | Вызвать желание помочь курочке и интерес к созданию композиции «Курочка и цыплята». Закрепить приемы лепки. Инициировать дополнение и обыгрывание композиции. Развивать чувство удовольствия от совместно выполненной работы. | 1.Сюрпризный момент – приход игрушки Курочки. 2.Рассматривание материала для создания цыплят: пластилин, перья и пух, палочки (ноги), бусинки (глаза), семечки(клюв), верёвочки (червячки в клювиках), мох (травка). 3.Выполнение работы. 4.Подв/И: «Вышла Курочка гулять» 5.Коллективное создание композиции. Итог занятия. |
2.Медвежата | Художественный труд | Закреплять умение создавать изображение методом рисования клеем и крошением заварки. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность. Формировать умение выделять красивые работы в коллективной общей работе. | 1.Рассматривание иллюстрации художника Е.И.Чарушина к рассказу «Медвежата» 2.Рассматривание материала для занятия: бумага 20/30 для каждого, клей, заварка. 3.Обучение методу рисования клеем. Выполнение работы. 4.Подв/И: «Мишка – Косолапый» 5.Объединение работ в общую композицию. Итог занятия | |
Декабрь | 1.Разноцветное одеяло | Рисование с элементами аппликации | Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла: рисовать и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ. | 1.Слушание записи колыбельных песен, стихотворения Г. Лагздынь «Баю-баюшки-баю». 2.Рассматривание изделий, выполненных или украшенных лоскутной аппликацией (салфетка, прихватка, сумка и др). Рассматривание узоров. 3.Объяснение лоскутной техники. 4.Выполнение работы. *Бумаги размером 8/8 по 4шт для каждого, основа для коллективной композиции. 5.Музыкальная игра: «Мишка засыпает». Объединение работ. Итог занятия. |
2.Новогодняя ёлка | Аппликация | Вызвать интерес совместно украсить новогоднюю ёлку. Закреплять навыки аккуратного наклеивания елочных украшений. Воспитывать интерес к коллективной работе. | 1.Беседа о новогоднем празднике. 2.Рассматривание бумажной модели елки для коллективной композиции, елочных игрушек и украшений. 3.Выполнение работы под запись новогодних песен. *Цветная бумага, клей. 4.Хоровод возле Ёлки «В лесу родилась елочка» 5.Чтение стихов. 6.Итог занятия. Определение места для ёлки с целью украшения интерьера группы. | |
Январь | 1.Лепим снеговиков | Сюжетная лепка | Учить детей лепить образ снеговика. Вызывать интерес к «оживлению» вылепленного образа, поиску оформления изделий (веточки – руки, крышка – ведро, бисер – глаза, семечка – нос, пуговица – рот; для создания снегопада – посыпать манкой). Вызывать радостное настроение от совместного творчества. | 1.Беседа о зимних ярких впечатлениях. 2.Рассматривание картин с изображением зимних забав. 3.Рассматривание и обсуждение материалов для лепки образа снеговика. *Тесто для лепки, бросовый материал для оформления, манка. 4.Выполнение работы. 5.Физминутка «Выпал беленький снежок» 6.Объединение работ в общую композицию. Итог занятия. |
2.Зимний лес | Рисование | Вызвать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами музыки и изобразительного искусства (цветом, композицией); учить передавать колорит зимы; воспитывать интерес к коллективной работе. | 1.Рассматривание картин с изображениями зимы под музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года». 2.Беседа о красоте зимы. 3.Выполнение работы. *Ватман голубого цвета, белая гуашь. 4.Малоподвижная игра: «Снег ложится…» 5.Чтение стихов о зиме. Объединение работ в общую композицию. Итог занятия. | |
Февраль | 1.Поздравим пап | Сюжетная лепка | Вызвать желание поздравить пап с праздником и создать для них общую - коллективную работу. Учить детей лепить форму самолета. Развивать воображение, умение художественно оформлять работу бисером, конфетти, пуговицами. Вызывать радостное настроение от совместного творчества. | 1.Беседа о подарках. 2.Рассматривание форм и частей самолета. 3.Выполнение работы *Пластилин, бисер, конфетти, пуговицы и др. 4.Пальчиковая игра «Пальчики-солдатики» 5.Оформление панно для создания общей композиции Итог занятия. |
2.Флажки для праздника | Декоративное рисование | Вызвать интерес к созданию композиции из декоративно оформленных флажков. Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать интерес к коллективной работе | 1.Чтение стихотворения В.Шипуновой «Флажки такие разные». 2.Рассматривание декоративно оформленных флажков. 3.Д/И: «Продолжи ряд» 4.Выполнение работы. *Бумага для каждого в форме флажков размером 15/20, кисточки. 5.Оформление выставки. *Лента для соединения работ. Упражнения с флажками под текст марша «Флажки». | |
Март | 1.Букет для мам | Рисование | Вызвать чувство радости и желания поздравить мам – сделать подарок своими руками. Учить изображать цветы разных цветов и оттенков, используя приёмы примакивания, рисования всей кистью и её концом; учить располагать рисунки на общем полотне, создавая композицию. | 1.Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением цветов. 2.Музыкальная игра «Вот такой цветок, выходи в кружок». 3.Чтение стихотворения Т.Волгиной «Наступает мамин праздник…». 4.Объяснение материала. 5.Выполнение работ. *Круги диаметром 10 см разных цветов, гуашь. 6.Объединение работ. Оформление открытки: *Лист ватмана с заранее нарисованной вазой, |
2.Ближе к солнышку хотим | Рисование с нетрадицион- ной техникой | Учить рисовать бабочек, передавать характерные особенности внешнего вида; развивать творческие способности в украшении и дополнении рисунка. Учить работать на одном листе бумаги, соразмеряя свой рисунок с рисунком сверстников в общей композиции. | 1.Беседа о яркости весеннего солнышка. 2.Рассматривание коллекции с изображениями бабочек, выделение характерных особенностей внешнего вида бабочек. 3.Физминутка «Бабочки» 4.Выполнение работы. *Ватман с заранее нарисованным солнцем, гуашь, кисточки, кисточки-паралоны, ватные палочки. 5. Итог занятия. | |
Апрель | 1.Неваляшки танцуют | Сюжетная лепка | Учить детей лепить игрушки. Вызвать интерес к «оживлению» вылепленного образа, поиску оформления изделий. Формировать умение планировать работу. | 1.Сюрпризный момент – нахождение в группе Неваляшек. 2.Рассматривание форм и оформлений Неваляшек. 3.Ознакомление с предстоящей работой и материалами для оформления изделий: *конфетти, пуговицы, бисер; пластилин. Выполнение задания. 4.Игры с вылепленными образами: «Неваляшки танцуют» под русскую народную музыку. 5.Физминутка «Неваляшки» 6.Объединение работ в общую композицию. Итог занятия. |
2.День рождения Мухи-Цокотухи Иллюстрация к сказке К.Чуковского «Муха – Цокотуха» | Рисование | Вызвать чувство сострадания к литературному герою – Мухе-Цокотухе и желание помочь ей найти своих друзей – насекомых. Учить работать на одном листе бумаги, соразмеряя свой рисунок с рисунком сверстников в общей композиции. Вызвать радостное настроение от совместного творчества. | 1.Сюрпризный момент – появление плачущей Мухи – Цокотухи. 2.Отгадывание загадок о насекомых. 3.Рассматривание выставки «Игрушечные насекомые» 4.Рисование насекомых на общем панно под запись «Песни Крокодила Гены». *Ватман с изображением Мухи-Цокотухи. 5.Хороводная игра «Каравай» 6.Итог занятия. |
Итоговые мероприятия
Название мероприятия | Вид деятельности | Задачи мероприятия | Ход мероприятия Материалы | |
1 квартал | Цветы для мамочки. Праздник «День Матери»
| Пластилинография | Закреплять умение изображать цветы, используя нетрадиционный приём лепки (пластилинография); учить задумывать содержание работы и доводить замысел до конца; развивать активность, умение создавать радостную, светлую работу; воспитывать любовь и заботу о главном человеке – маме. | 1.Вводная часть. Знакомство с цветами. 2.Рассматривание выставки репродукций картин с изображениями цветов. Физминутка «Клумба » 3.Планирование работы. 4. Распределение материалов по желанию детей для художественной деятельности. 5.Выполнение работы. 6.Итог занятия. 7.Праздник «День Матери». Вручение «цветочков» мамам. |
2 квартал | Самолёты. Праздник «День защитника Отечества» | Ручной труд. Работа с бросовым материалом. | Продолжать закреплять полученные навыки работы с бросовым материалом; развивать эстетическое восприятие, самостоятельность; формировать умение, желание доводить дело до конца; воспитывать доброе отношение к родным, близким людям, стремление сделать красивую вещь (подарок). | 1.Организационный момент. Беседа о празднике «День защитника Отечества». 2.Рассматривание игрушки -самолёт. Физминутка «Лётчики» 3.Рассматривание и распределение материалов для работы. 4.Выполнение работы. 5.Итог занятия. Рассматривание готовых работ. 6.Вручение «Самолётов» папам. |
3 квартал | Праздничный салют | Нетрадиционная техника рисования | Познакомить с новой техникой рисования втулками от бумажных полотенец. Развивать у детей умение самостоятельно составлять композицию, ритмично располагая в определённых местах огни салюта, используя разные цвета красок. Дать понятие о празднике «День Победы». Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою Родину и её защитников.
| 1.Организационный момент. Беседа о ВОВ, о празднике «День Победы». 2.Рассматривание иллюстраций с изображением салюта. Физминутка «Салют». 3.Рассматривание и распределение материалов для художественной деятельности. 4.Выполнение работы. 5.Итог занятия. |
Приложение к программе «Мастерская Самоделкина»
Физминутки
«Листопад»
Дружно по лесу гуляем И листочки собираем. Собирать их каждый рад - Просто чудный листопад!
«Выпал беленький снежок»
Выпал беленький снежок - Собрались мы все в кружок: Мы потопаем, мы похлопаем. Будем весело плясать, Будем руки согревать. Мы потопаем, мы похлопаем, Чтоб нам было веселее, Будем прыгать мы скорее.
«Неваляшки»
Мы веселые милашки Чудо – куклы, неваляшки. Мы танцуем и поем: Очень весело живем!
«Бабочка»
Бабочка летала, над цветком порхала Села, посидела и нектар поела. Два своих больших крыла опустила, подняла Полетела дальше, чтобы мир был краше.
«Клумба»
(Все становятся в хоровод)
Дети к клумбе подошли, много здесь цветов нашли. (Идут по кругу)
Лейки в руки взяли, цветочки поливали. (Имитируют полив)
Цветочки подрастали, бутоны раскрывали (Поднимают руки вверх, раскрыв кулачки)
К клумбе пчелки прилетели, (Бегают, изображая пчелок: «ж-ж-ж»)
На цветочки наши сели. (Приседают)
Приложение к программе «Мастерская Самоделкина»
Пальчиковые игры
«Листья»
Мы дорожки подметаем,
Листья в кучи собираем,
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души!
Ох, устали - Отдохнем
И домой скорей пойдем
«Пальчики-солдатики»
Командир позвал солдат:
«Становитесь дружно в ряд!
Первый встал, за ним – второй,
Безымянный, быстро в строй!»
А мизинчик очень мал,
Он чуть-чуть не опоздал.
Встали пальчики – «УРА!»
На парад идти пора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий для средней группы детского сада "Осенние посиделки у Петрушки и ежа
Праздник Осени для средней группы с участием взрослых....
Планирование работы с детьми средней группы детского сада по экологическому воспитанию (мир растений)
В материале представлено планирование работы с детьми 4-5 лет по теме "Мир растений", направленное на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления, а также развитие исследов...
сценарий дня матери в средней группе детского сада
развлечение для детей средней группы в детском саду. Проводится совместно с родителями....
Новогодний праздник в средней группе детского сада "Серебряное копытце"
Новогоднее цирковое представление в детском саду . Герои: Ведущий, Поросёнок Фунтик, Дядюшка Фокусник, Снегурочка, Дед Мороз, Клоуны....
Конспект занятия по СБО в средней группе детского сада для детей с нарушением зрения
Занятие с детьми, имеющими нарушения жрения, направленное на закрепление лексической темы "Животные жарких стран". В занятии использовано пособие ЮНЕСКО - иллюстрированные книжки для слепых детей. Зан...
Индивидуальное занятие по РСВ и ФРСР в средней группе детского сада. Тема: Дыхательные упражнения. Речевое дыхание. Автоматизация звуков: Ф, П. Времена года. Лето.
Конспект занятия будет интересен учителям-дефектолагам, работающим в дошкольном образовании...
Индивидуальное занятие по РСВи ФПСР в средней группе детского сада. Тема: Дыхательные упражнения. Речевое дыхание. Автоматизация звука: С. Дифференциация звуков: К-Т. Предметы гигиены.
Конспект будет интересен учителям-дефектологам...