Методическая разработка урока изобразительного искусства «Анималистический жанр. Создание рисунка животного в программе Microsoft Office powerpoint» для обучающихся 5 класса
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Аннотация
Номинация «Успешные практики трансляции/адаптации известных методик, технологий, отдельных методических приёмов в 5-11-х классах». Подноминация «Лучшие педагогические практики на уроке».
Методическая разработка урока изобразительного искусства «Анималистический жанр. Создание рисунка животного в программе Microsoft Office powerpoint» для обучающихся 5 класса разработана Фильчуговым Андреем Владимировичем, учителем изобразительного искусства.
Урок построен с использованием информационной технологии.
Основным замыслом урока является изучение возможностей программы Microsoft Office powerpoint в изобразительной, творческой деятельности детей. Каждое задание является этапом урока, результатом которого служит освоение нового знания и личностное осмысление изученного вновь.
Поводом для создания урока послужило возникновение живого интереса учащихся к теме цифрового искусства, гаджетам, компьютерным технологиям. Совмещение на уроке изобразительного искусства рассмотрения личностно значимой темы и процесса изучения академического материала приносит несомненный результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._filchugov_a.v._edinyy_dokument.docx | 889.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный фестиваль уроков учителей общеобразовательных организаций Центрального района Санкт-Петербурга «Петербургский урок»
Номинация «Успешные практики трансляции/адаптации известных методик, технологий, отдельных методических приёмов в 5-11-х классах»
Подноминация «Лучшие педагогические практики на уроке»
Методическая разработка урока изобразительного искусства
«Анималистический жанр. Создание рисунка животного
в программе Microsoft Office powerpoint»
для обучающихся 5 класса
Фильчугов А.В., учитель ИЗО ГБОУ
гимназии № 209 Центрального района Санкт-Петербурга «Павловская гимназия»
Санкт-Петербург
2021-2022 учебный год
Информация об участнике Фестиваля
Фамилия, имя, отчество участника Фестиваля: Фильчугов Андрей Владимирович, учитель ИЗО.
Полное наименование образовательной организации: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 209 Центрального района Санкт-Петербурга «Павловская гимназия».
Контактные телефоны участника: +7(911)247-48-73.
Адрес электронной почты: filchugov@inbox.ru
Стаж педагогической деятельности: 8 лет.
Номинация Фестиваля, для участия в которой представляется конкурсная работа: «Успешные практики трансляции/адаптации известных методик, технологий, отдельных методических приёмов в 5-11-х классах».
Подноминация: «Лучшие педагогические практики на уроке».
Аннотация
Номинация «Успешные практики трансляции/адаптации известных методик, технологий, отдельных методических приёмов в 5-11-х классах». Подноминация «Лучшие педагогические практики на уроке».
Методическая разработка урока изобразительного искусства «Анималистический жанр. Создание рисунка животного в программе Microsoft Office powerpoint» для обучающихся 5 класса разработана Фильчуговым Андреем Владимировичем, учителем изобразительного искусства.
Урок построен с использованием информационной технологии.
Основным замыслом урока является изучение возможностей программы Microsoft Office powerpoint в изобразительной, творческой деятельности детей. Каждое задание является этапом урока, результатом которого служит освоение нового знания и личностное осмысление изученного вновь.
Поводом для создания урока послужило возникновение живого интереса учащихся к теме цифрового искусства, гаджетам, компьютерным технологиям. Совмещение на уроке изобразительного искусства рассмотрения личностно значимой темы и процесса изучения академического материала приносит несомненный результат.
С развитием информационных технологий наблюдается рост цифровизации всех сфер жизни и деятельности современного общества. Сфера образования не осталась незатронутой. Особенно актуален процесс цифровизации образования в современном мире, осложненном эпидемией коронавируса и введением обучения с применением дистнционных технологий. Каждый педагог может теперь использовать информационные технологии на своих уроках.
В современной школе речь идет о возможности создания изображения в цифровой среде при помощи компьютера. Появились понятия «компьютерная графика», «цифровой рисунок», «цифровая живопись», существует множество художников отошедших от традиционных техник и работающих в цифровой среде. Компьютерная графика - область деятельности, в которой компьютеры наряду со специальным программным обеспечением используются в качестве инструмента как для создания (синтеза) и редактирования изображений, так и для оцифровки визуальной информации, полученной из реального мира, с целью дальнейшей её обработки и хранения. Цифровой рисунок - это рисунок, выполненный не обычными материалами (краски, карандаши, пастель), а цифровыми инструментами в графических программах с помощью графического планшета. Цифровая живопись - вид современного изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством воспроизведения на экране светящихся точек (пикселей); нанесения принтером красок на твёрдую или гибкую поверхность. Создание электронных изображений, осуществляемое не путем рендеринга компьютерных моделей, а за счёт использования человеком компьютерных имитаций традиционных инструментов художника. Таким образом, у учителя изобразительного искусства появилась возможность разнообразить урок, подойти к ключевым темам своего предмета используя новые современные технологии. Нельзя отрицать и возможность связать несколько предметов, таких как информатика и изобразительное искусство в одном уроке.
Данная технология требует специального оснащения. На каждом компьютере есть программы для создания плакатов и презентаций MicrosoftOffice, встроенный графический редактор Paint, в котором может провести свою первую линию начинающий художник. Также есть бесплатные программы для цифровых художников и аниматоров, например Krita, PaintToolSaiи др. Но как быть с устройством ввода? Современный графический планшет стоит достаточно дорого, и зачастую у школы нет возможности оснастить такой творческий кабинет, а делать первый рисунок при помощи мыши не представляется удобным. Проанализировав техническую базу и программное обеспечение школы, я пришел к выводу, что можно ограничиться существующими возможностями и разработать занятие с использованием принципов «векторной графики».
Векторная графика - способ представления объектов и изображений (формат описания) в компьютерной графике, основанный на математическом описании элементарных геометрических объектов, обычно называемых примитивами, таких как точки, линии, сплайны, кривые Безье, круги и окружности, многоугольники. Таким образом, для создания рисунка мы будем использовать уже готовые геометрические формы: круг, трапеция, треугольник и др. Все эти фигуры уже есть в базовом наборе программ компьютера, а устройство ввода мышь становится достаточно удобным инструментом для создания таких изображений. Ведение в деятельность таких базовых форм позволяет связать предмет не только с информатикой, но и математикой и геометрией, а также разработать цикл занятий:
1) Изучение базовых геометрических форм. Работа в традиционной технике аппликации, рисунка из геометрических фигур. Работа с конструктором из картона, всем давно знакомый Танграм. Эти занятия являются основой основ, и есть в каждой образовательной программе по изобразительному искусству как анализ формы предмета. Ведь для того чтобы увидеть любую форму предмета художник сначала делит его на основные составляющие базовые формы: овал, круг, трапеция. Это базовые знания по построению изображения.
2) Изучение возможностей программы. Программа для создания презентаций - Microsoft Office powerpoint. Эта программа является наиболее оптимальной для создания изображений на базе школы. Программа позволяет работать с цветом и контуром выбранных форм, загружать фотографии и рисунки, перемещать изображения относительно друг друга послойно. При помощи этой программы можно создать градиентную заливку или сделать так чтобы объект отбрасывал тень, что позволяет говорить об объеме в изобразительном искусстве.
3) Практическая работа в программе Microsoft Office powerpoint. Создание рисунка на заданную тему. Предлагается несколько этапов работы. От анализа форм будущего изображения и работы с фотографиями (в качестве фона изображения выступает фотография, а учащийся создает рисунок, подбирая к объектам на фотографии геометрические фигуры), до самостоятельной работы по представлению, где перед ребенком есть пустой холст и множество комбинаций геометрических фигур.
4) Практическая работа в традиционной технике линейного рисунка. Требуется провести занятие в традиционной технике для закрепления процессов анализа формы, членения на простые формы, синтеза форм. Предполагается, что ребенок будет увереннее изображать и лучше чувствовать форму изображаемых объектов.
Занятия должны соотноситься с нормами СанПиН поэтому необходимо чередовать занятия компьютерной графикой с традиционным рисованием на бумаге.
Тема: «Анималистический жанр. Создание рисунка животного в программе Microsoft Office powerpoint.»
Тип: систематизация и обобщение знаний и умений.
Цель урока: Познакомить учащихся с анималистическим жанроми создать рисунок животного в программе Microsoft Office powerpoint.
Задачи.
Образовательные. Формировать представления об анималистическом жанре и принципах изображения животных; способствовать пониманию смысла этапов работы над рисунком (знакомство с предметом изображения, анализ формы, компоновка, рисунок, работа над деталями); знакомить с работами выдающихся художников анималистов
Развивающие. Развивать способности к осмыслению и анализу информации, умение слушать, слышать, высказывать собственную точку зрения в конструктивном диалоге.
Воспитательные. Воспитывать ценностное и бережное отношение к животным; помогать в постепенном выстраивании личной системы идеалов и ценностей; формировать шкалу нравственных критериев оценки собственных поступков по отношению к окружающей природе и живым существам.
Планируемые результаты
Предметные: создавать рисунок животного из предложенных программой геометрических фигур; познакомиться с анималистическим жанром, особенностями изображения животных; выработать умение анализировать форму изображаемого объекта, упрощать, видеть ее геометрическую основу, разбивать ее на составные части.
Метапредметные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять анализ объектов, находить и сравнивать различные варианты решения учебной задачи; участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместного решения
Личностные: выполнять простейшую исследовательскую работу; ориентироваться на творческую познавательную деятельность на уроках изобразительного искусства
Ресурсы урока: Презентация с исторической справкой об анималистическом жанре, известных художниках анималистах и их работами, фотографиями животных дикой природы, таблица с геометрическими фигурами и этапами изображения животных.
Для ученика: ПК с загруженной заранее фотографией животного.
Ход урока | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Мотивация к деятельности | ||
Проводит опрос о животных диких и домашних. Выясняет географические ареалы распространения различных диких животных. Выясняет особенности внешнего вида животных обитающих в северных районах и у экватора. | Отвечают на вопросы о том какие животные называются дикими какие домашними, где распространены различные виды диких животных. Каких животных можно встретить в Африке, России, Австралии и других странах мира. Как выглядят животные севера и экватора. | |
Актуализация необходимых знаний | ||
Предлагает вспомнить как на английском языке звучит слово «животное» (animals). Показывает слайды с изображением животных в живописи и графике и на фотографиях. Предлагает детям придумать название для жанра, в котором художник изображает животных опираясь на слово - animals. Сообщает название жанра – анималистический. Предлагает сформулировать тему урока. Предлагает составить план, по опорным словам,: «узнаем...» «выполним...» | Вспоминают как на английском языке звучит слово животные. Рассматривают слайды с изображенными животными и их фотографиями в дикой природе. Предлагают свои варианты названия жанра со словом – animals. Формулируют тему урока: «Анималистический жанр». Формулируют план урока: Мы узнаем, как нарисовать животное дикой природы, познакомимся с художниками анималистами. Мы выполним рисунок животного. | |
Организация познавательной деятельности | ||
Показывает презентацию с изображением животных в различных видах изобразительного искусства. Рассказывает об известных художниках анималистах и показывает их работы (Дюрер, Франц Марк, Ватагин А.А, Чарушин Е.И.). Показывает слайд с изображением геометрических фигур просит их назвать. Показывает слайд с этапами изображения животного. Просит установить соответствие между этими слайдами. Рассказывает об основе любого рисунка, анализе формы. Показывает фотографии животных, просит проанализировать их форму (разбить на простые геометрические составляющие). | Слушают рассказ учителя. Называют известные им геометрические фигуры. Выявляют соответствие между слайдами. Анализируют форму животных, представленных на слайдах. | |
Практическая работа | ||
Предлагает открыть программу MicrosoftOfficepowerpoint. Спрашивает знают ли ребята для чего нужна эта программа. Просит зайти во вкладку Вставка – фигуры. Предлагает назвать знакомые фигуры. Обращает внимание что есть и другие фигуры которые можно использовать в работе. Предлагает открыть в программе фотографию животного которого ребята уже видели в презентации. Просит проанализировать форму животного и заполнить ее соответствующими геометрическими фигурами. Обращает внимание на то как изменить цвет и контур фигуры и ее размер. Просит из фигур составить фон для животного. Показывает, как переместить фигуры на задний план. Объясняет функции эффектов фигур (свечеие, тень). | Запускают программуMicrosoft Office powerpoint. Отвечают для чего нужна эта программа. Называют знакомые фигуры. Открывают в программе фотографию животного. Выполняют задание. Ребята дорабатывают фон и получают готовый рисунок. | |
Рефлексия деятельности | ||
Спрашивает обучающихся о том, что они узнали нового? Что было сложно выполнить? Где бы им могли пригодиться эти знания? Интересным ли для них было такое занятие? Смогут ли они теперь чувствовать себя увереннее в изображении этого животного на бумаге в традиционной технике? | Отвечают на вопросы. Вносят предложения по занятию и своей работе. |
Формы и методы диагностики | Анализ формулировок и высказываний обучающихся, рисунка получившегося на уроке; наблюдение за работой обучающихся на занятии. |
6. Список литературы.
1. Готфрид Баммес. Изображение животных. AUE-Verlag GmbH , 2011
2. Авторский коллектив
и.о.доц., к.ф.-м.н. Урусова И.Р., ст.преп., к.п.н. Сейтеева М.Д.,
преп. Сандыбаев Ж.С., ст.преп. Нарботоева Н.Т., преп. Близнюк С.П. «MS PowerPoint 2016»: Методическое пособие для студентов и
преподавателей. – Б.: КГЮА, 2018.
3. Ватагин В.А. Образ животного в искусстве. Изд-во Сварог и К , 2004.
4. Графтон К. Анималистика. Образы & фантазии . Изд-во КоЛибри, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока изобразительного искусства во 2 классе по теме: «Изображение и фантазия» (по программе Б.М.Неменского)
В методической разработке урока изобразительного искусства во 2 классе по теме: «Изображение и фантазия» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС ...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 3 классе по теме: «Посуда у тебя дома» (по программе Б.М.Неменского).
В методической разработке урока изобразительного искусства в 3 классе по теме: "Посуда у тебя дома" (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностны...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского).
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского).
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского)
Урок продолжает цикл уроков 2 четверти «Связь времен в народном искусстве». В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Нем...
Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Виды и жанры изобразительного искусства" 5 класс
Цель (культурлогическая): воспитание эстетического вкуса учащихся. ориентация в мире духовных ценностей. Формируемая компетентность: художественно - эстетическая. коммуникативная. Задача: понимать по ...