Методическая разработка урока изобразительного искусства «Анималистический жанр. Создание рисунка животного в программе Microsoft Office powerpoint» для обучающихся 5 класса
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Аннотация

 

Номинация «Успешные практики трансляции/адаптации известных методик, технологий, отдельных методических приёмов в 5-11-х классах». Подноминация «Лучшие педагогические практики на уроке».

Методическая разработка урока изобразительного искусства «Анималистический жанр. Создание рисунка животного в программе Microsoft Office powerpoint» для обучающихся 5 класса разработана Фильчуговым Андреем Владимировичем, учителем изобразительного искусства.

Урок построен с использованием информационной технологии.

 Основным замыслом урока является изучение возможностей программы Microsoft Office powerpoint в изобразительной, творческой деятельности детей.   Каждое задание является этапом урока, результатом которого служит освоение нового знания  и личностное осмысление изученного вновь.

Поводом для создания урока послужило возникновение живого интереса учащихся к теме цифрового искусства, гаджетам, компьютерным технологиям. Совмещение на уроке изобразительного искусства рассмотрения личностно значимой темы и процесса изучения академического материала приносит несомненный результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._filchugov_a.v._edinyy_dokument.docx889.88 КБ

Предварительный просмотр:

Районный фестиваль уроков учителей общеобразовательных организаций Центрального района Санкт-Петербурга «Петербургский урок»

Номинация «Успешные практики трансляции/адаптации известных методик, технологий, отдельных методических приёмов в 5-11-х классах»

Подноминация «Лучшие педагогические практики на уроке»

Методическая разработка урока изобразительного искусства

«Анималистический жанр. Создание рисунка животного

в программе Microsoft Office powerpoint»

для обучающихся 5 класса

Фильчугов А.В., учитель ИЗО ГБОУ

гимназии № 209 Центрального района Санкт-Петербурга «Павловская гимназия»

Санкт-Петербург

2021-2022 учебный год

Информация об участнике Фестиваля

Фамилия, имя, отчество участника Фестиваля: Фильчугов Андрей Владимирович, учитель ИЗО.

Полное наименование образовательной организации: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 209 Центрального района Санкт-Петербурга «Павловская гимназия».

Контактные телефоны участника: +7(911)247-48-73.

Адрес электронной почты:  filchugov@inbox.ru

Стаж педагогической деятельности: 8 лет.

Номинация Фестиваля, для участия в которой представляется конкурсная работа:  «Успешные практики трансляции/адаптации известных методик, технологий, отдельных методических приёмов в 5-11-х классах».

Подноминация: «Лучшие педагогические практики на уроке».

Аннотация

Номинация «Успешные практики трансляции/адаптации известных методик, технологий, отдельных методических приёмов в 5-11-х классах». Подноминация «Лучшие педагогические практики на уроке».

Методическая разработка урока изобразительного искусства «Анималистический жанр. Создание рисунка животного в программе Microsoft Office powerpoint» для обучающихся 5 класса разработана Фильчуговым Андреем Владимировичем, учителем изобразительного искусства.

Урок построен с использованием информационной технологии.

 Основным замыслом урока является изучение возможностей программы Microsoft Office powerpoint в изобразительной, творческой деятельности детей.   Каждое задание является этапом урока, результатом которого служит освоение нового знания  и личностное осмысление изученного вновь.

Поводом для создания урока послужило возникновение живого интереса учащихся к теме цифрового искусства, гаджетам, компьютерным технологиям. Совмещение на уроке изобразительного искусства рассмотрения личностно значимой темы и процесса изучения академического материала приносит несомненный результат.

С развитием информационных технологий наблюдается рост цифровизации всех сфер жизни и деятельности современного общества. Сфера образования не осталась незатронутой. Особенно актуален процесс цифровизации образования в современном мире, осложненном  эпидемией коронавируса и введением обучения с применением дистнционных технологий.  Каждый педагог может  теперь использовать информационные технологии на своих уроках.  

В современной школе речь идет о возможности создания изображения в цифровой среде при помощи компьютера. Появились понятия «компьютерная графика», «цифровой рисунок», «цифровая живопись»,  существует множество художников отошедших от традиционных техник и работающих в цифровой среде. Компьютерная графика - область деятельности, в которой компьютеры наряду со специальным программным обеспечением используются в качестве инструмента как для создания (синтеза) и редактирования изображений, так и для оцифровки визуальной информации, полученной из реального мира, с целью дальнейшей её обработки и хранения. Цифровой рисунок - это рисунок, выполненный не обычными материалами (краски, карандаши, пастель), а цифровыми инструментами в графических программах с помощью графического планшета. Цифровая живопись - вид современного изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством воспроизведения на экране светящихся точек (пикселей); нанесения принтером красок на твёрдую или гибкую поверхность. Создание электронных изображений, осуществляемое не путем рендеринга компьютерных моделей, а за счёт использования человеком компьютерных имитаций традиционных инструментов художника. Таким образом, у учителя изобразительного искусства появилась возможность разнообразить урок, подойти к ключевым темам  своего предмета используя новые современные технологии. Нельзя отрицать  и возможность связать несколько предметов, таких как информатика и  изобразительное искусство  в одном уроке.

Данная технология требует специального оснащения.  На каждом компьютере есть программы для создания плакатов и презентаций MicrosoftOffice,  встроенный графический редактор Paint, в котором может провести свою первую линию начинающий художник. Также есть бесплатные  программы для цифровых художников и аниматоров, например Krita, PaintToolSaiи др. Но как быть с устройством ввода? Современный графический планшет стоит достаточно дорого, и зачастую у школы нет возможности оснастить такой творческий кабинет, а делать первый рисунок при помощи мыши не представляется удобным. Проанализировав  техническую базу и программное обеспечение школы,  я пришел к выводу, что можно ограничиться существующими  возможностями и разработать занятие с использованием принципов «векторной графики».

Векторная графика - способ представления объектов и изображений (формат описания) в компьютерной графике, основанный на математическом описании элементарных геометрических объектов, обычно называемых примитивами, таких как точки, линии, сплайны, кривые Безье, круги и окружности, многоугольники. Таким образом, для создания рисунка мы будем использовать уже готовые геометрические формы: круг, трапеция, треугольник  и др. Все эти фигуры уже есть в базовом наборе программ компьютера, а устройство ввода мышь становится достаточно удобным инструментом для создания таких изображений. Ведение в деятельность таких базовых форм позволяет связать предмет не только с информатикой, но и математикой и геометрией, а также разработать цикл занятий:

1) Изучение базовых геометрических форм.  Работа в традиционной технике аппликации,  рисунка из геометрических фигур. Работа с конструктором из картона, всем давно знакомый Танграм. Эти занятия являются основой основ, и есть в каждой образовательной программе по изобразительному искусству как анализ формы предмета. Ведь для того чтобы увидеть любую форму предмета художник сначала делит его на основные составляющие базовые формы: овал, круг, трапеция. Это базовые знания по построению изображения.

2) Изучение возможностей программы. Программа для создания презентаций  -  Microsoft Office powerpoint. Эта программа является наиболее оптимальной для создания изображений на базе школы. Программа позволяет работать с цветом и контуром  выбранных форм, загружать фотографии и рисунки, перемещать изображения относительно друг друга послойно. При помощи этой программы можно создать градиентную заливку или сделать так чтобы объект  отбрасывал тень, что позволяет говорить об объеме в изобразительном искусстве.

3) Практическая работа в программе Microsoft Office powerpoint. Создание рисунка на заданную тему. Предлагается несколько этапов работы. От анализа форм будущего изображения и работы с фотографиями (в качестве фона изображения выступает фотография, а учащийся создает рисунок, подбирая к объектам на фотографии геометрические фигуры), до самостоятельной работы по представлению, где перед ребенком есть пустой холст и множество комбинаций геометрических фигур.

4) Практическая работа в традиционной технике линейного рисунка. Требуется провести занятие в традиционной технике для закрепления процессов анализа формы, членения на простые формы, синтеза форм. Предполагается, что ребенок будет увереннее изображать и лучше чувствовать форму изображаемых объектов.

Занятия должны соотноситься с нормами СанПиН поэтому необходимо чередовать занятия компьютерной графикой с традиционным рисованием на бумаге.

Тема: «Анималистический жанр. Создание рисунка животного в программе Microsoft Office powerpoint.»

Тип: систематизация и обобщение знаний и умений.

Цель урока: Познакомить учащихся с анималистическим жанроми создать рисунок животного в программе Microsoft Office powerpoint.

Задачи.

Образовательные. Формировать представления об анималистическом жанре и принципах изображения животных; способствовать пониманию смысла этапов работы над рисунком (знакомство с предметом изображения, анализ формы, компоновка, рисунок, работа над деталями); знакомить с работами выдающихся художников анималистов

Развивающие. Развивать способности к осмыслению и анализу информации, умение слушать, слышать, высказывать собственную точку зрения в конструктивном диалоге.

Воспитательные. Воспитывать ценностное и бережное отношение к животным; помогать в постепенном выстраивании личной системы идеалов и ценностей; формировать шкалу нравственных критериев оценки собственных поступков по отношению к окружающей природе и живым существам.

Планируемые результаты

Предметные: создавать рисунок животного из предложенных программой геометрических фигур; познакомиться с анималистическим жанром, особенностями изображения животных; выработать умение анализировать форму изображаемого объекта, упрощать, видеть ее геометрическую основу, разбивать ее на составные части.

Метапредметные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять анализ объектов, находить и сравнивать различные варианты решения учебной задачи; участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместного решения

Личностные: выполнять простейшую исследовательскую работу; ориентироваться на творческую познавательную деятельность на уроках изобразительного искусства

Ресурсы урока: Презентация с исторической справкой об анималистическом жанре, известных художниках анималистах и их работами, фотографиями животных дикой природы, таблица с геометрическими фигурами и этапами изображения животных.

Для ученика: ПК с загруженной заранее фотографией животного.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация к деятельности

Проводит опрос о животных диких и домашних. Выясняет географические ареалы распространения различных диких животных. Выясняет особенности внешнего вида животных обитающих в северных районах и у экватора.

Отвечают на вопросы о том какие животные называются дикими какие домашними, где распространены различные виды диких животных. Каких животных можно встретить в Африке, России, Австралии и других странах мира. Как выглядят животные севера и экватора.

Актуализация необходимых знаний

Предлагает вспомнить как на английском языке звучит слово «животное» (animals).

Показывает слайды с изображением животных в живописи и графике и на фотографиях.

Предлагает детям придумать название для жанра, в котором художник изображает животных опираясь на слово - animals.

Сообщает название жанра – анималистический.

Предлагает сформулировать тему урока.

Предлагает составить план, по опорным словам,: «узнаем...» «выполним...»

Вспоминают как на английском языке звучит слово животные.

Рассматривают слайды с изображенными животными и их фотографиями в дикой природе.

Предлагают свои варианты названия жанра со словом – animals.

Формулируют тему урока: «Анималистический жанр».

Формулируют план урока:

Мы узнаем, как нарисовать животное дикой природы, познакомимся с художниками анималистами.

Мы выполним рисунок животного.

Организация познавательной деятельности

Показывает презентацию с изображением животных в различных видах изобразительного искусства. Рассказывает об известных художниках анималистах и показывает их работы (Дюрер, Франц Марк, Ватагин А.А, Чарушин Е.И.).

Показывает слайд с изображением геометрических фигур просит их назвать.https://prixoxo.ru/uploads/posts/2021-07/kartinki-nazvanija-geometricheskih-figur-12.jpg

Показывает слайд с этапами изображения животного.

Просит установить соответствие между этими слайдами. Рассказывает об основе любого рисунка, анализе формы.https://r3.mt.ru/r14/photo36FE/20525959765-0/jpg/bp.jpeg

Показывает фотографии животных, просит проанализировать их форму (разбить на простые геометрические составляющие).

Слушают рассказ учителя.

Называют известные им геометрические фигуры.

Выявляют соответствие между слайдами.

Анализируют форму животных, представленных на слайдах.

C:\Users\Filch\Desktop\Андрей\2.jpg

C:\Users\Filch\Desktop\Андрей\Слон.jpg

Практическая работа

Предлагает открыть программу MicrosoftOfficepowerpoint.

Спрашивает знают ли ребята для чего нужна эта программа.

Просит зайти во вкладку Вставка – фигуры.

Предлагает назвать знакомые фигуры.

Обращает внимание что есть и другие фигуры которые можно использовать в работе.

Предлагает открыть в программе фотографию животного которого ребята уже видели в презентации.

Просит проанализировать форму животного и заполнить ее соответствующими геометрическими фигурами.

Обращает внимание на то как изменить цвет и контур фигуры и ее размер.

Просит из фигур составить фон для животного.

Показывает, как переместить фигуры на задний план. Объясняет функции эффектов фигур (свечеие, тень).

Запускают программуMicrosoft Office powerpoint.

Отвечают для чего нужна эта программа.

Называют знакомые фигуры.

Открывают в программе фотографию животного.

Выполняют задание.

Ребята дорабатывают фон и получают готовый рисунок.

Рефлексия деятельности

Спрашивает обучающихся о том, что они узнали нового? Что было сложно выполнить? Где бы им могли пригодиться эти знания? Интересным ли для них было такое занятие?

Смогут ли они теперь чувствовать себя увереннее в изображении этого животного на бумаге в традиционной технике?

Отвечают на вопросы.

Вносят предложения по занятию и своей работе.

Формы и методы диагностики

Анализ формулировок и высказываний обучающихся, рисунка получившегося на уроке; наблюдение за работой обучающихся на занятии.

6. Список литературы.

1. Готфрид Баммес. Изображение животных. AUE-Verlag GmbH , 2011

2. Авторский коллектив
и.о.доц., к.ф.-м.н. Урусова И.Р., ст.преп., к.п.н. Сейтеева М.Д.,
преп. Сандыбаев Ж.С., ст.преп. Нарботоева Н.Т., преп. Близнюк С.П.     «MS PowerPoint 2016»: Методическое пособие для студентов и
преподавателей. – Б.: КГЮА, 2018.

3. Ватагин В.А. Образ животного в искусстве. Изд-во  Сварог и К , 2004.

4. Графтон К. Анималистика. Образы & фантазии . Изд-во  КоЛибри, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства во 2 классе по теме: «Изображение и фантазия» (по программе Б.М.Неменского)

В методической разработке урока изобразительного искусства во 2 классе по теме: «Изображение и фантазия» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС ...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 3 классе по теме: «Посуда у тебя дома» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 3 классе по теме: "Посуда у тебя дома" (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностны...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского)

Урок продолжает цикл уроков  2 четверти «Связь времен в народном искусстве». В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Нем...

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Виды и жанры изобразительного искусства" 5 класс

Цель (культурлогическая): воспитание эстетического вкуса учащихся. ориентация в мире духовных ценностей. Формируемая компетентность: художественно - эстетическая. коммуникативная. Задача: понимать по ...