Урок ИЗО 6 кл. Портрет человека аппликация
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Урок ИЗО 6 класс. По теме: "Портрет человека. Аппликация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo_6_kl._portret_cheloveka_applikatsiya.docx | 278.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства 6 класс по программе Б. Неменского.
«Портрет – аппликация»
учитель ИЗО МБОУ СОШ №4 г. Татарск
Цели:
- Расширить представление учащихся о жанре портрета, многообразии человеческих лиц и характеров. Выполнить портрет в технике аппликация.
- Развивать внимание, зрительное восприятие, наблюдательность, которые обогащают память нужными образами.
- Воспитывать художественный вкус, интерес к самостоятельной конструктивной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме «Портрет», стихи Н. Заболоцкого, толковый словарь С. И. Ожегова, таблица «Мимика лица», «Пропорции лица человека», цветная бумага, ножницы, клей, альбомный лист, образцы работ, репродукции картин: И. Н. Карамзин(1837-18879. Портрет писателя Л. Н. Толстого; В. А. Серов (1901) Мика Морозов; К.А. Коровин (1861-1939). Портрет хористки;
Ход урока:
1. Организационный момент
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,-
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,-
Обязательно картина
Называется ……. (Слайд1)
– Посмотрите на выставку репродукций картин художников, на слайде (слайд 2),
что изображено на этих картинах, назовите авторов
Можете ли вы назвать тему нашего урока? (Ответы детей: Портрет)
– Правильно, тема сегодняшнего урока «Портрет человека», но работать мы будем не акварелью или гуашью, а выполним портрет при помощи чего? Посмотрите на свои столы какие материалы у вас есть? (Цветной бумаги, клей, ножницы.) К какому виду техники декоративно-прикладного искусства относятся эти материалы (аппликация). Уточним тему. (Портрет человека. Аппликация)
- О портрете мы уже говорили, давайте вспомним, какое изображение называют портретом? (Слайд 3) Где можно найти информацию о определении ПОРТРЕТ (Портрет – от франц. яз. воспроизводить «черта в черту». Изображение или описание человека, или группы людей, в котором воссоздаётся облик какой-либо человеческой индивидуальности. Вместе с внешними сходством портрет запечатлевает духовный мир человека.)
– В каких видах изобразительного искусства можно встретить портрет? (Слайд 4) (Портрет является одним из основных видов живописи, скульптуры, графики.)
– Как отличаются портреты по количеству изображенных человек? (Слайд 5) (Портрет может быть индивидуальным, двойным, групповым – не менее 3 персон)
– Как различают портреты в зависимости от размера изображаемого? (Слайд 6) (В зависимости от размера различают головные, погрудные, поясные, и во весь рост.)
– Как различают портреты по отношению разворота головы представленной фигуры? (Слайд 7) (В отношении позы представленной фигуры различают профильные, в три четверти, в «фас».)
– Как называют портрет, когда художник изображает сам себя? (Слайд 8) (Специфический вид портрета – автопортрет.)
– Ребята, какая же важная особенность всех изображаемых портретов? (Слайд 9)
Вывод: Важнейшая особенность портрета – сходство изображения с оригиналом не только ВНЕШНЕЕ, но и ВНУТРЕННЕЕ.
2. Постановка задачи урока
– Сегодня мы продолжим учиться портретному искусству и выполним портрет в технике аппликация.
Портреты не только доносят до нас образы людей разных эпох, отражают часть истории, зримо передают каким видел мир художник, как он относится к портретируемому. С изобретением фотоаппарата художники не перестали рисовать портреты, а люди их заказывать. Ведь фотографию делает механизм, а над картиной работает художник. Он по-разному может показать человека, заметить в нем то, что не заметит объектив.
– Давайте попробуем научиться делать анализ портрета. Воспользуемся следующим алгоритмом: (Слайд 10)
1. Вид искусства, к которому относится портрет. (Живопись, графика, скульптура)
2. Вид портрета по количеству персонажей. (Индивидуальный, двойной, групповой)
3. Персонажи портрета. (Мужчина, женщина, дети, смешанный)
4. Как расположен персонаж на портрете. (В полный рост, по колено, по пояс, по грудь, голова)
5. Разворот головы персонажа. (В «фас», в три четверти, в профиль)
Учитель:
Рассмотрите репродукции картин в учебнике на страницах 99, 100 проанализируйте портреты по алгоритму. Опрашиваем друг друга. Работая в парах первый – анализирует портрет на стр. 99, второй- на стр. 100, заполняем карточки. Проставляем 1 балл во 2-ой колонке если отвечающий дал правильный ответ на вопрос.
Работаем 4 минуты. Посчитаем количество баллов карточки сдаём. На какой вопрос было легко отвечать, а на какой трудно, отметьте их + и -.
– Как вы думает может портрет передать настроение человека, состояние его души?
– Что помогает художнику передать настроение персонажей?
– Мы с вами очень часто выражаем эмоции. Вот, например можно под музыку выразить своё настроени…
3. Физминутка
Выполняем движения под музыку…
– Посмотрите следующий слайд, он показывает нам лица, которые выражают различные эмоции. (Слайд 12) Приложение 1 Теперь найдите изображение этих эмоций на схематической таблице.
А знаете ли вы, чтобы разозлиться, обидеться нашему лицу приходиться задействовать 64 лицевые мышцы, а чтобы улыбнуться – всего 17 мышц. Так что улыбаться намного легче – делайте это чаще!
Кто поможет мне прочитать притчу о художнике. Остальные следят
Притча о художнике
Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное.
Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО!.. До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он, и они, – в совершенную картину!
Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!
Однажды он взялся за портрет худенькой и неприметной девушки, которую прежде никто не считал красивой. И сама она тоже стеснялась себя и всегда смущённо прятала глаза…
«Столь некрасива, худа… – а ты её рисовать задумал!», – говорили художнику люди.
Но художник никого не слушал и рисовал.
И тонкость, и грация, и нежный овал лица, и глубина чуть – чуть смущённых глаз – вдруг ожили на полотне, прекрасный образ создавая.
И девушка смотрела, чуть дыша: «Не может быть, что это я…
Так хороша картина!»
«Я только зеркало! – с улыбкой художник отвечал, –
Тебе я красоту души твоей всего лишь показал!
Теперь живи, её от мира не тая.
Твоя душа – подобна красоте утренней зари!
И нежностью твоей любви ты всё, что видишь озари!»
И женщину он старую увидел – и её портрет стал он рисовать. И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?
А художник – он каждую морщинку на руках её – как летопись писал. И были в летописи той слова о жизни долгой и непростой, о доброте, и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках, мудростью питаемых глубокой… И засияли лучики из глаз – в них свет струился – к тем людям, которые вокруг сейчас, и к тем, что ныне вдалеке, их свет подобен был реке, которая имеет свой исток в сердечной доброте.
И на портрете том – любовь, и мудрость, и покой – вещали людям о жизни доброй, о душе
Большой! И в восхищенье – замирало множество людей перед картиной той! И обнимала их любовь души прекрасной – как нежная вечерняя заря…
Художник так всё то отобразил, что в почтенье перед старой женщиной склонились люди…
Что хотел показать людям художник?
Красоту человека…и его настроение.
4. Актуализация знаний
– Сегодня на уроке я предлагаю вам выполнить аппликацию-портрет, который будет отражать настроение. Напоминаю, что в основе каждого портрета лежат пропорции лица человек (с которыми мы знакомились на прошлом уроке).
5. Практическая работа
– Работать будем парами, и выполним одну работу на парте, по которой мы сможем определить настроение портрета. Повторим правила работы с материалами и инструментами при создании аппликации. Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащемся, которые испытывают затруднения, выдаются карточки «мимика лица», «пропорции лица»
4) контроль объема и качества выполненной работы.
6. Выставка работ учащихся, обсуждение
7. Оценка работ (по 2 критериям)
Портрет должен:
1.Выражать эмоцию.
2. Выполнен с соблюдением пропорций лица человека.
– В ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениям.
Рефлексия:
Мы достигли цели урока?
Что получилось?
Чему ещё нужно ещё научиться?
Если вы считаете что у вас сегодня всё получилось повесьте вашу работу на выставку (на доску).
Подпишите эмоции под картинками используя подсказку со слайда.
_____________________________________________________________________________
Подпишите эмоции под картинками используя подсказку со слайда.
Заполни таблицу
№ п. п. | Вопрос | Баллы за ответ 1-го отвечающего | Баллы за ответ 2-го отвечающего |
1 | Вид искусства, к которому относится портрет. (Живопись, графика, скульптура) | ||
2 | Вид портрета по количеству персонажей. (Индивидуальный, двойной, групповой) | ||
3 | Персонажи портрета. (Мужчина, женщина, дети, смешанный) | ||
4 | Как расположен персонаж на портрете. (В полный рост, по колено, по пояс, по грудь, голова) | ||
5 | Разворот головы персонажа. (В «фас», в три четверти, в профиль) | ||
Посчитай количество баллов Отметь «+» легкий вопрос Отметь «-» тяжёлый вопрос |
__________________________________________________________________
Заполни таблицу
№ п. п. | Вопрос | Баллы за ответ 1-го отвечающего | Баллы за ответ 2-го отвечающего |
1 | Вид искусства, к которому относится портрет. (Живопись, графика, скульптура) | ||
2 | Вид портрета по количеству персонажей. (Индивидуальный, двойной, групповой) | ||
3 | Персонажи портрета. (Мужчина, женщина, дети, смешанный) | ||
4 | Как расположен персонаж на портрете. (В полный рост, по колено, по пояс, по грудь, голова) | ||
5 | Разворот головы персонажа. (В «фас», в три четверти, в профиль) | ||
Посчитай количество баллов Отметь «+» легкий вопрос Отметь «-» тяжёлый вопрос |
Притча о художнике
Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное.
Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО!.. До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он, и они, – в совершенную картину!
Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!
Однажды он взялся за портрет худенькой и неприметной девушки, которую прежде никто не считал красивой. И сама она тоже стеснялась себя и всегда смущённо прятала глаза…
«Столь некрасива, худа… – а ты её рисовать задумал!», – говорили художнику люди.
Но художник никого не слушал и рисовал.
И тонкость, и грация, и нежный овал лица, и глубина чуть – чуть смущённых глаз – вдруг ожили на полотне, прекрасный образ создавая.
И девушка смотрела, чуть дыша: «Не может быть, что это я…
Так хороша картина!»
«Я только зеркало! – с улыбкой художник отвечал, –
Тебе я красоту души твоей всего лишь показал!
Теперь живи, её от мира не тая.
Твоя душа – подобна красоте утренней зари!
И нежностью твоей любви ты всё, что видишь озари!»
И женщину он старую увидел – и её портрет стал он рисовать. И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?
А художник – он каждую морщинку на руках её – как летопись писал. И были в летописи той слова о жизни долгой и непростой, о доброте, и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках, мудростью питаемых глубокой… И засияли лучики из глаз – в них свет струился – к тем людям, которые вокруг сейчас, и к тем, что ныне вдалеке, их свет подобен был реке, которая имеет свой исток в сердечной доброте.
И на портрете том – любовь, и мудрость, и покой – вещали людям о жизни доброй, о душе
Большой! И в восхищенье – замирало множество людей перед картиной той! И обнимала их любовь души прекрасной – как нежная вечерняя заря…
Художник так всё то отобразил, что в почтенье перед старой женщиной склонились люди…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портрет в живописи. Виды портрета человека.
Портреты. Живопись....
Творческая работа: «Изображения духовности в портрете человека»
Цель проекта:- расширить представление о возможностях информационных и коммуникативных технологий;- спос...
Презентация "Виды портрета человека"
В данный материал входит:1. Презентация по теме "Виды портрета человека".2. Технологическая карта к уроку.Данная работа призвана сформировать знания о видах портрета. Расширить знания учащихся о...
Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства во 2 классе по теме "Портрет Осени" (аппликация)
Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства во 2 классе по теме "Портрет Осени" (аппликация).Цель урока: Выполнение аппликации из засушенных листьев на тему: ...
Урок развития речи "Составление портрета человека в художественном стиле".
обучение составлению описания человека в художественном стиле...
Методическая разработка урока: Основные пропорции головы человека: создаем портрет времен года. Портрет времени года. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 6
Пояснительная записка Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по предмету Изобразительное искусство по теме: Основные пропорции головы чел...