ТРАДИЦИОННЫЕ ЦВЕТА РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
статья по изобразительному искусству (изо)
В статье говорится о символике цвета в традиционном русском национальном костюме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvet_v_kostyume.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦВЕТА РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
Русская традиционная одежда имеет свою богатую историю. Она является отражением нашей национальной самобытной культуры. Русская традиционная одежда – это важнейший элемент нашей национальной культуры, ценность которого, мы, к сожалению, перестали понимать. Знакомство с культурой русского народа способствует всестороннему и интеллектуальному развитию детей, формирует их мировосприятие, духовность. А ведь русская одежда, это, без преувеличения, отражение русской души, в ней отображался весь внутренний мир человека. Глядя на одежду можно было сразу понять – чем живёт человек.
Русский народный костюм формировался на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).
Являясь специфическим отображением жизни, народный костюм вобрал в себя всё её многообразие. Этим объясняется ценность народной одежды для изучения культуры и быта, традиционного художественного творчества, а также многих других сторон жизни народа, исторического развития нации в целом.
Символика цвета в русском народном костюме носила двоякий характер: социальный (обозначение полово-возрастной, а в более ранние времена - и племенной принадлежности), и мистический (обереги, "заговоры").
Первое, на что следует обратить внимание – это цвета русской национальной одежды. Они очень символичны и имеют глубокую историю, которая уходит своими корнями в древние века. Главные цвета русской одежды – белый и красный. Это не случайно. Белый цвет – особый. Не следует забывать о том, что русская семья – это, прежде всего, православная семья. И испокон веков каждый русский человек крестился именно в белой крестильной рубашке. Почему русские люди для обряда крещения всегда выбирали белые цвета для крестильной одежды? Ответ на этот вопрос достаточно прост.
Белый цвет – это символ чистоты, радости, обновления. Он говорит о том, что душа человека светла, очистилась от грехов и готова войти в Царство Небесное. Белый цвет – это символ невинности, символ победы духа над плотью. Поэтому белый – это основной цвет русской одежды.
Этот цвет давали лен (беленый или небеленый) и шерсть. Причем, поскольку отбелка льна требовала дополнительных затрат времени и сил, то беленую ткань могли себе позволить только зажиточные и знатные люди - и этот цвет сразу становился признаком высокого социального статуса носившего. Впрочем, символически "льняной" цвет тоже считался белым.
Красный же цвет обозначал красоту, радость, любовь, полноту жизни. Недаром в русском языке до сих пор существует выражение – «красна девица», в значении красивая девица.
Красный был первым цветом, который начали использовать (еще в палеолите) люди для обрядовых целей. Он получался при обработке маренового корня, червеца (кошенили), красного железняка и некоторых сортов охры.
Красный с очевидностью осмысляется как кровь и огонь. По ассоциации с током крови, он обозначает потоки силы (от человека к природе и от природы к человеку). Поэтому в обрядовой одежде возникают полосы-"струи", а в ежедневном костюме - встречающийся по всей России "контурный оберег": красная "огненная" оторочка по вороту-рукавам-подолу рубахи (как мужской, так и женской).
Естественным образом, в одежде девушек на выданьи и молодых женатых мужчин преобладал красный цвет.
Чёрный (и другие темные цвета: темно-серый, коричневый).
Это естественные цвета шерсти, кроме того, такой окрас ткани можно получить, используя так называемые "чернильные орешки".
Одежду тёмных тонов носили в некоторых областях старые люди "второго" периода старости ("дряхлые" или "ветхие" - после 70 лет), а также "старые девы". Исключением является одежда Воронежской области, где чёрный присутствует даже в свадебных костюмах, а чёрные воронежские вышивки поражают богатством узора и благородством вида.
Помимо основного красного цвета могли использовать в костюме синий, жёлтый, зелёный, голубой, багровый, малиновый цвета.
Жёлтый цвет символизирует согласие, славу, божественный свет, солнце, радость. Некоторые сорта охры дают не только красный цвет, но и спектр от желто-золотистого до темно-коричневого.
Синий цвет — цвет неба, воздуха, символ небесной истины, чести, преданности.
Зелёный цвет — цвет жизни, символ любви, юности, счастья.
Синий, жёлтый и зелёный – эти три цвета присутствуют в отделке одежды уже в 13 веке (согласно результатам раскопок в Новгороде), но в качестве основного цвета костюма возникают уже довольно поздно (18 век). Причем, в эти цвета в основном окрашены не домотканые, а привозные (из Китая и Ирана) ткани. В некоторых областях синие сарафаны носили женщины, находящиеся в браке более пяти лет, но еще не перешедшие в категорию "старух", а синие рубахи - мужчины первого периода старости ("престарелые", 50-70 лет), имеющие внуков. Видимо, этот цвет воспринимался в мифологическом сознании как "уже не красный, но еще не черный".
Также большое значение имело расположение цветов в одежде. Низ одежды должен быть тёмный, т.к. она символически связалась с землёй - Матушкой. А верх – обязательно был светлым, ведь верхняя часть одежды всегда символизировала небо.
Несомненно, одно, русский национальный костюм – это наша гордость, наша самобытная история, которую забывать нам нельзя.
Литература:
- Колесницкая И.М., Телегина Л.М. " Фольклор и этнография. Связь фольклора с древними представлениями". Л., 1977
- Б.А.Рыбаков. "Язычество древних славян"
- А. М. Соколов «Кустарные ремесла. Крашение шерсти», СПБ. 1900 г. изд. Минист. Земл.,
- В. А. Щавинский. Очерки по истории техники живописи и технологии красок в древней Руси. М. — Л., 1935
- Н.Соснина, И.Шангина "Русский традиционный костюм" (СПб, "Искусство", 1998)
- Справочник "Мужики и бабы (мужское и женское в русской традиционной культуре)" (СПб, "Искусство-СПб", 2005)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Национальная одежда Японии
Презентация и конспект к уроку в 11 классе Культура Японии...
Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.
Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...
Статья на тему: «Сохранение традиций русского национального костюма в авторских коллекциях одежды при выполнении дипломного проекта студентов специальности «Конструирование, моделирование и технология изготовления швейных изделий»»
Опыт работы над выпусной квалификационной работой по специальности "Конструирование, моделирование и технолшогия швейных изделий"...
Статья на тему: «Сохранение традиций русского национального костюма в авторских коллекциях одежды при выполнении дипломного проекта студентов специальности «Конструирование, моделирование и технология изготовления швейных изделий»»
Опыт работы над выпусной квалификационной работой по специальности "Конструирование, моделирование и технология швейных изделий"...
Русская национальная женская одежда.
Презентация по теме "История моды"...
Презентация по теме "Предметы одежды русского национального костюма", английский язык, 8 класс.
Работа над темой "Особенные интересы", в рамках приложения "Россия в фокусе", учебника по английскому языку "Английский в фокусе", 8 класс, предусматривает знакомств...