Преподавание учебного предмета "Искусство"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)

Прохорихина Галина Алексеевна

Изучение концепции «Искусство»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prepodavanie_uchebnogo_predmeta_iskusstvo.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение концепции «Искусство»

  1. На что направлено изучение учебных предметов в рамках предметной области «Искусство»?

Предметная область «Искусство» в образовательных организациях направлена на освоение обучающимися российского и мирового искусства и на овладение элементарными навыками в области искусства. Учебные предметы имеют огромный воспитательный потенциал, способствующий духовно-нравственному развитию обучающихся.

2) Какие, на Ваш взгляд, проблемы преподавания предметной области «Искусство» в Вашем ОУ?

Необходима модернизация содержания учебно-методических материалов в соответствии с вызовами современности: усиление внимания к системно-деятельностному подходу, увеличение времени на индивидуальные проекты и творческую деятельность.

3) Назовите основные цели и задачи Концепции «Искусство».

Целью настоящей Концепции является обеспечение высокого качества изучения и преподавания предметной области «Искусство» в общеобразовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения, перспективными задачами развития российского общества и вызовами времени. Задачами Концепции являются: совершенствование содержания предметной области «Искусство» на всех уровнях общего образования; развитие общедоступных информационных ресурсов как инструментов деятельности обучающихся и учителей; художественное и эстетическое развитие обучающихся через обретение ими базовых умений и знаний в области искусства; создание условий для повышения кадрового потенциала педагогических работников предметной области «Искусство».

4)  Назовите основные направления реализации   Концепции «Искусство».

1.Общие направления

Для модернизации содержания и методики преподавания предметной области «Искусство» необходимо создание учебно-методических материалов нового поколения, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся, использование электронных и мультимедийных технологий, современных средств диагностики достижений результатов обучающихся

2. Изобразительное искусство Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» направлено на освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно- прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности.

3. Музыка Потенциал музыки как вида искусства незаменим в процессе развития эстетических чувств и интеллекта человека, его музыкальности и нравственной культуры, уважения к традициям своей страны и народов мира, к развитию музыкальной культуры обучающихся с позиций единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя; приобщение к музыкальной деятельности, представленной в своих основных видах: хоровое и сольное пение, инструментальное музицирование, элементы импровизации и сочинения, а также музыкально-сценического действия; освоение видов деятельности, поддерживающих слушательское восприятие (графическое, пластическое моделирование музыки); приобретение опыта коллективного публичного исполнения музыкальных произведений, в том числе посредством организации школьных хоровых и музыкальных коллективов; овладение элементами музыкального языка в процессе активной музыкальной деятельности; расширение музыкального кругозора и основ музыкальной грамотности обучающихся; формирование музыкального вкуса в досуговой сфере; применение электронно-цифрового инструментария, обогащающего возможности обучающихся в музыкальном творчестве и восприятии музыкальных произведений; приобщение к музыкальным традициям своего региона.

4. Мировая художественная культура Учебный предмет «Мировая художественная культура» раскрывает общие закономерности становления, развития и взаимодействия художественных культур как целостной системы, разных сфер духовной деятельности человечества, а также особенности национального и регионального искусства на основе изучения отечественного и мирового искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, кино- и фото искусство.

5. Какие личностные  результаты формируются средствами ИЗО ?

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, 6 культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

6. Какие предметные  результаты формируются средствами ИЗО ?

1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально- ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в 17 архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. 

7. Какие метапредметные  результаты формируются средствами ИЗО  ? 

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

8. Как часто обновляется рабочая программа?

Рабочая программа «Изобразительное искусство» обновляется каждый год.

9.Что является целью рабочей программы?

Целью разработки рабочей программы является сохранение единого образовательного пространства учреждения и предоставление широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплин (модуля).

10. Что является основой для разработки рабочей программы?

 Основой для разработки рабочих программ по  ИЗО являются примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта и примерные программы Министерства образования и науки Российской Федерации

11.Назовите 3 принципа, составляющие основу внеурочной деятельности -непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом; развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности; единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;- системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

12. В чем заключается второй уровень воспитательных результатов внеурочной деятельности?

Второй уровень результатов - получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это организация и проведение художественных выставок, фестивалей искусств, спектаклей в классе и школе. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

13. Какие комплексные олимпиадные задания вызывали наибольшие трудности у школьников?

Задания, требующие определить художественные полотна по фрагментам; сгруппировать изображения и объяснить принципы группировки. Определяя художественные произведения, многие учащиеся не умеют  грамотно формулировать их названия, указывать авторов, давать характеристику авторского замысла и средств художественной выразительности. Учащиеся затрудняются  определять функции архитектурных объектов; характеризовать значение фрагментов художественного полотна в общей композиции, соотносить место положения памятника культуры с принадлежностью к конфессиональной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания учебного предмета "Физика" в 2014/2015 учебном году. Методические рекомендации

Особенности преподавания учебного предмета «Физика»в 2014/2015 учебном году: методические рекомендации / сост.Р.Ф. Мифтахов. – Казань: ИРО РТ , 2014. – 29 с....

Особенности преподавания учебного предмета «Математика» в 2014/2015 учебном году

Особенности преподавания учебного предмета«Математика»в 2014/2015 учебном году.Методические рекомендации.Казань....

Об особенностях преподавания учебных предметов «Информатика» и «Информатика и ИКТ» в 2018-2019 учебном году

Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 28 июня 2018 г. № 1213/6651...

Об особенностях преподавания учебного предмета «Математика» в 2018-2019 учебном году

Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от28 июня 2018 г. № 1213/6651...

Об особенностях преподавания учебного предмета «Физика» в 2018-2019 учебном году

Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от28 июня 2018 г. № 1213/6651...

Об особенностях преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2018-2019 учебном году

Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 28 июня 2018 г. № 1213/6651...