ЭСКИЗ РОСПИСИ МАТРЕШКИ В СТИЛЕ ПОЛХОВ –МАЙДАНСКОЙ РОСПИСИ
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Лосева Наталья Николаевна

Конспект занятия "Роспись матрешки в стиле полховский майдан".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matreshka.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

               МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

                                НОВОТОМНИКОВСКАЯ ШКОЛА  ИСКУССТВ

                            РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ  НА ТЕМУ

                        « ЭСКИЗ

         РОСПИСИ МАТРЕШКИ

       В СТИЛЕ ПОЛХОВ –МАЙДАНСКОЙ РОСПИСИ»

                                                                  Составитель: Лосева Наталья Николаевна

                                                                   педагог дополнительного образования

                                        Новотомниково  2011 год.

  Тема занятия: ЭСКИЗ РОСПИСИ МАТРЕШКИ В СТИЛЕ ПОЛХОВ –            МАЙДАНСКОЙ РОСПИСИ

                                                                         Взял я в руки кисть и краски,  

                                                                         Стал волшебником из сказки

                                                                         На матрешке яркий сарафан

                                                                         Расписал по Полховский -Майдан  

                           

Цели занятия:

  1. Образовательная:  познакомить детей с Полхов-Майданской  росписью;
  2. Воспитательная: привить  интерес к  декоративно- прикладному  искусству России.
  3. Развивающая: развитие творческих способностей детей, наблюдательности, точности, внимательности в изображении.

Материалы для педагога: образцы изделий, выполненных в традициях народных мастеров, таблица с поэтапном выполнением росписи.

 Материалы и инструменты для детей:  бумага, кисти, краски акварельные, баночки с водой.

Зрительный ряд: изделия   Полхов –Майданских мастеров, образцы ранее выполненных работ.

                                             Ход занятия

  1. Вводная часть.
  1. Организационный момент
  2. Проверка готовности обучающихся  к занятию
  3. Приветствие.
  4. Сообщение темы занятия.
  1. Основная часть
  1. Рассказ преподавателя о ярком образце русского прикладного искусства - матрешке . Рассказ сопровождается демонстрацией образцов, таблиц.
  2. Демонстрирование приемов рисования. Последовательное выполнение Полхов- Майданской розы.
  3. Самостоятельная творческая работа детей - создание эскиза.

III. Заключительная часть

    1.Выставка детских работ.

    2.Анализ работ.

    3. Уборка рабочего места.

                II.  Основная часть

                     

 Объяснение нового материала

 Учитель:

 -Добрый день,  дорогие гости! Сегодня мы  вам расскажем о матрешке.

Все мы с детства знаем и любим матрешку. Совершенная форма, небольшой размер, яркая роспись - делают  эту игрушку привлекательной для всех независимо от возраста.

        Сегодня к нам пришли матрешки,  они расскажут о себе. (выступают дети в костюмах матрешек)

  1. Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука
В деревянные бока,

А в нутрии секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская… матрешка.

  1. Кто матрешку создал, я не знаю,

Но известно мне, что сотню  лет,

Вместе с Ванькой-Встанькой как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски взял искусный мастер

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь плеснул в ее глаза,

И пустив в неповторимый танец,

Он  должно быть весело сказал:

Ну и пой, гуляй теперь по свету,

Весели себе честной народ….
И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет

Выступает гордо , величаво,

С удалой улыбкой на лице

И летит за ней по миру слава

Об искусном мастере- творце

Уч: Скажите, ребята, кто же создал матрешку? Где и когда появилась ?

      (ответы детей)

Первая матрешка родилась 115 лет назад в  Москве, в мастерской  А Мамонтова «Детское воспитание». Эскиз матрешки выполнил художник С.Малютин, а выточил из дерева токарь Звездочкин.

-  Ребята, почему же эту деревянную игрушку назвали матрешкой? (ответы детей)  

На Руси было распространенным женское имя Матрена. И еще «Матрона» на латинском языке - мать семейства.

  Матрешки отличаются  формой и росписью. Сергиево-Посадская матрешка- маленькая, кругленькая голова плавно переходит в туловище.

  Семеновская матрешка- более вытянутая форма, узкая голова резко переходит в утолщенное туловище.

Полхов-Майданская  матрешка отличается яркой  лаконичной росписью, основным элементом которой является  роза.

  Форма Воронежской матрешки напоминает пасхальное яйцо.  Ценители увидели в нем глубокий философский смысл – символ бесконечности рода человеческого:

яйцеобразная    деревянная кукла скрывает внутри  подобное существо.

  Матрешка – символ материнство.  

     Матрешка стала самым популярным русским национальным сувениром. Она украшает международные выставки в разных  странах мира.

    Как вы думаете, ребята, почему матрешка стала так популярна? (ответ).

                     Взял я в руки кисть и краски,  

                     Стал волшебником из сказки

                     На матрешке яркий сарафан

                     Расписал по Полховский -Майдан  

      -Пора и нам ребята приступить к работе и расписать матрешки.

             Практическая работа.

Учитель демонстрирует на доске поэтапное выполнение Полхов- Майданской розы Дети приступают к выполнению эскиза.

1 этап- выполнение линейного рисунка

2 этап- работа цветом

   Индивидуальная помощь педагога.

III. Заключительная часть

    Выставка детских работ. Анализ работ. Уборка рабочего места.

Физкультминутка.

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (хлопают)

На ногах сапожки.Топают матрешки.(топают)

Влево, вправо наклонись.(наклоны влево, вправо)

Всем знакомым поклонись.(дети кланяются)

Девчонки озорные-матрешки расписные,(кружатся)

В сарафанах ярких,пестрых.(приседают)

Вы похожи словно сестры.(качают головой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выполнение эскиза росписи разделочной доски в мезенской технике

П Л А Н проведения  _________________________урока____________________________               (вид учебного занятия)по ди...

Выполнение эскиза росписи пасхального яйца. Писанки.

Презентация к уроку ИЗО к одному из главных праздников христиан - дня поминовения Чудесного Воскресения распятого на кресте Иисуса Христа. На уроке дети узнают об основных видах росписи живого куриног...

Методическое пособие «Выполнение росписи по собственным эскизам, используя народные мотивы и нетрадиционные элементы росписи»

Курсовые работыучащихся 4-го курса«Выполнение росписи по собственным эскизам,используя народные мотивы и нетрадиционныеэлементы росписи» по профессии "Художник"....

Мастер-класс "Роспись деревянной кухонной лопатки в стиле Полхов - Майдан"

Роспись деревянной лопатки в стиле Полхов-Майдан для педагогов и детей, которые занимаются росписью по дереву. Мастер-класс содержит поэтапное описание  процесса росписи изделия....

методическая разработка занятия "Изучение элементов и особенностей выполнения росписи Полхов-Майданской матрешки"для индивидуального дистанционного обучения..

Данная разработка рассказывает особенности элементов росписи этой матрешки. Предусмотрена теоретическая и практическая часть. Для самостоятельного дистанционного изучения....