рабочая программа по изо
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Неменский Б.М

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_izo.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии:

  • с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • программы «Изобразительное искусство» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского;
  •  основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа»;
  • учебным планом МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа».

Актуальность

Обучение и художественное воспитание ребенка в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.

В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания и последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства.

Цели и задачи

Основная цель предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы в процессе личностного художественного творчества.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

· формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

· освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

· формирование понимания эмоционального  и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

· развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

· формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

· развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

· овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

· овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

      Общая характеристика учебного курса

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Тема 6 класса – «Изобразительное искусство в жизни человека» – посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений.

Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России.  

Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения, а объектом познавательной деятельности – основы наук. Дети в этом возрасте проявляют готовность к усвоению системы знаний не только на уровне восприятий фактов, но и на уровне общих представлений и понятий, понимания причинно-следственных связей.  При этом современный школьник имеет свои собственные суждения  о происходящем вокруг и его не удовлетворяет роль пассивного слушателя и «репродуктора» сообщаемых на уроках знаний. Он ждет от школы востребованности  собственной учебной деятельности, что обязывает нас, педагогов, искать новые подходы к организации этой деятельности. В связи с этим мы применяем технологии личностно-ориентированного образования (технология сотрудничества, метод проектов и т.д.)

Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведет к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Количество учебных часов

На изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебных недель).  

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия.

Обоснование целесообразности изменений, авторских принципов, новизны 

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

– изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

– декоративная и конструктивная работа;

– восприятие явлений действительности и произведений искусства;

– обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

– изучение художественного наследия;

– подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

– прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают  умение организовывать уроки-диспуты, уроки – творческие отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование на-глядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В____ (конкретно указывается класс) учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.

Учебно-методический комплект, при помощи которого реализуется данная программа:

1. Изобразительное искусство. Рабочие  программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М. : Просвещение, 2013.

2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : учеб.  для  общеобразоват.  учреждений  /  Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.

3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека.  6 класс : метод. пособие / Б. М. Неменский [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Форма контроля

Теоретические

Практические

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8

2

6

Рисунок. Устный опрос. Контроль качества

2

Мир наших вещей. Натюрморт

8

2

6

Рисунок. Устный опрос. Контроль качества

3

Вглядываясь в человека. Портрет

12

4

8

Рисунок. Устный опрос. Контроль качества

4

Человек и пространство. Пейзаж

6

1

5

Рисунок. Устный опрос. Контроль качества

                           

Итого:      34 часа


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела, урока

Количество часов

Вид занятия

Планируемые результаты

Формы  и методы контроля

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

По плану

Факт.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка – 8 ч.

1

Изобразительное искусство. Семья пластических искусств

1

Комбинированный

научиться классифицировать по заданным основаниям (деление пространственных искусств на две группы)

определять цель, проблему
в учебной деятельности

осознавать свои интересы навык сотрудничества с взрослыми
и сверстниками

Рисунок. Устный опрос

2

Рисунок –

основа изобразительного творчества

1

Практический

научиться классифицировать по заданным основаниям

выдвигать версии (об увиденном), работать по плану, сверяясь с целью (команда выполняет зарисовки одного предмета)

осознавать свои интересы , осваивать новые социальные роли

Выполнение творческого рисунка.

3

Линия
и её выразительные возможности

1

Комбинированный

научиться находить решение поставленных учебных задач, различать свойства линий, виды и характер, ритм, условность и образность линейного изображения.

определять цель, проблему
в учебной и практической деятельности, анализировать  работы товарищей.

осознавать свои интересы , осознавать свои эмоции, понимать эмоции других людей

Задание     в  игровой форме

4

Пятно как сред-

ство выражения.

1

Практический

научиться классифицировать по заданным основаниям.

определять цель, проблему
в учебной деятельности.

осознавать свои интересы, иметь мотивацию учебной деятельности

Работа кис тями разного размера.

5

Цвет. Основы цветоведения

1

Комбинированный

научиться классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг)

определять цель, проблему
в учебной деятельности

осознавать свои интересы (изучение свойств цвета)

Контроль качества

6

Цвет
в произведениях живописи

1

Комбинированный

научиться самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям.

определять цель, ставить проблему в учебной деятельности

иметь мотивацию учебной деятельности, быть готовыми к сотрудничеству в разных учебных ситуациях.

Живописное изображение букета по воображению.

7

Объёмные изображения в скульптуре

1

Комбинированный

изучать выразительные возможности объёмного изображения, классифицировать по заданным основаниям (виды скульптуры).

определять цель, проблему
в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний.

понимать значение знаний для человека, стремиться к приобретению новых знаний

Лепка животного (по представлению).

с. 51.

8

Основы языка изображения

1

Комбинированный

Использовать в работе и анализировать цветовые отношения.

научиться адекватно выражать  и контролировать  свои эмоции. Различать художественные средства и их возможности.

понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели.

Задание 1-3

Мир наших вещей. Натюрморт – 8 ч.

9

Реальность и фантазия
в ттворчестве  художника

1

Комбинированный

учиться понимать условности
и правдоподобие в изобразительном искусстве, реальность и фантазии в творчестве художника

научиться определять цель
и проблему в учебной деятельности, принимают учебную задачу. Излагать своё мнение.

проявлять интерес к поставленной задаче. Осознавать свои эмоции. Осознавать многообразие взглядов

Рисунок. Устный опрос

10

Изображение предметного мира – натюрморт

1

Комбинированный

Познакомиться
с жанром натюрморта, его местом в истории искусства. Знать имена выдающихся художников, работавших в жанре натюрморта.

Различать художественные средства и их возможности.

проявлять интерес к поставленной задаче, иметь мотивацию учебной деятельности

Рисунок. Устный опрос

11

Понятие формы.

1

Комбинированный

учиться видеть внутреннюю структуру предмета, его конструкцию.

Понимать линейные, плоскостные и объёмные формы.

Наблюдать окружающие предметы, использовать ассоциативные качества мышления, выдумку, неординарный образ мышления.

проявлять интерес к изучению нового материала. Стремиться к достижению поставленной цели

Рисунок. Устный опрос

12

Изображение объёма на плоскости, линейная перспектива

1

Комбинированный

ознакомиться с перспективой; научиться  различать фронтальную и угловую перспективу, освоить основные правила линейной перспективы

развивать воображение, фантазию, навыки художественно-творческой  деятельности, способности творческого самовыражения, используя различные художественные языки и средства; развивать навыки овладения техникой рисования.

проявлять интерес к изучению нового материала. Стремиться к достижению поставленной цели

Рисунок. Устный опрос

13

Освещение. Свет

и тень

1

Комбинированный

принимать активное участие в об-

суждении нового материала, определять  понятия –

свет, блик, рефлекс.

научиться определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения.

проявлять интерес к изучению нового материала. Осознавать свои эмоции, контролировать их.

Рисунок. Устный опрос

14

Натюрморт
в графике

1

Комбинированный

знать понятие гравюра и её свойства.

Освоить основные этапы выполнения гравюры на картоне, применять подручные средства для выполнения отпечатков.

планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели, понимать позицию другого. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

понимать значение внимания и наблюдательности для человека, проявлять интерес
к видам изобразительного искусства. Осознавать свои интересы и цели

Рисунок. Устный опрос

15

Цвет
в натюрморте

1

Комбинированный

познакомиться с именами выдающихся живописцев, принимать активное участие в обсуждении нового материала. Изучать богатство выразительных возможностей цвета в живописи

научиться планировать  деятельность в учебной ситуации. Определять способы передачи чувств и эмоций посредством цвета и техники импрессионистов.

Проявлять интерес к произведениям искусства. Осознавать многообразие и богатство выразительных возможностей цвета

натюрморт,

выражающий то или

иное настроение

16

Выразительные возможности натюрморта

1

Комбинированный

научиться обобщать полученные знания, осваивать новые технологии XX века как богатство выразительных возможностей в жанре натюрморта.

излагать своё мнение в диалоге, аргументировать его, отвечать на вопросы. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Осваивать новую учебную ситуацию, проявлять интерес к новой технике создания картины и желание использовать её в своём творчестве.

Получать эстетическое наслаждение от произведений искусства

Рисунок. Устный опрос

Вглядываясь в человека. Портрет – 12 ч.

17

Образ человека – главная тема искусства

1

Теоретический

знакомиться с именами великих художников и их произведениями, воспринимать и анализировать произведения искусства.

понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели.

осваивать новые правила, осознавать многообразие взглядов.

Рисунок. Устный опрос

18

Конструкция головы человека и её пропорции

1

Практический

получить новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорции лица. Определять понятия – конструкция, пропорции.

определять цель, проблему
в учебной деятельности. Обмениваться мнениями, слушать друг друга.

понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели.

Рисунок. Устный опрос

19

Изображение головы человека
в пространстве

1

Комбинированный

изучать поворот и ракурс головы человека, соотношение лицевой и черепной части. Выполнять зарисовки с целью изучения строения головы человека, её пропорций и расположения в пространстве.

планировать деятельность, выбирать способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки. Излагать своё мнение в диалоге.

понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели. Иметь мотивацию к учебной деятельности

Рисунок. Устный опрос

20

Графический портретный рисунок и выразительный образ человека

1

Комбинированный

Изучать поворот и ракурс головы человека, соотношение лицевой и черепной части. Выполнять зарисовки с целью изучения строения головы человека, её пропорций и расположения в пространстве.

планировать деятельность, выбирать способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки. Излагать своё мнение в диалоге.

понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели. Иметь мотивацию к учебной деятельности

Рисунок. Устный опрос

21

Портрет в скульптуре

1

Комбинированный

изучать скульптурный портрет
в истории искусства, скульптурные материалы. Сравнивать портреты по определённым критериям, анализировать скульптурные образы.

определять проблему учебной деятельности. Планировать деятельность в учебной ситуации.

вырабатывать внимание, наблюдательность, творческое воображение. Проявлять интерес к произведениям скульптурного искусства.

Аппликация. Устный опрос

22

Портрет в скульптуре

1

Комбинированный

научиться работать над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя.

принимать учебную задачу. Планировать деятельность в учебной ситуации.

проявлять интерес к произведениям скульптурного искусства

Рисунок. Устный опрос

23

Сатирические образы человека

1

Теоретический

знакомиться с приёмами художественного преувеличения, известными карикатуристами нашей страны. Проявлять положительное отношение к юмору

определять проблему художественного преувеличения, способы достижения цели.

осознавать свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражать.

Рисунок. Устный опрос

24

Образные возможности освещения   в портрете

1

Комбинированный

научиться воспринимать изменения образа человека при естественном освещении, постоянство формы и изменение её восприятия при естественном освещении.

определять проблему возможностей освещения в портрете, способы достижения практической цели.

проявлять интерес к изучению нового материала, проявлять познавательную активность.

Рисунок. Устный опрос

25

Портрет в живописи

1

Комбинированный

научиться обобщать образ человека в портретах разных эпох, определять роль и место портрета в истории искусства, устанавливать аналогии по видам, строить логически обоснованные рассуждения, аналитически воспринимать композиции в парадном и лирическом портретах.

определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение. Создавать устные тексты для решения учебной задачи. Планировать деятельность, работать по плану. Определять способы достижения цели.

проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность, осознавать свои эмоции. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции, осознавать свой мировоззренческий выбор.

Рисунок. Устный опрос

26

Роль цвета в портрете

1

Комбинированный

классифицировать  по заданным основаниям цветовое решение образа в портрете. Сравнивать по определённым критериям тон и цвет, цвет и освещение. Осваивать навыки использования живописной фактуры.

определять цель и проблему в учебной деятельности. Соблюдать нормы коллективного общения.

проявлять интерес к изучению нового материала. Критически оценивать свою деятельность. Осознавать свои эмоции, адекватно их выражать

Рисунок. Устный опрос

27

Роль цвета в портрете

1

Комбинированный

научиться определять понятие автопортрет, сравнивать объекты, определять цвет и тона в живописном портрете, осваивать навыки применения живописной фактуры, самостоятельно выбирать и использовать художественную технику.

определять цель и проблему в учебной деятельности. Соблюдать нормы коллективного общения, планировать деятельность
в учебной ситуации, излагать своё мнение, самостоятельно задавать вопросы.

проявлять интерес к изучению нового материала. Осознавать свои черты характера. Соблюдать правила общественного поведения. Излагать своё мнение. Понимать значение знаний для человека, приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков

Рисунок. Устный опрос

28

Великие портретисты

1

Комбинированный

знать имена выдающихся художников-портретистов и их место в определённой эпохе. Определять индивидуальность произведений
в портретном жанре, находить и представлять информацию о портрете.

определять цель учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения. Осознанно использовать речевые средства
в соответствии с ситуацией

осваивать новые правила, проявлять познавательную активность. Понимать значение знаний для человека, приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков

Рисунок. Устный опрос

Человек и пространство. Пейзаж – 6 ч.

29

Жанры в изобразительном искусстве

1

Комбинированный

анализировать, выделять главное в картине и обобщать. Определять термин жанр 
и его виды: портрет, натюрморт, пейзаж, исторический жанр, батальный, бытовой. Анализировать картины, написанные в разных жанрах.

определять цель учебной деятельности. Соблюдать нормы коллективного общения. Осознанно использовать речевые средства
в соответствии с ситуацией.

иметь желание учиться, проявлять познавательную активность. Понимать значение знаний для человека, приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков

Рисунок. Устный опрос

30

Изображение пространства

1

Комбинированный

показать отсутствие  изображения пространства в искусстве древнего мира и связь персонажей общим сюжетом. Знакомиться с перспективой как изобразительной грамотой.

научиться определять цель учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

иметь желание учиться, проявлять познавательную активность. Понимать значение знаний для человека, приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков. Идти на взаимные уступки в разных ситуациях

Рисунок. Устный опрос

31

Правила линейной и воздушной перспектив

1

Комбинированный

критериям, решать учебные задачи, анализировать и обобщать, определять  понятия точка зрения, линейная перспектива, картинная плоскость, горизонт и его высота

определять учебную цель, соблюдать  нормы коллективного общения. Планировать деятельность в учебной ситуации. Определять способы достижения цели. Организовывать работу в группе

проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность. Осознавать свои интересы и цели

Рисунок. Устный опрос

32

Пейзаж. Организация изображаемого пространства

1

Комбинированный

научиться самостоятельно применять полученные ранее знания о правилах линейной и воздушной перспективы, представлять информацию в устной форме, систематизировать полученные знания в свете новой информации о возникновении пейзажа как самостоятельного жанра

определять учебную цель.

Соблюдать нормы коллективного общения. Планировать деятельность в учебной ситуации. Работать

по плану. Определять способы достижения цели.

проявлять интерес к новым видам деятельности, познавательную активность. Осознавать свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражать. Осознавать свой мировоззренческий выбор.

Рисунок. Устный опрос

33

Пейзаж- настроение. Природа и художник

1

Комбинированный

научиться осуществлять поиск особенностей роли колорита в пейзаже-настроении, определять характер цветовых отношений. Познакомиться с художниками-импрессионистами, особенностями их творчества, многообразием форм
и красок окружающего мира

определять проблему будущей деятельности. Соблюдать нормы коллективного общения

проявлять интерес к изучению нового материала, определять своё настроение. Проявлять познавательную активность. Осознавать свои

эмоции, интересы и цели, свои мировоззренческие позиции.

Рисунок. Устный опрос

34

Городской пейзаж

1

Комбинированный

научиться анализировать графические средства выразительности, выделять главные функции основных элементов – линии, штриха, пятна, точки, определять понятие – городской пейзаж, самостоятельно делать выводы об организации перспективы в картинной плоскости художника.

определять тему урока. Соблюдать нормы коллективного общения. Излагать своё мнение. Планировать деятельность в учебной ситуации. Определять способы достижения цели. Выполнять работу по памяти.

проявлять интерес к изучению нового материала. Проявлять познавательную активность. Критически оценивать художественные произведения. Осознавать свои интересы и цели, мировоззренческие позиции.

Рисунок. Устный опрос

Итого: 34 часа


СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ  ПРОГРАММЫ

Виды изобразительного искусства и основы образного языка – 8 ч.

Изобразительное искусство. Семья пластических искусств. Художественные материалы. Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.

Мир наших вещей. Натюрморт – 8 ч.

Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости, линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.

Вглядываясь в человека. Портрет – 12 ч.

Образ человека – главная тема искусства. Конструкция головы человека и её пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительный образ человека. Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты.

Человек и пространство. Пейзаж – 6 ч.

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспектив. Пейзаж. Организация изображаемого пространства. Пейзаж и настроение. Природа и художник. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования федерального государственного образовательного стандарта направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому  и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

– формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

– формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

– умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

– умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство» должны отражать:

– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их  общей духовной культуры,  как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

– развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

– освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в  архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

В итоге освоения программы учащиеся должны знать:

– о месте и значении изобразительного искусства в культуре: жизни общества и жизни человека;

– о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

– понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;

– основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

– имена выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

– понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

– основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;

– о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа;

Обучающиеся должны уметь:

– пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

– видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

– видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

– создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;

– активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Интернет-ресурсы.

1. Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Федеральный государственный образовательный стандарт. – Режим доступа : http://www.standart.edu.ru

3. Сетевое объединение методистов «СОМ» (один из проектов Федерации Интернет-образования). – Режим доступа : http://som.fio.ru

4. Портал «Все образование». – Режим доступа : http://catalog.alledu.ru

5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://fcior.edu.ru

6. http://www.orientmuseum.ru/art/roerich

7. http://www.artsait.ru

2. Информационно-коммуникативные средства.

 Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).

 Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD).

 Живопись акварелью. Базовый уровень (DVD).

3. Наглядные пособия.

 Таблицы. Основы декоративно-прикладного искусства. Спектр, 2007

 Таблицы. Введение в цветоведение. Спектр, 2007

 Портреты русских и зарубежных художников.

 Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

 Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

 Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

 Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

 Альбомы с демонстрационным материалом.

 Дидактический раздаточный материал.

4. Технические средства обучения.

 Компьютер.

 Мультимедийный проектор.

 Экран проекционный.

 Принтер.

 Интерактивная доска.

 DVD.

 Музыкальный центр.

5. Учебно-практическое оборудование.

 Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

 Мольберт.

 Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

 Стол учительский с тумбой.

 Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

 Стенды для вывешивания иллюстративного материала.


КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Портрет - это: 
а) изображение облика какого-либо человека, его индивидуальности; 
б) изображение одного человека или группы людей; 
в) образ определённого реального человека; 
г) все варианты верны. 
2. В каких видах изобразительного искусства создаются портреты? 
____________, ____________, ____________, ____________, ____________. 
3. При создании портрета, главной задачей художника является: 
а) правдивое изображение модели; 
б) банальное копирование внешности портретируемого - одежда, прическа, украшения; 
в) передача его внутреннего мира, характера. 
4. По назначению, на какие группы было принято делить портреты: 
а) парадный; 
б) силуэтный; 
в) камерный; 
г) праздничный. 
5. Парадный портрет имел целью показать: 
а) индивидуальные особенности (используется поясное, погрудное, оплечное изображение, фигура зачастую даётся на нейтральном фоне); 
б) общественное положение (как правило, в полный рост, фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне). 
6. Разворот головы персонажа в «профиль» - это: 
а) вид спереди; 
б) вид сбоку; 
в) вид пол оборота. 
7. Положение персонажа в картине А.А.Дайнеки «Девочка у окна» уч. 6 кл. с.35: 
а) поясное; 
б) в полный рост; 
в) погрудное. 
8. Как переводится слово конструкция? 
а) геометрические тела; 
б) взаимное расположение частей предмета, их соотношение; 
в) геометрические фигуры разной величины. 
9. Пропорции- это: 
а) равенство двух отношений; 
б) несоответствие с чем-либо в количественном отношении; 
в) соотношение величин частей, составляющих одно целое. 
10. Какие основные правила построения портрета вы знаете? 
а) На сколько равных частей делится расстояние от линии подбородка до линии роста волос? 
б) Если смотреть на голову спереди, то горизонтальная линия – ось глаз – проходит точно….. 
в) Разделив нижнюю часть овала пополам – получим…. 
г) Чему равно расстояние между глазами? 
д) Что равно расстоянию от одного зрачка до другого? 
е) Что расположено между линией бровей и линией основания носа? 
ж) Что расположено на линии, делящей пополам расстояние от подбородка до основания носа? 
11. Светотень - это: 
а) отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого; 
б) тень, уходящая в глубину; 
в) способ передачи объёма предмета с помощью теней и света. 
12. Скульптура – это: 
а) вид изобразительного искусства; 
б) жанр изобразительного искусства. 
13. По назначению, на какие группы принято делить скульптуры: 
а) монументальные; 
б) каменные; 
в) камерные; 
г) глиняные. 
14. Бюст - это скульптурный портрет, у которого: 
а) одна голова с шеей (герма); 
б) целая фигура, с головы до ног (статуя); 
в) голова и верхняя часть туловища, примерно по грудь. 
15. При изображении сатирических образов человека необходимо чувство: 
а) меры; 
б) злорадства; 
в) правды; 
г) ненависти. 
16. Роль цвета в портрете: 
а) помогает выявить конструкцию, подчеркнуть или скрыть форму, зрительно уменьшить или увеличить, сузить или растянуть форму; 
б) уничтожает монотонность, меняет зрительное восприятие; 
в) верны все варианты ответов. 

Ключи: 
1. г 
2. живописный, графический, скульптурный, фотографический, ювелирный. 
3. а, в 
4. а, в 
5. б 
6. б 
7. б 
8. б 
9. в 
10. а) 3, б) посредине головы; в) высоту носа; г) ширине одного глаза; д) ширина губ; е) уши; ж) нижняя губа. 
11. в 
12. а 
13. а, в 
14. в 
15. а, в 
16. в 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя и учащихся:

1. Изобразительное искусство. Рабочие  программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М. : Просвещение, 2013.

2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : учеб.  для  общеобразоват.  учреждений  /  Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.

3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека.  6 класс : метод. пособие / Б. М. Неменский [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.

 Дополнительная литература:

1. Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха : коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...