рабочая программа по изо
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010;
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004;
- Примерная программа по изобразительному искусству;
- Положение о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»;
- Устав школы.
Актуальность
Изменение социокультурных условий требует совершенствования структуры и содержания образования в школе, что в свою очередь ведет к поиску новых подходов к преподаванию искусств, позволяющих целенаправленно решать современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.
Цели и задачи
Образовательная область «Искусство» (предмет «Изобразительное искусство») ставит Целью курса формирование у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала.
Задачи курса:
- развитие образного восприятие визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
- гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;
- на подготовку обучающегося к основному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Изучение изобразительного искусства направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представление о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально - образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально - логическим типом мышления преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся.
Ведущими подходами являются деятельностный и проблемный.
Общая характеристика учебного курса
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений.
Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности
Дети в этом возрасте проявляют готовность к усвоению системы знаний не только на уровне восприятий фактов, но и на уровне общих представлений и понятий, понимания причинно-следственных связей. При этом современный школьник имеет свои собственные суждения о происходящем вокруг и его не удовлетворяет роль пассивного слушателя и «репродуктора» сообщаемых на уроках знаний.
Пятый класс посвящен группе декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей практический смысл, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой атмосферы, ограниченной как народными формами, так и декоративными функциям искусства в современной жизни.
Количество учебных часов
На изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебных недель).
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия.
Обоснование целесообразности изменений, авторских принципов, новизны
Обучение изобразительному искусству направлено на достижение комплекса следующих результатов:
Личностные результаты:
В целостно – ориентационной сфере:
- Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- Принятие мультикультурной картины мира;
В трудовой сфере:
- Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
- Готовность к основному выбору дальнейшей образовательной траектории;
В познавательной сфере:
- Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты:
- В развитии художественно - образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира;
- В развитии фантазии, изображения, художественной интуиции, памяти;
- В формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
- В получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
Предметных результатов:
В познавательной сфере:
- Познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- Осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно – выразительного языка разных видов изобразительного искусства;
- Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- Различать изученные виды пластических искусств;
- Описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
В целостно – ориентационной сфере:
- Формировать эмоционально – целостное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
- Развивать эстетических вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
- Понимать ценность художественной культуры разных народов мира и места в ней отечественного искусства;
- Уважать культуру других народов; осваивать эмоционально – ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно – нравственный потенциал,аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
В коммуникативной сфере:
- Ориентироваться в социально – эстетических и информационных коммуникациях;
- Организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
В эстетической сфере:
- Реализовывать творческий потенциал в собственной художественно – творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
- Развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
- Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям массовой культуры; формировать эстетический кругозор;
В трудовой сфере:
- Применять различные выразительные средства, художественные материалы техники в своей творческой деятельности.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роли искусства в жизни общества – главный смысловой стержень программы. Она строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.
На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.
Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами и сложным многоголосием современного искусства.
Разнообразные формы выражения: изображения на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению, объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность, декоративная работа в различных материалах.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных человеческих связей со всем художественно-эмоционнальным миром.
Систематизирующим методом является выделение 3-ех основных видов художественной деятельности пространственных искусств: конструктивной, изобразительной и декоративной. Что в свою очередь является основанием для деления визуально-пространственных искусств на изобразительные, конструктивные и декоративные. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует на переносе внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей и искусством в процессе ежедневной жизни.
Учебно-методический комплект, при помощи которого реализуется данная программа:
1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М. : Просвещение, 2013.
2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.
3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : метод. пособие / Б. М. Неменский [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов | Всего часов | Из них | Форма контроля | |
Теоретические | Практические | ||||
1 | Древние корни народного искусства | 7 | 3 | 4 | Рисунок. Устный опрос. Контроль качества |
2 | Связь времен в народном искусстве | 8 | 4 | 4 | Рисунок. Устный опрос. Контроль качества |
3 | Декор – человек, общество, время | 12 | 6 | 6 | Рисунок. Устный опрос. Контроль качества |
4 | Декоративное искусство в современном мире – | 7 | 3 | 4 | Рисунок. Устный опрос. Контроль качества |
Итого: 34 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема раздела, урока | Количество часов | Вид занятия | Планируемые результаты | Формы и методы контроля | Дата | |||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | По плану | Факт. | |||||||||||||||||
5 а | 5б | 5а | 5б | ||||||||||||||||||
Древние корни народного искусства – 7 ч. | |||||||||||||||||||||
1 | Древние образы в народном искусстве. | 1 | Комбинированный | Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни. | Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой личностно значимой ценности. | Осмысленное восприятие визуальных образов реальности. | Рисунок. Устный опрос | ||||||||||||||
2 | Дом космос. Единство конструкции и декора в народном жилище | 1 | Комбинированный | Восприятие мира, человека с эстетических позиций. | Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в её архитектуре. | Освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей. | Рисунок. Устный опрос | ||||||||||||||
3 | Интерьер крестьянского дома | 1 | Комбинированный | Понимание роли и места искусства в жизни человека и общества. | Воспитание уважения к искусству в национальных образах предметно-материальной среды и понимание красоты человеком. | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать явления окружающего мира. | Рисунок. Устный опрос | ||||||||||||||
4 | Конструкция, декор предметов народного быта. | 1 | Комбинированный | Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков. | Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир. | Рисунок. Устный опрос | ||||||||||||||
5 | Русский народный орнамент | 1 | Комбинированный | Восприятие и интерпретация темы и содержание произведений изобразительного искусства | Умение эстетически подходить к любому виду деятельности. | Воспитание художественного вкуса, овладение основами культуры практической творческой работы, различными художественными материалами. | Рисунок. Устный опрос | ||||||||||||||
6 | Убранство русской избы. | 1 | Комбинированный | Активное отношение к традициям культуры. | Умение воспринимать культуру своего народа. | Овладение средствами художественного изображения. | Рисунок. Устный опрос | ||||||||||||||
7 | Народные праздничные обряды (обобщение темы) . | 1 | Комбинированный | Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству | Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру своего народа | Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество. | Рисунок. Устный опрос | ||||||||||||||
Связь времен в народном искусстве – 8 ч. | |||||||||||||||||||||
8 | Древние образы в современных народных игрушках | 1 | Комбинированный | Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти. | Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество | Рисунок. Устный опрос | ||||||||||||||
9 | Искусство Гжели. | 1 | Комбинированный | Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти. | Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество | Рисунок. Устный опрос | ||||||||||||||
10 | Городецкая роспись. | 1 | Комбинированный | Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти. | Овладение практической творческой работы, так же различными художественными материалами и инструментами. | Рисунок. Устный опрос | ||||||||||||||
11 | Хохлома. | 1 | Комбинированный | Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций. | Формирование художественного восприятия мира. | Овладение средствами художественного изображения. | Рисунок. Устный опрос | ||||||||||||||
12 | Жостово. Роспись по металлу. | 2 | Комбинированный | Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков. | Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир. | Рисунок. Устный опрос | ||||||||||||||
13-14 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | 2 | Комбинированный | Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков. | Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир. | Рисунок. Устный опрос | ||||||||||||||
15 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). | 1 | Комбинированный | Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций. | Формирование художественного восприятия мира. | Восприятие образов и произведений искусства. | Рисунок. Устный опрос | ||||||||||||||
Декор – человек, общество, время – 12 ч. | |||||||||||||||||||||
16-17 | Зачем людям украшения. | 2 | Комбинированный | познакомиться с именами выдающихся живописцев, принимать активное участие в обсуждении нового материала. Изучать богатство выразительных возможностей цвета в живописи | научиться планировать деятельность в учебной ситуации. Определять способы передачи чувств и эмоций посредством цвета и техники импрессионистов. | Проявлять интерес к произведениям искусства. Осознавать многообразие и богатство выразительных возможностей цвета | Рисунок. Устный опрос | ||||||||||||||
18-20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 3 | Комбинированный | научиться обобщать полученные знания, осваивать новые технологии XX века как богатство выразительных возможностей в жанре натюрморта. | излагать своё мнение в диалоге, аргументировать его, отвечать на вопросы. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | Осваивать новую учебную ситуацию, проявлять интерес к новой технике создания картины и желание использовать её в своём творчестве. Получать эстетическое наслаждение от произведений искусства | Рисунок. Устный опрос | ||||||||||||||
21-22 | Одежда «говорит» о человеке. | 3 | Теоретический | знакомиться с именами великих модельерами | понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели. | осваивать новые правила, осознавать многообразие взглядов. | Рисунок. Устный опрос | ||||||||||||||
23-25 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы | 3 | Практический | получить новые знания о закономерностях гербов и эмблем. | определять цель, проблему | понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели. | Рисунок. Устный опрос | ||||||||||||||
26-27 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). | 2 | Комбинированный | Выполнять зарисовки ё пропорций и расположения в пространстве. | планировать деятельность, выбирать способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки. Излагать своё мнение в диалоге. | понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели. Иметь мотивацию к учебной деятельности | Рисунок. Устный опрос | ||||||||||||||
Декоративное искусство в современном мире – 7ч. | |||||||||||||||||||||
2830 | Современное выставочное искусство. | 3 | Комбинированный | Изучать поворот и ракурс головы человека, соотношение лицевой и черепной части. Выполнять зарисовки с целью изучения строения головы человека, её пропорций и расположения в пространстве. | планировать деятельность, выбирать способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки. Излагать своё мнение в диалоге. | понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели. Иметь мотивацию к учебной деятельности | Рисунок. Устный опрос | ||||||||||||||
31-33 | Ты сам - мастер | 3 | Комбинированный | изучать скульптурный портрет | определять проблему учебной деятельности. Планировать деятельность в учебной ситуации. | вырабатывать внимание, наблюдательность, творческое воображение. Проявлять интерес к произведениям скульптурного искусства. | Аппликация. Устный опрос | ||||||||||||||
34 | Итоговый урок | 1 | Комб-ый | Рисунок. Устный опрос |
Итого: 34 часа
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
Древние корни народного искусства – 7 ч.
Древние образы в народном искусстве
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве– 8 ч.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор – человек, общество, время– 12 ч.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит » о человеке.
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире – 7 ч.
Современное выставочное искусство.
Ты сам- мастер.
.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
учащиеся должны знать:
- Истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- Особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- Семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- Несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами художественного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов - Майдан, Жостово).
учащиеся должны уметь:
- Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17в.);
- Различать по материалу, техники исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);
- Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного)связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
учащиеся должны:
- Умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- Передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- Умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- Создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Интернет-ресурсы.
1. Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Федеральный государственный образовательный стандарт. – Режим доступа : http://www.standart.edu.ru
3. Сетевое объединение методистов «СОМ» (один из проектов Федерации Интернет-образования). – Режим доступа : http://som.fio.ru
4. Портал «Все образование». – Режим доступа : http://catalog.alledu.ru
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://fcior.edu.ru
6. http://www.orientmuseum.ru/art/roerich
7. http://www.artsait.ru
2. Информационно-коммуникативные средства.
Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD).
Живопись акварелью. Базовый уровень (DVD).
3. Наглядные пособия.
Таблицы. Основы декоративно-прикладного искусства. Спектр, 2007
Таблицы. Введение в цветоведение. Спектр, 2007
Портреты русских и зарубежных художников.
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Альбомы с демонстрационным материалом.
Дидактический раздаточный материал.
4. Технические средства обучения.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Принтер.
Интерактивная доска.
DVD.
Музыкальный центр.
5. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Мольберт.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Стенды для вывешивания иллюстративного материала.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. С какой целью с давних времён воины разрисовывали своё тело?
а) для устрашения и защиты;
б) чтобы привлечь внимание;
в) ради забавы;
2. В Русском государстве царское платье олицетворяло:
а) силу, достоинство и могущество;
б) тщеславие;
в) особое положение.
3. Что не входило в дополнение облачения царя:
а) царский трон.
б) царский венец;
в) держава и скипетр;
4. Знаками царского достоинства и могущества фараона в Древнем Египте были:
а) передник изысканной формы, пояс;
б) два скипетра, искусственная борода;
в) клафт – полосатый платок, тиара – высокая двойная корона.
5. Какое изображение является символом бога утреннего солнца:
а) лотос;
б) скарабей.
в) глаз-уаджет;
6. Символами императора в Древнем Китае были:
а) белый журавль на синем небе;
б) цвет золота - жёлтый и дракон;
в) барс, тигр, лев.
7. В Западной Европе XVII века роскошь и огромная стоимость королевского костюма говорили:
а) о процветании государства;
б) чтобы поднимать престиж среди других стран;
в) все варианты ответов верны.
8. Что значит УКРАСИТЬ предмет. Какое определение лишнее:
а) наполнить вещь смыслом;
б) определить положение хозяина в обществе;
в) расписать вещь для красоты.
9. Что такое костюм?
а) одежда, которую носит человек;
б) стиль и цвет, аксессуары;
в) знак-символ, указывающий на принадлежность человека к определённому сословию.
10. Что такое Герб:
а) это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности, основные занятия и заслуги представителей рода;
б) отличительный знак;
в) это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря.
11. Выберите верное определение:
а) геральдика – наука о денежных знаках и монетах;
б) геральдика – наука о гербах и их прочтении;
в) геральдика – наука о марках.
12. Символика изображения медведя:
а) власть, господство, прозорливость (предвидеть будущее, прозрение);
б) верность, преданность, повиновение;
в) сила, мужество;
13. Какое символическое значение имел жёлтый цвет:
а) богатства и справедливости;
б) любви, смелости;
в) невинности и чистоты.
14. Зачем людям понадобились отличительные знаки?
а) чтобы украсить себя;
б) различать друг друга на расстоянии;
в) таковы требования и правила.
15. Созвучие цветовой гаммы:
а) контраст;
б) композиция;
в) колорит.
Ключи:
1. а 2. а 3. а 4. б 5. б 6. б 7. в
8. в 9. в 10. а 11. б 12. в 13. а 14. б 15. в
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя и учащихся:
1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М. : Просвещение, 2013.
2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.
3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 5 класс : метод. пособие / Б. М. Неменский [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2012.
Дополнительная литература:
1. Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха : коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...