Откуда я родом?
проект по изобразительному искусству (изо)

Какалина Татьяна Анатольевна
Каждый из нас где-нибудь родился и с этим не поспоришь. Место рождение мы называем малой родиной. А кто-нибудь, когда-нибудь задавался вопросом: «А какая история у нашей Малой Родины?». Ведь каждой поселение имеет свои корни и начало, и каждое из них немало интересное. Для этого строятся в разных городах мемориальный комплексы, стадионы, открываются музеи. Обсуждая все эти факты на уроках изобразительного искусства у меня возник вопрос: «Помнят ли историю нашего поселка учащиеся школы?» и «Учащиеся каких классов лучше знают историю поселка Лев-Толстой?». Данный вопрос я взяла за основу исследования. Для исследования данной темы я изучила источники из Интернет-ресурсов, справочную литературу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная научно-практическая конференция обучающихся 

«Поиск и творчество»

Секция: технологии и искусств

Тема: Откуда я родом?

                                                       Автор: Кузьмичева Анна, руководитель: Какалина Т. А.

                                                       Место выполнения работы: МБОУ им. Л. Н. Толстого

2019г


Введение.

Каждый из нас где-нибудь родился и с этим не поспоришь. Место рождение мы называем малой родиной. А кто-нибудь, когда-нибудь задавался вопросом: «А какая история у нашей Малой Родины?». Ведь каждой поселение имеет свои корни и начало, и каждое из них немало интересное.

Для этого строятся в разных городах мемориальный комплексы, стадионы, открываются музеи. Обсуждая все эти факты на уроках изобразительного искусства у нас возник вопрос:

«Помнят ли историю нашего поселка учащиеся школы?» и «Учащиеся каких классов лучше знают историю поселка Лев-Толстой?». Данный вопрос я взяли за основу исследования.

Для исследования  данной темы мы изучили источники из интернет-ресурсов, справочную литературу таких авторов, как:

Актуальность данного исследования заключается в том, нужно знать  историю своего места рождения и не забывать о ней.

Цель проекта

Изучить историю моей Малой Родины и выявить на сколько учащиеся школы помнят и знают историю нашего поселка.

Исходя из цели и гипотезы исследовательской работы, мной были поставлены следующие задачи:

-Узнать об истории Малой Родины

-Узнать о сохранении истории в поселке Лев-Толстой

-Посетить мемориальный комплекс и узнать о посещаемости учащимися школы данных мест культурного наследия.

- Выявить какие классы лучше знают историю поселка

Гипотеза

Сегодня мы изучим историю села Астапово и поселка Лев-Толстой. Узнаем о корнях создания данного поселения и ответим на вопрос: «С чего началась история моей Малой Родины?».

Объекты исследования

Объектами исследования станут: село Астапово, поселок Лев-Толстой и Мемориальный комплекс в поселке Лев-Толстой, учащиеся МБОУ им.Л.Н.Толстого.

Методы исследования: теоретические (анализ литературы, документов,  работа с Интернет-ресурсами, обобщение данных), практические (работа в социальных сетях, измерение, тестирование).


             Моя Малая Родина – село Астапово. Сейчас я живу в п. Лев Толстой.

Вот, что я выяснила о с. Астапово. В далеком прошлом у озера поселился первый житель по имени Остап. И село, и поселение возникшее позже были названы в его честь. Старинное село «при озере Остапово» возникло не позднее середины 17 века. Путешествовавший в наших краях корреспондент Александр Толстой оставил для потомков любопытное описание многих поселений, находящихся на территории Лев-Толстовского района. В журнале «Русский паломник» в августе 1906 года он пишет: «В трех верстах от Александровского хутора большое село Астапово, принадлежит к двум уездам: Данковскому и Раненбургскому. Здесь два храма, оба деревянные. Озеро, говорят, что нельзя достать дна».

           Старинное село «при озере Остапово» возникло не позднее середины 17 века и упоминается в окладных книгах 1676 года. Так же существует легенда, что в 1380 году, когда Мамай шел на Москву, то он сделал привал со своим войском около озера. Во время купания несколько монголов на конях заплыли до середины озера и утонули. Говорят, будто оно представляет собой бездонную воронку, глубокое отверстие которой заткнул татарин лошадиной головой, потником и седлом. Открыть это отверстие – вода утечет. Но сделать это может только татарин, который когда-то снова придет. О глубине этого озера говорят, что дна достать нельзя. Может быть, все это и было прежде. Теперь же далеко не так. Впрочем, посередине котловины озера, по-видимому, действительно очень глубоко… Над придонной воронкой, через которую уходила из озера вода, постоянно существовал мощный водоворот, которым был затянут в воронку сельский бык, повадившийся переплывать озеро. Сотни лет озеро было частью жизни астаповцев. Они пили его воду, стирали в нем белье, купались летом и дети, и взрослые, купали лошадей».

В конце 19 века Остапово трансформировалось в Астапово.

 В 1890 году на пересечении железнодорожных направлений Козлов-Волово и Москва-Елец возникла станция Астапово с небольшим деревянным вокзалом. Свое название он получил по соседнему селу

Вообще столь большой станции и могло бы здесь не быть, если бы не понадобилось построить станцию для осуществления заправки паровозов водой. Так появилась станция Астапово. Надо сказать, что с водой в этих краях были проблемы, водоснабжение было затруднено. Тем не менее станция продолжала выполнять своё назначение, а вскоре её значение ещё выросло с момента завершения строительства линии Раненбург - Смоленск в 1899 году. И возможно станция Астапово так и осталась бы неизвестной для большинства, как и другие подобные станции,  если бы не события произошедшие глубокой осенью 1910 года, благодаря которым о станции узнали во всём мире.

Вечером 31 октября (13 ноября) 1910 года на станцию как обычно прибывал пассажирский поезд №12 Смоленск - Козлов под тягой паровоза ОВ. В поезде ехало довольно много пассажиров, но был среди них и не совсем обычный пассажир. Этим пассажиром был великий писатель Лев Николаевич Толстой, который в сопровождении своего врача Душана Маковицкого и дочери Александры ехал на юг. Несколькими днями ранее писатель навсегда ушёл из своего имения "Ясная Поляна", и теперь, после посещения Оптиной Пустыни, и побывав у своей сестры в Шамордино, продолжал своё путешествие. Но планы нарушила простуда: писатель почувствовал озноб, поднялась температура. Стало понятно - поездку придётся прервать.
Начальник станции Астапово И.И. Озолин был в своём кабинете, когда к нему вошёл легко одетый человек и спросил:
"Не найдётся ли у Вас отдельной комнаты для больного Льва Николаевича?"
"Найдем комнату! А для какого Льва Николаевича?" - спросил Озолин.
"Для графа Льва Николаевича Толстого" - ответил неизвестный.
"Для графа Льва Николаевича Толстого??" - изумлённо переспросил Озолин и добавил: "Да мы найдём самую лучшую комнату!"
Озолин не поверил своим ушам, но сразу покинуть свой пост он не мог. Спустя время он всё-таки прошёл в зал ожидания. Сомнений развеялись - перед ним был тот самый Лев Николаевич Толстой. Поздоровавшись Озолин пригласил писателя в зал первого класса, где Лева Толстого напоили чаем, и дал команду приготовить комнату на своей квартире.

Спустя некоторое время Озолин вместе с сопровождавшим Толстого врачом Маковицким и другими работниками станции повели писателя в этот дом. Этот путь из зала ожидания в дом начальника станции станет последним для Льва Николаевича, из этого дома он уже не выйдет. Толстой запишет в дневнике: "Любезный начальник станции предоставил нам две прекрасные комнаты". Ложится сразу в постель писатель наотрез отказался, попросив поставить к кровати кресло. Вскоре из Астаповской амбулатории подошёл врач. Заполняя карту больного врач спросил: "Должность?" На что Толстой ответил: "Пишите просто: Пассажир поезда №12. Все мы пассажиры, только одни входят, а я сошёл".
Весть о болезни Толстого, и о его прибывании на обычной узловой станции Астапово облетела весь мир. В Астапово начали съезжаться почитатели таланта писателя, многочисленные журналисты. Были стянуты и жандармы, власти опасались народных волнений. Никогда за всю историю станция Астапово не знала такого ажиотажа. Озолин сообщил о прибывании Толстого в Астапово управляющему Рязано-Уральской ж.д. Д.А. Матренинскому, который в свою очередь выделил несколько вагонов где разместились приезжие. В одном таком вагоне жили и прибывшие из Ясной Поляны родственники писателя и жена Софья Андреевна. Одновременно машинистам паровозов был отдан приказ не подавать никаких звуковых сигналов дабы не нарушать покой больного писателя, и прибывать на станцию с максимальной осторожностью. Газеты каждый день писали на своих страницах новости о состоянии здоровья Толстого. Астаповский телеграф работал на пределах своих возможностей.
3 (17 ноября) Толстой сделал последнюю запись в дневнике: " Вот и план мой: "Делай, что должно, и пусть будет, что будет"". Врачи пытались спасти писателя, но усилия оказались тщетны. А возле дома постоянно крутилась жена Толстого - Софья Андреевна, которую упорно не пускали к мужу. И только ранним утром 7 (20) ноября её наконец пустили в дом, когда Толстой был уже без сознания. Прошло ещё немного времени, и в 6 часов 5 минут утра сердце писателя остановилось.

С тех пор, спустя вот уже 108 лет, стрелки станционных часов показывают одно и то же время - 6 часов 5 минут.

   Прошло много времени, а люди все еще помнят и чтут помять о великом горе.

Так же в поселке Лев-Толстой был сооружен Мемориальный комплекс.

Интересно, а ученики нашей школы помнят о величайшем событии нашего поселка? И как часто они посещают этот комплекс?

Я провела исследования и выяснила, что



Предварительный просмотр:

 Анкета (Имя писать не надо, только класс)

(Убедительная просьба: интернетом не пользоваться!

Ваши результаты никак ни на что не повлияют, просто опрос)

   Класс_________

  1. Когда и с какой целью появилась железнодорожная станция и почему её назвали Астапово?

  1. По какой причине Л.Н.Толстой остановился на станции? Вы знаете дату основания поселка?(если да, то назовите дату)

  1. Когда умер Л.Н.Толстой?(дата, время)

  1. У кого остановился Л.Н.Толстой?

  1. Посещали ли вы музей имени Л.Н.Толстого?

  1. Где в поселке находятся памятники посвященные Л.Н.Толстому?



Предварительный просмотр:

Добрый день, дорогие участники конференции. Сегодня вашему вниманию предоставляется исследовательская работа на тему «Откуда я родом?».

Каждый из нас где-нибудь родился и с этим не поспоришь. Место рождение мы называем малой родиной. А кто-нибудь, когда-нибудь задавался вопросом: «А какая история у нашей Малой Родины?». Ведь каждой поселение имеет свои корни и начало, и каждое из них немало интересное.

Для этого строятся в разных городах мемориальный комплексы, стадионы, открываются музеи. Обсуждая все эти факты на уроках изобразительного искусства у меня возник вопрос:

«Помнят ли историю нашего поселка учащиеся школы?» и «Учащиеся каких классов лучше знают историю поселка Лев-Толстой?».

Данный вопрос я взяла за основу исследования.

Для исследования данной темы я изучила источники из Интернет-ресурсов, справочную литературу

Актуальность данного исследования заключается в том, нужно знать историю своего места рождения и не забывать о ней.

Цель проекта

Изучить историю моей Малой Родины и выявить на сколько учащиеся школы помнят и знают историю нашего поселка.

Исходя из цели и гипотезы исследовательской работы, мной были поставлены следующие задачи:

-узнать о истории Малой Родины

-узнать о сохранении истории в поселке Лев-Толстой

-посетить мемориальные комплексы и узнать о посещаемости учащимися школы данных мест культурного наследия.

Гипотеза

Сегодня мы изучим историю села Астапово и поселка Лев-Толстой. Узнаем о корнях создания данного поселения и ответим на вопрос: «С чего началась история моей Малой Родины?» и

«Какие классы лучше знают историю поселка?»

Объекты исследования

Объектами исследования станут: история села Астапово и поселка Лев-Толстой, Мемориальный комплекс в поселке Лев-Толстой, учащиеся МБОУ им.Л.Н.Толстого.

Методы исследования

Теоретические (анализ литературы, документов, работа с Интернет-ресурсами, обобщение данных), практические (работа в социальных сетях, измерение, тестирование).

Моя Малая Родина – село Астапово.

История села начинается так:

В далеком прошлом у озера поселился первый житель по имени Остап. И село, и поселение возникшее позже были названы в его честь. Путешествовавший в наших краях корреспондент Александр Толстой оставил для потомков любопытное описание многих поселений, находящихся на территории Лев-Толстовского района. В журнале «Русский паломник» в августе 1906 года он пишет: «В трех верстах от Александровского хутора большое село Астапово, принадлежит к двум уездам: Данковскому и Раненбургскому. Здесь два храма, оба деревянные. Озеро, говорят, что нельзя достать дна».

Старинное село «при озере Остапово» возникло не позднее середины 17 века и упоминается в окладных книгах 1676 года. Так же существует легенда, что в 1380 году, когда Мамай шел на Москву, то он сделал привал со своим войском около озера. Во время купания несколько монголов на конях заплыли до середины озера и утонули. Говорят, будто оно представляет собой бездонную воронку, глубокое отверстие которой заткнул татарин лошадиной головой, потником и седлом. Открыть это отверстие – вода утечет. Но сделать это может только татарин, который когда-то снова придет. О глубине этого озера говорят, что дна достать нельзя. Может быть, все это и было прежде. Теперь же далеко не так. Впрочем, посередине котловины озера, по-видимому, действительно очень глубоко… Над придонной воронкой, через которую уходила из озера вода, постоянно существовал мощный водоворот, которым был затянут в воронку сельский бык, повадившийся переплывать озеро. Сотни лет озеро было частью жизни астаповцев. Они пили его воду, стирали в нем белье, купались летом и дети, и взрослые, купали лошадей».

В конце 19 века Остапово трансформировалось в Астапово.

 В 1890 году на пересечении железнодорожных направлений Козлов-Волово и Москва-Елец возникла станция Астапово с небольшим деревянным вокзалом. Свое название он получил по соседнему селу

Вообще столь большой станции и могло бы здесь не быть, если бы не понадобилось построить станцию для осуществления заправки паровозов водой. Так появилась станция Астапово. Надо сказать, что с водой в этих краях были проблемы, водоснабжение было затруднено. Тем не менее станция продолжала выполнять своё назначение, а вскоре её значение ещё выросло с момента завершения строительства линии Раненбург - Смоленск в 1899 году. И возможно станция Астапово так и осталась бы неизвестной для большинства, как и другие подобные станции,  если бы не события произошедшие глубокой осенью 1910 года, благодаря которым о станции узнали во всём мире.

С тех пор, спустя вот уже 108 лет, стрелки станционных часов показывают одно и то же время - 6 часов 5 минут.

Прошло много времени, а люди все еще помнят и чтут помять о великом горе.

Так же в поселке Лев-Толстой был сооружен Мемориальный комплекс.

Интересно, а ученики нашей школы помнят о величайшем событии нашего поселка? И как часто они посещают этот комплекс?

Я это выяснила.

Практическая часть

Практическая часть данного исследования состояла из двух этапов:

На первом этапе я провела анкетирование, предложила данные вопросы, (которые вы можете увидеть на слайде.)

среди учащихся нескольких параллелей 8 классов, результаты представила в виде диаграммы

Во время анкетирования ребята были активные, а значит, хорошо знают историю поселка.

По данным классов вывела диаграмму.

Вывод: По данным анкетирования учащиеся 8 «В» лучше знают историю поселка в отличие от других параллелей. Ребята лучше отвечали на вопросы, связанные с писателем, чем на вопросы, связанные с историей нашего поселка.

На втором этапе моей исследовательской работы, я сходила в музей и узнала о посещаемости музея Льва Толстого и Образовательного центра Астапово.

Сотрудник мемориального комплекса Агафонова Юлия Сергеевна рассказала мне о посещаемости.

Она сказала, что дети в мемориальный комплекс приходят часто, их очень интересует история поселка. Так же в мемориальный комплекс приходят взрослые, в сентябре 2018 комплекс посещал Шанхай из Академии естественных наук КНР.

Его очень впечатлил наш комплекс и он оставил положительный отзыв.

Заключение.

Таким образом, поставленная цель в начале работы: Изучить историю моей Малой Родины и выявить на сколько учащиеся школы помнят и знают историю нашего поселка – была достигнута.

Задачи, выбранные для выполнения исследовательской работы – решены.

В первой главе я узнала историю нашей Малой Родины и нашла интересные факты о месте проживания.

Во второй главе я узнала на сколько сильно жители поселка, а именно ученики, хорошо знают историю своей Малой Родины.

Оказалось, что каждый год для учеников проводятся экскурсии, а также учителя постоянно напоминают детям об истории поселка Лев-Толстой, и в век кибернетики молодежь интересуется историей собственного места поселения.

Данная исследовательская работа может применяться на уроках истории, изобразительного искусства, внеклассных мероприятиях.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме " Откуда твой друг?"в 5 классе

Данный урок -завершающий урок раздела 8 учебника "Счастливый английский.ру" авт.К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман-5 класс. Цель урока-формирование коммуникативной  компетенции по пройденным разговорной...

Откуда берутся неспортивные дети

В последние десять лет идея здорового образа жизни настолько захватила умы и сердца людей, что стало даже как-то неприлично не заниматься никаким видом спорта для собственного оздоровления. И современ...

Откуда берутся вредные привычки?

Причиной появления у человека вредных привычек чаще всего является стресс и неудовлетворенность. Давайте попробуем определить, откуда исходят их корни.Первый шаг на пути к искоренению вредной привычки...

Конспект урока: Откуда столько мусора?

Развитие  навыков  аудирования  и изучающего чтения;Введение и первичное закрепление новой лексики по теме "Загрязнение окружающей среды"...

Урок Откуда берутся грязнули

Урок по внеурочной деятельности для 1 класса в игровой форме. Воспитывает у младших школьников внимательное отношение к своему здоровью...

Энергия в природе - откуда она берется?

Используя различные виды энергии мы не  должны забывать, что источником её является растительный мир и мы должны бережно относиться к дарам природы....

"Откуда у наших детей вредные привычки"

Выступление на родительской конференции, посвященной профилактике социально-вредных явлений. Есть пример опроса детей, который используется, как основа и иллюстрация для выступления....