Конспект урока и презентация по изобразительному искусству 5 класс "Филимоновская игрушка", по программе Б.М.Неменского
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Конспект может быть использован, как разработка урока, так и как мероприятие. Урок разработан в соответствии стандартам второго покаления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках», посвященный 500-летию г. Тулы (Филимоновская игрушка)
Урок разработал: учитель изобразительного искусства
Белобородова Л.Р.
Тема урока | Филимоновская игрушка. |
Класс | 5 класс |
Цели деятельности | Научить ребёнка использовать знания о народных промыслах. Использовать знания и умения в практической работе при лепки филимоновской игрушки. |
Задачи: | -научить лепить из целого куска пластилина, -привить навыки работы над объемной формой, -учить видеть и передавать характерные пропорции игрушек. |
Тип урока | Закрепление новых знания |
Планируемые результаты образовательной деятельности | Предметные: В познавательной сфере – сформируют основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретут практические навыки и умения в изобразительной деятельности; В ценностно- эстетической сфере – овладеют художественным ( эстетическим ) вкусом; В коммуникативной сфере – проявят способность высказывать суждения о художественных особенностях игрушек; В эстетической деятельности – проявят художественный вкус, воображение, фантазию; В трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности. Метапредметные: Научатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; Проявят желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; Овладеют способностями оценивать результаты художественно –творческой деятельности, собственной и одноклассников. Личностные: Сформируют коммуникативную компетентность в общении со сверстниками и учителем; Будут осуществлять толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; Сформируют навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно – творческих заданий; Научатся применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности; Сформируют умение проводить самооценку на основе критерия успешности своей учебной деятельности. |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный , практический, репродуктивный; Фронтальная и индивидуальная |
Оборудование | Интернет доска, маркерная доска. |
Наглядно- демонстрационный материал | оригинальные образцы филимоновской игрушки выполненные мастерами промысла; цветные иллюстрации с изображением филимоновских игрушек игрушек, открытки; таблицы с элементами узоров филимоновской росписи; |
Основные понятия | Филимоновская игрушка, круги, ёлочки, решетки, волны, треугольники. |
Этап мотивации к учебной деятельности.1.
Приветствие « Скажем «Здравствуйте»
-Скажем «Здравствуйте руками»( помахать руками).
-Скажем «Здравствуйте глазами» (посмотреть друг на друга).
-Скажем «Здравствуйте мы ртом»
Скажем радостно кругом: «Здравствуйте»
Садитесь.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
В этом году празднуется 500 летие города Тулы, который издавна славится своими мастерами.
Есть под Тулой деревенька
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
О чём говорится в этом стихотворении?
- Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации.
-Как вы думаете, какая сегодня будет тема нашего урока?
(Филимоновская игрушка)
Тема урока «Филимоновская игрушка»
- Что нам известно о Филимоновской игрушке? (что это древнее декоративно- прикладное искусство)
- Что можем узнать?
-Историю игрушки.
-Из какого материала сделана игрушка.
-Как расписывать игрушку.
3. Формирование новых знаний.
Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времен и существующая до сих пор, игрушечных дел мастер.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.
В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые вам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.
Форма игрушек очень пластичная и обобщенная, но все же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию ее образа.
Филимоновские игрушки Считается, что Филимоновская игрушка родилась больше 700 лет назад в селе Филимоново в Тульской области.
По приданию, в этой местности земля урожая не давала, сколько крестьяне не старались сажать. Однажды дед Филимон капнул поглубже её и наткнулся на серо-голубую глину. Взял её помял и решил из неё глиняный горшок слепить. Получилось. И с тех пор в деревне начался новый промысел.
В течении всего года мужчины и женщины лепили из глины горшки, кирпичи да миски. А девочки и бабушки лепили игрушки - свистульки. В один из весенних дней, в центре поля строили печь-горн. Выкапывали большую яму, обкладывали кирпичами и складывали все изделия, засыпали соломой и поджигали. Температура в печи была 1000 градусов. После того, как солома сгорала, ждали, пока глина остынет, и после забирали каждый свое изделие домой. После обжига глина приобретала белый цвет.
Это яркая веселая игрушка, которую как забаву делали женщины и дети в деревне Филимонов.Персонажи игрушек многообразны; фигурки нарядных барынь и солдат, всадников, животных — оленей, баранов, коров, коней, птиц. В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головкой.
Игрушки в основном крупные, но бывают и очень миниатюрные. Загадочные барыни в длинных юбках, изящные, стройные, прогуливаются с зонтиком, е ребенком или с птицей-свистулькой, танцуют с кавалером. Образы обобщенные: широкая юбка, тонкая талия, узкие плечи, округлые руки, маленькая головка конусообразной формы, которая сливается с манерной маленькой шляпкой. Тщательно выполнены налепом серьги. Часто создаются сюжетные композиции; «Солдат кормит курицу», «Доярка с коровой», «Жених и невеста», «Медведь смотрится в зеркало» и др.
У животных-свистулек выделяются уши, у барана рога — круглые завитки, свернутые калачом, у коровы большие рога, крупным месяцем загнутые вверх, у оленя — деревцем. Это отличает одно животное от другого. В остальном фигурки коней, козлов, собак одинаковые: перехваченное в талии туловище, переходящее в длинную шею с маленькой головкой, — то ли это животные, то ли люди ряженые.
Глина пластичная, жирная, быстро сохнет и покрывается трещинами, которые заглаживают влажной рукой, постепенно вытягивая туловище фигурки.
Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки. Лица барынь и кавалеров изображаются точками, штрихами.
В украшениифигурок используются геометрические элементы: штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, а также веточки, звездчатые розетки.
Роспись яркая, звучная Узор пишут как бы в шутку. Белый цвет глины после обжига используется как фон. Сплошная окраска кофты барыни, солдата, птицы чередуется с цветными полосами. Яркими мазками оттеняются рога животных. Белое сочетается с малиновым, зеленым, желтым, реже с синим и фиолетовым.для прочности и блеска окрашенные места обмазываются белком. Игрушки добрые, веселые.
Прослушайте стихотворение и дайте ответ на вопрос:
-В чём особенность формы филимоновской игрушки?
Чудо звери, чудо птицы,
Скачут , прыгают, поют,
Рядом барыни неспешно,
Словно с ярмарки идут.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф.
И медведь, что Змей Горыныч.
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони
Барышни, солдаты,
И коровы и медведи
Нравились ребятам.
Особенность игрушки –это вытянутая форма. У:Лепились фигурки из одного куска глины, вытягивали ее с низу вверх.
Перед вами находятся изображения игрушек.
- Что общего между ними ?
(Они были все однотипные.Сразу не поймешь кто перед тобой: коза, кот, корова, лошадь или медведь.)
У:Животные имеют длинную шею и тонкое туловище, маленькую голову.
- А чем они отличаются друг от друга?
(Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого.У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки.)
-Чем схожи и различны между собой фигурки людей?
(Барышни и кавалеры тоже похожи друг на друга, с коротким узким телом и конусообразной головой без шеи. Только и различия, что пышные юбки, а на кавалерах штаны, заправленные в сапоги. Одеты они всегда нарядно и пёстро).
Посмотрите на изображения филимоновской игрушки.
- Какие цвета при росписи игрушек использовали мастера?
Желтый
Красно- малиновый
Зеленый
Синий и фиолетовый
Орнамент мастера наносили прямо на поверхность обожженной глины гусиными перьями и палочками. Каждый орнамент имел свою символику.
- У вас на партах лежат рисунки. Поднимите тот символ о котором я сейчас буду говорить. (проблемный поиск)
Круги с расходящимися в разные стороны лучами, означали солнце.
Треугольники- воду
Ёлочки и веточки- древо жизни
Полоски, квадраты и решетка –плодородие означали землю.
- Правильно, молодцы.
Но и сами игрушки имели свою символику.
Такие игрушки дарили родственникам и знакомым как обереги и пожелания.
Барыня – берегиня, хранительница домашнего очага.
Всадник- символ защитника или же кормителя семьи- землепашца
Птица- символ счастья
Конь- богатства.
А сейчас проведем физкультминутку.
- Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Практическое задание.
Перед практическим заданием сделаем пальчиковую гимнастику.
Разогреваем ладошки и сжимаем и разжимаем пальцы. Теперь встряхнули ладошки и приступаем к работе.
Практическая часть. Сейчас мы и превратились в мастеров. Пора и за работу. Мы с вами будем лепить свистульку-котика. Вот какой Кот – Котофеевич. Давайте, мы тоже слепим такого красавца! Лепить мы будем из целого куска пластилина. Посмотрите все на руки.
Начинаем.
1. Скатаем конус из комка глины величиной с кулачок.
2. Нижнюю часть обхватим пальцами, сожмѐм, оттянем и расплющим чтобы получилась подставка, впереди вытягиваем ноги и лапы (обратить внимание чтобы он стоял)
4. У фигурки лепим хвостик, оттягиваем часть глины для хвоста, в хвосте карандашом протыкаем отверстие для свистка (как бы вкручиваем карандаш).
5. Вытягиваем верхние лапы (работают под русскую народную музыку).
6. Вытягиваем вверх шею котика. Заострим шею, прищипываем пальчиками ушки котика.
Учащиеся приступают к практической деятельности: слегка смазывают ладони вазелином, выбирают брусок пластилина, разминают его, сжимают в комочек и, используя нужные приёмы, выполняют задание самостоятельно.
При необходимости учитель оказывает учащимся соответствующую помощь.
- Подведение итогов.
Работы выставляются на отдельном столике. Весь класс анализирует работы, дети делятся мнениями, какие птички понравились и почему. (Надо учителю всё организовать так, чтобы не было детей, которые бы вышли с урока расстроенными из-за того, что у них не все получилось Нужно отметить и выделить работы почти всех учеников, найти в каждой работе свою изюминку, но и корректно указать на недостатки) – изделие сделано отлично.
- Этап включения в систему знаний и повторения
(Смотреть по времени, можно выбрать несколько вопросов).
Давайте проверим, что вы узнали о филимоновской игрушке и что вы запомнили. Продолжите предложение.
1. Филимоновская игрушка родилась… (700 лет назад )
2. Филимоновскую игрушку лепили из….(глины)
4. Цвет сырой глины был….(серо-голубой)
5. После обжига глина становилась…(белой)
6. Лепили посуду, кирпичи да миски….(мужчины и женщины)
7. Игрушки-свистульки лепили….(бабушки и девочки)
8. Особенность фигурок животных ….(длинная шея, маленькая голова, тонкое туловище)
9. Особенность фигурок людей….(короткое узкое тело, конусообразная голова без шеи)
Дайте ответы на вопросы.
10 Какой орнамент означает солнце. (круг, лучи)
11. Какой орнамент означает воду (треугольник)
12. Какой орнамент означает древо жизни (елочка, веточка)
13. Какой орнамент означает землю (полосы, квадраты, решетка)
14. Когда дарили фигурку коня, что человеку желали? (богатство)
15. . Когда дарили фигурку птицу, что человеку желали? (счастья)
16. Барыня была символом чего? (домашнего очага)
17. Всадник был символом чего?(защитник, землепашец, кормилец)
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Понравился вам урок?
Все ли у вас получилось?
Вы сможете самостоятельно повторить задание?
Как вы оцениваете свою работу?
Сейчас сделаем выставку ваших работ и полюбуемся ими.
Молодцы, всем спасибо!
Приложение №1
Понравился вам урок?
Все ли у вас получилось?
Вы сможете самостоятельно повторить задание?
Как вы оцениваете свою работу?
Понравился вам урок?
Все ли у вас получилось?
Вы сможете самостоятельно повторить задание?
Как вы оцениваете свою работу?
Понравился вам урок?
Все ли у вас получилось?
Вы сможете самостоятельно повторить задание?
Как вы оцениваете свою работу?
Понравился вам урок?
Все ли у вас получилось?
Вы сможете самостоятельно повторить задание?
Как вы оцениваете свою работу?
Понравился вам урок?
Все ли у вас получилось?
Вы сможете самостоятельно повторить задание?
Как вы оцениваете свою работу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Великие скульпторы" изобразительное искусство 7 класс по программе Б. М.Неменского
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великих скульпторов мира....
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...
презентация к уроку изобразительное искусство 5 класс по программе Б. М.Неменского «Одежда говорит о человеке». (Обобщение темы)
Урок – путешествие во времени. О серьёзном несерьёзно. Цели урока: 1.Закрепить знания об одежде разных народов определенной эпохи, составить умозаключение о назначении одежды людей ...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...