22.04.2020 Электронный практикум Тема Композиция группа 305-по/17 Ушакова О.А.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо)
Презентация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
ГАПОУ СО «Ревдинский многопрофильный техникум»
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРАКТИКУМ
Тема: Композиция
Учебная дисциплина «Рисование и лепка»
для студентов группы 305-пв/17 «Повар, кондитер»
Автор: Ушакова Ольга Александровна,
Преподаватель
ГАПОУ СО «Ревдинский многопрофильный техникум»
Городской округ Ревда
2020
Пояснительная записка к электронному практикуму
группа 305-пв/17
Учебная дисциплина «Рисование и лепка»
Преподаватель Ушакова Ольга Александровна
Все задания выполняются в отдельной новой тетради. После окончания дистанционного обучения до особого распоряжения задания сдаются преподавателю в тетради.
В период дистанционного обучения все задания (фото тетради и альбомов с рисунками), выполненные студентами отправляются в личном сообщении по электронной почте oaushakova_revda@mail.ru, для проверки выполнения и оценивания заданий или в беседу «Дистанционное обучение» в контакте https://vk.com/im?sel=c36.
Также все задания будут размещаться в группе в контакте https://vk.com/im?sel=c36 и в Студенческом клубе https://vk.com/topic-163534796_40138802. Отчет о выполнении студентами всех заданий отправляется куратору и в беседу «Дистанционное обучение». По всем вопросам звонить по телефону 89089122073 (Ушакова Ольга Александровна).
Для выполнения практических заданий необходимо иметь альбом и карандаш.
Задание электронного практикума:
1. Прочитать теоретический материал и законспектировать термины.
2. Выполнить практическое задание в альбоме карандашами (простой), изображение композиции (слайд 9, презентация прилагается)
Композиция - с лат. сочинение, сопоставление, связь.
Композиция это такое соединение элементов которое дает ощущение единого целого. Обратите особое внимание на размещение объекта внутри рисунка с самого начала. Должен существовать баланс между нарисованными объектами и пространством вокруг них. Другими словами, нарисованные объекты не должны быть слишком маленькими или слишком большими, "падать" с бумаги или быть смещены влево или вправо. Это первый этап в рисовании натюрморта. Следующей важной частью являются пропорции объектов. Пропорции являются взаимосвязью между двумя или более величинами. Обратите внимание на взаимосвязь между размерами и формами. Уделите время для определения взаимосвязи между объектами.
Композиция - это простыми словами, схема построения основных элементов картины (или эскиза, наброска и т. д.) относительно центра и друг друга.
Обычно композиция подаётся в виде схемы. Схем композиций много.
Вы.
Что такое компоновать? Компоновать - это сам процесс композиции. То есть продумывание композиции (переставляние элементов, их увеличение или уменьшение).
Что такое геометрический и оптический центры и как их находят?
В композиции присутствуют центры: геометрический и оптический.
Геометрический центр картинной плоскости - это тот центр, который определяется геометрически. Он находится на пересечении двух диагоналей. Одна диагональ идёт из одного угла в противоположный, другая - из другого угла в противоположный.
Рис.1
Оптический центр картинной плоскости - находится чуть выше геометрического центра. Оптический центр - это зрительная иллюзия центра картинной плоскости. Зависит он от размера работы. Чем больше работа, тем выше оптический центр. Чем меньше работа, тем он ниже, т.е. ближе к геометрическому центру. Если работа формата А4, А3 то он выше на
1см-1,5см. Если формат меньше, то эти цифры меньше. Если работа больше по размеру, то эти цифры больше.
Понятие о светотени
Физическое явление распределения света, благодаря которому наше зрение различает окружающую реальность, в изобразительной практике носит название светотени.
Объемная форма предмета в соответствии с его конструктивным строение определяется игрой света и тени.
На поверхности любого предмета находится множество участков под разными углами по отношению к источнику света.
Светотень представляет человеческому зрению следующими градациями: светом, бликом, полутенью, собственной и падающей тенью, рефлексом.
Свет – это наиболее освещенная часть предмета, то есть участок поверхности, получающий от источника света наибольший поток прямых лучей.
Светотень — наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.
Свет в создании рисунка является одним из основных изобразительных средств: от условий освещения зависит передача формы, объёма, фактуры объекта и глубины пространства.
Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещён, то есть когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости.
В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида (фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость. Различают следующие элементы светотени:
1. собственная тень — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта;
2. полутень — место перехода от света к тени;
3. рефлекс — оттенки в теневой части предмета, образованные лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.
4. света — поверхности, наиболее ярко освещённые источником света;
блик — самое светлое пятно на освещенной части предмета;
5. падающая тень — тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными (1), а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;
1. собственная тень; 2. полутень; 3. рефлекс; 4. свет; 5. падающая тень;
Элементы светотени у объекта и художественного изображения часто называют тонами. Таким образом, блик представляет собой наиболее яркий тон, а тень — наименее яркий.
На этой тоновой шкале видны 8 тонов от белого к черному
Мы не хотели бы чтобы наши рисунки напоминали такую работу, как сказал великий мастер. Для этого мы должны понимать, что такое светотень и тон. И когда мы наносим штрихи, мы не просто закрашиваем определенные участки бумаги, а лепим объем изображаемого предмета. Для начала попробуйте нарисовать простые формы: шар, куб, цилиндр, конус, - и, употребляя тоновую палитру, делайте их объемными.
Тональная растяжка и варианты штриховки
Линия и тон - главные изобразительные средства рисунка. Понятие "пластическая выразительность рисунка" связывают с гибкостью и характерностью линии, способностью глаза широко охватывать тонкие тональные градации, всевозможные светотеневые эффекты в изобразительной моделировке формы.
Средствами линии определяются пропорции предметы - она истремент анализа строения формы предметы и одновременно средство создания самой этой формы. Линия позволяет обозначить различные ракурсные динамические повороты формы предмета.
Сравнивая светлотные отношения поверхностей геометрической формы, нужно стремится передать на рисунке только их основные градации: свет, полутень, тень собственную и падающую тень.
Штриховка карандашом
В карандашной технике существует несколько способов постепенного создания тона. Качественные различия между ними обусловлены характером и природой используемой рабочей основы. Существует три наиболее популярных и эффективных метода: перекрестное штрихование, штриховка - тонирование и штриховка - тонирование в комбинации с растушевкой. Основу других видов линейной карандашной техники составляет строгое следование контурам объекта при использовании плотно нанесенных параллельных штрихов.
Перекрестное штрихование. Способ перекрестного штрихования основан на создании непрерывных линий, проведенных в двух и более направлениях. Чем грубее фактура поверхности бумаги, тем значительнее и очевиднее нарушения в правильности структуры перекрестной штриховки. Лишь бумага, обладающая гладкой поверхностью, позволяет сохранить «свежесть» и четкость каждого штриха. Характер перекрестного штрихования становится менее механическим на грубой фактурной поверхности.
Штриховка-тонирование. Являясь простейшим методом создания тона, штриховка-тонирование выполняется в результате естественного движения руки, запястья или локтя, которые функционируют на доске подобно шарниру. При использовании бумаги с грубой фактурой обратите внимание на то, что благодаря ее зернистости штриховка создает на поверхности однородный участок полутонов.
Штриховка-тонирование в комбинации с растушевкой. Растушевывание участков перекрестной штриховки и штриховки в одном направлении с помощью пальца или бумажной растушевки создаст эффект слегка размазанного и смягченного рисунка. Белые нижние, вдавленные вглубь волокна, на фактурной поверхности могут наполняться частицами графита, образуя приглушенный бледно-серый тон. Как правило, чем тоньше используемый грифельный стержень, тем тоньше и деликатнее создаваемый тон.
Практическое задание (см. презентацию, прилагается)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для самостоятельного изучения перед рисованием композиции Слайды: с 3 по 8 рассмотреть СЛАЙД 9 ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ (нарисовать карандашом в альбоме)
1. собственная тень; 2. полутень; 3. рефлекс; 4. свет; 5. падающая тень
собственная тень; 2. полутень; 3. рефлекс; 4. свет; 5. падающая тень
Тональная растяжка и варианты штриховки
Пример плохой композиции
Пример несбалансированной композиции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
08.04.2020 Электронный практикум Профессиограмма гр.318-МТ/17 Ушакова О.А.
Презентация и практикум для учебного занятия "Профессиограмма"...
10.04.2020 Электронный практикум "Отрасли психологии" группа 318-МТ/17 Ушакова О.А.
Практикум: таблица и термины...
17.04.2020 Электронная презентация Перпектива гр.305-по\17 Ушакова О.А.
Практическое задание...
07.05.2020 Электронный практикум Отрасли психологии группа 305-по/18 преподаватель Ушакова О.А.
Практикум...