тема самообразования "Повышение социокультурной компетентности у обучающихся основной школы"
презентация урока для интерактивной доски по изобразительному искусству (изо)
Тема самообразования "Повышения социокультурной компетентности у обучающихся основной школы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 565.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обоснование актуальности Проблема и причины ее возникновения, побудившие учителя к поиску ее решения: Недостаточное владение навыками художественного восприятия окружающего мира учащимися основной школы ( несформированность социокультурной компетенции) Причины: 1. Школьники не понимают значимость предмета ИЗО, т.к. не видят необходимость/возможность в применении полученных знаний 2.Родители считают уроки ИЗО пустой тратой времени 3.Педагоги не видят возможности уроков ИЗО для развития специальных(предметных) умений и навыков(нет межпредметного взаимодействия). Отсутствие методический рекомендаций.
Научные идеи Базовые понятия: Компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности. Социокультурная компетенция - в Федеральном государственном образовательном стандарте социокультурная компетенция определяется как «приобщение к культуре, традициям, в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах» [ФГОС]. На уроках ИЗО социокультурная компетенция рассматривается как приобретение навыков художественного восприятия различных видов и жанров искусства, понимания особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества; применение основ конструирования. Характеристика ведущей идеи , подходов и принципов Теории и концепции Концепция «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» . Основоположником этой концепции является доктор пед . наук, профессор Т. Я. Шпикалова . Народное искусство изучается здесь во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Художественный образ в данной концепции рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, художественными национальными традициями народа. Эта концепция позволяет осуществлять региональный подход в преподавании изобразительного искусства в школе. Концепция «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной». Автор концепции Б.М. Неменский . В рамках концепции существует программа для 1 - 9 классов «Изобразительное искусство и художественный труд». Авторы программы - Неменский Б.М., Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Эта концепция приобщения к мировой художественной культуре разработана в начале 70-х годов проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского . Ее главная идея — формирование художественной культуры как части духовной культуры. Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опытпредыдущих концепций, в том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20—30-е гг. (теоретическое наследие Л. П. Блонского , А. В. Бакушинского , С. Шацкого , П. И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план. Современные образовательные технологии: Игровая технология Информационно-коммуникационные технологии Технология эмоционального погружения Технология сравнения Конструирование
Цель и задачи Цель: Формирование социокультурных компетенций у учащихся основной школы Задачи: 1.Развивать художественно-творческий потенциал школьников через самореализацию на уроках ИЗО 2. Информировать родителей о значимости уроков ИЗО как пространства для развития художественно-творческого потенциала у детей 3.Разработать методические рекомендации педагогам для межпредметного взаимодействия.
Алгоритм взаимодействия Учитель – Ученик (технология работы) Ведущая педагогическая идея опыта. Опираясь на концепцию Б.М. Неменского поддерживаю идею, что знания и умения детей являются не столько целью в общеобразовательной школе, а становятся средством постижения духовной стороны искусства, через которое происходит обогащение внутреннего мира ребенка. На уроках ИЗО использую современные педагогические технологии(игровые, проблемные, проектные, здоровьесберегающие , ИКТ, эмоционального погружения, сравнения, творческого сотрудничества, конструирования и портфолио).Которые позволяют мне наполнить уроки новым содержанием, развивать художественно-творческий потенциал школьников. Результатом реализации данных технологий является интенсификация учебно- воспитательного процесса, самореализацию обучающихся и повышение качества образования. Последовательность действий (этапы) Определение границ между знанием и незнанием, обеспечение мотивации и помощь в определении цели урока, пути ее достижения, организация самоконтроля, рефлексия. Методы обучения: Информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический , наглядный, игровой.
Критерии оценки результативности Диагностический инструментарий Тест П.Торренса на творческое мышление(адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой ) Диагностика мотивации достижения ( А.Мехрабиан ) Методика Г. Дэвиса (определения творческих способностей учащихся) Критерии оценки результативности в соответствии с требованиями ФГОС: универсальные учебные действия в соответствии с требованиями к уровню образования.
Результаты Социокультурные компетенции сформированы у 75% учащихся на достаточном уровне в соответствии с ФГОС Разработаны методические рекомендации для межпредметного взаимодействия, создан банк сценариев интегрированных уроков. Повышение качества образования.
Диссеминация Диссеминация педагогического опыта : на заседаниях школьных и районных методических объединений, совещаниях, конференциях. Повышение качества образования через формирование социокультурной компетенции и самореализацию учащихся посредством ИЗО.
Достижения учителя и учеников
Ограничения в использовании Отсутствие возможности для реализации музейной педагогики (отсутствие музеев, галерей)
Рекомендуемые источники информации Сайт педагога https:// nsportal.ru/utkina-elena-ivanovna Методические материалы (публикации в методических журналах, методические рекомендации, банки методических разработок) Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа : книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1984 . Выготский Л.С. Психология искусства. – Москва: Педагогика, 1987 . Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. –Москва: Просвещение, 1977 . Электронные ресурсы https:// studopedia.ru/6_126145_kontseptsiya-nemenskogo-bm-formirovanie-hudozhestvennoy-kulturi-kak-chasti-duhovnoy-kulturi.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-48730-1389873818.jpg)
Презентация "Социокультурная компетентность воспитания обучающихся"
Данная презентация "Социокультурная компетентность обучающихся" была использована для выступления на педсовете....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-48730-1389873818.jpg)
Презентация "Социокультурная компетентность воспитания обучающихся"
Данная презентация "Социокультурная компетентность обучающихся" была использована для выступления на педсовете....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-593351-1423900817.jpg)
Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социокультурной компетентности учащихся старшей ступени обучения английскому языку"
Введение. Работа посвящена проблеме формирования социокультурной компетентности учащихся на уроках иностранного языка общеобразовательной школы....
Статья на тему: "Развитие социокультурной компетентности на уроках английского языка по средствам пословиц и поговорок"
Термин «компетентность» все чаще стал появляться в понятийном аппарате отечественной педагогики. Компетенция, являясь производной от компетентности, понимается как определенная сфера приложения знаний...
Выступление на методическом объединении учителей математики по теме: «Особенности познавательной деятельности обучающихся основной школы с легкой степенью умственной отсталости».
Выступление на методическом объединении учителей математики по теме: «Особенности познавательной деятельности обучающихся основной школы с легкой степенью умственной отсталости»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/13/picture-1009872-1518551986.jpg)
Выступление на тему "Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы "
Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы ...