Искусство греческой вазописи.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Осипова Ирина Игоревна

Методическая разработка урока по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство» по теме "Искусство греческой вазописи".       

4 класс

Автор разработки:

Осипова Ирина Игоревна,

учитель изобразительного искусства

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

        по программе Б.М.Неменского        

«Изобразительное искусство»

ТЕМА: Искусство греческой вазописи.            

4 класс

Автор разработки:

Осипова Ирина Игоревна,

учитель изобразительного искусства

      Цель урока:

Изучать Древнегреческую культуру через искусство греческой вазописи.

     Задачи урока.

     Воспитательные.

     1. Воспитывать   творческую   познавательную  активность,  нравственно эстетическое отношение к миру и искусству.

     Образовательные.

     Изучать   особенности искусства Древнегреческой вазописи.      

              Развивающие.

     1. Прививать навыки  в изображении Древнегреческих античных сосудов.

     2. Создать эскиз Древнегреческой вазы.

        Предметные результаты:  познакомить  учащихся  с древнегреческим искусством вазописи.

     Метапредметные результаты:

     Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль      результатов деятельности,  анализировать соответствие результатов требованиям.

    Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

   Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре видеоряда.

  Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог; уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.

     Оборудование для учителя: ноутбук, экран, проектор.

          Оборудование для учащихся: Лист бумаги формат А3, простые карандаши, восковые мелки, акварельные краски.

           Зрительный ряд: авторский электронный образовательный ресурс – презентация «Декоративно прикладное искусство Древней Греции», раздаточный материал.

          Задание:  создание эскиза Древнегреческой вазы.

                                 

План урока

п\п

   Этап урока

             Содержание

Время        

Примечание    

  1

Организационный

Подготовка материалов

и инструментов к уроку

1 мин.

  2

Введение

Вступительное слово учителя

2 мин.

Слайды       1-3

  3

Постановка задачи

Ознакомление с новым материалом

15 мин.

Слайды 4-15

  4

Самостоятельная работа

Создание эскиза вазы

20 мин.

Раздаточный материал

  5

Подведение итогов урока   

Анализ работ учащихся

 4 мин.

Выставка работ учащихся

 6

Рефлексия

Вспоминают новые термины

 3 мин.

Слайд 18

Технологическая карта

№ п/п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Педагогическая технология

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1

Организационный

Контроль за подготов

кой рабочего места

Готовят

рабочее место

Регулятивные УУД:

Умение организовать свое рабочее место под руководством учителя

2

Введение

Вступи

тельное слово

Приобретение новых знаний

Проблемное обучение

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.

 3

Постановка задачи

Показывает презентацию к уроку, ведет диалог с учащимися.

Поиск информации в процессе анализа презентации к уроку

Проблемное обучение.

Использование ИКТ.

Развивать умение видеть, зрительские навыки.

Развивать умения делать выводы из полученной информации.

Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре презентации Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.

4

Самостоятельная творческая работа учащихся

Следит за ходом творческой работы учащихся, помогает      решить возможные вопросы

Самостоятельно выбирают форму вазы, технику и материалы для выразительных возможностей при создании художественного образа вазы.

Самостоятельная творческая работа

Развитие композиционного мышления воображения, умение создавать творческие работы

Регулятивные УУД: Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

5

Подведение итогов урока

Координирует действия учащихся

Высказывают мнения об уроке, о работах одноклассников и своих работах

Социальная значимость для ребенка.

Уметь использовать выразительные средства и материалы для воплощения своего художественно-творческого замысла

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной

6

Рефлексия

Координирует действия учащихся

Вспоминают новые термины

Педагогика сотрудничества

Знать термины

Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности,  анализировать соответствие результатов требованиям

        2. Введение

Проверь дружок,
ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

      Расскажите, что вы видите на этом слайде (слайд 2).

Сосуды”, “Посуда”   (на латинском ) -  вазы.                                                                                                          Керамика  - (от греч. “керамос”) - глина                                                                                                         Вазопись - роспись керамических сосудов

Древнегреческие вазы

Что позволило вам это сказать? (слайд 3)

Изображения на вазах рассказывают о древнегреческих богах и героях.

Эти вазы мы видели в Эрмитаже. В учебниках по окружающему миру.

(слайды 4,5)

Прекрасны эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
«Подумаешь, вазы!» - подумали мы,
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись.…И, может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.…

То вазы-гиганты,
То карлики вазы,
И каждая ваза – с рисунком рассказом.
…Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил)…
А вот Артемида, богиня охоты,
из меткого лука стреляет  в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – Одиссей, продающий советы.
А это – кентавры…     А это…
Но мы описать и не пробуем враз
крупнейшую в мире коллекцию ваз.

       Сегодня мы совершим путешествие в Древнюю Грецию, и нам предстоит самостоятельно исследовать эти сосуды.

  1. Постановка задачи

       Создавая сосуды, мастера из народа давали  простор своей фантазии, выдумке, изобретательности.  

       ЗАДАНИЕ 1

       Попробуйте представить себя жителями древнегреческого города и выступить в роли вазописца древнего сосуда,  для этого создайте эскиз вазы, пользуясь аналогичными образцами сосудов. В этом вам помогут вопросы и задания.

ЗАДАНИЕ 2

      Рассмотрите внимательно эти сосуды и скажите, из какого материала они сделаны           (слайды 8-13).

Керамика  - (от греч. “керамос”) - глина  

  ЗАДАНИЕ 3

Вспомните, как звали мастера, который изготавливал вазы в мастерских.

     Гончар

    ЗАДАНИЕ 4

    Представьте себя в роли мастера, какие работы нужно было выполнять для того чтобы изготовить вазу.

      Месить глину, подносить топливо к печи, ворошить раскалённые угли, лепить вазу, покрывать вазу росписью.  

       ЗАДАНИЕ 5

      Рассмотрите сосуды и скажите, как зависит изображение на сосуде от его формы. (слайд 13)       Изображение на сосуде зависит от его формы и назначения.

          ЗАДАНИЕ 6

       Вспомните и вы каких греческих богов и мифы о них вы знаете. Свой рассказ вы можете изобразить на своей вазе (слайд 14).

        Перечислите известных греческих богов. Зевс, Афина, Посейдон, Артемида,Дионис, Афродита.

       Расскажите известные вам мифы о греческих богах.

       Миф о споре Посейдона и Афины

      Рожденный самой Землей получеловек полузмей Кекроп основал в Аттике (город в древней Греции). Был он расположен на высоком холме с крутыми обрывистыми склонами.

И сразу заспорили между собой любимая дочь Зевса Афина и брат его владыка морей Посейдон. Кому из двоих стать покровителем города?..

Прибыли на вершину того холма Зевс и остальные боги. Решили они так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и победит в споре. Ударил трезубцем по скале Посейдон — забил источник. Вот это подарок! Все знают, что мало воды в Аттике. Но попробовали ее и усмехнулись: была она горько-соленой. Другую воду и не мог подарить бог моря.

 Затем Афина воткнула в землю свое копье, зазеленело оно и превратилось в оливковое дерево. Никто прежде не видел в Аттике таких деревьев со множеством плодов на ветвях. Все признали дар Афины лучшим... Вот почему греки считали Афину покровительницей Аттики, а название города Афины связывали с ее именем.

         Богиня Артемида

      ЗАДАНИЕ 7

       Рассмотрите внимательно, каким цветом выделены фигуры людей на вазах. (слайды 16, 17)

       Фигуры людей и предметы выделяются чёрным пятном или терракотовым цветом.

        ЗАДАНИЕ 8

        Рассмотрите сосуды и расскажите где размещаются сюжеты на вазе. (слайды 16, 17)

         Росписью в чернофигурной технике украшали не весь сосуд, а только участок, выделенный  в самом широком месте, названный «клеймом». 

            ЗАДАНИЕ 9

          Расскажите, чем украшен сосуд на горловине и основании сосуда (слайды 18, 19)

          Краснофигурные и чёрнофигурные сосуды украшались геометрически орнаментами.

         

          ЗАДАНИЕ 10    

          Попробуйте себя в роли вазописца, создайте форму сосуда и изобразите учитывая его назначение сюжет на вазе.

  1. Подведение итогов

       Создавая свои вазы, вы дали простор своей фантазии, выдумке, изобретательности. Давайте устроим выставку ваших сосудов. Учащиеся высказывают мнения о работах одноклассников и своих работах, что удалось и достигнут ли поставленный результат в создании эскиза вазы.

  1. Рефлексия

Скажите, что понравилось вам на занятии, что узнали нового (слайды 22-26).

Уборка рабочих мест

Всем спасибо за урок.

Глоссарий

Амфора. Килик. Кратер. Гидрия. Терракота. Фриз. Меандр. Чернофигурные. Краснофигурные. Вазы. Керамика. Гончары.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства "Греческая керамика" 5 класс.

Урок "Греческая керамика" проводится на заключительном этапе темы "Декоративное искусство Древней Греции".Знакомит со стилями и сюжетами росписи древнегреческих ваз....

конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме "История декоративного искусства. Греческая вазопись"

конспект содержит богатый литературный и музыкальный материал, увлекательны и познавательные игры по теме урока....

приложение к урока в 5 классе "История декоративного искусства. Греческая вазопись"

приложение содержит обрзцы греческого орнамента, виды ваз....

Конспект урока по изобразительному искусству "Греческая керамика"

Конспект урока содержит в себе материал об основных видах греческих ваз, видах древнегреческой росписи....

"История искусства" (Греческая цивилизация)

Исторический текстовый и иллюстративный материал....

«Искусство вазописи Древней Греции» 5 класс

laquo;Искусство вазописи Древней Греции» 5 класс...

Урок изобразительное искусство «Искусство вазописи Древней Греции». 5 класс.

Урок  изобразительное искусство  «Искусство вазописи Древней Греции». 5 класс....