Искусство греческой вазописи.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)
Методическая разработка урока по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство» по теме "Искусство греческой вазописи".
4 класс
Автор разработки:
Осипова Ирина Игоревна,
учитель изобразительного искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_iskusstvo_grecheskoy_vazopisi.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по программе Б.М.Неменского
«Изобразительное искусство»
ТЕМА: Искусство греческой вазописи.
4 класс
Автор разработки:
Осипова Ирина Игоревна,
учитель изобразительного искусства
Цель урока:
Изучать Древнегреческую культуру через искусство греческой вазописи.
Задачи урока.
Воспитательные.
1. Воспитывать творческую познавательную активность, нравственно эстетическое отношение к миру и искусству.
Образовательные.
Изучать особенности искусства Древнегреческой вазописи.
Развивающие.
1. Прививать навыки в изображении Древнегреческих античных сосудов.
2. Создать эскиз Древнегреческой вазы.
Предметные результаты: познакомить учащихся с древнегреческим искусством вазописи.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности, анализировать соответствие результатов требованиям.
Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре видеоряда.
Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог; уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.
Оборудование для учителя: ноутбук, экран, проектор.
Оборудование для учащихся: Лист бумаги формат А3, простые карандаши, восковые мелки, акварельные краски.
Зрительный ряд: авторский электронный образовательный ресурс – презентация «Декоративно прикладное искусство Древней Греции», раздаточный материал.
Задание: создание эскиза Древнегреческой вазы.
План урока
№ п\п | Этап урока | Содержание | Время | Примечание |
1 | Организационный | Подготовка материалов и инструментов к уроку | 1 мин. | |
2 | Введение | Вступительное слово учителя | 2 мин. | Слайды 1-3 |
3 | Постановка задачи | Ознакомление с новым материалом | 15 мин. | Слайды 4-15 |
4 | Самостоятельная работа | Создание эскиза вазы | 20 мин. | Раздаточный материал |
5 | Подведение итогов урока | Анализ работ учащихся | 4 мин. | Выставка работ учащихся |
6 | Рефлексия | Вспоминают новые термины | 3 мин. | Слайд 18 |
Технологическая карта
№ п/п | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Педагогическая технология | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||||
1 | Организационный | Контроль за подготов кой рабочего места | Готовят рабочее место | Регулятивные УУД: Умение организовать свое рабочее место под руководством учителя | ||
2 | Введение | Вступи тельное слово | Приобретение новых знаний | Проблемное обучение | Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог. | |
3 | Постановка задачи | Показывает презентацию к уроку, ведет диалог с учащимися. | Поиск информации в процессе анализа презентации к уроку | Проблемное обучение. Использование ИКТ. | Развивать умение видеть, зрительские навыки. Развивать умения делать выводы из полученной информации. | Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре презентации Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог. |
4 | Самостоятельная творческая работа учащихся | Следит за ходом творческой работы учащихся, помогает решить возможные вопросы | Самостоятельно выбирают форму вазы, технику и материалы для выразительных возможностей при создании художественного образа вазы. | Самостоятельная творческая работа | Развитие композиционного мышления воображения, умение создавать творческие работы | Регулятивные УУД: Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
5 | Подведение итогов урока | Координирует действия учащихся | Высказывают мнения об уроке, о работах одноклассников и своих работах | Социальная значимость для ребенка. | Уметь использовать выразительные средства и материалы для воплощения своего художественно-творческого замысла | Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной |
6 | Рефлексия | Координирует действия учащихся | Вспоминают новые термины | Педагогика сотрудничества | Знать термины | Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности, анализировать соответствие результатов требованиям |
2. Введение
Проверь дружок,
ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Расскажите, что вы видите на этом слайде (слайд 2).
“Сосуды”, “Посуда” (на латинском ) - вазы. Керамика - (от греч. “керамос”) - глина Вазопись - роспись керамических сосудов
Древнегреческие вазы
Что позволило вам это сказать? (слайд 3)
Изображения на вазах рассказывают о древнегреческих богах и героях.
Эти вазы мы видели в Эрмитаже. В учебниках по окружающему миру.
(слайды 4,5)
Прекрасны эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
«Подумаешь, вазы!» - подумали мы,
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись.…И, может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.…
То вазы-гиганты,
То карлики вазы,
И каждая ваза – с рисунком рассказом.
…Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил)…
А вот Артемида, богиня охоты,
из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – Одиссей, продающий советы.
А это – кентавры… А это…
Но мы описать и не пробуем враз
крупнейшую в мире коллекцию ваз.
Сегодня мы совершим путешествие в Древнюю Грецию, и нам предстоит самостоятельно исследовать эти сосуды.
- Постановка задачи
Создавая сосуды, мастера из народа давали простор своей фантазии, выдумке, изобретательности.
ЗАДАНИЕ 1
Попробуйте представить себя жителями древнегреческого города и выступить в роли вазописца древнего сосуда, для этого создайте эскиз вазы, пользуясь аналогичными образцами сосудов. В этом вам помогут вопросы и задания.
ЗАДАНИЕ 2
Рассмотрите внимательно эти сосуды и скажите, из какого материала они сделаны (слайды 8-13).
Керамика - (от греч. “керамос”) - глина
ЗАДАНИЕ 3
Вспомните, как звали мастера, который изготавливал вазы в мастерских.
Гончар
ЗАДАНИЕ 4
Представьте себя в роли мастера, какие работы нужно было выполнять для того чтобы изготовить вазу.
Месить глину, подносить топливо к печи, ворошить раскалённые угли, лепить вазу, покрывать вазу росписью.
ЗАДАНИЕ 5
Рассмотрите сосуды и скажите, как зависит изображение на сосуде от его формы. (слайд 13) Изображение на сосуде зависит от его формы и назначения.
ЗАДАНИЕ 6
Вспомните и вы каких греческих богов и мифы о них вы знаете. Свой рассказ вы можете изобразить на своей вазе (слайд 14).
Перечислите известных греческих богов. Зевс, Афина, Посейдон, Артемида,Дионис, Афродита.
Расскажите известные вам мифы о греческих богах.
Миф о споре Посейдона и Афины
Рожденный самой Землей получеловек полузмей Кекроп основал в Аттике (город в древней Греции). Был он расположен на высоком холме с крутыми обрывистыми склонами.
И сразу заспорили между собой любимая дочь Зевса Афина и брат его владыка морей Посейдон. Кому из двоих стать покровителем города?..
Прибыли на вершину того холма Зевс и остальные боги. Решили они так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и победит в споре. Ударил трезубцем по скале Посейдон — забил источник. Вот это подарок! Все знают, что мало воды в Аттике. Но попробовали ее и усмехнулись: была она горько-соленой. Другую воду и не мог подарить бог моря.
Затем Афина воткнула в землю свое копье, зазеленело оно и превратилось в оливковое дерево. Никто прежде не видел в Аттике таких деревьев со множеством плодов на ветвях. Все признали дар Афины лучшим... Вот почему греки считали Афину покровительницей Аттики, а название города Афины связывали с ее именем.
Богиня Артемида
ЗАДАНИЕ 7
Рассмотрите внимательно, каким цветом выделены фигуры людей на вазах. (слайды 16, 17)
Фигуры людей и предметы выделяются чёрным пятном или терракотовым цветом.
ЗАДАНИЕ 8
Рассмотрите сосуды и расскажите где размещаются сюжеты на вазе. (слайды 16, 17)
Росписью в чернофигурной технике украшали не весь сосуд, а только участок, выделенный в самом широком месте, названный «клеймом».
ЗАДАНИЕ 9
Расскажите, чем украшен сосуд на горловине и основании сосуда (слайды 18, 19)
Краснофигурные и чёрнофигурные сосуды украшались геометрически орнаментами.
ЗАДАНИЕ 10
Попробуйте себя в роли вазописца, создайте форму сосуда и изобразите учитывая его назначение сюжет на вазе.
- Подведение итогов
Создавая свои вазы, вы дали простор своей фантазии, выдумке, изобретательности. Давайте устроим выставку ваших сосудов. Учащиеся высказывают мнения о работах одноклассников и своих работах, что удалось и достигнут ли поставленный результат в создании эскиза вазы.
- Рефлексия
Скажите, что понравилось вам на занятии, что узнали нового (слайды 22-26).
Уборка рабочих мест
Всем спасибо за урок.
Глоссарий
Амфора. Килик. Кратер. Гидрия. Терракота. Фриз. Меандр. Чернофигурные. Краснофигурные. Вазы. Керамика. Гончары.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства "Греческая керамика" 5 класс.
Урок "Греческая керамика" проводится на заключительном этапе темы "Декоративное искусство Древней Греции".Знакомит со стилями и сюжетами росписи древнегреческих ваз....
конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме "История декоративного искусства. Греческая вазопись"
конспект содержит богатый литературный и музыкальный материал, увлекательны и познавательные игры по теме урока....
приложение к урока в 5 классе "История декоративного искусства. Греческая вазопись"
приложение содержит обрзцы греческого орнамента, виды ваз....
Конспект урока по изобразительному искусству "Греческая керамика"
Конспект урока содержит в себе материал об основных видах греческих ваз, видах древнегреческой росписи....
"История искусства" (Греческая цивилизация)
Исторический текстовый и иллюстративный материал....
«Искусство вазописи Древней Греции» 5 класс
laquo;Искусство вазописи Древней Греции» 5 класс...
Урок изобразительное искусство «Искусство вазописи Древней Греции». 5 класс.
Урок изобразительное искусство «Искусство вазописи Древней Греции». 5 класс....