Программа «Искусство через века»
материал по изобразительному искусству (изо)
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа
«Искусство через века»
Год разработки программы - 2019
Срок реализации программы – 1 год
Возраст детей – 9-11 лет
Автор-составитель:
Дажинова Валентина Юрьевна,
учитель ИЗО
МБОУ Мухтоловская ОШ
2019 г
Оглавление
Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка с.3
1.2.Цель и задачи программы с.4
1.3.Содержание программы с.4-9
1.4.Планируемые результаты с.9
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график с.10
2.2.Условия реализации программы с.10
2.3.Формы аттестации с.10-11
2.4.Оценочные материалы с.11
2.5.Методические материалы с.11-14
2.6.Список литературы с.15
Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка.
Основные требования к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Искусство через века» кружка «Искусство через века» закреплены в следующих документах:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
По направленности дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство через века» является художественной.
Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников.
Отличительная особенность этой программы от уже существующих в том, что для её освоения не требуется специальных первоначальных знаний и умений, все необходимые для результата действия получаются учащимися в процессе обучения. Работа начинается от простых элементов к сложным по предложенному образцу, инструкции выполнения элемента, технологическим картам, до закрепления навыка. Также стоит отметить тот факт, что в её основу положен материал из курса предмета «изобразительное искусство» разных авторов по той причине, что на разных ступенях школы предмет изучается по учебникам и рабочим программам 2-х авторских линий:
- 1-4 классы – под редакцией С.П.Ломова, С.Е.Игнатьева, Н.В.Долгоаршинных и др.;
- 5-8 классы - под редакцией Б.М. Неменского.
Адресат программы Программа рассчитана на детей 9-11 лет. В данном возрасте дети проявляют интерес к творчеству, у них развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. Они уже имеют навыки декоративно-прикладной деятельности, полученные ими на занятиях в школе. В этом возрасте уже в достаточной мере развита мелкая моторика рук, что позволяет учащимся выполнять достаточно сложную, кропотливую работу, сформирован устойчивый интерес к рукоделию. Они идут в кружок по желанию. Набор в объединение производится на добровольных началах, без ограничения и отбора детей.
Объем и срок освоения программы Программа рассчитана на 36 часов в год. Срок реализации программы - 1 год.
Формы организации образовательного процесса:
Форма обучения – очная.
Форма проведения занятий – аудиторная.
Форма организации занятий – всем составом объединения.
Режим занятий. Программа реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы – формирование у обучающихся художественной культуры как составной части духовной культуры, развитие художественно - творческой активности, овладение образным языком изобразительного, конструктивного и декоративно - прикладного искусства.
Задачи программы
Обучающие:
– дать знания о пластических искусствах: изобразительных, конструктивных, декоративно-прикладных; роли пластических искусств в жизни человека и общества;
– сформировать художественную грамоту в области композиции, формообразовании, цветоведении, декоративно – прикладном искусстве; художественный кругозор; навык работы различными художественными материалами;
– сформировать образное, пространственное мышление, умение выразить свой замысел в эскизе, рисунке, объемных формах;
– совершенствовать навык работы с инструментами при обработке различных материалов.
Развивающие:
– развить духовную культуру; любознательность в области изобразительного, конструктивного и декоративно - прикладного искусства; желание подходить к своей деятельности творчески; навык сотрудничества в художественной деятельности; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
– развить творческие способности; умения в выполнении художественно-творческой задачи.
Воспитывающие:
– воспитать эстетические и нравственные чувства, интерес к изобразительному искусству; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
1.3.Содержание программы
Учебный план
№ | Название разделов | Количество часов |
1 | Гармония жилья с природой. | 10 |
2 | Истоки народного искусства. | 8 |
3 | Игрушечных дел мастер. | 11 |
4 | Красота русского человека. | 7 |
Всего часов: | 36 |
Учебно-тематический план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Раздел 1. Гармония жилья с природой | 10 | 10 | 9 | |
1.1 | Пейзаж родной земли (графика). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
1.2 | Красота русской избы на Руси (конструирование). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
1.3 | Единство конструкции и декора в народном жилище (изодизайн). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
1.4 | Разнообразие построек в русской деревне (конструирование). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
1.5 | Истоки христианской веры (беседа). | 1 | - | Опрос | |
1.6 | Красота церковной постройки (конструирование). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
1.7 | Композиция и линейная перспектива (графика). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
1.8 | Композиция и линейная перспектива (живопись). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
1.9 | Изображение деревни в природной среде (графика). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
1.10 | Изображение деревни в природной среде (живопись). | 1 | 1 | Опрос/ Мини-выставка | |
2 | Раздел 2. Истоки народного искусства. | 8 | 8 | 8 | Мини-выставка |
2.1 | Интерьер русского крестьянского дома (графика). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
2.2 | Интерьер русского крестьянского дома (живопись). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
2.3 | Окружающие нас предметы быта (конструирование). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
2.4 | Окружающие нас предметы быта (живопись). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
2.5 | Красота фигуры человека (графика). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
2.6 | Русский народный орнамент (живопись). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
2.7 | Праздничная одежда на Руси (аппликация из ткани). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
2.8 | Декоративное оформление новогодней открытки (изодизайн). | 1 | 1 | Опрос/ Мини-выставка | |
3 | Раздел 3. Игрушечных дел мастер. | 11 | 11 | 10 | |
3.1 | Промыслы на Руси (беседа). | 1 | - | Опрос | |
3.2 | Глиняные изделия (лепка формы). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
3.3 | Глиняные изделия (роспись). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
3.4 | Глиняная посуда (лепка формы). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
3.5 | Глиняная посуда (роспись). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
3.6 | Тёплое дерево Городецкого промысла (роспись). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
3.7 | Золотая Хохлома (роспись). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
3.8 | Русская красавица Полхов – Майдана (роспись). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
3.9 | Русская красавица Загорска (роспись). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
3.10 | Русская красавица Семёнова (роспись). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
3.11 | Жостовское чудо (роспись). | 1 | 1 | Опрос/ Мини-выставка | |
4 | Раздел 4. Красота русского человека. | 7 | 6 | 6 | |
4.1 | Все народы воспевают мудрость старости (графика). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
4.2 | Все народы воспевают материнство (графика). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
4.3 | Все народы воспевают отцовство (графика). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
4.4 | Все народы скорбят о погибших бойцах и воспевают их подвиг (мозаичная аппликация). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
4.5 | Все народы видят красоту природы (компьютерный рисунок). | 1 | 1 | Мини-выставка | |
4.6 | Итоговая аттестация. | - | 1 | Тест | |
4.7 | Обобщение по темам: «Гармония жилья с природой», «Истоки народного искусства», «Игрушечных дел мастер», «Красота русского человека». | 1 | - | Опрос/ Выставка |
Содержание учебного плана
Раздел 1: «Гармония жилья с природой».
1.1. «Пейзаж родной земли»
Теория: Перспектива. Виды изображения прямоугольника и треугольника в угловой перспективе.
Практика: Освоение навыков изображения русской избы в перспективе. Изображение русской избы в угловой перспективе (графика).
1.2. Тема «Красота русской избы на Руси».
Теория: Куб. Конструирование геометрических тел.
Практика: Освоение навыков в создании конструкции русской деревянной избы в виде куба с основными деталями из бумаги. Создание образа русской избы (конструкция из бумаги).
1.3. «Единство конструкции и декора в народном жилище».
Теория: Понятие «наличник». Техника «квиллинг».
Практика: Освоение навыков в декорировании наличника с применением форм, выполненных в технике «квиллинг». Создание наличников с декором (изодизайн).
1.4. «Разнообразие построек в русской деревне».
Теория: Цилиндр. Конструирование геометрических тел.
Практика: Освоение навыков в создании конструкции колодца из брёвнышек в виде цилиндров с основными деталями из бумаги. Создание образа колодца (конструкция из бумаги).
1.5. «Истоки христианской веры».
Теория: Творчество художников (иконописцев, архитекторов), отражающих православную веру (беседа).
1.6. «Красота церковной постройки».
Теория: Прямоугольная призма. Пирамида. Конструирование геометрических тел.
Практика: Освоение навыков в создании конструкции русской церкви из прямоугольных призм и пирамиды из бумаги. Создание образа русской церкви (конструкция из бумаги).
1.7. «Композиция и линейная перспектива».
Теория: Натюрморт. Линейная перспектива. Композиция.
Практика: Освоение навыков в изображении натюрморта (ваза и яблоко). Изображение линейного рисунка натюрморта (графика).
1.8. «Композиция и линейная перспектива».
Теория: Светотень. Приёмы цветоведения. Воздушная перспектива.
Практика: Освоение навыков в изображении натюрморта (ваза и яблоко) в цвете с передачей объёма. Изображение натюрморта с передачей цветосветовых отношений (живопись).
1.9. «Изображение деревни в природной среде».
Теория: Пейзаж. Фронтальная перспектива. Линейная композиция деревенского пейзажа.
Практика: Освоение навыков в изображении линейного рисунка деревенского пейзажа. Изображение линейного рисунка деревенского пейзажа (графика).
1.10. «Изображение деревни в природной среде».
Теория: Пейзаж. Воздушная перспектива. Цветосветовая композиция деревенского пейзажа.
Практика: Освоение навыков в изображении рисунка деревенского пейзажа с передачей цвета и светотени. Изображение рисунка деревенского пейзажа с передачей цветосветовых отношений (живопись).
Раздел 2: «Истоки народного искусства».
2.1. «Интерьер русского крестьянского дома».
Теория: Интерьер. Фронтальная и угловая перспектива. Духовный и материальный центры. Линейный рисунок интерьера русского крестьянского дома.
Практика: Освоение навыков в изображении линейного рисунка интерьера русского крестьянского дома. Изображение духовного и материального центров в линейном рисунке интерьера русского крестьянского дома (графика).
2.2. «Интерьер русского крестьянского дома».
Теория: Интерьер. Цветосветовая композиция интерьера русского крестьянского дома.
Практика: Освоение навыков в изображении рисунка интерьера русского крестьянского дома с передачей цвета и светотени. Изображение рисунка интерьера русского крестьянского дома с передачей цветосветовых отношений (живопись).
2.3. «Окружающие нас предметы быта».
Теория: Прялка. Виды прялки. Конструирование из бумаги.
Практика: Освоение навыков в создании конструкции прялки. Создание образа русской прялки (конструирование из бумаги).
2.4. «Окружающие нас предметы быта».
Теория: Прялка. Виды прялки. Декор прялки.
Практика: Освоение навыков в создании единства конструкции и декора в изображении прялки. Декорирование образа русской прялки (живопись).
2.5. «Красота фигуры человека».
Теория: Фигура человека. Пропорции. Фаз, профиль.
Практика: Освоение навыков в создании линейного рисунка фигуры человека разных возрастов с учётом пропорций. Изображение фигуры человека разных возрастов (графика).
2.6. «Русский народный орнамент».
Теория: Орнамент. Ритм. Основные элементы традиционного русского платка.
Практика: Освоение навыков в изображении орнамента платка. Изображение орнамента традиционного русского платка (живопись).
2.7. «Праздничная одежда на Руси».
Теория: Древнерусский костюм. Конструкция и декор традиционного праздничного костюма. Аппликация из ткани.
Практика: Освоение навыков в создании конструкции традиционного русского костюма из ткани. Создание образа праздничного древнерусского костюма с учётом национальных особенностей (аппликация из ткани).
2.8. «Декоративное оформление новогодней открытки».
Теория: Техника «поп-ап». Техника «квиллинг».
Практика: Освоение навыков в создании открытки с применением техник «поп-ап» и «квиллинг». Создание новогодней открытки с применением техник «поп-ап» и «квиллинг» (изодизайн).
Раздел 3: «Игрушечных дел мастер».
3.1. «Промыслы на Руси».
Теория: Творчество народных умельцев. Декоративно – прикладное искусство. Основные центры России (беседа).
3.2. «Глиняные изделия».
Теория: Глиняный промысел на Руси. Игрушечные формы Дымкова, Каргополя и Филимонова. Основные элементы форм.
Практика: Освоение навыков в создании формы изделия Дымковского, Каргопольского, Филимоновского промыслов из пластического материала. Создание Дымковской, Каргопольской, Филимоновской игрушки с основными элементами (лепка формы).
3.3. «Глиняные изделия».
Теория: Цветовые гаммы Дымкова, Каргополя и Филимонова.
Практика: Освоение навыков в декорировании изделий Дымковского, Каргопольского, Филимоновского промыслов. Расписывание формы игрушки гуашью с учётом основных элементов Дымковского, Каргопольского, Филимоновского промыслов (роспись).
3.4. «Глиняная посуда».
Теория: Гжельская глиняная посуда. Основные элементы и цветовые гаммы росписи.
Практика: Освоение навыков в создании формы посуды из пластического материала. Создание посуды с основными элементами (лепка формы).
3.5. «Глиняная посуда».
Теория: Цветовые гаммы Гжельской росписи.
Практика: Освоение навыков в декорировании изделий Гжельского промысла. Расписывание формы посуды гуашью (роспись).
3.6. «Тёплое дерево Городецкого промысла».
Теория: Городецкий промысел. Основные элементы и цвета росписи.
Практика: Овладение техникой росписи. Изображение основных элементов росписи на конструкции изделия гуашью (роспись).
3.7. «Золотая Хохлома».
Теория: Хохломской промысел. Основные элементы и цвета росписи.
Практика: Овладение техникой росписи. Изображение основных элементов росписи на конструкции посуды гуашью (роспись).
3.8. «Русская красавица Полхов-Майдана».
Теория: Полхов-Майданский промысел. Основные элементы и цвета росписи.
Практика: Овладение техникой росписи. Изображение основных элементов росписи на конструкции матрёшки гуашью (роспись).
3.9. «Русская красавица Загорска».
Теория: Загорский промысел. Основные элементы и цвета росписи.
Практика: Овладение техникой росписи. Изображение основных элементов росписи на конструкции матрёшки гуашью (роспись).
3.10. «Русская красавица Семёнова».
Теория: Семёновский промысел. Основные элементы и цвета росписи.
Практика: Овладение техникой росписи. Изображение основных элементов росписи на конструкции матрёшки гуашью (роспись).
3.11. «Жостовское чудо».
Теория: Жостовский промысел. Основные элементы и цвета росписи.
Практика: Овладение техникой росписи. Изображение основных элементов росписи на конструкции подноса гуашью (роспись).
Раздел 4: «Красота русского человека».
4.1. Все народы воспевают мудрость старости.
Теория: Графика. Портрет. Пропорции фигуры и лица. Особенности внешнего вида пожилого человека.
Практика: Освоение навыков в создании портрета пожилого человека с передачей особенностей внешнего вида. Создание художественного образа пожилого человека (графика).
4.2. Все народы воспевают материнство.
Теория: Графика. Портрет. Пропорции фигуры и лица. Особенности внешнего вида женщины.
Практика: Освоение навыков в создании портрета женщины с передачей особенностей внешнего вида. Создание художественного образа женщины (графика).
4.3. Все народы воспевают отцовство.
Теория: Графика. Портрет. Пропорции фигуры и лица. Особенности внешнего вида мужчины.
Практика: Освоение навыков в создании портрета мужчины с передачей особенностей внешнего вида. Создание художественного образа мужчины (графика).
4.4. Все народы скорбят о погибших бойцах и воспевают их подвиг (мозаичная аппликация).
Теория: Мозаика. Аппликация из бумаги.
Практика: Освоение навыков в создании батального сюжета в технике мозаика. Выполнение мозаичной аппликации с батальным сюжетом.
4.5. Все народы видят красоту природы
Теория: Пейзаж. Компьютерная программа Paint.
Практика: Освоение навыков в создании пейзажа в компьютерной программе Paint. Изображение пейзажа в компьютерной программе Paint (компьютерный рисунок).
4.6. Итоговая аттестация.
Практика: Выбор правильного ответа в тестовых заданиях. Выполнение теста.
4.7. Обобщение по темам учебного года. Выставка.
Теория: «Гармония жилья с природой. Истоки народного искусства. Игрушечных дел мастер. Красота русского человека».
1.4.Планируемые результаты
К концу учебного года обучения дети будут знать:
- о пластических искусствах: изобразительных, конструктивных, декоративно-прикладных; роли пластических искусств в жизни человека и общества;
- об истории возникновения народных промыслов на Руси;
К концу учебного года обучения дети будут уметь:
- владеть образным языком изобразительного, конструктивного и декоративно - прикладного искусства; художественной грамотой в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства; культурой народов многонациональной России и других стран;
- работать разными художественными материалами;
- творчески подходить к выполнению художественно-творческой задачи.
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Год | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||||||||||||||||||||||||||
04.09.19.-20.05.20. | 04.09.-10.09. | 11.09-17.09. | 18.09.-24.09. | 25.09.-01.10. | 02.10.-08.10. | 09.10.-15.10. | 16.10.-22.10. | 23.10.-29.10. | 30.10.-05.11 | 06.11.-12.11. | 13.11.-19.11. | 20.11.-26.11. | 27.11.-03.12. | 04.12.-10.12. | 11.12.-17.12. | 18.12.-24.12. | 25.12.-29.12 | 15.01.-21.01. | 22.01.-28.01. | 29.01.-04.02. | 05.02.-11.02. | 12.02.-18.02. | 19.02.-25.02. | 26.02.-04.03. | 05.03.-11.03. | 12.03.-18.03. | 19.03.-25.03. | 26.03.-01.04. | 01.04.-07.04. | 08.04.-14.04. | 15.04.-21.04. | 22.04.-28.04. | 29.04.-05.05. | 06.05.-12.05. | 13.05.-19.05. | 20.05. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
2.2 Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходима следующая материальная база.
Оборудование классной комнаты:
– столы;
– стулья;
– доска настенная.
Инструменты и приспособления:
– альбомы;
– краски;
– палитра;
– цветная бумага;
– ножницы;
– карандаши и т.д.
Информационное обеспечение:
DVD-фильмы:
— памятники архитектуры;
— художественные музеи;
— виды изобразительного искусства;
— творчество отдельных художников;
— народные промыслы;
— декоративно-прикладное искусство;
Презентации на СD или DVD-дисках:
— по видам изобразительных (пластических) искусств;
— по жанрам изобразительных искусств;
— по стилям и направлениям в искусстве;
— по народным промыслам;
— по декоративно-прикладному искусству;
— по творчеству художников.
2.3 Формы аттестации
– беседа;
– викторина;
– игра;
– тестирование.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
– готовая работа;
– готовое изделие;
– журнал посещаемости.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
– готовая работа;
– готовое изделие;
– выставка.
2.4 Оценочные материалы
1. Разработаны критерии к устному оцениванию творческих работ обучающихся:
- самостоятельность;
- чувство композиции;
- умение передавать форму, размер, пропорции, цветосветовые отношения;
- аккуратность и т.д.
2. Результативность усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы отслеживается путем проведения итогового тестирования.
Итоговое тестирование состоит из двух частей, которые различаются по форме и количеству заданий, уровню сложности. Общее число заданий – 10.
Часть 1 содержит 7 заданий базового уровня сложности.
а) задания с одним выбором правильного ответа (из нескольких предложенных ответов);
b) задания с несколькими выборами ответа;
c) задания с группировкой частей по смыслу;
d) задания на установление соответствия.
Часть 2 содержит 3 задания повышенной сложности с кратким и свободно конструированным ответом, установление соответствия с несколькими вариантами ответа. Ориентированы на выявление уровня овладения определенной группой универсальных учебных действий.
Система оценивания итогового теста.
Проверка выполнения заданий проводится на основе специально разработанной системы критериев.
В заданиях с выбором ответа из предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если обучающийся выбирает неверные ответы, то задание считается невыполненным.
В заданиях со смысловой группировкой учащийся должен сгруппировать части по смыслу для образования верных высказываний.
В заданиях на установление соответствий учащийся должен установить и записать верные соответствия между художественным произведением и тем, что в нем изображается.
В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ.
В заданиях творческого характера ученик должен высказать свою мысль о художественном произведении, привести примеры, использовать терминологию.
Максимальное количество баллов за выполнение всей работы – 40.
2.5. Методические материалы
Методы обучения.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (беседа, объяснение, рассказ, анализ репродукции картины/изделия);
- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, демонстрация приёмов исполнения, работа по образцу);
- практический (процесс практического выполнения изделия, тренировочные упражнения).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
2. Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
3. Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске вариантов выполнения задания, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы) и др.
Методы воспитания:
- методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, пример;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
Основными формами проведения занятий являются:
- по количеству детей, участвующих в занятии, – коллективная, групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – практикум, выставка;
- по дидактической цели – вводное занятие, практическое занятие, комбинированные формы занятий.
Педагогические технологии
На занятиях объединения используются следующие современные педагогические технологии:
- индивидуализации обучения;
- группового обучения;
- коллективного взаимообучения;
- дифференцированного обучения;
- разноуровневого обучения;
- развивающего обучения;
- проблемного обучения;
- программированного обучения;
- игровой деятельности;
- коммуникативного обучения;
- коллективной творческой деятельности;
- решения изобретательских задач;
- здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия
Занятия строятся по следующему алгоритму.
1 этап: организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап: проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), диагностика усвоения, выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.
4 этап: основной.
В качестве основного этапа выступают следующие:
1) Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.
Содержание этапа: при усвоении новых знаний используются задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2) Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция.
Содержание этапа: применяются пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или их обоснованием.
3) Закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.
Содержание этапа: применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Содержание этапа: распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
5 этап: контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Содержание этапа: используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
6 этап: итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание этапа: сообщаются ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощрение ребят за учебную работу.
7 этап: рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку.
Содержание этапа: оценивается работоспособность, психологическое состояние,
результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
8 этап: информационный
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Содержание этапа: информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.
Типы занятий:
- занятие изучения нового материала;
- занятие применения и совершенствования знаний;
- занятие обобщения и систематизации знаний;
- комбинированные занятия;
- контрольные занятия.
Дидактические материалы
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-наглядные пособия
Энциклопедии по искусству, справочные издания
Книги о художниках, архитекторах и художественных музеях
Словарь искусствоведческих терминов
2. Печатные пособия
Портреты русских и зарубежных художников
Таблица по цветоведению
Таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству
Дидактический раздаточный материал: схемы по правилам рисования человека,
по художественной грамоте
3. Экранно-звуковые пособия
DVD-фильмы:
— памятники архитектуры;
— художественные музеи;
— виды изобразительного искусства;
— творчество отдельных художников;
— народные промыслы;
— декоративно-прикладное искусство;
Презентации на СD или DVD-дисках:
— по видам изобразительных (пластических) искусств;
— по жанрам изобразительных искусств;
— по стилям и направлениям в искусстве;
— по народным промыслам;
— по декоративно-прикладному искусству;
— по творчеству художников
4. Учебно-практическое оборудование
Краски акварельные
Краски гуашевые
Тушь
Перья для перьевых ручек
Бумага А4
Бумага цветная
Фломастеры
Кисти беличьи
Емкости для воды
Стеки
Пластилин
Клей
Ножницы
5. Модели и натурный фонд
Муляжи фруктов
Керамические изделия (вазы, заварной чайник)
Предметы быта (поднос)
2.6 Список литературы
Список литературы для учащихся
1. Андреева М.А., Антонова А., Дмитриева О.Д. Рассказы о трёх искусствах. /
Ленинград: «Детская литература», 1975.
2. Артёмов В. Художники и архитекторы. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 48 с.: ил.
3. Библия в гравюрах Гюстава Доре с библейскими текстами по синодальному переводу.
– М.: Российское библейское общество, 2002.
4. Бугров Ю. Мухтолово: от А до Я. / г.Курск, МУ «Издательский центр «ЮМЭКС»,
2002 г.
5. Древний мир: путеводитель для любознательных. – Ростов н/Дону: Феникс, 2013. – 31,
[1] с.: ил.
6. Евстратова Е.Н. Шедевры русских художников. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 304
с.: ил. – (Сокровища живописи).
7. Каменева Е.О. Какого цвета радуга. / М.: «Детская литература», 1975.
8. Костюк К. Великие художники. Рафаэль. / М.: «Директ-Медиа», 2009.
9. Краткая биография художников, иллюстрирующих сказки и книги для детей. / сост.
Л.Б.Дерягина. – (Оснащение педагогического процесса в ДОУ; Картотека портретов
художников; Вып.31). – СПб.: ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС» , 2016.
10.Морозова О.В. Шедевры европейских художников. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. –
304 с.: ил. – (Сокровища живописи).
11.Некрасова.М.А. Народные мастера. / М.: Изобразительное искусство, 1985. – 296 с.
12.Платонова Н.И. Искусство: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. –
143 с.: ил.
13.Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт 11- 17 вв. (1
часть) / Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
14.Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт 18-19 вв. (2
часть) / Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
15.Свиридова О.В. Изобразительное искусство. Предметная неделя в школе. –
Волгоград: Учитель, 2007.
16.Справочник школьника. История мировой культуры/ Сост. Ф.С.Капица, Т.М.Колядич.
– М.: Филологическое общество «Слово», Центр гуманитарных наук при факультете
журналистики МГУ им.М.в.Ломоносова, ТКО «АСТ», 1996. – 610 с.
17.Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. – М. «Детская литература», 1984.
18.Учимся рисовать./Курбатова Н.в. – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ООО
«Издательство АСТ», 2002. – 160 с.
19.Чеченев К. Герои русской истории. / г.Москва: Белый город, 2006 г.
20.Чеченев К. Города России. / г.Москва: Белый город, 2005 г.
Интернет – ресурсы:
1. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Содержание
prosv.ru ›ebooks/Goryaeva_prikladnoe_isskustvo/
2. Полные и краткие биографии великих русских композиторов....
http://All-Biography.ru/category/composers
3. Музеи мира : Архив учебных программ - презентации, уроки, тесты...
rusedu.ru›detail_7821.html
4. Рисование на компьютере. Программа для рисования на
компьютере Paint – это …
neumeka.ru›Рисование в Paint
5. Художники 18 века в Русском изобразительном искусстве....
http://www.art-portrets.ru/history_portrait.html
6. ... шедевров живописи XIV-XXI веков. Картины и биографии...
http://smallbay.narod.ru/grafica.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Искусство XXI века в рамках школьной программы по изобразительному искусству
Материал может быть использован учителями ИЗО для подготовки к урокам по программе Б.М. Неменского....
Помните! Через века, через года!
Мероприятие повящено годовщине победы в Великой Отечественной войне....
Классный час" Помните, через года, через века ..."
Мероприятие посвящено Дню победы в Великой Отечественной войне.Звучат стихи и музыка известных советских поэтов и композиторов о войне.Содержится информация о Набережных Челнах в годы войны....
Очерк для газеты. "Помните! Через века, через года"
Очерк для газеты написан ученицей 10 класса Павловой Наталией в 2011 г. Он посвящен митингу Памяти 22 июня. Он проходил у памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны ватутинцам в 3 ч 3...
исследовательская работа на тему "Через года, через века - помните"
Исследовательская работа, которую мы готовили на научно-практическую конференцию "Юные исследователи Забайкалья". Работа посвящена участнику Сталинградской битвы - Лумпову Василию Алексеевичу....
Презентация Помните! Через века, через года – помните!
Данная презентация может быть использована для классного часа о ВОв или на уроках литературы при изучении произведений о Великой Отечественной войне....
"Через столетья, через века Вашей профессии быть на века!"
Сценарий праздничного мероприятия посвященного дню Учителя...