Программа «Искусство через века»
материал по изобразительному искусству (изо)

Программа ДОП по ИЗО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_iskusstvo_cherez_veka.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

               

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

программа

«Искусство через века»

Год разработки программы - 2019

Срок реализации программы – 1 год

Возраст детей – 9-11 лет

Автор-составитель:

Дажинова Валентина Юрьевна,

учитель ИЗО

МБОУ Мухтоловская ОШ

2019 г

Оглавление

Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы

1.1.Пояснительная записка                                                                                 с.3

1.2.Цель и задачи программы                                                                             с.4

1.3.Содержание программы                                                                                с.4-9

1.4.Планируемые результаты                                                                              с.9

Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Календарный учебный график                                                                     с.10

2.2.Условия реализации программы                                                                  с.10

2.3.Формы аттестации                                                                                         с.10-11

2.4.Оценочные материалы                                                                                  с.11

2.5.Методические материалы                                                                             с.11-14

               2.6.Список литературы                                                                                        с.15

Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы

1.1.Пояснительная записка.

  Основные требования к структуре и содержанию дополнительной  общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Искусство через века» кружка «Искусство через века»  закреплены в следующих документах:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Концепция  развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.  № 1726-р)      
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008
  4. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

  По направленности дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство через века» является художественной.

  Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников.  

  Отличительная особенность этой программы от уже существующих в том, что для её освоения не требуется специальных первоначальных знаний и умений, все необходимые для результата действия получаются учащимися в процессе обучения. Работа начинается от простых элементов к сложным по предложенному образцу, инструкции выполнения элемента, технологическим картам, до закрепления навыка. Также стоит отметить тот факт, что в её основу положен материал из курса предмета «изобразительное искусство» разных авторов по той причине, что на разных ступенях школы предмет изучается по учебникам и рабочим программам 2-х авторских линий:

- 1-4 классы – под редакцией С.П.Ломова, С.Е.Игнатьева, Н.В.Долгоаршинных и др.;

- 5-8 классы - под редакцией Б.М. Неменского.

Адресат программы Программа рассчитана на детей 9-11 лет. В данном возрасте дети проявляют интерес к творчеству, у них развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. Они уже имеют навыки декоративно-прикладной деятельности, полученные ими на занятиях в школе. В этом возрасте уже в достаточной мере развита мелкая моторика рук, что позволяет учащимся выполнять достаточно сложную, кропотливую работу, сформирован устойчивый интерес к рукоделию. Они идут в кружок по желанию. Набор в объединение производится на добровольных началах, без ограничения и отбора детей.

Объем и срок освоения программы  Программа рассчитана на 36 часов в год.  Срок реализации программы - 1 год.

Формы организации образовательного процесса:

Форма обучения – очная.

Форма проведения занятий – аудиторная.

Форма организации занятий – всем составом объединения.

Режим занятий. Программа реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

1.2.Цель и задачи программы

  Цель программы – формирование у обучающихся художественной культуры как составной части духовной культуры, развитие художественно - творческой активности, овладение образным языком изобразительного, конструктивного и декоративно - прикладного искусства.

  Задачи программы

Обучающие:

– дать знания о пластических искусствах: изобразительных, конструктивных, декоративно-прикладных; роли пластических искусств в жизни человека и общества;
– сформировать художественную грамоту в области композиции, формообразовании, цветоведении, декоративно – прикладном искусстве; художественный кругозор; навык работы различными художественными материалами;

– сформировать образное, пространственное мышление, умение выразить свой замысел в эскизе, рисунке, объемных формах;

– совершенствовать навык работы с инструментами при обработке различных материалов.

Развивающие:

– развить духовную культуру; любознательность в области изобразительного, конструктивного и декоративно - прикладного искусства; желание подходить к своей деятельности творчески; навык сотрудничества в художественной деятельности; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

– развить творческие способности; умения в выполнении  художественно-творческой задачи.

Воспитывающие:

– воспитать эстетические и нравственные чувства, интерес к изобразительному искусству; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

1.3.Содержание программы

Учебный план

Название разделов

Количество часов

1

Гармония жилья с природой.

10

2

Истоки народного искусства.

8

3

Игрушечных дел мастер.

11

4

Красота русского человека.

7

Всего часов:

36

Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Раздел 1. Гармония  жилья с природой

10

10

9

1.1

Пейзаж родной земли (графика).

1

1

Мини-выставка

1.2

Красота русской избы на Руси (конструирование).

1

1

Мини-выставка

1.3

Единство конструкции  и  декора в народном  жилище (изодизайн).

1

1

Мини-выставка

1.4

Разнообразие построек в русской деревне (конструирование).

1

1

Мини-выставка

1.5

Истоки  христианской  веры (беседа).

1

-

Опрос

1.6

Красота  церковной постройки (конструирование).

1

1

Мини-выставка

1.7

Композиция  и  линейная  перспектива (графика).

1

1

Мини-выставка

1.8

Композиция  и  линейная  перспектива (живопись).

1

1

Мини-выставка

1.9

Изображение  деревни  в  природной  среде  (графика).

1

1

Мини-выставка

1.10

Изображение  деревни  в  природной  среде (живопись).

1

1

Опрос/

Мини-выставка

2

Раздел 2. Истоки народного искусства.

8

8

8

Мини-выставка

2.1

Интерьер русского крестьянского дома (графика).

1

1

Мини-выставка

2.2

Интерьер русского крестьянского дома (живопись).

1

1

Мини-выставка

2.3

Окружающие  нас предметы быта (конструирование).

1

1

Мини-выставка

2.4

Окружающие  нас  предметы быта  (живопись).

1

1

Мини-выставка

2.5

Красота  фигуры  человека (графика).

1

1

Мини-выставка

2.6

Русский  народный  орнамент (живопись).

1

1

Мини-выставка

2.7

Праздничная  одежда  на  Руси (аппликация из ткани).

1

1

Мини-выставка

2.8

Декоративное оформление новогодней открытки (изодизайн).

1

1

Опрос/

Мини-выставка

3

Раздел 3. Игрушечных дел мастер.

11

11

                10

3.1

Промыслы  на  Руси (беседа).

1

-

Опрос

3.2

Глиняные  изделия  (лепка формы).

1

1

Мини-выставка

3.3

Глиняные  изделия  (роспись).

1

1

Мини-выставка

3.4

Глиняная посуда  (лепка формы).

1

1

Мини-выставка

3.5

Глиняная посуда  (роспись).

1

1

Мини-выставка

3.6

Тёплое  дерево  Городецкого промысла (роспись).

1

1

Мини-выставка

3.7

Золотая Хохлома (роспись).

1

1

Мини-выставка

3.8

Русская  красавица  Полхов – Майдана (роспись).

1

1

Мини-выставка

3.9

Русская  красавица Загорска (роспись).

1

1

Мини-выставка

3.10

Русская красавица Семёнова (роспись).

1

1

Мини-выставка

3.11

Жостовское чудо (роспись).

1

1

Опрос/

Мини-выставка

4

Раздел 4. Красота русского человека.

7

6

6

4.1

Все   народы   воспевают   мудрость  старости (графика).

1

1

Мини-выставка

4.2

Все   народы   воспевают   материнство (графика).

1

1

Мини-выставка

4.3

Все  народы  воспевают   отцовство (графика).

1

1

Мини-выставка

4.4

Все  народы  скорбят  о  погибших  бойцах  и  воспевают  их подвиг (мозаичная аппликация).

1

1

Мини-выставка

4.5

Все  народы  видят  красоту природы (компьютерный рисунок).

1

1

Мини-выставка

4.6

Итоговая аттестация.

-

1

Тест

4.7

Обобщение по темам: «Гармония  жилья с природой», «Истоки народного искусства», «Игрушечных дел мастер», «Красота русского человека».

1

-

Опрос/

Выставка

Содержание учебного плана

Раздел 1: «Гармония  жилья  с  природой».

1.1. «Пейзаж  родной  земли»

Теория: Перспектива. Виды изображения прямоугольника и треугольника в угловой перспективе.

Практика: Освоение навыков изображения русской избы в перспективе. Изображение русской избы в угловой перспективе (графика).

1.2. Тема  «Красота  русской  избы  на  Руси».

Теория: Куб. Конструирование геометрических тел.

Практика: Освоение навыков в создании конструкции русской деревянной избы в виде куба с основными деталями из бумаги.  Создание образа русской избы (конструкция из бумаги).

1.3. «Единство  конструкции  и  декора  в  народном  жилище».

Теория: Понятие «наличник». Техника «квиллинг».

Практика: Освоение навыков в декорировании наличника с применением форм, выполненных в технике «квиллинг». Создание наличников с декором (изодизайн).

1.4. «Разнообразие  построек  в  русской  деревне».

Теория: Цилиндр. Конструирование геометрических тел.

Практика: Освоение навыков в создании конструкции колодца из брёвнышек в виде цилиндров с основными деталями из бумаги.  Создание образа колодца (конструкция из бумаги).

1.5. «Истоки  христианской  веры».

Теория:  Творчество художников (иконописцев, архитекторов), отражающих православную веру (беседа).  

1.6. «Красота  церковной постройки».

Теория: Прямоугольная призма. Пирамида. Конструирование геометрических тел.

Практика: Освоение навыков в создании конструкции русской церкви из прямоугольных призм и пирамиды из бумаги. Создание образа русской церкви (конструкция из бумаги).

1.7. «Композиция  и  линейная  перспектива».

Теория: Натюрморт. Линейная перспектива. Композиция.

Практика: Освоение навыков в изображении натюрморта (ваза и яблоко). Изображение линейного рисунка натюрморта (графика).

1.8. «Композиция  и  линейная  перспектива».

Теория: Светотень. Приёмы цветоведения. Воздушная перспектива.

Практика: Освоение навыков в изображении натюрморта (ваза и яблоко) в цвете с передачей объёма. Изображение натюрморта с передачей цветосветовых отношений (живопись).

1.9. «Изображение  деревни  в  природной  среде».

Теория: Пейзаж. Фронтальная перспектива. Линейная композиция деревенского пейзажа.

Практика: Освоение навыков в изображении линейного рисунка деревенского пейзажа. Изображение линейного рисунка деревенского пейзажа (графика).

1.10. «Изображение  деревни  в  природной  среде».

Теория: Пейзаж. Воздушная перспектива. Цветосветовая композиция деревенского пейзажа.

Практика: Освоение навыков в изображении рисунка деревенского пейзажа с передачей цвета и светотени. Изображение рисунка деревенского пейзажа с передачей цветосветовых отношений (живопись).

Раздел 2:  «Истоки  народного  искусства».

2.1. «Интерьер  русского  крестьянского  дома».

Теория: Интерьер. Фронтальная и угловая перспектива. Духовный и материальный центры. Линейный рисунок интерьера  русского  крестьянского  дома.

Практика: Освоение навыков в изображении линейного рисунка интерьера  русского  крестьянского  дома. Изображение духовного и материального центров в линейном рисунке интерьера  русского  крестьянского  дома (графика).

2.2. «Интерьер  русского  крестьянского  дома».

Теория: Интерьер. Цветосветовая композиция интерьера  русского  крестьянского  дома.

Практика: Освоение навыков в изображении рисунка интерьера  русского  крестьянского  дома с передачей цвета и светотени. Изображение рисунка интерьера русского  крестьянского  дома с передачей цветосветовых отношений (живопись).

2.3. «Окружающие  нас  предметы  быта». 

Теория: Прялка. Виды прялки. Конструирование из бумаги.

Практика: Освоение навыков в создании конструкции прялки. Создание образа русской прялки (конструирование из бумаги).

2.4. «Окружающие  нас  предметы  быта».

Теория: Прялка. Виды прялки. Декор прялки.

Практика: Освоение навыков в создании  единства  конструкции  и   декора  в  изображении прялки. Декорирование образа русской прялки (живопись).

2.5. «Красота  фигуры  человека».

Теория: Фигура человека. Пропорции. Фаз,  профиль.

Практика: Освоение навыков в создании линейного рисунка фигуры человека  разных возрастов с учётом пропорций. Изображение  фигуры  человека  разных возрастов (графика).

2.6. «Русский  народный  орнамент».

Теория: Орнамент. Ритм. Основные элементы традиционного русского платка.

Практика: Освоение навыков в изображении орнамента платка. Изображение орнамента традиционного русского платка (живопись).

2.7. «Праздничная одежда на Руси».

Теория: Древнерусский костюм. Конструкция и декор традиционного праздничного костюма. Аппликация из ткани.

Практика: Освоение навыков в создании конструкции традиционного русского костюма из ткани. Создание образа праздничного древнерусского костюма с учётом национальных особенностей  (аппликация из ткани).

2.8. «Декоративное оформление новогодней открытки».

Теория: Техника «поп-ап». Техника «квиллинг».

Практика: Освоение навыков в создании открытки с применением техник «поп-ап» и «квиллинг». Создание новогодней открытки с применением техник «поп-ап» и «квиллинг» (изодизайн).

Раздел 3:  «Игрушечных  дел  мастер».

3.1. «Промыслы  на  Руси».

Теория: Творчество народных умельцев. Декоративно – прикладное искусство. Основные центры России (беседа).  

3.2. «Глиняные  изделия».  

Теория: Глиняный промысел на  Руси. Игрушечные формы Дымкова, Каргополя и Филимонова. Основные элементы форм.

Практика: Освоение навыков в создании формы изделия Дымковского,                                         Каргопольского,  Филимоновского промыслов  из пластического материала. Создание Дымковской, Каргопольской,  Филимоновской  игрушки с основными элементами (лепка формы).

3.3. «Глиняные  изделия».

Теория: Цветовые гаммы Дымкова, Каргополя и Филимонова.  

Практика: Освоение навыков в декорировании изделий Дымковского,                                         Каргопольского,  Филимоновского промыслов.  Расписывание формы игрушки гуашью с учётом основных элементов Дымковского, Каргопольского,  Филимоновского промыслов (роспись).

3.4. «Глиняная посуда».  

Теория: Гжельская глиняная посуда. Основные элементы и цветовые гаммы росписи.

Практика: Освоение навыков в создании формы посуды  из пластического материала. Создание посуды с основными элементами (лепка формы).

3.5. «Глиняная посуда».

Теория: Цветовые гаммы Гжельской росписи.  

Практика: Освоение навыков в декорировании изделий Гжельского промысла.  Расписывание формы посуды гуашью (роспись).

3.6. «Тёплое  дерево Городецкого промысла».

Теория: Городецкий промысел. Основные элементы и цвета росписи.

Практика: Овладение техникой росписи. Изображение основных элементов росписи на конструкции изделия гуашью (роспись).

3.7. «Золотая Хохлома».

Теория: Хохломской промысел. Основные элементы и цвета росписи.

Практика: Овладение техникой росписи. Изображение основных элементов росписи на конструкции посуды гуашью (роспись).

3.8. «Русская  красавица Полхов-Майдана».  

Теория: Полхов-Майданский промысел. Основные элементы и цвета росписи.

Практика: Овладение техникой росписи. Изображение основных элементов росписи на конструкции матрёшки гуашью (роспись).

3.9. «Русская  красавица Загорска».

Теория: Загорский промысел. Основные элементы и цвета росписи.

Практика: Овладение техникой росписи. Изображение основных элементов росписи на конструкции матрёшки гуашью (роспись).

3.10. «Русская красавица Семёнова».  

Теория: Семёновский промысел. Основные элементы и цвета росписи.

Практика: Овладение техникой росписи. Изображение основных элементов росписи на конструкции матрёшки гуашью (роспись).

3.11. «Жостовское чудо».

Теория: Жостовский промысел. Основные элементы и цвета росписи.

Практика: Овладение техникой росписи. Изображение основных элементов росписи на конструкции подноса гуашью (роспись).

Раздел 4:  «Красота  русского  человека».

4.1. Все   народы   воспевают   мудрость  старости.

Теория: Графика. Портрет. Пропорции фигуры и лица. Особенности внешнего вида пожилого человека.

Практика: Освоение навыков в создании портрета пожилого человека с передачей особенностей внешнего вида. Создание художественного образа пожилого человека (графика).

4.2. Все   народы   воспевают   материнство.

Теория: Графика. Портрет. Пропорции фигуры и лица. Особенности внешнего вида женщины.

Практика: Освоение навыков в создании портрета женщины с передачей особенностей внешнего вида. Создание художественного образа женщины (графика).

4.3. Все  народы  воспевают   отцовство.

Теория: Графика. Портрет. Пропорции фигуры и лица. Особенности внешнего вида мужчины.

Практика: Освоение навыков в создании портрета мужчины с передачей особенностей внешнего вида. Создание художественного образа мужчины (графика).

4.4. Все  народы  скорбят  о  погибших  бойцах  и  воспевают  их подвиг (мозаичная аппликация). 

Теория: Мозаика. Аппликация из бумаги.

Практика: Освоение навыков в создании батального сюжета в технике мозаика. Выполнение мозаичной аппликации с батальным сюжетом.

4.5. Все  народы  видят  красоту природы

Теория: Пейзаж. Компьютерная программа Paint.

Практика: Освоение навыков в создании пейзажа в компьютерной программе Paint. Изображение пейзажа в компьютерной программе Paint (компьютерный рисунок).

4.6. Итоговая аттестация.

Практика: Выбор правильного ответа в тестовых заданиях. Выполнение теста.

4.7. Обобщение по темам учебного года. Выставка.

Теория: «Гармония  жилья  с  природой. Истоки  народного  искусства. Игрушечных  дел  мастер. Красота  русского  человека».

1.4.Планируемые результаты        

  К концу учебного года обучения дети будут знать:

- о пластических искусствах: изобразительных, конструктивных, декоративно-прикладных; роли пластических искусств в жизни человека и общества;

- об истории возникновения народных промыслов на Руси;

  К концу учебного года обучения дети будут уметь:

- владеть образным языком изобразительного, конструктивного и декоративно - прикладного искусства; художественной грамотой в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства; культурой народов многонациональной России и других стран;

- работать разными художественными материалами;

- творчески подходить к выполнению художественно-творческой задачи.

Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график  

Год

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

04.09.19.-20.05.20.

04.09.-10.09.

11.09-17.09.

18.09.-24.09.

25.09.-01.10.

02.10.-08.10.

09.10.-15.10.

16.10.-22.10.

23.10.-29.10.

30.10.-05.11

06.11.-12.11.

13.11.-19.11.

20.11.-26.11.

27.11.-03.12.

04.12.-10.12.

11.12.-17.12.

18.12.-24.12.

25.12.-29.12

15.01.-21.01.

22.01.-28.01.

29.01.-04.02.

05.02.-11.02.

12.02.-18.02.

19.02.-25.02.

26.02.-04.03.

05.03.-11.03.

12.03.-18.03.

19.03.-25.03.

26.03.-01.04.

01.04.-07.04.

08.04.-14.04.

15.04.-21.04.

22.04.-28.04.

29.04.-05.05.

06.05.-12.05.

13.05.-19.05.

20.05.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

2.2 Условия реализации программы

Для реализации данной программы необходима следующая материальная база.

Оборудование классной комнаты:

– столы;

– стулья;

– доска настенная.

Инструменты и приспособления:

– альбомы;

– краски;

– палитра;

– цветная бумага;

– ножницы;

– карандаши и т.д.

Информационное обеспечение:

DVD-фильмы:

— памятники архитектуры;

— художественные музеи;

— виды изобразительного искусства;

— творчество отдельных художников;

— народные промыслы;

— декоративно-прикладное искусство;

Презентации на СD или DVD-дисках:

— по видам изобразительных (пластических) искусств;

— по жанрам изобразительных искусств;

— по стилям и направлениям в искусстве;

— по народным промыслам;

— по декоративно-прикладному искусству;

— по творчеству художников.  

2.3 Формы аттестации

– беседа;

– викторина;  

– игра;

 тестирование.

 Формы  отслеживания  и  фиксации образовательных результатов:

– готовая работа;

– готовое изделие;

– журнал посещаемости.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

– готовая работа;

– готовое изделие;

 выставка.

2.4 Оценочные материалы

1. Разработаны критерии к устному оцениванию творческих работ обучающихся:

- самостоятельность;

- чувство композиции;

- умение передавать форму, размер, пропорции, цветосветовые отношения;

- аккуратность и т.д.

2. Результативность усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  

программы отслеживается путем проведения итогового тестирования.

  Итоговое тестирование состоит из двух частей, которые различаются по форме и количеству заданий, уровню сложности. Общее число заданий – 10.

  Часть 1 содержит 7 заданий базового уровня сложности.

а) задания с одним выбором правильного ответа (из нескольких предложенных ответов);

b) задания с несколькими выборами ответа;

c) задания с группировкой частей по смыслу;

d) задания на установление соответствия.

  Часть 2 содержит 3 задания повышенной сложности с кратким и свободно конструированным ответом, установление соответствия с несколькими вариантами ответа. Ориентированы на выявление уровня овладения определенной группой универсальных учебных действий.

  Система оценивания итогового теста.

  Проверка выполнения заданий проводится на основе специально разработанной системы критериев.

  В заданиях с выбором ответа из предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если обучающийся выбирает неверные ответы, то задание считается невыполненным.

  В заданиях со смысловой группировкой учащийся должен сгруппировать части по смыслу для образования верных высказываний.

  В заданиях на установление соответствий учащийся должен установить и записать верные соответствия между художественным произведением и тем, что в нем изображается.

  В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ.

  В заданиях творческого характера ученик должен высказать свою мысль о художественном произведении, привести примеры, использовать терминологию.

  Максимальное количество баллов за выполнение всей работы – 40.

2.5. Методические материалы

Методы обучения.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (беседа, объяснение, рассказ, анализ репродукции картины/изделия);

- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, демонстрация приёмов исполнения, работа по образцу);

- практический (процесс практического выполнения изделия, тренировочные упражнения).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

1. Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию).

2. Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).

3. Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске вариантов  выполнения задания, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы) и др.

Методы воспитания:

- методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, пример;

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;

- методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).

Основными формами проведения занятий являются:

- по количеству детей, участвующих в занятии, –  коллективная, групповая, индивидуальная;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – практикум, выставка;

- по дидактической цели  –  вводное занятие, практическое занятие, комбинированные формы занятий.

Педагогические технологии

На занятиях объединения используются следующие современные педагогические технологии:

- индивидуализации обучения;

- группового  обучения;

- коллективного взаимообучения;

- дифференцированного обучения;

- разноуровневого обучения;

- развивающего обучения;

- проблемного обучения;

- программированного обучения;  

- игровой  деятельности;

- коммуникативного обучения;

- коллективной  творческой деятельности;

- решения изобретательских задач;

- здоровьесберегающая технология.

Алгоритм  учебного  занятия

Занятия строятся по следующему алгоритму.

1 этап: организационный.  

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.  

2 этап: проверочный.  

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если  было), диагностика усвоения, выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной  деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.

4 этап: основной.  

В качестве основного этапа выступают следующие:

1)  Усвоение новых знаний и способов действий.  

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.  

Содержание этапа: при усвоении новых знаний используются задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2)  Первичная проверка понимания.  

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция.  

Содержание этапа: применяются пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или их обоснованием.

3)  Закрепление знаний и способов действий.  

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.  

Содержание этапа: применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

4)  Обобщение и систематизация знаний.  

Задача: формирование целостного представления знаний по теме.  

Содержание этапа: распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

5 этап: контрольный.  

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Содержание этапа:  используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).  

6 этап: итоговый.  

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: сообщаются  ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощрение ребят за учебную работу.  

7 этап: рефлексивный.  

Задача: мобилизация детей на самооценку.  

Содержание этапа: оценивается работоспособность, психологическое состояние,

результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

8 этап: информационный

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Содержание этапа: информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.  

Типы занятий:

- занятие изучения нового материала;

- занятие применения и совершенствования знаний;

- занятие обобщения и систематизации знаний;

- комбинированные занятия;

- контрольные занятия.

Дидактические материалы

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-наглядные пособия        

Энциклопедии по искусству, справочные издания        

Книги о художниках, архитекторах и художественных музеях        

Словарь искусствоведческих терминов        

2. Печатные пособия        

Портреты русских и зарубежных художников        

Таблица по цветоведению

Таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству                

Дидактический раздаточный материал: схемы по правилам рисования человека,         

по художественной грамоте

3. Экранно-звуковые пособия

DVD-фильмы:

— памятники архитектуры;

— художественные музеи;

— виды изобразительного искусства;

— творчество отдельных художников;

— народные промыслы;

— декоративно-прикладное искусство;

Презентации на СD или DVD-дисках:

— по видам изобразительных (пластических) искусств;

— по жанрам изобразительных искусств;

— по стилям и направлениям в искусстве;

— по народным промыслам;

— по декоративно-прикладному искусству;

— по творчеству художников        

4. Учебно-практическое оборудование        

Краски акварельные        

Краски гуашевые        

Тушь        

Перья для перьевых ручек        

Бумага А4        

Бумага цветная        

Фломастеры        

Кисти беличьи

Емкости для воды        

Стеки        

Пластилин        

Клей        

Ножницы        

5. Модели и натурный фонд        

Муляжи фруктов

Керамические изделия (вазы, заварной чайник)        

Предметы быта (поднос)

2.6 Список литературы

Список литературы для учащихся

1. Андреева  М.А., Антонова А., Дмитриева О.Д. Рассказы о трёх искусствах. /

    Ленинград: «Детская  литература», 1975.    

2. Артёмов В. Художники и архитекторы. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 48 с.: ил.

3. Библия в гравюрах Гюстава Доре с библейскими текстами по синодальному переводу.

    – М.: Российское библейское общество, 2002.

4. Бугров Ю. Мухтолово: от А до Я. / г.Курск, МУ «Издательский  центр  «ЮМЭКС»,

    2002 г.

5. Древний мир: путеводитель для любознательных. – Ростов н/Дону: Феникс, 2013. – 31,

    [1] с.: ил.

6. Евстратова Е.Н. Шедевры русских художников. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 304

    с.: ил. – (Сокровища живописи).

7. Каменева Е.О. Какого  цвета  радуга. / М.: «Детская  литература», 1975.  

8. Костюк К. Великие художники. Рафаэль. / М.: «Директ-Медиа», 2009.  

9.  Краткая биография художников, иллюстрирующих сказки и книги для детей. / сост.

    Л.Б.Дерягина. – (Оснащение педагогического процесса в ДОУ; Картотека портретов

    художников; Вып.31). – СПб.: ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС» , 2016.

10.Морозова О.В. Шедевры европейских художников. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. –

     304 с.: ил. – (Сокровища живописи).

11.Некрасова.М.А. Народные мастера. / М.: Изобразительное искусство, 1985. – 296 с.

12.Платонова Н.И. Искусство: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. –  

     143 с.: ил.

13.Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт 11-  17 вв. (1

     часть) / Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.

14.Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт 18-19 вв. (2

     часть) / Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.

15.Свиридова О.В. Изобразительное искусство. Предметная неделя в школе. –

     Волгоград: Учитель, 2007.

16.Справочник школьника. История мировой культуры/ Сост. Ф.С.Капица, Т.М.Колядич.

      – М.: Филологическое общество «Слово», Центр гуманитарных наук при факультете

      журналистики МГУ им.М.в.Ломоносова, ТКО «АСТ», 1996. – 610 с.

17.Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. – М. «Детская литература», 1984.

18.Учимся рисовать./Курбатова Н.в. – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ООО

     «Издательство АСТ», 2002. – 160 с.

19.Чеченев К. Герои русской истории. / г.Москва: Белый город, 2006 г.

20.Чеченев К. Города России. / г.Москва: Белый город, 2005 г.

Интернет – ресурсы:

1.   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».  Содержание   

      prosv.ru ›ebooks/Goryaeva_prikladnoe_isskustvo/

2.   Полные и краткие биографии великих русских композиторов.... В мемори

      http://All-Biography.ru/category/composers

3.   Музеи мира : Архив учебных программ - презентации, уроки, тесты...

      rusedu.ru›detail_7821.html

4.   Рисование на компьютере. Программа для рисования на  

      компьютере Paint – это …

      neumeka.ru›Рисование в Paint

5.   Художники 18 века в Русском изобразительном искусстве....В мемори

      http://www.art-portrets.ru/history_portrait.html

6.   ... шедевров живописи XIV-XXI веков. Картины и биографии... В мемори 

      http://smallbay.narod.ru/grafica.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство XXI века в рамках школьной программы по изобразительному искусству

Материал может быть использован учителями ИЗО для подготовки к урокам по программе Б.М. Неменского....

Помните! Через века, через года!

Мероприятие повящено годовщине победы в Великой Отечественной войне....

Классный час" Помните, через года, через века ..."

Мероприятие посвящено Дню победы в Великой Отечественной войне.Звучат стихи и музыка известных советских поэтов и композиторов  о войне.Содержится информация о Набережных Челнах в годы войны....

Очерк для газеты. "Помните! Через века, через года"

Очерк для газеты написан ученицей 10 класса Павловой Наталией в 2011 г. Он посвящен митингу Памяти 22 июня. Он проходил у памятника погибшим в годы Великой  Отечественной войны ватутинцам в 3 ч 3...

исследовательская работа на тему "Через года, через века - помните"

Исследовательская работа, которую мы готовили на научно-практическую конференцию "Юные исследователи Забайкалья". Работа посвящена участнику Сталинградской битвы - Лумпову Василию Алексеевичу....

Презентация Помните! Через века, через года – помните!

Данная презентация может быть использована для классного часа о ВОв или на уроках литературы при изучении произведений о Великой Отечественной войне....

"Через столетья, через века Вашей профессии быть на века!"

Сценарий праздничного мероприятия посвященного дню Учителя...