рабочая программа по изо 5 в
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Павловский Посад Московской области
"Утверждаю"
Директор МКОУ школы-интерната
_____________Гришина М.Б.
«30» августа 2019 г.
Рабочая программа по учебному предмету
«Изобразительная деятельность»
5в класс
Составила: Бакланова Надежда Викторовна
учитель первой квалификационной категории
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната для обучающихся с ОВЗ, «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 5-9 классы (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.), «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната для обучающихся с ОВЗ городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.
Изобразительное искусство - вид человеческой деятельности, которая осуществляется в процессе эстетического познания окружающей действительности, эмоционального переживания при восприятии и изображении воспринятого. Накопленный в процессе занятий изобразительным искусством (в разных его видах: графике, живописи и др.) зрительно-двигательный опыт представлений составляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие положительные
личностные качества человека.
Цели:
1. Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества способных принять активное участие в различных отраслях жизни страны.
2. Эстетически воспитывать детей.
3. Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность.
4. Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека.
5. Дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка.
6. Развить творческие способности учащихся.
Задачи:
- помочь детям познавать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность.
- показать учащимся, какое обширное поле деятельности открывается перед человеком, овладевшим основами реалистического рисунка.
- овладение элементарными основами реалистического рисунка, приемами и навыками рисования.
- овладение обучающимися в практической деятельности элементами художественно-изобразительной грамоты и средствами выразительности в области рисунка, живописи, композиции, в декоративно-прикладном искусстве; на основе этого развитие у детей возможности творческой художественно-изобразительной деятельности через формирование структурных и операциональных компонентов процесса воображения;
- воспитание эстетических чувств, понимания красоты окружающей действительности в процессе восприятия конкретных предметов быта, форм растительного и животного мира, человека и др., их изображения с натуры, по памяти, по воображению; при стилизации форм в декоративно-прикладной художественной деятельности; при рассматривании произведений искусства;
- развитие у обучающихся интереса к занятиям изобразительным искусством, сохранение его при использовании разных видов изобразительной деятельности и форм работы, художественных материалов и техник работы; при отборе содержания учебного материала в соответствии с возрастными интересами учащихся и их возможностями в изобразительной деятельности; при создании доброжелательной и творческой обстановки в классе во время работы и объединении учащихся общими социально значимыми задачами изобразительной деятельности;
- знакомство детей с произведениями искусства, созданными художниками, скульпторами, мастерами народного декоративно-прикладного искусства, и обучение обучающихся приёмам рассматривания, умению устанавливать смысловые связи, рассказывать содержание картины, книжной иллюстрации,
высказывать свое отношение к увиденному;
- воспитание у учащихся умения работать коллективно на каждом этапе в цепи заданий для получения результата общей деятельности. Среди наиболее важных задач, при решении которых в процессе изобразительной деятельности осуществляется коррекция развития детей с нарушением интеллекта, следует выделить:
- развитие мыслительных операций (умение анализировать, выделять важные свойства объектов, сравнивать их; соединять части в целое в соответствии с конструкцией объектов - умение осуществлять операцию синтеза; умение обобщать на основе сходства и различий признаков и др.);
- развитие зрительно-двигательной памяти, восприятия пространственного расположения предметов;
- совершенствование мелкой и крупной моторики руки;
- развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность и функцию общения;
- обучение работе по инструкции учителя и самостоятельно, планированию своей деятельности;
- формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности адекватно;
- развитие умения отражать в рисунке, лепке, аппликации собственный эмоциональный, игровой, социальный и бытовой опыт, опыт межличностных отношений.
Рабочие программы для обучающихся 5-6 классов по изобразительной деятельности составлены с учетом особенностей интеллектуального и физического развития ребенка, развития его эмоционально-волевой сферы, своеобразия формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей, а также исходя из накопленного (как положительного, так и отрицательного) опыта обучения этому предмету детей с нарушениями интеллекта. Принципиальными положениями концепции обучения изобразительному искусству детей с умственной недостаточностью являются:
• развитие у обучающихся эстетического познания и образного отражения объектов и явлений действительности, воспитание нравственного отношения к окружающему миру, людям, самому себе;
• развитие творческой изобразительной деятельности через формирование компонентов деятельности воображения (зрительного опыта в форме достаточно полных, точных и отчетливых образов-представлений и механизмов процесса воображения). Для достижения этой цели используется расчлененное поэтапное обучение элементам художественной грамоты с привлечением образцов художественно-изобразительного искусства великих мастеров при широком использовании разных видов работ, с привлечением разнообразных художественных материалов и технических средств при создании адекватных педагогических условий;
• приобщение обучающихся к творческому социально значимому труду, умению работать коллективно;
• использование изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития детей с умственной недостаточностью на всех этапах обучения в школе;
• дифференцированный подход к обучению детей (с учетом их возможностей в связи с глубиной и тяжестью дефекта).
Подбираемый к занятиям материал для демонстрации должен быть доступен учащимся для понимания, отвечать их интересам. Поэтому рекомендуемые в программе для бесед произведения искусства можно заменять другими, более доступными по содержанию, если предложенные в перечне произведения трудны для восприятия.
На уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа над развитием речи учащихся, формируются навыки речевого общения. Предложенный в программе речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз закрепляется в условиях изобразительной деятельности и бесед по изобразительному искусству на протяжении всего обучения.
Содержание программного материала для каждого класса завершается перечнем основных требований к полученным знаниям и умениям учащихся к концу учебного года. С учетом разных индивидуальных возможностей умственно отсталых детей в учебной деятельности предъявляемые требования к их достижениям в изобразительном искусстве имеют различия
и обозначаются двумя уровнями.
1-й уровень: определен объем знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся с легкой степенью интеллектуального нарушения.
2-й уровень: для детей с большими трудностями в обучении (детей со сложным дефектом развития) предъявляемые требования снижены в плане самостоятельности их актуализации.
Так, если учащиеся не могут полностью овладеть некоторыми умениями, им оказывается соответствующая помощь учителя (дополнительные вопросы, показ способа изображения, использование метода допрессовывания); для некоторых учащихся возможна поэтапная демонстрация действий учителем с последующим повторением каждого действия учащимся.
Поэтапная помощь учителя при актуализации знаний и умений учащимися представлена в программе в виде условных обозначений (2-й уровень):
- обозначены те знания и умения, которые учащиеся способны использовать (актуализировать) с помощью наводящих вопросов учителя, применения наглядности;
- обозначены те умения, которые учащиеся способны осуществить после дополнительного индивидуального показа способа изображения, с использованием метода допрессовывания начатого учителем изображения;
- обозначены изобразительные умения учащихся, которые актуализируются в совместной деятельности с учителем, при которой учитель поэтапно демонстрирует способ наблюдения и изображения, а ученик его повторяет.
Содержание учебного предмета:
Программа рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю).
1 четверть –8 ч.
2 четверть –8 ч.
3 четверть – 10 ч.
4 четверть –8 ч.
Итого - 34 ч.
Планируемые результаты освоения предмета «изобразительная деятельность» в 5в классе
Обучающиеся должны знать:
• речевой материал 1-4 класса;
• тёплые и холодные цвета, называть их;
• способы построения узора в квадрате, круге, прямоугольниках;
• фамилии некоторых художников, прославившихся в определённых видах искусства;
• способы передачи глубины пространства (загораживание, уменьшение величины удаленных от наблюдателя предметов).
Обучающиеся должны уметь:
• изображать с натуры и по памяти предметы простой, слабо расчлененной формы, несложной конструкции;
• планировать изобразительную деятельность в процессе работы над аппликацией, рисунком;
• использовать величинный контраст в лепке и рисунке; светлостный контраст - при изображении фона в узоре, натюрморте, неба в сюжетном рисунке;
• сравнивать части в целой конструкции по величине;
• рисовать круг в условиях перспективы;
• использовать тень для передачи объемности предмета;
• рисовать узор, сочетая его с формой украшаемого предмета (узор на округлой форме и призматической форме предметов);
• изображать фон в рисунке гуашью способом тонирования кистью;
• получать и использовать в живописной работе смешанные краски, оттенки цветов (голубой, розовый и др.);
• работать акварелью «По-мокрому» и по сухой бумаге.
Учащиеся должны иметь представление:
• о видах изобразительного искусства, о работе художников-живописцев, скульпторов, графиков, народных художников-прикладников; знать фамилии некоторых художников, прославившихся в определенных видах искусства.
Календарно-тематическое планирование уроков по изобразительному искусству в 5в классе
№ | Тема | Кол- во часов | Дата проведения | |
по плану | По факту | |||
1 | Вводное занятие. (Осенний лес) | 1 | 02.09 | |
2 | Лепка. «Мальчик с пальчик» | 1 | 09.09 | |
3 | Лепка. Кувшин. | 1 | 16.09 | |
4 | Лепка. Самолёт. | 1 | 23.09 | |
5 | Рисунок на тему: «День учителя» | 1 | 30.09 | |
6 | Аппликация. Кувшины разной формы | 1 | 07.10 | |
7 | Аппликация. Кофейник, чашка, яблоко | 1 | 14.10 | |
8 | Аппликация. Дома в городе | 1 | 21.10 | |
9 | Орнамент из геометрический фигур (карандаши) | 1 | 04.11 | |
10 | Рисунки по клеточкам (карандаш) | 1 | 11.11 | |
11 | Рисунок по образцу. Аквариум. (белила) | 1 | 18.11 | |
12 | Рисунок на тему : «Моя мама» | 1 | 25.11 | |
13 | Беседа. Декаративно-прикладное искусство. Гжель (элементы росписи) | 1 | 02.12 | |
14 | Рисунок с натуры. Куб(карандаш) | 1 | 09.12 | |
15 | Рисунок по образцу. Ветка ели с игрушкой (акварель) | 1 | 16.12 | |
16 | Дорисуй рисунок (симметрия) (карандаш) | 1 | 23.12 | |
17 | Рисунок по образцу. Листок (карандаши) | 1 | 13.01 | |
18 | Рисунок по образцу. Цветок (карандаши) | 1 | 20.01 | |
19 | Орнамент из растительных элементов (карандаши) | 1 | 27.01 | |
20 | Беседа. ДПИ Хохлома (элементы росписи) | 1 | 03.02 | |
21 | Рисуем цветик-семицветик (цветовой круг, акварель) | 1 | 10.02 | |
22 | Рисуем контрастными цветами (силуэт, тушь) | 1 | 17.02 | |
23 | Рисунок по образцу. Дерево. (карандаши, акварель ) | 1 | 24.02 | |
24 | Рисунок по образцу. Ветка мимозы (акварель) | 1 | 02.03 | |
25 | Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (карандаши) | 1 | 09.03 | |
26 | Иллюстрация к сказке «Колобок» (медведь) | 1 | 16.03 | |
27 | Рисунок с натуры. Конус (карандаш) | 1 | 30.03 | |
28 | Беседа ДПИ Матрёшка (карандаши) | 1 | 06.04 | |
29 | Рисунок на тему: «Космос» (акварель) | 1 | 13.04 | |
30 | ДПИ Роспись яиц (карандаши) | 1 | 20.04 | |
31 | Беседа. ДПИ Дымковская игрушка (элементы росписи) | 1 | 27.04 | |
32 | Рисунок на тему: «День победы» (акварель) | 1 | 04.05 | |
33 | Рисунок на тему: «Салют к дню Победы» (акварель) | 1 | 11.05 | |
34 | Рисунок на тему: «Пусть всегда будет солнце» (акварель, карандаши) | 1 | 18.05 |
Итого : 34 часов
Учебно-методическое обеспечение
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы : И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. - М.: Просвещение, 2014 год.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Пейзаж. Страницы истории / авт.-сост. К. Б. Богемская. — М., 2014.
- Башилов Я. А. Ребенок-художник / А. Я. Башилов. — М., 2014.
- Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты / Э. М. Белютин. — М., 2015.
- Гросул Н. В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве Искусство в школе. — 2011. — № 3.
- Лихачев Д. С. Земля родная / Д. С. Лихачев. — М., 2012.
- Максимов, А.М. Соловьев.– М.: Изобразительное искусство, 1989, - Вып 3. – 200с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...