рабочая программа
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Павловский Посад Московской области
"Утверждаю"
Директор МКОУ школы-интерната
_____________Гришина М.Б.
«30» августа 2019 г.
Рабочая программа по учебному предмету
«Изобразительная деятельность»
6в класс
Составила: Бакланова Надежда Викторовна
учитель первой квалификационной категории
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.Бгажноковой, «О рабочих программах по учебному предмету педагога муниципального казенного общеобразовательного учреждения школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Изобразительное искусство - вид человеческой деятельности, которая осуществляется в процессе эстетического познания окружающей действительности, эмоционального переживания при восприятии и изображении воспринятого. Накопленный в процессе занятий изобразительным искусством (в разных его видах: графике, живописи и др.) зрительно-двигательный опыт представлений составляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие положительные личностные качества человека.
Цели:
1. Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества способных принять активное участие в различных отраслях жизни страны.
2. Эстетически воспитывать детей.
3. Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность.
4. Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека.
5. Дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка.
6. Развить творческие способности учащихся.
Задачи:
- помочь детям познавать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность.
- показать учащимся, какое обширное поле деятельности открывается перед человеком, овладевшим основами реалистического рисунка.
- овладение элементарными основами реалистического рисунка, приемами и навыками рисования.
- овладение обучающимися в практической деятельности элементами художественно-изобразительной грамоты и средствами выразительности в области рисунка, живописи, композиции, в декоративно-прикладном искусстве; на основе этого развитие у детей возможности творческой художественно-изобразительной деятельности через формирование структурных и операциональных компонентов процесса воображения;
- воспитание эстетических чувств, понимания красоты окружающей действительности в процессе восприятия конкретных предметов быта, форм растительного и животного мира, человека и др., их изображения с натуры, по памяти, по воображению; при стилизации форм в декоративно-прикладной художественной деятельности; при рассматривании произведений искусства;
- развитие у обучающихся интереса к занятиям изобразительным искусством, сохранение его при использовании разных видов изобразительной деятельности и форм работы, художественных материалов и техник работы; при отборе содержания учебного материала в соответствии с возрастными интересами учащихся и их возможностями в изобразительной деятельности; при создании доброжелательной и творческой обстановки в классе во время работы и объединении учащихся общими социально значимыми задачами изобразительной деятельности;
- знакомство детей с произведениями искусства, созданными художниками, скульпторами, мастерами народного декоративно-прикладного искусства, и обучение обучающихся приёмам рассматривания, умению устанавливать смысловые связи, рассказывать содержание картины, книжной иллюстрации,
высказывать свое отношение к увиденному;
- воспитание у учащихся умения работать коллективно на каждом этапе в цепи заданий для получения результата общей деятельности. Среди наиболее важных задач, при решении которых в процессе изобразительной деятельности осуществляется коррекция развития детей с нарушением интеллекта, следует выделить:
- развитие мыслительных операций (умение анализировать, выделять важные свойства объектов, сравнивать их; соединять части в целое в соответствии с конструкцией объектов - умение осуществлять операцию синтеза; умение обобщать на основе сходства и различий признаков и др.);
- развитие зрительно-двигательной памяти, восприятия пространственного расположения предметов;
- совершенствование мелкой и крупной моторики руки;
- развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность и функцию общения;
- обучение работе по инструкции учителя и самостоятельно, планированию своей деятельности;
- формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности адекватно;
- развитие умения отражать в рисунке, лепке, аппликации собственный эмоциональный, игровой, социальный и бытовой опыт, опыт межличностных отношений.
Рабочие программы для обучающихся 5-6 классов по изобразительной деятельности составлены с учетом особенностей интеллектуального и физического развития ребенка, развития его эмоционально-волевой сферы, своеобразия формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей, а также исходя из накопленного (как положительного, так и отрицательного) опыта обучения этому предмету детей с нарушениями интеллекта. Принципиальными положениями концепции обучения изобразительному искусству детей с умственной недостаточностью являются:
• развитие у обучающихся эстетического познания и образного отражения объектов и явлений действительности, воспитание нравственного отношения к окружающему миру, людям, самому себе;
• развитие творческой изобразительной деятельности через формирование компонентов деятельности воображения (зрительного опыта в форме достаточно полных, точных и отчетливых образов-представлений и механизмов процесса воображения). Для достижения этой цели используется расчлененное поэтапное обучение элементам художественной грамоты с привлечением образцов художественно-изобразительного искусства великих мастеров при широком использовании разных видов работ, с привлечением разнообразных художественных материалов и технических средств при создании адекватных педагогических условий;
• приобщение обучающихся к творческому социально значимому труду, умению работать коллективно;
• использование изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития детей с умственной недостаточностью на всех этапах обучения в школе;
• дифференцированный подход к обучению детей (с учетом их возможностей в связи с глубиной и тяжестью дефекта).
Подбираемый к занятиям материал для демонстрации должен быть доступен учащимся для понимания, отвечать их интересам. Поэтому рекомендуемые в программе для бесед произведения искусства можно заменять другими, более доступными по содержанию, если предложенные в перечне произведения трудны для восприятия.
На уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа над развитием речи учащихся, формируются навыки речевого общения. Предложенный в программе речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз закрепляется в условиях изобразительной деятельности и бесед по изобразительному искусству на протяжении всего обучения.
Содержание программного материала для каждого класса завершается перечнем основных требований к полученным знаниям и умениям учащихся к концу учебного года. С учетом разных индивидуальных возможностей умственно отсталых детей в учебной деятельности предъявляемые требования к их достижениям в изобразительном искусстве имеют различия
и обозначаются двумя уровнями.
1-й уровень: определен объем знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся с легкой степенью интеллектуального нарушения.
2-й уровень: для детей с большими трудностями в обучении (детей со сложным дефектом развития) предъявляемые требования снижены в плане самостоятельности их актуализации.
Так, если учащиеся не могут полностью овладеть некоторыми умениями, им оказывается соответствующая помощь учителя (дополнительные вопросы, показ способа изображения, использование метода допрессовывания); для некоторых учащихся возможна поэтапная демонстрация действий учителем с последующим повторением каждого действия учащимся.
Поэтапная помощь учителя при актуализации знаний и умений учащимися представлена в программе в виде условных обозначений (2-й уровень):
- обозначены те знания и умения, которые учащиеся способны использовать (актуализировать) с помощью наводящих вопросов учителя, применения наглядности;
- обозначены те умения, которые учащиеся способны осуществить после дополнительного индивидуального показа способа изображения, с использованием метода допрессовывания начатого учителем изображения;
- обозначены изобразительные умения учащихся, которые актуализируются в совместной деятельности с учителем, при которой учитель поэтапно демонстрирует способ наблюдения и изображения, а ученик его повторяет.
Содержание учебного предмета:
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
1 четверть –8ч.
2 четверть –7ч.
3 четверть – 11 ч.
4 четверть –8ч.
Итого - 34 ч.
Планируемые результаты освоения предмета «изобразительная деятельность» в 6в классе
Обучающиеся должны знать:
• приемы работы красками «по-мокрому» и по сухой бумаге;
• приемы замутнения цвета черным и белым;
• о существовании цветов радостных и мрачных; о соответствии определенной цветовой гаммы настроению человека, состоянию природы и т. п.;
• некоторые самые выдающиеся памятники архитектуры в Москве, родном городе;
• называние крупнейших музеев в Москве, родном городе;
• речевой материал 1-6 класса.
Обучающиеся должны уметь:
• изображать геометрические тела и объемные предметы комбинированной формы;
• использовать вспомогательные линии при изображении предмета;
• подбирать соответствующие цвета к изображаемым предметам;
• передавать объемность формы способом светотени;
• передавать объем предметов цилиндрической и усеченной конической формы, используя перспективное сокращение (круга);
• получать и использовать смешанные цвета и некоторые оттенки цвета;
• различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение;
• рассказывать, что изображено на картине, чем она понравилась;
• планировать свою деятельность в лепке, в работе над аппликацией, при изображении с натуры, в декоративной работе, рисовании на тему;
• рисовать человека, дерево, дом в сюжетной композиции;
• составлять узоры, соблюдая ритм.
Календарно-тематическое планирование уроков по изобразительному искусству в 6в классе
№ | Тема | Кол- во часов | Дата проведения | |
по плану | По факту | |||
1 | Лепка. Геометрические тела. | 1 | 06.09 | |
2 | Лепка. Сказочный город. | 1 | 13.09 | |
3 | Аппликация. Город царя Салтана. | 1 | 20.09 | |
4 | Аппликация. Берегите лес. | 1 | 27.09 | |
5 | Рисунок на тему: «День учителя» | 1 | 04.10 | |
6 | Рисунок с натуры. Кастрюля, лук (карандаш) | 1 | 11.10 | |
7 | Рисунок по представлению. Золотая осень (акварель) | 1 | 18.10 | |
8 | Иллюстрация сказки «Маша и медведь» (акварель) | 1 | 23.10 | |
9 | Беседа. ДПИ Полхов – Майдан (элементы росписи) | 1 | 08.11 | |
10 | Рисование шрифта по клеточкам (карандаш) | 1 | 15.11 | |
11 | Рисунок с натуры. Сахарница, чашка (карандаш) | 1 | 22.11 | |
12 | Рисуем буквицы (книжная графика) | 1 | 29.11 | |
13 | Рисуем новогодние маски (гуашь) | 1 | 06.12 | |
14 | Рисунок по представлению. Зимний пейзаж (акварель) | 1 | 13.12 | |
15 | Беседа. ДПИ Резьба по дереву, литьё (орнамент) | 1 | 20.12 | |
16 | Иллюстрация сказки «Гуси – лебеди» (Дом Бабы-Яги) (карандаш) | 1 | 10.01 | |
17 | Рисунок с натуры. Ваза, конфетница (карандаш) | 1 | 17.01 | |
18 | Рисунок по представлению. Зима (тушь) | 1 | 24.01 | |
19 | Беседа. Сюжетная живопись | 1 | 31.01 | |
20 | Рисунок на тему: «День Защитника Отечества» (эскиз плаката) | 1 | 07.02 | |
21 | Беседа. ДПИ Жостово (элементы росписи) | 1 | 14.02 | |
22 | Рисунок на тему: «Птицы – наши друзья» (акварель) | 1 | 21.02 | |
23 | Рисунок на тему: «Домашние и дикие животные» (карандаш) | 1 | 28.02 | |
24 | Беседа. ДПИ Городецкая роспись (элементы росписи) | 1 | 06.03 | |
25, 26 | Роспись по дереву на уроках труда | 2 | 13.03 20.03 | |
27 | Симметричные рисунки (бабочка, стрекоза, жук) | 1 | 03.04 | |
28, 29 | Рисунок на тему: «День Победы» (акварель) | 2 | 10.04 17.04 | |
30 | Беседа. Жанры живописи | 1 | 24.04 | |
31 | Рисунок с натуры кастрюля (карандаш) | 1 | 01.05 | |
32 | ДПИ Павлово-Посадский платок (фрагмент) | 1 | 08.05 | |
33 | ДПИ Павлово-Посадский платок (фрагмент) | 1 | 15.05 | |
34 | Рисунок по представлению. «Скоро лето» | 1 | 22.05 |
Итого : 34 часа
Учебно-методическое обеспечение
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы : И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. - М.: Просвещение, 2014 год.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Пейзаж. Страницы истории / авт.-сост. К. Б. Богемская. — М., 2014.
3. Башилов Я. А. Ребенок-художник / А. Я. Башилов. — М., 2014.
4. Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты / Э. М. Белютин. — М., 2013.
5. Гросул Н. В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве Искусство в школе. — 1993. — № 3.
6. Лихачев Д. С. Земля родная / Д. С. Лихачев. — М., 2013.
7. Максимов, А.М. Соловьев.– М.: Изобразительное искусство, 2011, - Вып 3. – 200с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...