Искусство витража
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Изобразительное искусство |
Тема урока | Искусство витража |
Класс | 5 |
Применяемые в ходе урока технологии | Интерактивная имитационная технология |
Цель урока | Познакомить учащихся с искусством витража |
Задачи урока | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Оснащение урока | Оборудование: презентация «Витражи», мультимедийный проектор, компьютер, жёлтый кружок –заготовка по числу учащихся в классе. Материалы и инструменты: картон, нож, клей, цветная пленка или цветная бумага. |
Используемая литература |
|
Предварительный этап урока | Подготовка группой учащихся: выразительного чтения отрывка из произведения В.Гюго «Собор Парижской богоматери» (описание витражей); сообщения о технологии изготовления современных витражей; информации о сущности и функциях витража. Вся информация готовится под строгим контролем учителя!!! |
СТРУКТУРА УРОКА
- Организационный этап.
- Погружение в тему урока.
- Этап усвоения новых знаний.
- Сопоставление и промежуточное закрепление полученных знаний.
- Практический этап (изготовление витража).
- Рефлексия. Закрепление полученных знаний.
- Самооценка деятельности на уроке.
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организа-ционный. (1-2 мин.) | Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. | Личностные: развитие способности умения предвидеть последствия деятельности и нести ответственность за результаты своей деятельности |
2. Погружение в тему урока. (4-5 мин.) | Ребята! Сегодня мы познакомимся с современным декоративным искусством. Слайд 1 Если декоративная работа имеет большие размеры и предназначена для украшения здания, то это произведение относится к монументальному искусству. Слайд 2 Монументальные произведения – это живописные произведения большого размера, которые украшают какое-нибудь архитектурное сооружение внутри или снаружи. -Какие произведения живописи мы относим к монументальным видам искусства? Правильно: фреску, витраж, мозаику, панно. Слайд 3 У меня в руках цветные стёклышки и кусочек витража. А теперь я поверну свои стёклышки к окну и посмотрите - сквозь него падает свет, но не белый, а того цвета, в какое выкрашено стёклышко. Видите, какое чудо получилось? Свет прошёл сквозь краски, и они заиграли, загорелись, засветились так сильно, так многоцветно! Весело, хорошо, нарядно! Сразу настроение стало улучшаться. Такое счастливое, светлое настроение всегда приносит людям яркий, сияющий на свету витраж. Ведь витраж это и есть – живопись на стекле. - Как будет звучать тема нашего урока? - Правильно: искусство витража. | Внимательно слушают учителя. Рассматривают материалы презентации, подготовленные учителем к уроку. Отвечают на вопрос учителя: фреску, витраж, мозаику, панно. Слушают учителя . Смотрят на отражения стекла. Делают выводы. Отвечают: витражи. | Предметные: закрепление информации о видах монументального искусства; скульптурой, архитектурой и другими жанрами искусства; осознание взаимосвязи между цветом и настроением. Метапредметные: знакомство с технологией создания витража. Личностные: развитие внимательности и аналитического мышления. |
3.Этап усвоения новых знаний. (15 мин.) | Витраж - это картина, выполненная из кусочков стекла посредством свинцовых узких полос. Слайд 4 Витраж (франц. vitrage? от лат. vitrum - стекло)- орнаментальная или сюжетная декоративная композиция в окне, двери, перегородке из стекла или другого материала, пропускающего свет. Слайд 5 Во все времена самыми роскошными, нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света. Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы – каркаса, или так называемой арматуры, а иногда скрепляются цементом. Слайд 6 Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор. - Как вы думаете, витраж – это современный вид искусства или у него есть своя история? Действительно! Умные люди открыли это чудо цветного стекла давно – давно, в стародавние времена, в стране Египет. Окрашенные стёкла вставляли в окна домов, храмов. Слайд 7-8 А сейчас ваши одноклассники подготовили небольшие сообщения к уроку. Послушайте, как рассказывал Виктор Гюго о витраже: «... Собор Парижской богоматери является примечательным образцом подобной разновидности. Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника – это не только страница истории Франции, но и история науки и искусства... Внутри собора было уже пусто и сумрачно. Боковые приделы заволокло тьмой, а лампады мерцали, как звезды, так глубок был мрак, окутывающий своды, лишь большая розетка фасада, разноцветные стекла которой купались в закатном луче, переливались во мраке, словно груда алмазов, отбрасывая свой спектр на другой конец неба» (отрывок выразительно читает один из учащихся). Слайд 9-11 Пришло время послушать второго моего помощника (выступление 2 учащегося). Он расскажет о современных технологиях изготовления витражей. - Последнее время талантливые художники разработали новую технику: вместо тонких стекол берут толстые - от 5 до 25 см толщины. Такие стекла по формату и цвету, заданному художником, отливаются прямо на стекольном заводе и присылаются в мастерскую, где составляется витраж. Скрепляют их проволочной арматурой и пласцементом - новым, очень прочным материалом. Витражи из толстых стекол не вставляют в рамы окон. Они укрепляются на специальных конструкциях на полу или стене с электрическим подсветом сзади. Техника такой работы и материал не терпят мелочей, подсказывают темы величественные и глубокие, созвучные нашей эпохе. Слайд 12 Слайд 13-17. Ещё один ученик вашего класса подготовил для нас информацию об особенностях и красоте витражей. Давайте его послушаем. Выступление 3 учащегося. - Искусство витража приходит на помощь людям, помогая их постройкам стать более нарядными, праздничными, загадочными. Очень любили вставлять цветные стёкла в окна знаменитых соборов и храмов. По всей Европе можно встретить такие соборы, из окон которых льётся синий и красный, зелёный и золотой свет. Его потоки мягкими волнами попадают внутрь храма, в нём становится таинственно и волшебно. Лица людей, вещи, стены, даже пол делаются загадочными, словно прикрытые тонкой цветной дымкой, мягко сияют глаза, отблёскивая навстречу лучам цветного света… Собор становится уютнее. А если на улице случится яркий – при яркий солнечный полдень и солнце хлынет ливнем, прорываясь во все окна, - то-то заиграет, засветится всё пространство собора, словно горячие цветные реки польются по нему, а уж окна-то играют, горят красками, словно цветные пожары! И много-много в мире можно встретить таких цветных окон-картин. Делают их по-разному. Иногда красят само стекло имитация витража, или витраж собирают из кусочков цветных стёкол, которые вырезают по контуру рисунка и скрепляя между собой крепкими металлическими полосками. Слайд 18 -24 В мире существуют огромные, очень сложные стекла-картины. В них множество фигур и цветов. Некоторые витражи – настоящие картины, на них изображаются даже лица людей, можно увидеть и лошадей, и собак, и дома, и поля, и реки. Вот какие большие возможности у витража! Оказалось, что цветное стекло хорошо подошло и к современным домам, | Внимательно слушают учителя. Рассматривают материалы презентации, подготовленные учителем к уроку. Отвечают на вопрос учителя: есть своя история. Выступают учащиеся, готовившие дополнительную информацию для урока. Класс слушает отрывок из произведения В.Гюго «Собор Парижской богоматери». Выступление второго учащегося о современных технологиях изготовления витражей. Класс слушает и запоминает информацию. Выступление третьего учащегося об особенностях витражей. Класс слушает и запоминает информацию. | Предметные: знакомство с витражами: технологий современного изготовления, особенностями, описанием витражей в литературе. Метапредметные: знакомство с современной технологией создания витража. Понимание того, что предмет ИЗО тесно связан с другими предметами: с историей, технологией и литературой. Личностные: формирование потребности в красоте, эстетического вкуса. |
4. Сопоставление и промежуточное закрепление полученных знаний. (2 мин.) | Сегодня витражи также окружают нас в нашей повседневной жизни. - Какие примеры вы можете привести? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. - Какие примеры вы можете привести? - Это: стеклянные автобусные остановки с рисунками на стекле; двери с цветными стёклами между комнатами в некоторых квартирах; разрисованные стеклянные витрины магазинов; цветные панно с подсветом в кафе, клубах, театрах, в парках и т.д. | Предметные: знакомство с витражами в современной обыденной жизни. Метапредметные: перенос предметных знаний в реальную жизнь. Личностные: развитие ассоциативного и пространственного мышления. |
5. Практический этап. (15 мин.) | А теперь пришло время каждому из вас создать свой витраж. Не забывайте, что в настоящем витраже мастер имеет дело со стеклом, которое надо вырезать по рисунку, поэтому линии его делайте простыми, четкими, лучше всего прямыми. Последовательность действий (продублирована на доске)
Прежде чем начать подклеивать - бумагу, хорошо подумайте, как распределить цвета, что нужно выделить. Если это не продумать, то работа может выглядеть настолько раздробленной, что нельзя будет понять, что же вы хотели изобразить. Можно сделать витраж в определенной цветовой гамме, например, только в теплых тонах, как акцент, бросив кое-где холодный. | Учащиеся слушают учителя. В соответствии с технологией начинают изготовление витража. При необходимости, обращаются за помощью к учителю. | Предметные: приобретение навыков работы с клеящимися материалами и совершенствование навыков рисования при изготовлении витража. Метапредметные: перенос полученных предметных знаний в практическую деятельность. Личностные: развитие ассоциативного и пространственного мышления, аккуратности, мелкой моторики рук. |
6. Рефлексия. (2 мин.) | Итак, практическая часть работы завершена. Покажите мне и своему соседу по парте, какие витражи вы создали. Скажите друг другу только хорошее о витраже своего соседа. А теперь давайте закрепим знания, которые мы сегодня получили: - С каким видом монументальной живописи мы познакомились сегодня на уроке? - Что мы называем витражом? | Завершают работу. Демонстрируют витражи. Учащиеся отмечают положительные стороны созданного соседом витража. Учащиеся отвечают: - Сегодня мы познакомились с таким видом монументального искусства, как витраж. - Витражом называется картина, выполненная из кусочков разноцветного стекла, или из раскрашенного стекла. | Предметные: закрепление знаний о витражах. Метапредметные: умение правильно строить ответ на поставленный вопрос. Личностные: формирование умения находить позитивные моменты в деятельности других людей, говорить комплименты; развитие памяти и грамотной речи. |
7. Самооценка (1 мин.) | Слайд 25. Перед вами символы нашего урока. Внимательно посмотрите на них, прочитайте комментарий к ним и оцените свою работу на уроке соответствующим смайликом на заготовке-кружочке, которую я разложила вам на партах. Всем спасибо за урок, подпишите и разложите свои работы на подоконнике. Все работы будут оценены. Домашнее задание: нарисовать витраж. | Знакомятся с критериями самооценки на слайде. Производят самооценку работы на уроке. | Предметные: развитие умения оценивать свою творческую работу. Метапредметные: развитие умения давать оценку своим действиям. Личностные: формирование умения давать адекватную самооценку своим действиям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные виды декоративного искусства.Витраж
В данной работе представлены разработки уроков МХК в 9классе по теме "Современные виды декоративного искусства. Витраж". Здесь представлено подробное описание как можно сделать витраж своими рука...
Методическая разработка "Искусство витража и современность" (Презентация для урока или занятия кружка)
Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. У учащихся необходимо ...
Проект занятия творческого объединения «Новоозерские самоцветы» по теме «Искусство витража»
Проект занятия творческого объединения «Новоозерские самоцветы» по теме «Искусство витража» Пояснительная запискаВитраж – один из старинных видов декоративного искусства, переживающий ...
«Исторические сведения об искусстве витражей, их виды. Применение витражей в дизайне интерьера»
В настоящее время витраж обрел новую жизнь: он украшает общественные здания (окна, двери, интерьерные перегородки), изменяя их облик. Витражи в России все больше входят в моду. Декоративные возм...
Урок ИЗО в 7 классе по программе 8 вида "Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство. Витраж. Тест Люшера".
Данный комплект для проведения урока включает в себя тезисы, сценарий и структуру урока, презентацию "Витраж" и презентацию "Тест". Этот комплект позволит проводить качественный урок изобразитель...
Презентация к уроку изобразительного искусства «Искусство витража» 5 класс
Презентация к уроку изобразительного искусства «Искусство витража» 5 класс...
Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс
Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...