Русская бытовая игрушка
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Калинина Наталья Николаевна

В наше время занятия такого рода являются актуальными и значимыми для учащихся. Приобщение к народной культуре и развитие духовности – это то, чего не хватает для полноценного воспитания наших детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalinina_n.n_izgotovlenie_bytovoy_igrushki.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБУДО «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОС. ДЕРБЫШКИ»

СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ

Методическая разработка занятия студии изобразительного

творчества «Радуга»

Тема: Изготовление бытовой игрушки.

(группа второго года обучения, возраст 9-10 лет)

Разработано педагогом дополнительного

                                                                                           образования

 по изобразительному творчеству первой

                                                                  квалификационной категории

 Калининой Натальей Николаевной

Казань-2017

Аннотация

В наше время занятия такого рода являются актуальными и значимыми для учащихся. Приобщение к народной культуре и развитие духовности – это то, чего не хватает для полноценного воспитания наших детей. 

Актуальность темы:

Кукла в нашей жизни имеет очень большое значение, дети с рождения играют разными куклами, интерес к ним сохранился до наших дней, но сохранилось ли ее прежнее назначение? Нам это нужно узнать в ходе нашего урока.

Гипотеза:

При подробном изучении данной темы, можно узнать много интересного об истории игрушек и народных традициях. Кукла играет очень важную роль в формировании мировоззрений человека и отражает всю жизнь русского народа.

Данное занятие построено на совместной игровой и словесной деятельности педагога и учащихся, что позволяет легко усвоить материал урока. Используются такие методы обучения как показ и беседа. Рекомендовано педагогам дополнительного образования для использования на своих занятиях.

Цель урока.

Изготовить бытовую игрушки из подручных материалов

Задачи.

Обучающие:

Познакомить учащихся с русской бытовой игрушкой.

Научить технике изготовления куклы на основе конуса.

Развивающие:

Способствовать развитию творчества, фантазии, эстетического вкуса.

Воспитывающие:

Воспитывать любовь к русскому народному искусству и бережное отношение к культуре своего народа.

Метод обучения: показ, беседа.

Форма обучения: групповая.

Тип занятия: комбинированное.

Материалы и инструменты:

Для учащихся: шаблоны, карандаш, картон, ножницы, клей, бумажный скотч, деревянный шарик для головы, баночка для шкатулки, шпагат, пряжа, тесьма, ткань, нитки, иголка.

Для педагога: образцы работ, репродукции картин художников, конусные куклы, ноутбук, презентация «Изготовление бытовой игрушки из подручных материалов».

План урока.

  1. Организация начала занятия. 
  • Проверка готовности к уроку.
  • Постановка задач, сообщение темы и плана занятия.
  1. . Актуализация.
  2. Изучение нового материала, формирование новых умений и навыков.
  • Кукла в воспитании детей.
  • Кукла в русской культуре.
  • Обрядовые куклы.
  • Трехъярусное построение одежды.
  • Кукла – как часть приданого.
  1. Закрепление изученного материала.
  • Основные этапы работы.
  • Практическая работа.
  1. Анализ работ детей.
  2. Итоги и выводы урока.

Ход урока.

  1. Организация начала занятия. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и задач. (Слайд 1, 2, 3)

Ей меняю я наряды, 

Спать кладу, гулять вожу, 

Расчешу и если надо, 

Бант красивый повяжу. 

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? 

Ответы детей: (Кукла)

Правильно, это тема нашего сегодняшнего урока.

  1. Актуализация.

Что такое для нас кукла? (ответы детей). (слайд 5).

Какие куклы мы с вами уже знаем? (Рассматриваем, вспоминаем и называем куклы. ответы детей).

  1. Изучение нового материала, формирование новых умений и навыков.

Кукла – это маленькая неодушевленная копия человека. Но для ребёнка она может стать живой, дети играют с куклами, разговаривают с ними, кормят, гуляют с ними.

Взрослые игру с куклами одобряли и поддерживали, так как они играют большую роль в воспитании.  (Слайд 6).

Для девочек – куколки были подружками, знали и хранили детские секреты, были всегда с ними рядом и не покидали своих хозяек даже когда они ложились спать.  

Девочки играя легко учились шить наряды куклам, вышивать, вязать, прясть и одевать.

Мальчики всегда играли в солдатики, учились обучались тактике ведения боя, мужеству, храбрости.

На Руси многие куклы участвовали в обрядах и праздниках, принимали участие в заклинаниях. Когда делали обрядовые куклы не использовали иголки и ножницы, так как ими  

могли уколоться и порезаться. И поэтому материал и нитки не резали, а рвали и сами куколки сворачивали из кусочков, перевязывая красной нитью.

Игровые же куклы можно было шить.

Почему на некоторых куклах нет лица?
Потому что лица рисовали только на игровых куклах, а на обережных и обрядовых нет. Люди считали, что через лицо в куклу могут вселиться разная нечистая сила и духи. (Слайд 7).

Какие же бывают обрядовые куклы?

Кукла «Масленица». Когда провожали Масленицу, пели и танцевали. Сжигая Масленницу на костре. (Слайд 8).

Кукла «Неразлучницы».  В упряжку лошадей, которые везли молодых в дом жениха после венчания, для хорошей совместной жизни, вешали «Неразлучниц» – это пара кукол невеста и жених. (Слайд 9).

Куклы-обереги – имели необычные свойства. Они передавались по наследству, хранились в каждой семье, люди их очень берегли.

«Толстушка»- эта кукла находилась в доме, в котором очень хотят иметь детей. (Слайд 10).

«Пеленашка»- Когда в семье рождался ребенок, в кроватку нужно было положить эту куклу, чтобы ребенок был спокойный и его никто не мог сглазить. (Слайд 11).

«Лихоманка». Эта кукла является оберегом на семейное здоровье. Она забирала себе болезни, порчи и сглазы. (Слайд 12).

«Крупеничка». Кукла обещала семье хороший урожай, притягивала в дом достаток.  (Слайд 13)

«Ангел-Хранитель». Он охранял владельца от всего плохого, прогонял злых духов, притягивал удачу. (Слайд14).

Куклы изготавливались согласно русским народным обычаям и культурным традициям.
Одежда была яркой, красивой и украшалась вышивкой. У кукол делали длинные волосы, в которые вплетались разноцветные ленточки. (Слайд 15).

Праздничные одежды имели трехъярусное построение. (Слайд 16). 

 Головные уборы в костюме символизировали небо, отсюда композиции узоров основаны на обращении к солнцу, птицам, звездам. Ленты, которые свисали с головных уборов, обозначали дождь. В вышивках- орнаментах присутствовал образ плодородной земли. (Стилизованные растения, цветы и ветки).

 Низ рубахи, сарафана или юбки украшался вышивкой в виде орнамента, который символизировал засеянную землю. Пояса украшали головами ящерок, символизировавших подземный мир.

Когда было холодно на сарафан надевали с рукавами душегрею.

На голову одевали кокошник, он представлял собой шапочку, украшенной серебряными или золотыми нитями и жемчугом.

Отличительная черта, как вышивки, так и русской народной одежды - сочетание красного и белого цвета.

Обереги в виде вышивки на одежде, защищали и охраняли человека за пределами его дома от злых сил.

Одежда женщины рассказывала нам о её семейном положении. Незамужняя девушка носила всегда одну косу, открытый головной убор и подпоясанную рубаху, после свадьбы она заплетала две косы.  Из дома нельзя было выходить в люди с не покрытой головой. (Слайд 17).


Кукла, сделанная своими руками, была частью девичьего приданного, она хранилась в сундуке до тех пор, пока она не вышла замуж. Девушку очень рано, уже с 14 лет выдавали замуж, поэтому молодые невесты часто играли с этими куклами. (Слайд 18).

  1. Закрепление изученного материала. Практическая работа.

Кукла, созданная своими руками – это действительно маленькое чудо.  

Сегодня мы с вами попробуем сами сделать это чудо… (Слайд 19).

Фея знала своё дело,

И, летая в небесах…
Днём и ночью, то и дело
Совершая чудеса.
Фея кукол создавала 
Мастерила, колдовала, 
Всё чего она касалась,
Оживало, просыпалось. 
И в её руках послушно
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея,
Потому что это средство - 
Чтобы вечно помнить детство.

                                                     (Л. Рубальская)

 

Для изготовления куклы нам потребуется: шаблоны, карандаш, картон, ножницы, клей, бумажный скотч, деревянный шарик для головы, баночка для шкатулки, шпагат, пряжа, тесьма, ткань, нитки, иголка. (Слайд 20).

Есть иголка у меня,

ножницы, напёрсток,

Куклу сделаю сейчас

из лоскутьев пёстрых
Я лицо ей распишу

Красками цветными
И волшебное сама

выдумаю имя.

                         (Галина Заславская).

 Основные этапы работы:

  1. Изготовление туловища.
  2. Роспись головы, прическа.
  3. Раскрой и пошив одежды.
  4. Сборка всей куклы и детализация. (Слайд 21).

С помощью шаблона вырезаем все заготовки для тела куклы, склеиваем их. (Слайд 22)

Обматываем туловище шпагатом. По желанию, приклеиваем к нему снизу готовую коробочку с крышкой. Это будет шкатулка – небольшой сюрприз в кукле. Обклеиваем шкатулку тканью и тесьмой. (Слайд 23).

Деталь головы у вас готовая (деревянный шарик), приклеиваем ее на туловище куклы и рисуем глаза, нос и рот. Делаем волосы, плетем косы. Одеваем кокошник и платок, если женщина замужняя или венок на голову, если молодая незамужняя девушка. (Слайд 24).

Раскраиваем по шаблону рубаху и сарафан, сшиваем, украшаем тесьмой, ленточками, бусинками и одеваем на куклу. (Слайд 25).


Педагог инструктирует и оказывает помощь учащимся. Дети выполняют свою работу.

Ну вот, наша кукла готова! (Слайд 26, 27).


А сейчас мы с вами составим композицию из наших кукол, дополнив ее елочкой, сделанной на прошлом уроке. (Слайд 28).

  1. Анализ работ детей. (Слайд 29).

Что нового и интересного вы узнали на нашем занятии? 
Как вы думаете, у кого кукла получилась самая правильная и красивая? 
Какая куколка самая аккуратная?
Мне очень понравились все ваши работы. Вы все молодцы, старались и поэтому получились такие красивые куклы, с которыми можно играть, подарить сестренке, подружке, маме, бабушке. 

  1. Итог и вывод урока. (Слайд 30).

Куклы в нашей жизни играют важную роль. Мы все в детстве играли в куклы, а некоторые из вас играют до сих пор. И от того в какие игры с куклами мы играем зависит то, какой мы станем личностью, чего добьемся в жизни.

Мы с вами познакомились на нашем уроке с различными видами кукол. Узнали какие они бывают и для чего они были нужны,  

 Каждый из вас сделал свою куклу. Цель и задачи, поставленные в начале, урока были все достигнуты. Всем большое спасибо! Вы молодцы!

Список литературы.

1. Гзовская, О. Л. Роль народного искусства в системе эстетического развития школьников / Гзовская О. Л.// Изобразительное искусство в школе. - 2003. - №1. - С. 64 - 68. 

2. Камилова, Х. «Использование художественных традиций народной игрушки в эстетическом воспитании школьников / Камилова Х.// Искусство в школе. - 2008. - № 2. - С. 67-69. 

3. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла», СПб.: «Паритет», 2005

4. Круглов Ю.Г. «Русские народные загадки». - М: Изд. «Просвещение» 1990

5. Н.Д. Бартрам. «Игрушка. Её история и значение»: - СПб, Книга по Требованию, 2012

6. Померанцева Э.В. Минц С.И. «Русское народное поэтическое творчество». Хрестоматия. - М: Изд. «Просвещение» 1989

7. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки» Пособие для воспитателя детского сада. 2-ое издание. - М: Изд. «Просвещение» 1995 (Слайд 31)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Матрешка. Русская народная игрушка.

Урок изобразительного искусства. 2 класс...

"Русские народные игрушки"

Презентация на тему: "Русские народные игрушки" (матрешка, дымковская, каргопольская, богородская, филимоновская)....

Создание предметно-развивающей среды через познание русской народной игрушки

Создание предметно-развивающей среды через позхнание русской народной игрушки в условиях ФГОС...

Русская народная игрушка

В презентации представлены иллюстрации и краткое описание русских народных игрушек ,их  истории возникновения  и отличительные особенности...

Презентация к занятию «Русская народная игрушка — матрешка»

Занятие по образовательным областям«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»для детей второй младшей группы«Русская народная игрушка — матрешка...