Русская бытовая игрушка
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)
В наше время занятия такого рода являются актуальными и значимыми для учащихся. Приобщение к народной культуре и развитие духовности – это то, чего не хватает для полноценного воспитания наших детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalinina_n.n_izgotovlenie_bytovoy_igrushki.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУДО «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОС. ДЕРБЫШКИ»
СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ
Методическая разработка занятия студии изобразительного
творчества «Радуга»
Тема: Изготовление бытовой игрушки.
(группа второго года обучения, возраст 9-10 лет)
Разработано педагогом дополнительного
образования
по изобразительному творчеству первой
квалификационной категории
Калининой Натальей Николаевной
Казань-2017
Аннотация
В наше время занятия такого рода являются актуальными и значимыми для учащихся. Приобщение к народной культуре и развитие духовности – это то, чего не хватает для полноценного воспитания наших детей.
Актуальность темы:
Кукла в нашей жизни имеет очень большое значение, дети с рождения играют разными куклами, интерес к ним сохранился до наших дней, но сохранилось ли ее прежнее назначение? Нам это нужно узнать в ходе нашего урока.
Гипотеза:
При подробном изучении данной темы, можно узнать много интересного об истории игрушек и народных традициях. Кукла играет очень важную роль в формировании мировоззрений человека и отражает всю жизнь русского народа.
Данное занятие построено на совместной игровой и словесной деятельности педагога и учащихся, что позволяет легко усвоить материал урока. Используются такие методы обучения как показ и беседа. Рекомендовано педагогам дополнительного образования для использования на своих занятиях.
Цель урока.
Изготовить бытовую игрушки из подручных материалов
Задачи.
Обучающие:
Познакомить учащихся с русской бытовой игрушкой.
Научить технике изготовления куклы на основе конуса.
Развивающие:
Способствовать развитию творчества, фантазии, эстетического вкуса.
Воспитывающие:
Воспитывать любовь к русскому народному искусству и бережное отношение к культуре своего народа.
Метод обучения: показ, беседа.
Форма обучения: групповая.
Тип занятия: комбинированное.
Материалы и инструменты:
Для учащихся: шаблоны, карандаш, картон, ножницы, клей, бумажный скотч, деревянный шарик для головы, баночка для шкатулки, шпагат, пряжа, тесьма, ткань, нитки, иголка.
Для педагога: образцы работ, репродукции картин художников, конусные куклы, ноутбук, презентация «Изготовление бытовой игрушки из подручных материалов».
План урока.
- Организация начала занятия.
- Проверка готовности к уроку.
- Постановка задач, сообщение темы и плана занятия.
- . Актуализация.
- Изучение нового материала, формирование новых умений и навыков.
- Кукла в воспитании детей.
- Кукла в русской культуре.
- Обрядовые куклы.
- Трехъярусное построение одежды.
- Кукла – как часть приданого.
- Закрепление изученного материала.
- Основные этапы работы.
- Практическая работа.
- Анализ работ детей.
- Итоги и выводы урока.
Ход урока.
- Организация начала занятия. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и задач. (Слайд 1, 2, 3)
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?
Ответы детей: (Кукла)
Правильно, это тема нашего сегодняшнего урока.
- Актуализация.
Что такое для нас кукла? (ответы детей). (слайд 5).
Какие куклы мы с вами уже знаем? (Рассматриваем, вспоминаем и называем куклы. ответы детей).
- Изучение нового материала, формирование новых умений и навыков.
Кукла – это маленькая неодушевленная копия человека. Но для ребёнка она может стать живой, дети играют с куклами, разговаривают с ними, кормят, гуляют с ними.
Взрослые игру с куклами одобряли и поддерживали, так как они играют большую роль в воспитании. (Слайд 6).
Для девочек – куколки были подружками, знали и хранили детские секреты, были всегда с ними рядом и не покидали своих хозяек даже когда они ложились спать.
Девочки играя легко учились шить наряды куклам, вышивать, вязать, прясть и одевать.
Мальчики всегда играли в солдатики, учились обучались тактике ведения боя, мужеству, храбрости.
На Руси многие куклы участвовали в обрядах и праздниках, принимали участие в заклинаниях. Когда делали обрядовые куклы не использовали иголки и ножницы, так как ими
могли уколоться и порезаться. И поэтому материал и нитки не резали, а рвали и сами куколки сворачивали из кусочков, перевязывая красной нитью.
Игровые же куклы можно было шить.
Почему на некоторых куклах нет лица?
Потому что лица рисовали только на игровых куклах, а на обережных и обрядовых нет. Люди считали, что через лицо в куклу могут вселиться разная нечистая сила и духи. (Слайд 7).
Какие же бывают обрядовые куклы?
Кукла «Масленица». Когда провожали Масленицу, пели и танцевали. Сжигая Масленницу на костре. (Слайд 8).
Кукла «Неразлучницы». В упряжку лошадей, которые везли молодых в дом жениха после венчания, для хорошей совместной жизни, вешали «Неразлучниц» – это пара кукол невеста и жених. (Слайд 9).
Куклы-обереги – имели необычные свойства. Они передавались по наследству, хранились в каждой семье, люди их очень берегли.
«Толстушка»- эта кукла находилась в доме, в котором очень хотят иметь детей. (Слайд 10).
«Пеленашка»- Когда в семье рождался ребенок, в кроватку нужно было положить эту куклу, чтобы ребенок был спокойный и его никто не мог сглазить. (Слайд 11).
«Лихоманка». Эта кукла является оберегом на семейное здоровье. Она забирала себе болезни, порчи и сглазы. (Слайд 12).
«Крупеничка». Кукла обещала семье хороший урожай, притягивала в дом достаток. (Слайд 13)
«Ангел-Хранитель». Он охранял владельца от всего плохого, прогонял злых духов, притягивал удачу. (Слайд14).
Куклы изготавливались согласно русским народным обычаям и культурным традициям.
Одежда была яркой, красивой и украшалась вышивкой. У кукол делали длинные волосы, в которые вплетались разноцветные ленточки. (Слайд 15).
Праздничные одежды имели трехъярусное построение. (Слайд 16).
Головные уборы в костюме символизировали небо, отсюда композиции узоров основаны на обращении к солнцу, птицам, звездам. Ленты, которые свисали с головных уборов, обозначали дождь. В вышивках- орнаментах присутствовал образ плодородной земли. (Стилизованные растения, цветы и ветки).
Низ рубахи, сарафана или юбки украшался вышивкой в виде орнамента, который символизировал засеянную землю. Пояса украшали головами ящерок, символизировавших подземный мир.
Когда было холодно на сарафан надевали с рукавами душегрею.
На голову одевали кокошник, он представлял собой шапочку, украшенной серебряными или золотыми нитями и жемчугом.
Отличительная черта, как вышивки, так и русской народной одежды - сочетание красного и белого цвета.
Обереги в виде вышивки на одежде, защищали и охраняли человека за пределами его дома от злых сил.
Одежда женщины рассказывала нам о её семейном положении. Незамужняя девушка носила всегда одну косу, открытый головной убор и подпоясанную рубаху, после свадьбы она заплетала две косы. Из дома нельзя было выходить в люди с не покрытой головой. (Слайд 17).
Кукла, сделанная своими руками, была частью девичьего приданного, она хранилась в сундуке до тех пор, пока она не вышла замуж. Девушку очень рано, уже с 14 лет выдавали замуж, поэтому молодые невесты часто играли с этими куклами. (Слайд 18).
- Закрепление изученного материала. Практическая работа.
Кукла, созданная своими руками – это действительно маленькое чудо.
Сегодня мы с вами попробуем сами сделать это чудо… (Слайд 19).
Фея знала своё дело,
И, летая в небесах…
Днём и ночью, то и дело
Совершая чудеса.
Фея кукол создавала
Мастерила, колдовала,
Всё чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в её руках послушно
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея,
Потому что это средство -
Чтобы вечно помнить детство.
(Л. Рубальская)
Для изготовления куклы нам потребуется: шаблоны, карандаш, картон, ножницы, клей, бумажный скотч, деревянный шарик для головы, баночка для шкатулки, шпагат, пряжа, тесьма, ткань, нитки, иголка. (Слайд 20).
Есть иголка у меня,
ножницы, напёрсток,
Куклу сделаю сейчас
из лоскутьев пёстрых
Я лицо ей распишу
Красками цветными
И волшебное сама
выдумаю имя.
(Галина Заславская).
Основные этапы работы:
- Изготовление туловища.
- Роспись головы, прическа.
- Раскрой и пошив одежды.
- Сборка всей куклы и детализация. (Слайд 21).
С помощью шаблона вырезаем все заготовки для тела куклы, склеиваем их. (Слайд 22)
Обматываем туловище шпагатом. По желанию, приклеиваем к нему снизу готовую коробочку с крышкой. Это будет шкатулка – небольшой сюрприз в кукле. Обклеиваем шкатулку тканью и тесьмой. (Слайд 23).
Деталь головы у вас готовая (деревянный шарик), приклеиваем ее на туловище куклы и рисуем глаза, нос и рот. Делаем волосы, плетем косы. Одеваем кокошник и платок, если женщина замужняя или венок на голову, если молодая незамужняя девушка. (Слайд 24).
Раскраиваем по шаблону рубаху и сарафан, сшиваем, украшаем тесьмой, ленточками, бусинками и одеваем на куклу. (Слайд 25).
Педагог инструктирует и оказывает помощь учащимся. Дети выполняют свою работу.
Ну вот, наша кукла готова! (Слайд 26, 27).
А сейчас мы с вами составим композицию из наших кукол, дополнив ее елочкой, сделанной на прошлом уроке. (Слайд 28).
- Анализ работ детей. (Слайд 29).
Что нового и интересного вы узнали на нашем занятии?
Как вы думаете, у кого кукла получилась самая правильная и красивая?
Какая куколка самая аккуратная?
Мне очень понравились все ваши работы. Вы все молодцы, старались и поэтому получились такие красивые куклы, с которыми можно играть, подарить сестренке, подружке, маме, бабушке.
- Итог и вывод урока. (Слайд 30).
Куклы в нашей жизни играют важную роль. Мы все в детстве играли в куклы, а некоторые из вас играют до сих пор. И от того в какие игры с куклами мы играем зависит то, какой мы станем личностью, чего добьемся в жизни.
Мы с вами познакомились на нашем уроке с различными видами кукол. Узнали какие они бывают и для чего они были нужны,
Каждый из вас сделал свою куклу. Цель и задачи, поставленные в начале, урока были все достигнуты. Всем большое спасибо! Вы молодцы!
Список литературы.
1. Гзовская, О. Л. Роль народного искусства в системе эстетического развития школьников / Гзовская О. Л.// Изобразительное искусство в школе. - 2003. - №1. - С. 64 - 68.
2. Камилова, Х. «Использование художественных традиций народной игрушки в эстетическом воспитании школьников / Камилова Х.// Искусство в школе. - 2008. - № 2. - С. 67-69.
3. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла», СПб.: «Паритет», 2005
4. Круглов Ю.Г. «Русские народные загадки». - М: Изд. «Просвещение» 1990
5. Н.Д. Бартрам. «Игрушка. Её история и значение»: - СПб, Книга по Требованию, 2012
6. Померанцева Э.В. Минц С.И. «Русское народное поэтическое творчество». Хрестоматия. - М: Изд. «Просвещение» 1989
7. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки» Пособие для воспитателя детского сада. 2-ое издание. - М: Изд. «Просвещение» 1995 (Слайд 31)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Матрешка. Русская народная игрушка.
Урок изобразительного искусства. 2 класс...
Элективный курс. Русская народная игрушка
русская народная игрушка...
"Русские народные игрушки"
Презентация на тему: "Русские народные игрушки" (матрешка, дымковская, каргопольская, богородская, филимоновская)....
Создание предметно-развивающей среды через познание русской народной игрушки
Создание предметно-развивающей среды через позхнание русской народной игрушки в условиях ФГОС...
Мастер-класс "Русская народная игрушка - тряпичная кукла"
Мастер-класс...
Русская народная игрушка
В презентации представлены иллюстрации и краткое описание русских народных игрушек ,их истории возникновения и отличительные особенности...
Презентация к занятию «Русская народная игрушка — матрешка»
Занятие по образовательным областям«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»для детей второй младшей группы«Русская народная игрушка — матрешка...