Урок "Пейзажи"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Наталья Николаевна Русинова

План -конспект урока по изобразительному искусству "Пейзаж-большой мир. Организация изображаемого пространства" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_peyzazh.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №25

План – конспект урока

по изобразительному искусству

«Пейзаж – большой мир.

Организация изображаемого пространства»

6  класс

Составил:

учитель изобразительного искусства и музыки

Русинова Н.Н.

МКОУ ООШ №25 Узловский район

 

Тема урока: «Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства»

Цели: изобразить  пейзаж  «Сельский пруд»

Задачи урока:

образовательные:

  • расширение знаний у учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве
  • ознакомление с видами пейзажа
  • формирование умения выбирать формат бумаги для картины, высоту горизонта

развивающие:

  • развитие творческого воображения, творческой фантазии
  • развитие наблюдательности
  • развитие умения работать карандашом, красками
  • развитие пространственного мышления
  • совершенствование техники работы с красками

воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету,
  • воспитание интереса к искусству,
  • формирование художественно-творческой активности личности, воспитание эстетического вкуса,
  • воспитание любви и привязанности  к родному краю,
  • воспитание на лучших образцах произведений живописи интереса и уважительного отношения к отечественному искусству,
  • привитие чувства гордости за творчество своих соотечественников

План  урока

  • Постановка целей и задач урока
  • Беседа о пейзаже. Его видах.
  • Постановка художественной задачи.
  •    Практическое выполнение задания.
  •   Подведение итогов, анализ и защита работ.

 Тип урока: Комбинированный

Оборудование:

  • Компьютер
  • Поектор
  • Экран
  • Мультимедийная презентация
  • Иллюстрации по теме урока
  • Музыкальный ряд
  •   Литературный ряд: Загадки о пейзаже

Ход урока №1

  1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
  2. Актуализация знаний

Учитель:

Я хочу вам напомнить стихи-загадки из мультфильма «Картина»


- Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней или сад и облака,
Или снежная равнина или поле и шалаш
Обязательно картина называется …(пейзаж)

Слайды с изображением различных видов пейзажей.

Как вы думаете, а что такое пейзаж? Что должно быть изображено на картине, что бы она могла по праву называться пейзажем?

Ответы детей.

 Итак,  ПЕЙЗАЖ – это изображение природы. Впервые он появился в Китае, Японии и других странах Востока в VII – X веках. В Европейской живописи он появился в XVII веке, сначала в Италии, а затем в Голландии. В русском искусстве расцвет пейзажа приходится на конец XIX века.

Слайды с русскими пейзажами.


3. Виды пейзажа.

Каждый художник по-своему видит мир и по-своему показывает его на холсте. Как вы думаете как называется пейзаж , если на нем  нарисовано море?

Слайды с морским пейзажем.

  Ответ детей.

Учитель: Правильно. Такой пейзаж называется морским, а художника, который пишет море – маринистом, например И. К. Айвазовский.

 Слайды с Айвазовским и его картинами.

Как вы думаете, как называется пейзаж,  на котором  нарисована деревня?

Слайды с сельский пейзаж

  Ответ детей.

Правильно. Такой пейзаж называется сельским. 

Слайды с сельским пейзажем.

Как вы думаете как называется пейзаж , если на нем  нарисован город?

Слайды с городским пейзажем.

  Ответ детей

Правильно. Такой пейзаж называется городским. 

Рассказ о различных видах городского пейзажа, показ на слайдах.

Как вы думаете как называется пейзаж, в котором художник стремится показать роль и значение человека-создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций?

Слайд с индустриальным пейзажем.

  Ответ детей  

Учитель: Правильно. Такой пейзаж называется индустриальным. 

Слайды с героическим пейзажем

А как можно назвать пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека. В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья?

Ответ детей

Учитель: Это героический пейзаж.

4. Организация изображаемого простанства.

Ребята, перед нами картина    Шишкина «Мельница в поле» Что изображено на переднем плане?

Ответы детей 

Почему  художник на переднем изобразил мельницу?

Ответы детей (Потому что это самое главное в картине) 

Учитель: Такой прием называется «Организация пространства» Понятие организация пространства используется в архитектуре, живописи и киноискусстве. Применительно к живописи. Применительно к живописи оно заключается в нахождении правильного соотношения планов картины. Известно, что картины определённого времени нужно «читать» в определённом порядке, сверху вниз или справа налево.

5. Калорит.

Учитель: На слайде две картины. «Светлая» и «Темная». Куинджи «Вечер на Украине» и Васильев «Оттепель»

Какие чувства вызывают они? –

Ответы детей.  (Разные).

Как вы думаете,  почему?

Ответ детей – краски (светлые, радостные, темные, грустные).

Совершенно верно. Колорит – душа живописи, музыка красок, освещение, гамма тонов картины, создающая настроение, созвучное замыслу мастера – о нём мы будем говорить на примере пейзажей – картин природы. Рассмотрим подробнее эти  картины. Как своеобразен колорит каждой  из этих работ, как не похожи они друг на друга!

У Куинджи – краски звучные, радостные. Празднична и нарядна щедрая южная природаю Среди тёмной зелени словно угли пламенеют озарённые заходящим солнцем уютные украинские хатки. Глубоким, торжественным покоем веет от картины украинского вечера.

Совершенно другие чувства и мысли пробуждают в нас блеклые приглушённые тона «Оттепели». Невесёлые, горькие думы вложил в своё полотно художник Васильев, показал нам «Глубокую и бессильную» Россию и нашёл для своих мыслей не яркие, но выразительные краски. Тусклый отсвет скупого зимнего солнца ложится на подтаявший снежный покров. Тёмное суровое небо, низко нависли тучи, унылы исхлёстанные ветром деревья, ушла в землю покосившаяся избушка. Медленно плетутся по дороге старик и ребёнок. Чувство тревоги и безысходной грусти пробуждает в нас эта искренняя, так бесхитростоно написанная картина. «Как скучно, как безрадостно живётся здесь людям!» - думаем мы вместе с художником.

6.Физкультминутка

7. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня мы будем рисовать пейзаж на тему «Сельский пруд». Я предлагаю вам посмотреть в окно на наш сельский пруд. Расскажите, что вы видите? Что сразу бросается в глаза (на переднем плане)? Что нужно рассматривать внимательнее?

Ответы детей. Рассказать что видят.

Какие краски вы хотите использовать при изображении пруда? Почему?

Ответы детей.

8. Практическая работа.

Выполнить изображение вида из окна класса сельского пруда. (Карандаш, гуашь)

9. Итог урока. Рефлексия.

Выставка работ.

Оценивание работ учителем и самими учащимися. (Само и взаимооценка).