Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.
статья по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс) на тему
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с приобщением к творческой деятельности и художественному восприятию учащимися искусства, как эстетической и культурной составляющей их развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства. | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.
Творчество-это проявление индивидуальности, личности человека в какой-либо деятельности. Для художника творчество (или творческая активность) в первую очередь выражается в проявлении увлеченности к работе, самостоятельности и стремлении к новизне. Это может проявляться в оригинальном композиционном решении рисунка, поиске средств и техник для его выполнения. В педагогике творчество для ученика-это проявление его повышенной активности к окружающему миру и его познании. Педагог влияет на творческий процесс учащегося, расширяя его возможности и помогая понять перспективу его развития, формирует художественное мышление и активизирует его творческую деятельность
Художественный образ у учащегося формируется постепенно, в ходе наблюдений и анализа увиденного, а именно форм предметов и особенностей их строения. Его (предмета) практическое изображение на плоскости в рисунке есть важный этап формирования художественного образа. Основа художественного образа-это зрительное восприятие. Чем больше знаний и представления о предмете ( объекте и т.п.), тем реалистичней и выразительней будет его передача на рисунке. Чтобы сделать рисунок убедительным, будущему художнику необходимо видеть и отбирать из общего вида предмета ( натуры) его особенные характеристики. Для этого необходимо понимать, что такое академическое рисование. Именно оно раскрывает основные закономерности строения и воспроизведения формы изображения. Образ-это всегда сходство с изображаемым предметом (натурой). Для создания реальных художественных образов предметов (натуры, явлений и т.п.), для художника начинающего необходимо знать методы восприятия реальной действительности и построения изображения. Учебный процесс изобразительного искусства не механический. Рисунок с натуры, к примеру, подразумевает подключение фантазии и воображения, а это творческий процесс.
Творческая деятельность по-разному проявляется у каждого. Для того, кто не активен-это не интересно, он механически выполняет что-то. Для тех, кто пробует, интересуется, наблюдает и познает, пытается применить и выразить на основе сознательных наблюдений –это и есть творческий процесс.
К творческой деятельности человека побуждает необходимость в эстетическом развитии. Источником служит необходимость учащегося в получении вдохновения от окружающего мира, т.е. красота природы, людей и их поступков. Это ощущение и эмоции вызывают у художников потребность изобразить увиденное в художественном образе. Возможность производить образ зависит и от развития памяти и мышления. Художник держит в памяти то, что ему хотелось бы изобразить, ищет пути и методы воплощения, увиденного на рисунке. Процесс развития творческих способностей человека (учащегося) –это управляемый процесс, формирующий личность. В большей степени развить творческие способности можно у человека эмоционального и чувственного, т.к. все, что он изображает всегда связан с оценкой, при этом именно эти проявления особенно важны.
В школе или других образовательных учреждениях, обучающих изобразительному искусству, обучение по этому предмету начинается не с нуля, а основываясь на уже имеющийся опыт. Так, к примеру, еще в XVII веке было положено формирование академического рисунка в работах (трактатах) художников Возрождения.
В современном образовании обучение искусству подразумевает не только передачу учащимся знаний и навыков, но и приобщение их к творческой деятельности. Важно передать весь накопленный опыт истории искусства, способствуя росту знаний начинающего художника во всех сферах художественного творчества. Рисунок-это основа всех видов изобразительного искусства. Поэтому с овладения знаниями выполнения рисунка строится обучение, т.е. последовательность развития художественных способностей и применения техник обучения.
Единство теории и практики, органично соединенные, способствует активному развитию творческих способностей учащихся, будущих художников. Чем больше знаний, примеров у учащегося, тем ярче и богаче уровень его мастерства, техник и, соответственно, тем насыщенней и выразительней его рисунки. Для развития творческих способностей применяется принцип научности. Этот фактор заключается в усвоении системы знаний, которые особенно важны для начинающего, т.к. помогают понять закономерности построения композиции, структуры и строения формы предмета.
Как ранее говорилось, для художественного творчества необходима потребность в эстетическом восприятии окружающего мира. Удовлетворяя постепенно эстетические потребности, у учащегося появляются новые. Они со временем усовершенствуются, «растут» в профессиональном плане, решаются более выразительно.
Развить творческие способности учащегося возможно различными способами. Старая школа рисунка призывала: рисуя с натуры, не надо механически повторять все, что в состоянии окинуть глаз. Необходимо думать, рассуждать. Еще художники эпохи возрождения выражали мысль, что люди рисуют не руками, а головой, эмоциями. Для развития способностей ученика, необходимо призывать его рисовать сознательно, не допуская копирования, используя полученные на занятиях знания по перспективе и композиционному построению рисунка, основ анатомического строения (при изображении человека или элементов лица и фигуры), основ геометрических форм (при рисовании геометрических фигур), пользоваться знаниями по применению теней и света, использовать верно и по назначению материал для рисования. Анализируя свои работы, учащийся может давать им оценку и сравнивать их с работами класса (группы и т.п.), формируя собственные критерии. Важно развивать у учащихся пространственное мышление, расширять кругозор, учить думать, переживать, чувствовать. Все эти эмоции помогают по-иному воспринимать окружающий мир и природу и, соответственно, изображать это в своих рисунках. Именно с преподавателем по изобразительному искусству учащийся может развить свои способности, кругозор, уровень знаний.
Эмоции имеют важное значение в развитии творческих способностей. Эмоции влияют на работу сознания и на творческую инициативу учащихся. Эмоции побуждают человека к активности, активизируют психологические процессы, влияют на восприятие, представление, воображение и мышление.
Зрительное восприятие-явление сложное, запускающее процессы выделения фигуры из фона, определение величины, яркости, насыщенности, удаленности предмета, выявление характерных деталей, составляющих предмет. Поэтому важно найти методы педагогического воздействия на психику учащегося. Изобразительное искусство-это не только верное восприятие реальности, но и ее эстетическая оценка. Задача педагога-развить у учеников не только способность верно передать форму, структуру, насыщенность, светопередачу предмета, но и умение выражать свое отношение к этому. Под влиянием эмоциональных факторов, могут возникнуть изменения в восприятии натуры.
Эмоционально-чувственное восприятие натуры служит правдивому, реалистичному изображению. Эстетическое восприятие-это объективная реальность, объективная основа эстетического восприятия.
Эмоции-это особая форма отношения к предметам и явлениям реальной действительности. Задача педагога-вызывать подобные эмоции у учеников. Это будет являться вдохновением для решения задач учебного рисунка и для активизации творческой деятельности учеников. Педагог может помочь ученику правильно подобрать материал для изображения. К примеру: сменить карандаш на уголь или сангину для более точной передачи материальности предметов натуры. При этом учащиеся получили не только новый материал, но и новые эмоции, вдохновение, соответственно, возросла их творческая активность.
Эмоции возможно охарактеризовать и отразить в рисунке. К примеру: при натурной постановке с распределением света и тени всегда возникает чувства восхищения красотой от эффектов освещения. При небольшом опыте учащегося эмоции гаснут быстро, и он не успевает осмыслить, что можно использовать в рисунке и какими средствами графики можно это передать в рисунке. На помощь учащемуся приходит педагог-художник, который научит осознанию своих чувств и их творческого использования в изобразительной деятельности. При компоновке рисунка стоит учитывать распределение темных и светлых тонов, контраста тени и света, выразительности рисунка в целом.
В систему развития художественно-творческих способностей учащегося обязательно должно быть включено обращение к природе, как к фактору чувственного восприятия, умение видеть, сравнивать, анализировать и обобщать. Эмоции и чувства-это психическое состояние. Оно отражает положительное или отрицательное отношение учащегося к явлениям, к реальности. Чувственное восприятие-это познавательный процесс. Его связывают с ощущениями. Эстетическое восприятие связано с мышлением и пониманием сущности предмета. Сознательное восприятие предмета (натуры и т.п.) –это мысленное его сопоставление с другими, осознание его строения и формы. Сознание помогает понимать человеку окружвющий мир и свое отношение к нему. Связь эмоций, сознания с творческой деятельностью всегда понималась художниками, как важный элемент в их работе, т.е. в изобразительной деятельности.
Для эффективных творческих уроков, занятий с учащимися, педагогу необходима хорошо развитая память, воображение, умение рисовать, в том числе и без использования натуры. Педагог много импровизирует, рисуя различные формы, объекты в различных сочетаниях и положениях. Для рисунков учащихся характерно проявление фантазии, разнообразная тематика, фантастика и реальность, неожиданные сюжеты и т.п. Именно в изобразительном творчестве отражается любознательность, пытливость ума, увлеченность учащихся, особенно младшего возраста. Педагог, руководя процессом изобразительной деятельности учащихся, подсказывает как лучше нарисовать тот или иной образ, предмет и т.д. Главное для педагога-это умение работать с учащимися вдохновенно и убедительно, заинтересовывая их процессом, надо рисовать выразительно и реалистично. Основой рисования по памяти является систематическая работа учащихся с натурами при выполнении рисунков и набросков, т.к. эта работа позволяет запоминать детали и характерные особенности предметов (постановки и т.п.) и принципы их изображения. Предпосылки для творческой работы по памяти и по воображению рождаются в процессе именно натурного рисования.
При выполнении рисунка (изображения, набросков) по памяти главное-это воспроизведение объекта в том положении, в котором ранее он был выполнен и воспринят с натуры. Образы, возникающие в памяти, наиболее близки тем эмоциям и ощущениям, которые испытывал человек, рисуя изображения с натуры. Память запоминает наиболее значимые и существенные особенности предметов, пейзажей и т.п.
При выполнении рисунка (изображения, набросков) по представлению используется большее число зрительных образов и пространственное мышление изображаемого предмета, произвольное комбинирование зрительных представлений. При работе с рисунком по представлению, предметы изображаются не обязательно также, как и были расположены на натуре. Они могут изображаться в различных сочетаниях. В работе по представлению главное-это умение работать со зрительными образами, чтобы восстановить наиболее важные и характерные особенности изображаемого. Зрительные представления тесно зависят от полученного жизненного опыта, учебного или профессионального. Для учащихся это опыт истории искусств, знаний об изобразительном искусстве, техниках, материалах, нюансах работы с рисунком, композиционных правил и передачи световых элементов рисунка и т.д. Важную роль играют именно впечатления от наблюдений за действительностью. Эти впечатления выражаются в работе с натуры и потом подкрепляются в рисунке по памяти или по представлению.
По-иному происходит выполнение рисунка по воображению. Здесь полностью работает фантазия и память учащегося. Именно благодаря творческому воображению, художник может изобразить события или предметы, которые он не рисовал с натуры и даже не видел ранее. Благодаря наблюдениям и зарисовкам, приобретаются навыки работы мышления, фантазии, основанных на реальных зрительных представлениях. Представления обогащаются фантазией и воображением художника. Работа по воображению-это важная часть творческого процесса. Память и воображение можно развивать и совершенствовать. Для обогащения творческих способностей человека, необходимо регулярно работать над рисунками, набросками, выполняемыми с натуры, по памяти, по представлению и воображению.
Учащиеся должны четко представлять цели и задачи своей деятельности, т.е. при выполнения рисунков и набросков, уметь определять характер изображаемых предметов. Сознательный подход к изображаемому предмету (образу, объекту и т.п.) сосредотачивает внимание на его характерных признаках и упрощает запоминание формы, строения и подобных подробностей, что в дальнейшем необходимо для рисовании по памяти, представлению и воображению. В процессе рисунка по памяти или по представлению (воображению) в сознании учащегося происходит аналитическая работы, следствием которой возникают ассоциации с изображаемыми предметами (объектами и т.п.) Для закрепления этих техник полезно возвращаться периодически к уже освоенным темам. Рисование по памяти, воображению или представлению-это творческий процесс, т.к. здесь проявляется отношение художника к изображаемому, реализуются творческие возможности учащегося их мыслительная деятельность.
Литература:
1. М.С. Шапиро, М.В. Водинская «Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельности»
3.Выготский Л.С. « Психология искусства»
http://narratology.at.ua/_ld/0/23_Vygotskiy-Psikh.pdf
4. Евтых С.Ш. Наброски. Зарисовки. Эскизы: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 115 с.: ил.
http://window.edu.ru/resource/168/19168/files/metod218.pdf
5. Глущенко Ф. Н. Рисунок по представлению / Ф. Н. Глущенко — «Издательские решения»
http://partnersdnld.litres.ru/static/trials/17/19/17/17191709.a4.pdf
6. Демская Т. А. Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью
http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2016/%D0%94%D0%B5%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства. Большинство учеников средних классов испытывают значительные трудности в обучении «у...
КУРСОВАЯ РАБОТА «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
КУРСОВАЯ РАБОТА «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»...
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства».
laquo;Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»....
"Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС"
Выступление на районном МО учителей изобразительного искусстваУчитель: Крылова Татьяна Робертовна...
Презентация к МО "Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства."
Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства....
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
Мне повезло, что я преподаватель живописи в школе искусств. Твердо верю, что общение с искусством в ДШИ необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удиви...
Выступление на педсовете "Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства"
Каждый ребенок рожден творцом, Создание красоты -это творчество.Творчество-это радость, это миг, наполненный вечностью, это мгновение, когда время останавливается между прошлым и будущим. Если в жизни...