АОП по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся 2 класса с ОВЗ
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) по теме

Кузнецова Алла Валерьевна

Программа  обучения  по предмету  "Изобразительное  искусство"  для  учащихся  2  класса  с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Партизанская средняя общеобразовательная школа имени П.П. Петрова».        

                                                                        Согласовано:               Утверждаю:

Рассмотрено на заседании                         Зам. директора по УВР        директор школы

ШМО начальных классов                    _____________Е.А.Иванова               ___________________Н.И. Христюк.

№________от_______________        

Руководитель ШМО                     «___» ________________2018 г.        «___» ________________2018 г

______________ О.И.Егорова

                                                     

Рабочая программа по  предмету   « ИЗО»  по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

  обучающихся с лёгкой умственной отсталостью  для 2 класса

                                                                                                     Учитель: Кузнецова Алла Валерьевна

                                                       2018-2019 учебный год

                                                                                                 I.Пояснительная записка.

       

.       Окружающий нас мир многообразен и многолик. Начало освоения изобразительного искусства связано с необходимостью научить детей наблюдать за предметами (людьми, животными и насекомыми), с развитием способности замечать единичное вокруг нас. Учебный предмет «Изобразительное искусство» в начальной школе характеризуется комплексным подходом к освоению изобразительного искусства. Он направлен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей с нарушениями интеллекта, на развитие у них эмоционально – ценностного отношения к миру. Одной из важнейших задач в начальной школе для детей с нарушениями интеллекта является формирование функционально достаточно грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями.

Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с нарушениями интеллекта в процессе приобщения их  к художественной культуре и обучения умению видеть прекрастное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными  практическими навыками в повседневной жизни. 

Основные задачи изучения предмета:

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству.
  • Раскрытие  значения изобразительного искусства в жизни человека.
  • Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
  • Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического кругозора.
  • Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их  содержание и формулировать своего мнения о них.
  • Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
  • Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
  • Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
  • Обучение правилам  и законам композиции,  цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
  • Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
  • Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
  • Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

                                                                                 II. Общая характеристика учебного предмета 

     Рабочая  адаптированная общеобразовательная программа по предмету «Изобразительное искусство» (далее АОП) составлена на основе  адаптированной основной общеобразовательной программы образования детей с нарушениями интеллекта  МБОУ «Партизанская  средняя  общеобразовательная  школа  им. П.П. Петрова»       для учащихся  1 – 2 класса  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с нарушениями интеллекта. Программа рассчитана  на 2 года обучения в 1 – 2 классах в соответствии с количеством учебных часов, отведённым учебным планом школы: 1 класс – 1 год, 2 класс – 2 год.  Программа составлена на 2018 – 2019 учебный год.

. Уроки изобразительного искусства построены  таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои  чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

Решению коррекционных  и воспитательных задач способствуют принципы концентричности, когда учитель многократно возвращается к известным сведениям и умениям детей, благодаря чему совершенствуются процессы восприятия, памяти, мышления.

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.                                Для решения этих задач содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Программой предусматриваются следующие виды работы:

― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

― выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению,

воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;  2 класс

― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства. 2 класс

                                                                                                          Особенности урока

1.Сочетание  иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками изобразительной деятельности.

Представления об искусстве у младших школьников  как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала художественные термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий. При этом необходимо учить детей  не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.

2.Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.

Чрезвычайно важно, чтобы обучающиеся понимали значение технологии выполнения творческих работ, могли  в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм, выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник  может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его. В результате изучения предлагаемого предмета у обучающихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально – образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

 3.Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предполагаемое содержание предмета изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное. Обучающиеся могут усвоить многое из объяснения учителя, а учебное задание, которое будет выполнять может выбрать по своему собственному желанию. В тоже время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт),  должны усвоить все обучающиеся.

4.Практическая значимость, жизненная  востребованность результата деятельности.

Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что у обучающихся  в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения практических и творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, плакаты, театральные спектакли и оформление класса. Решение творческих задач – главный способ осмысления мира. 

5.Воспитание в детях согласованно работать в коллективе.

Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы обучающихся  и  возможно всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.    

   В  результате освоения предметного содержания предмета  изобразительное искусства  у обучающихся  предполагается формирование базовых учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Образовательные,  воспитательные и коррекционно-развивающие  задачи обучения изобразительному искусству решаются комплексно.

 

Деятельностный подход – основной способ получения знаний 

Уроки изобразительного искусства  построены на основе предметно-практической деятельности обучающихся,  тесно связанной  с их жизненным опытом и профессионально-трудовой подготовкой, другими учебными предметами, такими, как ручной труд, СБО, история, география. Это даёт  возможность  добиваться осознанности учащимися с нарушениями интеллекта изучаемого программного материала, вести их к  обобщениям, формируя доступные знания элементарных основ реалистических рисунков,   дать понятия присущие изобразительному искусству, осуществлять перенос знаний  в новые или нестандартные ситуации.

С этой целью  школьникам с нарушениями интеллекта предлагаются  задания, требующие самостоятельного поиска,  а также задания практического характера (несложное моделирование, графические работы, дидактические игры и упражнения  и т. д.).

     Эффективно решать поставленные задачи позволяет использование современных педагогических технологий  и методов обучения: мониторинг, технология уровневой дифференциации, информационно-коммуникативные,  игровые, здоровьесберегающие технологии.

Контроль за усвоением знаний.                                                               

В 1, а также в течении первого полугодия 2 класса, отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков). Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, самостоятельные и творческие работы.

.Во время обучения в 1 классе, а также в течение первого полугодия 2 класса всячески поощряется и стимулируется работа учеников. Оценка  предметных результатов осуществляется со второго полугодия 2 класса, т. е.  в  тот  период,  когда у обучающихся с нарушениями интеллекта будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета.  Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.  При этом используется только качественная оценка и не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета.. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

      Во втором полугодии 2 класса  текущий контроль по предмету осуществляется по результату выполненной работы на уроке.

Промежуточный контроль проводится в форме творческих работ по итогам 3 четверти.

Промежуточная аттестация  проводится в форме творческих работ  по итогам учебного года.

                                                Критерии и нормы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся.

Знания и умения обучающихся по предмету «Изобразительное искусство» оцениваются по результатам их индивидуальных самостоятельных и творческих работ.

Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.

Оценка «4» -выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении  работы.

Оценка «3» - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы   (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.

                                                          III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет «ИЗО»  изучается в соответствии с ФГОС  О у/о, учебным планом     МБОУ «Партизанская  средняя  общеобразовательная  школа  им. П.П. Петрова»: -  в рамках основной части учебного плана предметной области  «Искусство» в объёме: 1 класс  - 1 час в неделю (33 часа в год), 2 класс – 1 час в неделю (34 часа в год) -  в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений во 2 классе – 1 час в неделю (34 часа в год).                        Общий объём учебного времени составляет 101 час.

                                                    I V. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В соответствии с требованиями Стандарта оценке подлежат личностные и предметные результаты освоения АОП обучающимися с нарушениями интеллекта.                                  

Личностные результаты освоения АОП включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико – ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.                                                                                                                                                                                                                        К личностным результатам относятся:                                                                                                                                                                                  - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;                                                                                                                                                                                                                                               - способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли;                                                                                                                                                                                                        - положительное отношение  к окружающей действительности,  готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому  ее восприятию;                                                                                                                                                                                                                                     - восприятие мира целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей;                                                                       -самостоятельное выполнение учебных заданий, поручений, договоренностей;

- понимание и принятие личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;                                                                                                                                                                                                                 - готовность  безопасно и бережно вести себя в природе и обществе.                                                                                                                                 

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность к их применению. Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающихся в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.                                                                                                                                                             АОП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.                                                 

          Класс

                   Минимальный уровень

                              Достаточный уровень

         1 класс

  • умение организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы с помощью учителя;
  • правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;
  • умение изображать, по воображению предметы несложной формы и конструкции с помощью учителя.
  • умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы с помощью учителя;
  • правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;
  • умение изображать, по воображению предметы несложной формы и конструкции;
  • умение изображать с натуры предметы несложной формы.

      2 класс

  • умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы с помощью учителя;
  • правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;
  • умение изображать, по воображению предметы несложной формы и конструкции с помощью учителя;
  • умение изображать с натуры предметы несложной формы;
  • умение применять приемы работы карандашом, с целью передачи фактуры предмета с помощью учителя.
  • умение следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
  • передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой;
  • умение применять приемы работы карандашом, с целью передачи фактуры предмета;
  • умение ориентироваться в пространстве листа;
  • умение оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец) с помощью учителя;
  • умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта с помощью учителя.

                                                               

                                                                            V. Содержание учебных предметов.                                                                                                    1 класс

Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра красный зеленый синий желный; ориентировка на плоскости листа бумаги.

Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом: прекращения движения в нужной точке; направления движения.

Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приемы лепки:

― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;

― скатывание, раскатывание, сплющивание;

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

Приемы выполнения аппликации из бумаги:

― приемы работы ножницами;

― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, посередине;

― приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером):

― рисование с использованием точки (рисование точкой

― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал).

― штрихование внутри контурного изображения: приемы штрихования (беспорядочная штриховка)

Приемы работы красками:

― приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;

― приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;

приемы кистевого письма:; наращивание массы.

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

― правила обведения шаблонов;

― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.

                                                   Обучение композиционной деятельности.                                                                                                         Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Формирование понятий: «предмет», «форма», «аппликация» и т.п. 

Разнообразие форм предметного мира.  Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).

Приемы и способы передачи формы предметов: составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумагирисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, и т.п.

 Виды орнаментов по форме: в полосе, по содержанию: геометрический, растительный. Принципы построения орнамента в полосе, (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету.

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.  

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок

Понятия: «цвет»,«краски», «акварель», «гуашь».

Цвета солнечного спектра (основные).

Приемы работы акварельными красками: касание, примакивание, наращивание объёма.

 Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.  

2 класс.                                                                                                                                                                                                                         Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью,     красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.                                                                                                          Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра красный зеленый синий желный, остальные; ориентировка на плоскости листа бумаги.                                                                                   Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом: формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.

Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приемы лепки:

― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;

― размазывание по картону;

― скатывание, раскатывание, сплющивание;

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;

― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

Приемы выполнения аппликации из бумаги:

― приемы работы ножницами;

― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над,  под, справа от …, слева от …, посередине;

― приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.

― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером):

― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).

― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);

― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);

― штрихование внутри контурного изображения: приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки); правила штрихования;

Приемы работы красками:

― приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;

― приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;

приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

― правила обведения шаблонов;

― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.

Обучение композиционной деятельности

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «узор», «орнамент», «аппликация» и т.п. 

Разнообразие форм предметного мира.  Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам.

Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, по содержанию: геометрический, растительный. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю.

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.  

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок

Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь».

Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.

Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.

Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью.

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.  

Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:

«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».

«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусства.

«Как и о чем создаются картины» портрет, натюрморт,. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие, человека, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А Саврасов, И .Остроухова,  А. М. Сарьян, П. Сезан, и т.д.

«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения

«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека  предметов быта, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, жостовская роспись и т.д.)

 VII. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности. 

Для реализации цели и задач обучения детей с нарушениями интеллекта  изобразительному искусству используют следующие материалы:

7.1.УМК:

1.Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с нарушениями интеллекта    

МБОУ «Партизанская  средняя  общеобразовательная  школа  им. П.П. Петрова»    

2.Поэтический образ природы в детском рисунке. Л.В. Компанцева. Москва. Просвещение. 1985 год.

3.Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре. Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. Москва. Просвещение. 1992 год.

4.Пособие для учителей «Изобразительное искусство.» Т.Я. Шпикалова. Москва. Просвещение. 1981 год.

5.Мой помощник –карандаш. С. Гаврина. Издательство Академия развития. Ярославль. 2005 год.

6.Учимся рисовать. Издательство «Розовый слон». Москва. 2000 г.

7.Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать С.Е. Гаврилина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, Ярославль 2005 г.  

7.2. Натуральные предметы и объекты:  гербарии; коллекции насекомых;  комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

7.3. Печатные  пособия; таблицы; рисунки детей,  копии картин художников;

7. 4. Раздаточный материал: линейки – трафареты, геометрические фигуры и т..д;

7.5.  Предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни.

7. 6.Технические средства обучения: классная доска с набором магнитов  для крепления таблиц, магнитная доска,  ноутбук, мультимедийный проектор.

7. 7. Игры и игрушки: 

Настольные развивающие игры.

Конструкторы. Мозаика.  Лото. Игры- путешествия. Игрушки (кукла, мяч, машинка, барабан, детская мебель,  посуда и т.д.)

7. 8. Учебные предметы:

Альбомы, кисти, акварельные краски, гуашь, наборы цветных и простых карандашей, точилка, ластик, банка для воды, фломастеры, подставка для кисти.

                                                                                                        

6. 2. Календарно-тематическое планирование уроков                                                                                                                                                                    ИЗО   2 класс     32 часа в год  – 1 час  в  неделю                                                                                                                                                                      (предмет) (класс) (кол-во учебных часов в неделю, год)

Календарные срокисроки

дарные сроки

№ п/п в теме

Темы уроков

Виды деятельности

уч-ся

Планируемые результаты

сроки

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

УУД

1

Рисование с натуры овощей. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

Слушать учителя,                                             рассматривать иллюстрации,            рисовать с натуры,                                          рисовать от руки геометрические формы,

проводить осевые линии,  раскрашивать,                     наносить клей на поверхность, наклеивать,                                 вырезать,                                        лепить,                                     составлять композицию, узор.

                                                                           

 

Рисовать от руки предметы,

проводить осевые линии, раскрашивать,   рассматривать иллюстрации

проводить линии в нужных направлениях;                          рисовать квадрат,                 проводить осевые линии, раскрашивать,                                    рисовать с натуры                              наносить клей на поверхность, наклеивать,                                 вырезать,                                                                            составлять композицию, узор

Рассматривать предметы,   работать по инструкции,               рисовать с натуры,

 рисовать предметы округлой формы,

 называть в иллюстрациях персонажей народных сказок, раскрашивать,                                      рисовать предмет овальной формы,                                               отвечать на вопросы,                               лепить,                                                         наносить клей на поверхность, наклеивать,                                 вырезать,                              раскрашивать                                                                          

Слушать учителя,                                            рисовать несложные предметы из различных геометрических форм,                                 раскрашивать по инструкции, наносить клей на поверхность, наклеивать,                                 вырезать,                                       составлять узор,                               отвечать на вопросы                                                                                                

Овощи.                    Фрукты.                   Грибы.                     Ягоды.                     Листья.                           Рыба                      Водоросли.               Водоём                         Клей.                  Поверхность                Квадрат.               Рисование с натуры.    Линия.                      Осевые линии.                   Опорные точки. Элементы в полосе. Лепка.             Аппликация.          Орнамент.               Красота.                 Природа                          Осень.                       Признаки осени. Расположение предметов.                    Образец. Труд.

Прямоугольник                      Линия.                                   Школьные принадлежности.                      Узор.                          Прямоугольная форма. Геометрический орнамент.          Декоративное рисование. Городецкая  роспись.              Ель.                                           Ветка.                           Ёлочные  украшения. Новый год.                             Рисунок.                            Квадрат.                                   Осевые линии                           Узор.                             Аппликация.                      Красота.                                Семья

Рисование с натуры

Украшение.                         Узор

Величина .                                Круг.                                            Зима.                                      Признаки зимы.           Снеговик

Овал.                        Водоросли.                     Рыбки.                                   Полхово – майданские изделия.                 Косынка.           Треугольник                                                 Общение.

Дорожный знак. Восклицательный знак.

Круг.

Квадрат.                   Добро.                        

Узор.                                  Полоса.

Открытка. гражданственность

Треугольник. Прямоугольник.               Дом.                            Квадрат.                    Круг.                       Воздушные шары.                         Флажок.                     Праздник.

Аппликация.

Семья.

Природа.                 Человечество. Гражданственность.

Л. осознаёт себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением, одноклассником, другом.  Положительно относиться  к окружающей действительности  Учебная мотивация. Умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование)

П. Делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на наглядном материале. Выделяет существенные признаки, общие и отличительные  свойства предметов. Умеет обводить, раскрашивать, рисовать.                                 К. Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс).  Слушает и понимает инструкцию  к учебному заданию в разных видах деятельности                                                      Р. Входит и выходит из учебного помещения со звонком. Ориентируется в пространстве класса.  Работает с учебными принадлежностями. Принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе.    

Л. осознаёт себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением, одноклассником, другом.  Положительно относиться  к окружающей действительности  Учебная мотивация. Умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование

П. Делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на наглядном материале. Выделяет существенные признаки, общие и отличительные  свойства предметов. Умеет обводить, раскрашивать, рисовать.                                 К. Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс).  Слушает и понимает инструкцию  к учебному заданию в разных видах деятельности                                                      Р. Входит и выходит из учебного помещения со звонком. Ориентируется в пространстве класса.  Работает с учебными принадлежностями. Передвигается по школе, находит свой класс, другие необходимые помещения. Принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе.      

 Л. осознаёт себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением, одноклассником, другом.  Положительно относиться  к окружающей действительности  Учебная мотивация. Умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование

П. Делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на наглядном материале. Выделяет существенные признаки, общие и отличительные  свойства предметов. Умеет обводить, раскрашивать, рисовать.                                 К. Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс).  Слушает и понимает инструкцию  к учебному заданию в разных видах деятельности                                                      Р. Входит и выходит из учебного помещения со звонком. Ориентируется в пространстве класса.  Работает с учебными принадлежностями. Передвигается по школе, находит свой  класс, другие необходимые помещения.

Принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе.                                                                                  

Л. осознаёт себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением, одноклассником, другом.   Умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование

П. Делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на наглядном материале. Выделяет существенные признаки, общие и отличительные  свойства предметов. Умеет обводить, раскрашивать, рисовать.                                 К. Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс).  Слушает и понимает инструкцию  к учебному заданию в разных видах

деятельности

учебному заданию в разных видах деятельности                                                      Р. Входит и выходит из учебного помещения со звонком. Ориентируется в пространстве класса.  Работает с учебными принадлежностями. Передвигается по школе, находит свой класс, другие необходимые помещения. Принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе.                                                        

2

Рисование с натуры фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

3

Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор).

4

Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).

5

Самостоятельное составление учащимися узора в полосе из геометрических фигур (аппликация)

ггеометрических(аппликация)

6

Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить цветными карандашами.)

7

Рисование в квадрате узора из веточек с

листочками (на осевых линиях).

8

Рисование на тему: «Деревья осенью.»

Рассматривание иллюстраций в детских' 'книжках

9

Аппликация на тему «Деревья осенью»

10

Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (например: папка, линейка, треугольник чертёжный).

11

Декоративное рисование - узор из цветов для коврика прямоугольной формы.

12

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу).

13

Декоративное рисование - орнамент в квадрате. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Знакомство с городецкой росписью.

14

Рисование на тему: «Веточка с ёлочными игрушками.»

15

Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).

16

Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

17

Рисование с натуры праздничных флажков.

18

Рисование с натуры ёлочных украшений.

19

Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера)

20

Рисование на тему: «Снеговик»

21

Беседа по картинам. Рисование с натуры игрушки - рыбки.

22

Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с полхов – майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.

23

Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка).

24

Декоративное рисование - узор в полосе для

косынки треугольной формы (треугольник  -  готовая форма).

Аппликация. «Украсим косынку»

25

Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность» (равносторонний треугольник жёлтого цвета с чёрным восклицательным знаком и красной полосой по краям).

26

Рисование узора в круге - расписная тарелка (круг- готовая форма).

27

Рисование  несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы (домик -квадрат и треугольник, тележка -прямоугольник и два круга)

28

Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем.

29

Декоративное оформление открытки «Ракета летит».

30

Рисование несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы (скворечник - прямоугольник и треугольник.)

31

Узор из цветов в круге (круг- готовая форма)

32

Узор  из  цветов  и  листьев в  полосе

33

Рисование  с  натуры  игрушки   пирамидки.       пирамидки,.Ммяча

Творческая работа по итогам года

 

                       6.2. 2. Приложение по предмету «ИЗО» (2 класс)

         № п/п

№ урока п/п

                              Тема урока

                       Сроки

1

        34

Творческая работа по итогам  года

       

Итого:                                                                                                                                                                                                                                           1 ч.