АОП по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся 4 класса с ОВЗ
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) на тему

Кузнецова Алла Валерьевна

Программа  обучения  по предмету  "Изобразительное  искусство" для  учащихся  4 класса с  ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Партизанская средняя общеобразовательная школа имени П.П. Петрова».        

                                                                        Согласовано:               Утверждаю:

Рассмотрено на заседании                         Зам. директора по УВР        директор школы

ШМО начальных классов                    _____________О.С. Бутраменко               ___________________Н.И. Христюк.

№________от_______________        

Руководитель ШМО                     «___» ________________2016 г.        «___» ________________2016 г

______________ Г.А. Дегтярева

                                                     

Рабочая программа по изобразительному  искусству

по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

  обучающихся с лёгкой умственной отсталостью  для 4 класса

                                                                                                     Учитель: Кузнецова Алла Валерьевна

2016-2017 учебный  год

I.Пояснительная записка

      В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи   образования:

- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

-индивидуальный прогресс  в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально – ценностного отношения к миру.

    Одной из важнейших задач в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности  закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности( как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний миро учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир. Учитель на уроках «Изобразительного искусства» обучает  детей рисованию, эстетически развивает младших школьников, воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно – образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.

   Теория искусства изучается с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально. Все четыре года учёбы детям даётся подробный анализ всех творческих проектов и даются задания, которые позволяют учителю выбирать такие задания, соответствующие уровню класса.

II. Общая характеристика учебного предмета

   Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами предмета изобразительного искусства.

   Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально – образным мышлением и восприятием красоты  мира.

   Перед педагогами встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои  чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

Особенности урока

1.Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.

   Авторы исходят   из того, что объёмы знаний ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения предмета информации нужно максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.

2. Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.

    Основной способ получения знаний – деятельностный  подход.

   Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

   В результате изучения предполагаемого предмета у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоциональнообразное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

3.Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

   Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание предмета изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.

4. Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения  конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть  поздравительные открытки, калеyдари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.

5. Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей продуктивно работать в группе.

                                                                          Основные цели предмета.

  1. Воспитание культуры  личности, формирование интереса к искусству как  части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
  2. Воспитание в детях эстетического чувства.
  3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
  4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
  5. Развитие воображения и зрительной памяти.
  6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
  7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
  8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений(ключевых компетенций) в проектной деятельности.

                                                       Основные задачи предмета:

В соответствии с поставленными целями в классе решаются следующие задачи:

  1. Расширение художественно – эстетического кругозора;
  2. Воспитание зрительской культуры, умения видеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства.
  3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры.
  4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.
  5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики.
  6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.
  7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа.

Деятельностно – практический подход к обучению реализуется через урок, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В предмете осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, развитием речи.

   Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего предмета и может быть алгоритмом для знакомства с культурой других регионов.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «Изобразительное искусство» изучается с 1-го по 4 класс  по одному часу в неделю Общий объём учебного времени составляет– 136 часов.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства  необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

                                              V. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета ИЗО в начальной  школе.

                                                                                      Личностные результаты освоения предмета ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д)овладение различными приёмами и техниками изобразительных задач;

е)воспитание готовности к отставанию своего эстетического идеала;

ж)отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

                                                                                           Предметные результаты:

а)сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;

б)ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в)ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

г)получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ(цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультикапликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

                                                                                           Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения предмета обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения предмета «Изобразительного искусства» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УДД).

                                                                                               Регулятивные УДД

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности  класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

                                                                                                Познавательные УДД

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства;

- преобразовать информацию из одной формы в другую на основе алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

                                                                                                  Коммуникативные УДД

- уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а)донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме(на уровне одного предложения или небольшого текста);

- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;

- учиться согласованно работать в группе:

а)учиться планировать работу в группе;

б)учиться распределять работу между участниками проекта;

в)понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе(лидера, исполнителя, критика).

     VI. Содержание учебного предмета

 Рабочая  программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе адаптированной  образовательной программы начального общего образования  МБОУ «Партизанская   средняя  общеобразовательная школа   имени  П.П.Петрова» , программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой для учащихся 1-4 классов. 2013 г.

      Рабочая программа  рассчитана на 4 года  обучения для детей с легкой степенью умственной отсталости. Преподавание ведется   с 1 по 4 класс 1 раз в неделю, в соответствии с количеством учебных часов, отведенных  учебным планом школы. Обучение детей с умеренной умственной отсталостью осуществляется по индивидуальным программам.

   Целью данной программы является формирование навыков  детей рисовать, передавая в рисунке соотношение ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.  

Задачи:

- закрепить умения различать цвета, определять форму предмета;

- формировать умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

- содействовать развитию у уч-ся аналитико-синтетической деятельности, умение сравнивать и обобщать;

- формировать умения ориентироваться планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;

- дать уч-ся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

- знакомить уч-ся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства,

- воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

развивать у уч-ся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

   Для решения этих задач предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

   Принципы отбора содержания программы основаны на комплексном подходе, который направлен на решение взаимосвязанных задач по развитию умений выполнять инструкции учителя, проводить разнообразные линии, называть и дифференцировать цвета, с помощью трафарета рисовать и раскрашивать, выделять форму и величину предметов  . Решению коррекционных  и воспитательных задач способствуют принципы концентричности, когда учитель многократно возвращается к известным сведениям и умениям детей, благодаря чему совершенствуются процессы восприятия, памяти, мышления.

   Программа выстроена по принципу от простого к сложному, от рисования прямых дорожек, до рисования предметов с натуры, разнообразных пейзажей.

В 1 классе необходимо  провести подготовительные занятия. Подготовительные упражнения  помогают осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учат различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину , верхний, нижний, правый и левый края; также подготовительные упражнения развивают моторику руки, формируют графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение). Учащиеся учатся различать цвета: красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, белый, черный; раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов, не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.

   Не все уч-ся в классе могут через рисунок показать свойства и отношения предметов. Поэтому здесь важно показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, сформировать навыки работы с материалами и инструментами, прививать интерес к рисованию. На этом этапе обучения, используем разнообразный игровой и графический материал, проводим работу, направленную на развитие у уч-ся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств(формы, величины, цвета, количества деталей и их положения), на формирование представлений. На уроках рисования уделяем большое внимание совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Занятия проводим в игровой форме. Игры и упражнения на каждом уроке заканчиваем графическими действиями уч-ся, выполнением простых рисунков. После подготовки  переходим к рисованию сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся. На уроках декоративного рисования знакомим детей с образцами декоративно-прикладного искусства. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве помогают формированию в определённой степени у уч-ся эстетического вкуса. Основная задача обучению рисованию с натуры - научить уч-ся рисовать, передавая в рисунке соотношение ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов, но не у каждого уч-ся в классе получается всегда правильно рисовать с натуры и передавать части предмета, поэтому при рисовании с натуры учим сравнивать свой рисунок с натурой, а также отдельные части рисунка между собой. Учим детей применять среднюю(осевую) линию. Дети при рисовании затрудняются передавать соотношение величин, не учитывают уменьшение предметов и загораживание одних предметов другими.

    При рисовании на тему перед уч-ся ставим простейшие изобразительные задачи: правильно передать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими,  передать в рисунке какую-либо тему ребёнок должен сосредоточить свои усилия на формирование у них замысла, активизации зрительных образов. После  объяснения уч-ся рассказывают, что будут рисовать и в какой последовательности. Проводим беседы об искусстве - это важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. Занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров(игрушек), репродукций художественных произведений, а также иллюстраций в детских книгах. У большинства учащих ся  речь слабо развита, поэтому для бесед на уроке необходимо уделять  5-15 минут.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 класса.

Учащиеся должны уметь:

- организовывать свое рабочее место;

- правильно сидеть за партой;                      

- правильно держать альбом для рисования и карандаш;

- выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

- обводить карандашом шаблоны несложной формы;

- соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные;

- различать цвета, называть их;

- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направления штрихов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 класса.

Учащиеся должны уметь:

- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией

учителя;

- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;

- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и

равномерный характер нажима на карандаш;

- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре;

- различать и знать названия цветов;

- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально - эстетическое отношение к ним.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 класса.

Учащиеся должны уметь:

- правильно располагать лист бумаги ( по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

- самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

- правильно распределять величину изображения в зависимости от размеров листа бумаги;

- делить лист на глаз на две и четыре равные части;

- анализировать с помощью учителя строение предмета;

- изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

- рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате ( по образцу);

- в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;

- различать и называть цвета и их оттенки;

- узнавать в иллюстрациях книг и картинок признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства; - анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4 класса:

Учащиеся должны уметь:

- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

- передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

- использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

- передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

- пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

- анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);

- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

- рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

                                                           Содержание по предмету: «Изобразительное искусство». 1класс.

   В первом полугодии осуществляется сенсорное воспитание первоклассников и проводятся подготовительные упражнения: в этот период  необходимо  учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал.

Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения.

Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый.

Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.

Второе полугодие  предполагает такие разделы как:  

- декоративное рисование, где у учащихся вырабатываются  умения свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.

- рисование с натуры, формирует у учащихся  умения различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.

 - рисование на темы,  предполагает  учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький),; отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.

- беседы об изобразительном искусстве  - формируют  у детей  умения узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

                                                                                                           2 класс.

                                                                                                 Декоративное рисование.

Учить детей проводить от руки прямые линии(вертикальные, горизонтальные, наклонные) , делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый  цвета.

                                                                                                    Рисование с натуры.

Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы  квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путём расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

                                                                                                        Рисование на темы.

Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения  предметов и их частей(сверху, снизу, рядом, около).

                                                                                                        Беседы об изобразительном искусстве.

Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображённых на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета. Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста(иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачёва, Е. Чарушина и др.)

                                                                                                                         3 класс.

                                                                                         Декоративное раскрашивание.

Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора(повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

                                                                                             Рисование с натуры.

Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю(осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и тёмный оттенки цвета.

                                                                                             Рисование на темы.

Учить детей соединять  в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать  изображения в определённом порядке(ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

                                                                                               Беседы об изобразительном искусстве.

Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные  признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них  умение видеть красоту природы в различные времена года.

                                                                                                       4 класс.                                                                                                                                            

                                                                                                 Рисование с натуры.

Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объёмные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объёмную форму элементарной светотенью.

                                                                                                  Декоративное рисование.

Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

                                                                                                     Рисование на темы.

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать  в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по предмету «Изобразительная деятельность».

Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.

Оценка «4» -выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении  работы.

Оценка «3» - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы   (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.

Оценка «2» - выставляется ученику, если рисунок выполнен неаккуратно, небрежно.

Оценка «1» - выставляется ученику, который отказывается от учебной деятельности.

                                           

7.1 .Календарно-тематическое планирование уроков

                                                 изобразительного искусства             ___4____                34 часа – 1час в неделю

                                                         (предмет)                                             (класс)              (кол – во часов в неделю1,     34ч. в  год)

Календарные сроки

№ п/п

Тема урока

Виды

деятельности учащихся

Планируемые результаты

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

УДД

1

Рисование с натуры овощей, фруктов.

Отгадывать загадки об овощах и фруктах. Классифицировать предметные картинки  на овощи и фрукты. Рисовать с натуры овощи и фрукты. Называть форму и названия простых геометрических фигур: шар,  квадрат, круг, треугольник. Узнавать геометрические фигуры в предметах. Передавать цвета и оттенки. Пользоваться акварельными красками.

«Рисование с натуры» шар,  квадрат, круг, треугольник , овощи, фрукты, цвет, оттенок.

Входить и выходить из учебного помещения со звонком.

Адекватно использоватьритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать

2

Рисование с натуры листа дерева.

Отгадывать загадки о деревьях.  Находить дерево по заданному листу. Рисовать с натуры лист дерева. Располагать рисунок на листе,  делать набросок, передавать форму и цвет.

«Рисование с натуры»,

набросок

3

Рисование с натуры ветки рябины.

4

Составление узора в квадрате из растительных форм.

 Последовательно выполнять построение орнаментов в  квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, подбирать гармоничное сочетание цветов.

Узор. Орнамент.

Симметрично.

Растительные элементы.

5

Беседа по картинкам на тему: «Мы растём на смену старшим». Сюжетное рисование.

Располагать сюжет на листе, соблюдая пропорции. Подбирать цветовое решение. Пользоваться цветными карандашами.

Сюжет.

6

Рисование геометрического орнамента– крышка

для столика квадратной формы.

Последовательно выполнять построение орнаментов в  квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, подбирать гармоничное сочетание цветов.

Геометрический орнамент. Узор. Квадратная форма. Симметрия.

7

 Беседа «Декоративно – прикладное искусство» рисование  Богородской  игрушки.

знакомиться с разнообразием форм в природе; ролью и значением декоративно– прикладного искусства в жизни человека

выполнять рисунок по желанию на данную тему.

Декоративно – прикладное искусство», Богородская игрушка

8

Рисование на тему «Сказочная избушка».

Составлять и выполнять простейшие узоры. Находить на сюжетных картинках сказочные домики, определять и х особенность, сравнивая с другими домами. Украшать узором наличники и ставни.

орнамент, узор, стилизация, наличник, ставня.

свои действия и действия одноклассников.

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками;договариваться, обращаться за помощью ипринимать помощь, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение.

Договариваться с одноклассниками: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Проговаривать последователь-

ность действий на уроке. Работать по предложенному учителем плану.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

Пользоваться языком изобразительного искусства

Слушать и понимать высказывания собеседников.

9

Рисование с натуры предметов

цилиндрической формы

(кружка, кастрюля), передача объёма светотенью.

 Изображать объёмные предметы  цилиндрической  формы,  правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке  форму предмета, пропорции и свет его частей; пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения данных предметов.

Цилиндрическая форма. Светотень. Посуда. Кастрюля. Кружка. Осевая линия.

10

Беседа на тему: «Золотая хохлома». Рисование элементов хохломской росписи на готовых формах.

Знакомиться с названиями  промысла и основными элементами орнамента. Выполнять элементы хохломской росписи, используя различные способы и приёмы рисования кистью.

«Золотая хохлома». Роспись.

11

Рисование на тему: «Моя любимая игрушка»

 Отгадывать загадки о игрушках. Правильно располагать предмет на листе бумаги, анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей).

правильно располагать предмет на листе бумаги, анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей).

Игрушка. Автобус. Грузовик. Фургон. Городской транспорт.

12

Рисование с натуры игрушки автобуса.

13

Рисование с натуры игрушки грузовика (фургона).

14

Рисование на тему: «Городской транспорт».

15

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

 Последовательно выполнять построение орнаментов в  квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, точно передавать орнамент.

Геометрический орнамент. Квадрат

16

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

последовательно выполнять построение орнаментов в круге, располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в подбирать гармоничное сочетание цветов.

Декоративное рисование. Тарелка.

17

Декоративное рисование панно «Снежинки».

Отгадывать загадки  о зимнем времени года. Правильно держать кисточку при рисовании снежинки; аккуратно работать гуашью по тонированной бумаге, пользоваться осевыми линиями при построении рисунка.

Панно. Снежинки. Узор.

18

Беседа по картинкам на тему: «Кончил дело – гуляй смело».

 Сюжетное рисование.

Рассматривать репродукции художественных произведений. располагать сюжет на листе, соблюдая пропорции. Определять смысл пословицы. Подбирать цветовое решение. Пользоваться цветными карандашами.

Сюжет. Художественное произведение. Пословица.

19

Рисование с натуры предмета симметричной формы

(вымпел с изображением ракеты).

 изображать объёмные предметы прямоугольной, цилиндрической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции его частей.  Пользоваться осевыми линиями при построении рисунка.  Делать наброски простым карандашом рисовать прямые линии.

Вымпел. Ракета. Пирамидка. Стаканчик.

20

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

21

Рисование с натуры бумажного стаканчика.

22

Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (бульдозер или подъёмный кран, экскаватор).

 Отгадывать загадки о транспорте. Правильно располагать предмет на листе бумаги, анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей). рисовать соблюдая пропорции.

Бульдозер, подъёмный кран, экскаватор.

23

Декоративное рисование листка отрывного календаря

 к празднику 8 Марта.

 последовательно  располагать узор рисунок симметрично, заполняя середину, углы, края;  подбирать гармоничное сочетание цветов

Праздник. 8 Марта.

24

Рисование скворечника с натуры.

 

Отгадывать загадки. Изображать объёмные предметы прямоугольной,  правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; делать наброски простым карандашом, рисовать прямые линии.

Перелётные птицы. Скворец, скворчиха, скворчонок. Скворечник.

25

Рассматривание иллюстраций, картины о весне (Март. Первая зелень. Мартовское солнце). Сюжетное рисование.

Рассматривать иллюстрацию Находить отличительные особенности весны. Определять главные объекты, пропорцию предметов. Наблюдать и выполнять  цветовое решение

Картины. Сюжет.

26

Рисование на тему: «Пришла весна».

Отгадывать загадки о весне. Выбирать сюжет рисунка; правильно выполнять композицию рисунка; передавать, основной цвет, пространственное положение предметов; правильно смешивать краски.

Время года. Весна.

27

Рисование с натуры постройки из элементов строительного

материала.

 Рисовать с натуры. Располагать на листе, соблюдать пропорции. Анализировать объект: определять форму, величину составных частей.

Элемент строительного материала.

28

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

Составлять и выполнять простейшие узоры в круге из растительного орнамента. Находить гармоничное цветовое решение.

Декоративное рисование. Узор. Ягоды. Листья.

29

Рисование на тему: «Космические корабли в полёте».

Правильно располагать предмет на листе бумаги, анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей). Рисовать соблюдая пропорции

Космос. Полёт. Космический корабль.

Настенные часы.

30

Рисование с натуры настенных часов прямоугольной формы.

31

Рисование с натуры  столярных

инструментов.

Анализировать объект изображения (определяют форму, цвет и величину составных частей);  определять   величину рисунка по отношению к листу бумаги и располагать на листе.

Слушать учителя. Задавать вопросы о русском народном  творчестве.

Столярные инструменты. Настольная лампа. Зонт.

32

Рисование с натуры предмета симметричной формы

(настольная лампа).

33

Рисование с натуры предмета симметричной формы  (раскрытый зонт).

34

Рисование сюжетного рисунка (цветы, бабочки).

 Отгадывать загадки. Рисовать правильно подбирая  пропорции относительно листа бумаги. Подбирать гармоничное сочетание цветов.

Луг. Поляна. Лес. Цветы. Бабочки. Сюжет.