Использование нетрадиционных технологий на уроках изобразительного искусства
материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Прокофьева Елена Николаевна

Применение нетрадиционных форм обучения на уроках изобразительного искусства на примере бумажного моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_tehnologii.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Прокофьева Елена Николаевна

Учитель ИЗО и технологии

МБОУ СОШ №20

Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

       Художественная деятельность приносит много радости маленькому человеку, потребность в рисовании заложен на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его.  Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Цель работы:

  • применение нетрадиционных форм обучения на уроках изобразительного искусства на примере бумажного моделирования

Задачи:

  • Обучение учащихся с помощью применения нетрадиционных форм обучения;
  • Разработка мастер-класса с нетрадиционной формой обучения на примере бумажного моделирования «Новогодний декор».

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.

Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента.

Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определятся самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает к творческим поискам и решениям;
  • Учит работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  • Получение эстетического удовольствия.

Проводя уроки художественного цикла (изобразительное искусство, курс технологии или внеурочная деятельность) использую тематические мастер-классы, считая важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса. Данная форма проведения занятий позволяет объяснить обучающимся материал более доступно. На  примере поделки «Дом моей мечты», я бы хотела познакомить с еще одной нетрадиционной техникой работы с бумагой. Технику бумажного моделирования можно применять при изготовлении новогоднего декора, поделок, игрушек и другие композиции.

Для этого нам понадобятся: ПВА; серая туалетная бумага; при необходимости – кисть для клея; основа для поделки (либо картон, либо плотная бумага), гуашь (любая доступная краска соотносящаяся с поделкой, т.е. если поделка будет находится на улице, то краску необходимо подбирать ту, которая не смоется под воздействием погодных условий, соответственно, если это ёлочная игрушка, которая будет находится только дома, то гуашь вполне подходящая краска) (приложение 1).

В данной работе формируются компетенции:

  • Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученныеv знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
  • Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
  • Информационная компетентность – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
  • Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

- Психолого-педагогическая компетентность:

  • владение базовыми психолого-педагогическими знаниями и умениями, обусловливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач;
  • умение выявлять индивидуальные способности учеников и строить образовательный процесс с их учетом;
  • умение выявлять пробелы в знаниях и умениях учеников, реализовать индивидуальные способы работы по ликвидации пробелов;
  • умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учениками, коллегами, родителями;
  • умение создавать благоприятный микроклимат в педагогическом коллективе.

- Методическая компетентность:

  • умение планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал;
  • умение организовывать различные формы занятий;
  • умение реализовывать деятельностный подход к обучению и умение организовать учебную работу учеников;
  • умение применять инновационные технологии обучения;
  • квалифицированное применение здоровьесберегающих технологий обучения;
  • умение использовать приемы педагогической техники при формировании ключевых компетенций учеников;
  • умение организовывать самостоятельную работу на уроках и во внеурочной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках изобразительного искусства

Использование современных коммуникационно- информационных технологий является одним из путей повышения качества образовательного процесса . В работе представлены теоретические материаля и преведены пр...

Использование информационных технологий на уроках изобразительного искусства

Использование современных коммуникационно- информационных технологий является одним из путей повышения качества образовательного процесса   В работе представлен теоретический материал и прев...

Статья по изобразительному искусству «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства ».

 Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку....

Использование инновационных технологий на уроках изобразительных искусств

Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя. Введение  в  учебно-воспитательный  процесс современных технологий обу...

"Организация проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках изобразительного искусства"

В данной работе представлен опыт работы при организации проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках изобразительного искусства.Обучающиеся участвуют в подготов...

Выступление на МО по теме "Использование игровых технологий на уроках изобразительного искусства"

Игровые технологии являются одним из видов педагогических технологий, методом обучения в которых является игра....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроке изобразительного искусства

Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.  Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение эт...