Описание и анализ памятников искусства
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Коротков Евгений Юрьевич

Для преподавателей специальности "Дизайн"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_i_analiz.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Описание и анализ памятников искусства

Описание и анализ памятников архитектуры

1. Художественный язык архитектуры.

Архитектура как вид искусства. Понятие «художественная архитектура». Художественный образ в архитектуре. Художественный язык архитектуры: понятие о таких средствах художественной выразительности как линия, плоскость, пространство, масса, ритм (аритмия), симметрия (асимметрия). Канонические и символические элементы в архитектуре. Понятие о плане здания, экстерьере, интерьере. Стиль в архитектуре.

2. Основные типы архитектурных сооружений

Памятники градостроительного искусства: исторические города, их части, участки древней планировки; архитектурные комплексы, ансамбли. Памятники жилой архитектуры (усадьбы купеческие, дворянские, крестьянские, доходные дома и т.п.) Памятники гражданской общественной  архитектуры: театры, библиотеки, больницы, учебные здания, административные здания, вокзалы и др.  Культовые памятники: храмы, часовни, монастыри. Оборонное зодчество: остроги, башни крепостные и др. Памятники промышленной архитектуры: заводские комплексы, корпуса, кузницы и др.

Садово-парковые памятники, садово-ландшафтное искусство: сады и парки.

3. Описание и анализ архитектyрного памятника

План здания, строительный материал, композиция внешнего объема. Описание уличного и дворового фасада, дверных и оконных проемов, балконов, декоративного убранства экстерьера и интерьера. Вывод о стиле и художественных достоинствах архитектурного памятника, его месте  в историко-архитектурном наследии города, села, региона.

МЕТОДЫ МОНОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ

1. Анализ конструктивных и тектонических систем предполагает:

а) графическое выявление на перспективных или ортогональных проекциях памятника его конструктивной основы (например, нанесение пунктиром очертаний сводов и куполов, "проявление" на фасаде внутренней структуры, своего рода, "совмещение" фасада с разрезом, штриховку поверхностей на разрезах с целью прояснения структуры интерьера и т.д.)

б) выяснение степени близости и взаимосвязанности конструктивных элементов и соответствующих тектонических архитектурных форм (например, выделение на разрезах подпружных арок, сводов и определение, их влияния на формы закомар, кокошников, трехлопастных арок и т.д.)

в) составление тех или иных тектонических схем памятника (например, схема сводчатого покрытия травей готического собора или схема-"слепок" внутреннего пространства бесстолпного храма - в аксонометрии и т.д.);

2. Анализ соразмерностей и пропорций проводится, как правило, в ортогональных проекциях и складывается из двух моментов:

а) поиски кратных соотношений (например, 2:3, 4:5 и т.д.) между основными размерными параметрами памятника, с учетом того, что эти соразмерности в свое время могли быть использованы при строительстве для откладывания в натуре необходимых величин. При этом многократно встречающиеся в памятнике размерные величины (модули) следует сопоставить с историческими мерами длины (футами, саженями и т.д.);

б) поиски более или менее постоянной геометрической связи размеров основных форм и членений памятника на основе закономерных отношений элементов простейших геометрических фигур (квадрат, двойной квадрат, равносторонний треугольник и т.д.) и их производных. Выявленные пропорциональные соотношения не должны противоречить логике построения тектонических форм памятника и очевидной последовательности возведения его отдельных частей. Анализ может завершиться увязкой размеров исходной геометрической фигуры (например, квадрата) с модулем и с историческими мерами длины.

В учебном упражнении не следует стремиться к выявлению слишком большого количества соотношений, гораздо важнее обратить внимание на качество выделенных соразмерностей и пропорций, т.е. на их композиционную значимость, на их связь с размерными отношениями основных тектонических членений объемов и на возможность их использования в процессе возведения памятника.

3. Анализ метро-ритмических закономерностей может проводиться как на ортогональных чертежах, так и на перспективных изображениях памятника (рисунках, фотоснимках, слайдах и т.д.). Сущность метода сводится к графическому подчеркиванию (линией, тоном, штриховкой или цветом) на любом изображении памятника метрических и ритмических рядов форм как по вертикали, так и по горизонтали. Выделенные таким образом метрические ряды (например, колоннады, оконные проемы, раскреповки карнизов и т.п.) и ритмические ряды (например, убывающие по высоте ярусы, изменяющиеся пролеты арок и т.п.) позволяют выявить "статичность" или "динамичность" архитектурной композиции данного памятника. При этом, выяснение закономерности изменения членов ритмического ряда форм тесно соприкасается с анализом пропорций. В результате исследования составляются условные схемы, отражающие особенности построения метро-ритмических рядов форм данного памятника архитектуры.

4. Графическая реконструкция позволяет воссоздать утраченный облик памятника на любом этапе его исторического существования. Реконструкция выполняется либо в виде ортогонального чертежа (план, фасад), когда имеется соответствующая подоснова, либо в форме перспективного изображения, сделанного по рисунку с натуры или фотоснимку (слайду). В качестве источника для реконструкции следует использовать опубликованные старинные изображения памятника, различного рода исторические описания, а также материалы по аналогичным памятникам той же эпохи.

Студенту в учебных целях предлагается сделать лишь эскизную реконструкцию, только в общих чертах передавшую характер первоначального или измененного облика памятника.

В ряде случаев студент может ограничиться сопоставлением вариантов реконструкции одного и того же памятника, выполненных различными исследователями. Но тогда необходимо дать этим вариантам обоснованную оценку и выделить наиболее вероятный из них. Свой выбор студент должен графически обосновать изображением аналогичных памятников или их фрагментов.

Особый вид реконструкции - воссоздание первоначальной и впоследствии утраченной окраски памятника - выполняется на основе ортогональных фасадов или перспективных изображений с возможным включением исторического градостроительного окружения.

При выполнении задания по графической реконструкции может быть широко использован способ дорисовки и фотомонтажа.

5. Построение архитектурных картин - прием анализа памятников с развитой объемной композицией, рассчитанной на постепенное восприятие во времени, таких например, как Эрехтейон в Афинах или Покровский собор в Москве. При обходе такого памятника зритель, вследствие закрывания одних объемов другими, воспринимает множество перетекающих одно в другое перспективных изображений, которые и называют архитектурными картинами.

Задача студента - выделить качественно различные группы архитектурных картин, обозначить на плане зоны восприятия этих групп картин и проиллюстрировать каждую группу  одной, характерной, в виде перспективного рисунка или фотоснимка (слайда).

Число качественно различных картин обычно не превышает пяти-шести.

6. Анализ масштаба и масштабности  складывается из выявления масштабной роли членений архитектурного объема и графического выделения на ортогональных или перспективных изображениях памятника характерных деталей - "указателей масштаба", таких, как ступени, балюстрады и пр. Особое внимание следует обратить на роль ордера как универсального инструмента архитектурной масштабности.

МЕТОДЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ

1. Сравнение объемной композиции двух памятников проводится путем сопоставления планов, фасадов или разрезов, приведенных к общему масштабу. Очень эффективен прием наложения или совмещения планов, фасадов и разрезов; иногда при совмещении проекций двух памятников бывает полезно привести их к какому-либо общему размеру, например, к одинаковой высоте или ширине (в этом случае сравниваются также и пропорции памятников).

Возможно также сопоставление в целях сравнения перспективных изображений памятников в форме рисунков с натуры или фотографий. В этом случае рисунки или снимки должны быть сделаны в сходных ракурсах и с таких точек, откуда раскрываются характерные особенности объемно-пространственной композиции памятников. Следует проследить, чтобы по своим относительным размерам изображения памятников приблизительно соответствовали соотношениям их размеров в натуре.

При всех случаях сравнительных сопоставлений различие памятников обычно выступает яснее, чем моменты их сходства. Поэтому необходимо графически подчеркнуть то, что сближает сопоставляемые объекты, например, идентичность композиционных приемов, аналогию в сочетании объемов, схожий характер членений, расположение проемов и т.д.

Завершить сравнение можно составлением обобщенных графических схем с подчеркнутым выделением тождественных или похожих элементов.

2. Построение типологических и эволюционных рядов (в форме таблицы или картотеки). Сравнение нескольких однотипных произведений архитектуры позволяет расположить их в едином типологическом ряду, построенном на основе хронологической или региональной группировки отдельных памятников. Требования к изображениям объектов, из которых выстраивается ряд, остаются такими же, как и при сравнении двух памятников (единство масштабов ортогональных проекций, сходство ракурсов перспективных изображений и т.п.

Любой типологический ряд (например, "Шестистолпные пятиглавые соборы в русской архитектуре ХV-ХVII в.в.") содержит и фиксацию эволюционных изменений данного архитектурного типа. Поэтому четко разграничить типологические и эволюционные ряды не представляется возможным. Если в типологическом ряду главным остается выявление многообразия основного исходного типа, то в эволюционном ряду прослеживаются изменения исходного типа во времени. Эволюционные ряды иногда строятся на основе исторических изменений облика одного памятника (например, "Основные этапы эволюции облика Спасского собора Мирожского монастыря в Пскове").

Необходимым этапом построения типологических и эволюционных рядов является составление рабочей картотеки. Картотека - универсальный метод сбора и систематизации материала, и студентам необходимо научиться им пользоваться. Суть метода состоит в изготовлении бумажных карточек произвольного формата, на которых выполняют схематические зарисовки анализируемых объектов (например, планов греческих и римских жилых домов). Каждая карточка должна представлять самостоятельную законченную единицу аналитически обработанного материала и вследствие этого должна иметь кроме изображений пояснительные надписи с указанием названия объекта, места и времени его постройки, а также источника (книги, альбома, увража и т.д.). Изготовленные в достаточном количестве карточки позволяют делать разнообразные варианты раскладок, которые и помогают составить типологический или эволюционный ряд.

Описание и анализ памятников скульптуры

 1. Художественный язык скульптуры

При анализе произведений скульптуры необходимо учитывать собственные параметры скульптуры как вида искусства. Скульптура – это вид искусства, в котором реальный трёхмерный объём взаимодействует с окружающим его трёхмерным пространством. Главное в анализе скульптуры – объём, пространство и то, как они взаимодействуют. Материалы скульптуры. Виды скульптуры. Жанры скульптуры.

2. Описание и анализ произведения скульптуры.

Примерный план:

  1. Каков размер этой скульптуры? Скульптура бывает монументальная, станковая, миниатюрная. Размер влияет на то, как она взаимодействует с пространством.
  2. В каком пространстве располагалось анализируемое  произведение (в храме, на площади, в доме и т.д.)? На какую точку зрения оно было рассчитано (издали, снизу, вблизи)? Является ли оно частью архитектурного или скульптурного ансамбля или это самостоятельное произведение?
  3. Насколько рассматриваемое произведение охватывает трехмерное пространство (круглая скульптура и скульптура, связанная с архитектурой; архитектурно-скульптурная форма, горельеф; рельеф; барельеф; живописный рельеф; контррельеф)
  4. В каком материале она выполнена? Каковы особенности этого материала? Даже если Вы анализируете слепки, важно помнить, из какого материала был сделан оригинал. Сходите в залы подлинников, посмотрите, как выглядит скульптура, выполненная в интересующем вас материале. Какие особенности скульптуры продиктованы её материалом (почему для этого произведения был выбран именно этот материал)?
  5. Рассчитана ли скульптура на фиксированные точки зрения, или полностью раскрывается при круговом обходе? Сколько законченных выразительных силуэтов у этой скульптуры? Каковы эти силуэты (замкнутый, компактный, геометрически правильный или живописный, разомкнутый)? Как силуэты связаны друг с другом?
  6. Каковы пропорции (соотношения частей и целого) в данной скульптуре или скульптурной группе? Каковы пропорции человеческой фигуры?
  7. Каков рисунок скульптуры (разработка и усложнение отношений между большими композиционными блоками, ритм внутренних членений и характер разработки поверхности)? Если речь идет о рельефе – как меняется целое при смене угла зрения? Как варьируется глубина рельефа и выстроены пространственные планы, сколько их?
  8. Какова фактура скульптурной поверхности? Однородная или разная в разных частях? Гладкая или «эскизная» видны следы прикосновения инструментов, натуроподобная, условная. Как эта фактура связана со свойствами материала? Как фактура влияет на восприятие силуэта и объема скульптурной формы?
  9. Какова роль цвета в скульптуре? Как взаимодействует объем и цвет, как они влияют друг на друга?
  10. К какому жанру принадлежит эта скульптура? Для чего она предназначалась?
  11. Какова трактовка мотива (натуралистическая, условная, продиктованная каноном, продиктованная местом, занимаемым скульптурой в ее архитектурном окружении или ещё какая-то).
  12. Ощущаете ли Вы в произведении влияние каких-то других видов искусства: архитектуры, живописи?

Описание и анализ произведений живописи

1. Художественный язык живописи

Понятие живописи. Средства художественной выразительности: художественное пространство, композиция, колорит, ритм, характер красочного мазка. Материалы и техники живописи: масло, темпера, гуашь, акварель, смешанная техника и др. Живопись станковая и монументальная. Разновидности монументальной живописи: фреска, мозаика, витраж и др. Жанры живописи: портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, исторический и др.

2. Описание произведений живописи

Определение базовых параметров произведения: автор, дата создания, размер картины, формат картины: вытянутый по горизонтали или вертикали прямоугольник (возможно, со скруглённым завершением), квадрат, круг (тондо), овал.  Техника (темпера, масло, акварель и т.д.) и на какой основе (дерево, холст и т.д.) выполнена картина и др.

3. Анализ произведений живописи

Примерный план анализа:

  1.  Есть ли в картине сюжет? Что изображено? В какой среде располагаются изображённые персонажи, предметы?
  2.  На основании анализа изображения Вы можете сделать вывод о жанре. К какому жанру: портрет, пейзаж, натюрморт, обнажённая натура, бытовой, мифологический, религиозный, исторический, анималистический, — принадлежит картина?
  3.  Как Вам кажется, какую задачу решает художник – изобразительную? выразительную? Какова степень условности или натурализма изображения? Тяготеет ли условность к идеализации или к экспрессивному искажению? Как правило, с жанром связана композиция картины.
  4.  Из каких составляющих складывается композиция? Каково соотношение объекта изображения и фона / пространства на полотне картины?
  5.  Насколько близко к картинной плоскости размещены объекты изображения?
  6.  Какой угол зрения выбрал художник – сверху, снизу, вровень с изображенными объектами?
  7. Как определена позиция зрителя – вовлекается ли он во взаимодействие с изображенным на картине, или ему отводится роль отстраненного созерцателя?
  8. Можно ли назвать композицию уравновешенной, статичной, или динамичной? Если присутствует движение, как оно направлено?
  9. Как построено картинное пространство (плоскостно, неопределенно, выгорожен пространственный слой, создано глубокое пространство)? За счёт чего достигается иллюзия пространственной глубины (различие в размере изображенных фигур, показ объема предметов или архитектуры, с помощью градаций цвета)? Композиция разрабатывается средствами рисунка.
  10. Насколько выражено в картине линейное начало?
  11. Подчеркнуты или скрадены контуры, отграничивающие отдельные предметы? Какими средствами достигается этот эффект?
  12. До какой степени выражен объём объектов? Какими приёмами создаётся иллюзия объёма?
  13. Какую роль в картине играет свет? Какой он (ровный, нейтральный; контрастный, лепящий объем; мистический). Прочитывается ли источник/направление света?
  14. Читаются ли силуэты изображенных фигур / объектов? Насколько они выразительны и ценны сами по себе?
  15. Насколько детализировано (или наоборот обобщено) изображение?
  16. Передаётся ли разнообразие фактур изображённых поверхностей (кожа, ткани, металл и т.д.) ? Колорит.
  17. Какую роль играет в картине колорит (подчинён рисунку и объёму или наоборот подчиняет себе рисунок и сам выстраивает композицию).
  18. Является ли цвет просто окраской объёма или чем-то большим? Является ли он оптически достоверным или экспрессивным?
  19. В картине преобладают локальные цвета или тональный колорит?
  20. Различимы ли границы цветовых пятен ? Совпадают ли они с границами объёмов и предметов?
  21. Художник оперирует большими массами цвета или маленькими пятнами-мазками?
  22. Как написаны теплые и холодные цвета, пользуется ли художник сочетанием дополнительных цветов? Для чего он это делает? Как переданы наиболее освещенные и затенённые места?
  23. Есть ли блики, рефлексы? Как прописаны тени (глухо или прозрачно, цветные ли они)?
  24. Можно ли выделить ритмические повторы в использовании какого-либо цвета или сочетания оттенков, можно ли проследить развитие какого-либо цвета? Есть ли доминирующий цвет/ сочетание цветов?
  25. Какова фактура живописной поверхности – гладкая или пастозная? Различимы ли отдельные мазки? Если да, то какие они - мелкие или длинные, жидкой, густой или почти сухой краской нанесены?

Описание и анализ графических произведений

1. Художественный язык графики

Графика как вид изобразительного искусства. Основные средства художественной выразительности графики: линия, штрих, пятно и др. Рисунок линейный и светотеневой. Гравюра, виды гравюры: ксилография, литография, линогравюра, офорт, монотипия, акватинта и др. Станковая графика. Книжная графика. Искусство плаката, афиши. Прикладная графика.

2. Описание произведений графики

Определение базовых параметров произведения: автор, дата создания, размер листа, формат, техника.

3. Анализ произведений графики

Примерный план анализа:

1. Общее определение пространственной ситуации, характеристики изображенного пространства. Пространство - глубокое или нет, замкнутое или открытое, на каком плане сосредоточены акценты. Преобладающие (наиболее существенные для этого произведения) средства построения глубины и их использование. Например: характер линейной или воздушной перспективы (если она использована). Характеристики изображенного пространства. Целостность/ расчлененность пространства. Деление на планы, распределение внимания (выделенность тех или иных планов или равномерность восприятия). Точка зрения. Взаимодействие зрителя и изображенного пространства (этот пункт необходим, даже если нет изображения глубинного пространства).

2. Расположение, соотношение, взаимосвязи элементов на плоскости и в пространстве.

Определение типа композиции - если это возможно. В дальнейшем- уточнение: как именно этот тип композиции воплощен в данном графическом произведении ,каковы нюансы его использования. Характеристики формата (размер пропорции). Соотношение формата и композиции: изображение и его границы. Распределение масс в пределах листа. Композиционный акцент и его расположение; его соотношение с другими элементами; доминирующие направления: динамика и статика. Взаимодействие основных элементов композиции с пространственной структурой, расстановка акцентов.

3. Анализ графической техники.

4. Итог анализа - выявление принципов построения формы, ее выразительных качеств и воздействия. Исходя из формальных и выразительных качеств произведения, можно ставить вопрос о его смысле ( содержании, идее) т.е. переходить к его интерпретации. При этом необходимо учитывать сюжет( как трактован сюжет в этом произведении?), специфику изображения персонажей ( в сюжетной картине и портрете - позы, жесты, мимика, взгляд), символику ( если она имеется) и т. д., но в то же время - средства изображения и следовательно, воздействие картины. Возможно так же соотнесение выявленных индивидуальных особенностей произведения с требованиями вида и жанра, к которым оно принадлежит, с более широким художественным контекстом (творчество автора в целом: искусство эпохи, школы и т. д.). Из этого может следовать вывод о ценности и значении произведения, его месте в истории искусства.

Описание и анализ произведений декоративно-прикладного
и народного искусства

1. Виды декоративно-прикладного и народного искусства

Роспись по дереву, металлу и др. Вышивка. Ковроткачество. Ювелирное искусство. Резьба по дереву, кости. Керамика. Художественные лаки и др.

2. Описание памятников декоративно-прикладного и народного искусства

Вид декоративно-прикладного искусства. Материал. Особенности его обработки. Размеры. Назначение. Характеристика цвета, фактуры. Степень соотношения утилитарной и художественно – эстетической функций предмета.  

3. Анализ памятников декоративно-прикладного и народного искусства

Примерный план анализа

1. Для чего подобный предмет предназначен?

2. Какого его размеры?

3. Как располагается декорация предмета? Где размещаются зоны фигуративных и орнаментальных украшений? Как связано размещение изображений с формой предмета?

4. Какие типы орнаментов используются? На каких частях предмета они располагаются?

5. Где располагаются фигуративные изображения? Они занимают больше места, чем орнаментальные или являются просто одним из орнаментальных регистров?

6. Как строится регистр с фигуративными изображениями? Можно ли сказать, что здесь используются приемы свободной композиции или используется принцип рядоположенности (фигуры в одинаковых позах, минимум движения, повторяют друг друга)?

7. Как изображаются фигуры? Они подвижные, застывшие, стилизованные?

8. Как передаются детали фигур? Они выглядят более естественно или орнаментально? Какие приемы используются для передачи фигур?

9. Загляните, если возможно, внутрь предмета. Есть ли там изображение и орнаменты? Опишите их по выше приведенной схеме.

10. Какие основные и дополнительные цвета используются в построении орнаментов и фигур? Каков тон самой глины? Как это влияет на характер изображения – делает его более орнаментальными или, наоборот, более естественным?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

  • Анализ и интерпретация произведения искусства: художественное сотворчество : учеб. пособие  /  Н. А. Яковлева [и др.] ; ред. Н. А. Яковлева. - Москва : Высшая школа, 2005. - 551 с.
  •  Глазычев, Вячеслав Леонидович. Архитектура. Градостроение. Монументальное искусство: материалы к уроку МХК : методический материал /  В. Л. Глазычев. - Москва : Чистые пруды, 2005. - 30 с.
  • Забалуева, Татьяна Рустиковна. История искусств: стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке : учеб. /  Т. Р. Забалуева. - Москва : Ассоциация строительных вузов, 2003.
  • Петров, Владимир Михайлович.         Количественные методы в искусствознании: Учеб. пособие для студентов вузов: вып. 1. Пространство и время художественного мира  /  Петров, Владимир Михайлович. - Москва : Смысл, 2000. - 204 с.
  •  Проблемы композиции: учеб. пособие. - Москва: Изобразительное искусство, 2000. - 290 с.
  • Миклашевич, Сергей Викторович. Гравюра : ч. 2: Гравюра для глубокой печати (офорт)  /  С. В. Миклашевич; Ред. Н. Иванов. - Москва : Юный художник, 2000. - 31 с.

Дополнительная литература

  • Алексахин, Н. Н. Художественные промыслы России : учеб пособие / Н. Н. Алексахин. - Москва : Народное образование, НИИ школьных технологий, 2005. - 174, [2] с.
  •  Габричевский, Александр Георгиевич. Морфология искусства : науч. издание / А. Г. Габричевский ; сост., прим. Ф. О. Стукалова-Погодина; общ. ред. А. М. Кантора. - Москва : Аграф, 2000. - 862, [1] с.
  • Брагинский, В. Э. Пастель : методический материал  /  В. Э. Брагинский; Ред. Н. Платонова. - Москва : Юный художник, 2002. 
  • Бриджмен, Джордж Б. Человек как художественный образ; пер. с англ. : учеб пособие  /  Дж. Б. Бриджмен; Пер. М. Авдонина. - Москва : Эксмо, 2005. – 349 с.
  • Константинова, Светлана Сергеевна. История декоративно-прикладного искусства: конспект лекций : курс лекций / С. С. Константинова. – Ростов- на-Дону : Феникс, 2004. - 187 с.
  • Малолетков, Валерий Александрович. Керамика : методический материал  /  В. А. Малолетков; Ред. Н. Иванов. - Москва : Юный художник, 2001. - 31,
  •  Пространство другими словами: французские поэты ХХ века об образе в искусстве / сост., пер., примеч., и предисл. Б. В. Дубина. – Санкт-Петербург: Изд-во Ивана Лимбиха, 2005. -304 с.
  • Сергеев, Ю. П. Секреты иконописного мастерства : методический материал  /  Ю. П. Сергеев; Ред. Н. Платонова. - Москва : Юный художник, 2000. - 32 с. 
  • Эйзенштейн, С.  Психологические вопросы искусства : учеб пособие для студентов вузов  /  С. Эйзенштейн; ред.-сост. Е. Я. Басин. – Москва:  Смысл, 2002. - 335 с.

 Электронные и видеоиздания

  • BBC: Всемирная история живописи [Электронный ресурс] = Sister Wendy's Story Of Painting. – Электрон. дан. – Великобритания, 1996 = Москва : ЗАО «Союз Видео», 2004. –  3 электрон. опт. диск (DVD-ROM) : зв., цв. : 12 см.
  • Современное российское искусство [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –Москва : ООО «Кирилл и Мефодий + », 1997. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. : 12 см.– Систем. требования : СD – ROM for Windows.
  • BBC: Всемирная история [Видеозапись]: Из истории архитектуры «Храмы мира». – Москва : Видеостудия «КВАДРА». – 1 вк.

Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема сравнительного анализа произведений искусства

Данная схема поможет обучающимся увидеть общее и выявить различия в произведениях музыки и изобразительного искусства, закрепит понимание формы, лада, жанра, характера мелодии....

Урок развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов-описаний. Структура описания".

Данный урок поможет пятиклашкам познакомиться с описанием как типом речи, а также с анализом текстов-описаний и со структурой текстов данного типа речи;позволит расширить преставление об изобразительн...

Анализ произведений искусства

Примерные вопросы для анализа произведения искусства Эмоциональный уровень:• Какое впечатление производит произведение?• Какое настроение пытается передать автор?• Какие ощущения может испытывать...

Схемы анализа произведений искусства

Схемы анализа разножанровых картин, скульптур, памятников архитектуры....

Методические указания по анализу произведений искусства

Методические указания по анализу произведений искусства....

методическая разработка урока развития речи в 8 классе"Сочинение-рассуждение с элементами описания памятника( на примере памятника Николаю 1)

Разработка включает в себя подробный ход урока с действиями учителя и обучающихся с учетом требований ФГОС....

Памятки для анализа памятников культуры

Памятки для анализа памятников культуры помогут учащимся дать полный и развернутый ответ...