«Древние образы в современных народных игрушках»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_drevnie_obrazy_v_igrushkah_izo_5_klass.docx | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 416 Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Школа развития личности имени Веры Васильевны Павловой»
Технологическая карта урока по теме:
«Древние образы в современных народных игрушках»
Разработала:
Учитель изобразительного искусства и технологии
Величко Татьяна Витальевна
г. Санкт Петербург
2015/2016 учебный года
Предмет: Изобразительное искусство (автор Б.М. Неменский)
Класс: 5
Тема: «Древние образы в современных народных игрушках»
Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) учащихся 5 класса в предметной области «Изобразительное искусство» по теме: «Древние образы в современных народных игрушках»
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Активизация учебной познавательной деятельности
- Развитие мелкой моторики рук, глазомера, аналитического мышления, образного воображения, художественного вкуса.
- Формирование любви к народному искусству
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
- Формирование умения различать различные виды народных игрушек, классифицировать (познавательные УУД);
- Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
-Формирование умений работать в статичных творческих группах (коммуникативные УУД);
- Формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Освоение знаний по теме: «Древние образы в современных народных игрушках ».
Ключевые вопросы для детей: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?»
Оборудование урока
ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация, образцы народных игрушек, пластичный материал и дощечка для лепки, салфетка для рук.
СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формулируемые УУД |
1 | Организационный | Контроль, за организацией рабочего места учащихся, формирование групп | Учащиеся рассаживаются по группам | Коммуникативные |
2 | Активизация внимания | Звучит фрагмент песни В. Леонтьева «Ярмарка» Слайд№1 «Ярмарка народных игрушек». Сообщение о том, что сегодня на уроке мы отправимся на ярмарку народных игрушек | Развитие эмоционально – нравственной отзывчивости | Личностные |
3 | Актуализация опорных знаний | На предыдущих уроках мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Что это за образы? (женская фигура, конь, древо жизни, птица) Назовите предметы, украшаемые древними образами? Какие символы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта? Слайд №2 «Древние образы в народном искусстве» | Отвечают на поставленные вопросы | Регулятивные Умение формулировать полученные знания |
4 | Мотивация учебной деятельности | Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времён и существующая до сих пор,- это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков, оберегали людей от всякого зла. В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые вам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его традиции. Форма игрушек очень пластичная и обобщённая, но всё же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию её образа. На нашей ярмарке четыре главных павильона, в которых представлены Дымковская, Абашевская Филимоновская и Каргопольская игрушки. Слайд№3 (Народные глиняные игрушки) Наша задача научиться их различать, лепить и украшать. Но сначала, давайте определим, в каком павильоне оказалась каждая группа. Раздаётся текст (приложение 1) | Рассматривают игрушки, которые получила каждая группа, и по описанию определяют её принадлежность к определённому народному промыслу. | Регулятивные Учатся слушать вопросы, размышлять, анализировать. |
5 | Актуализация знаний. Обобщение и систематизация знаний | А сейчас давайте проанализируем отличительные особенности народных глиняных игрушек из Дымково, Филимоново, Каргополя и Абашево заполняя таблицу. слайд 4 (Таблица выводится на экран и заполняется в соответствии с ответами учеников) | Каждая группа выделяет в тексте особенности формы, орнамента и основные используемые цвета. | Познавательные, регулятивные Коммуникативные. |
6 | Применение знаний и умений | А теперь я предлагаю поиграть в игрушки . Для каждой группы своя игра – задание 1группа - приложение 2 2группа - приложение 3 3группа - приложение 4 4группа – приложение 5 | Каждая группа применяет ранее полученные художественные навыки, Выполняют КОТ | Регулятивные Коммуникативные |
7 | Контроль усвоения Проверка выполненных заданий | Проверка выполненных заданий, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция приложение 2 – слайд№ 5 приложение 3 – слайд№ 6 приложение 4 – слайд№ 7 приложение 5 – слайд№ 8 | Зачитывают ответы, Комментируют их | Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать |
8 | Практическая работа | Тему сегодняшнего урока вы усвоили хорошо, молодцы. А сейчас предлагаю вам побывать в роли мастеров и попробовать создать пластическую форму народной игрушки, но, не копируя, а привнося в неё нечто новое, своё. Слайд 9 (Приёмы работы пластилином) Звучат русские народные наигрыши | Рассматривают приёмы работы на презентации Самостоятельно работают каждый над своим образом игрушки | Познавательные, Регулятивные
Коммуникативные. |
9 | Рефлексия Домашнее задание | Сегодня вы познакомились с четырьмя видами народной глиняной игрушки. Какой вид игрушек понравился вам больше? Какую игрушку вы хотели бы иметь у себя дома? Домашнее задание: покрыть игрушку белой гуашью. И повторить какое значение имеют символы народного орнамента | Дают ответ Записывают домашнее задание | Регулятивные |
Прогнозируемый результат: Знать истоки народных промыслов: Дымково, Филимоново, Каргополь, Абашево и уметь различать их по стилистическим особенностям. Вылепить форму народной игрушки и подготовить её для украшения.
Приложение 1
Дымковская игрушка. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой (ныне Кировская область) лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов.
Форма фигурок монолитна, силуэт отличается мягкой плавностью и округлостью.
Большинство игрушек были свистульки, расписывали их по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Ласково эту игрушку называют – дымка.
Роспись её нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет.
Филимоновская игрушка. Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Барыни, всадники, кони, олени, бараны, петухи - образуют весёлый, яркий хоровод. Игрушки имеют вытянутые пропорции, они выглядят изящными, стройными Барыни с тонкими талиями щеголяют в колокообразных юбках и кокетливых шляпках; грациозно вытянул необычно длинную шею олень с могучими рогами; лихо скачет в горделивой позе всадник. И каждая фигурка к тому же свистит.
Покрывают игрушки диковинным узором, это чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, треугольники; часто изображается ветвистая «елочка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко» Основные цвета, используемые в росписи - жёлтый, красный, зелёный.
Каргопольская игрушка - Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя.
Тематика её заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки,
дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Тут и Полкан – сказочное чудовище,
в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. Неизменно встречаются медведь, другие звери и птицы. Игрушки приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми
Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам - черным, красным, желтым, бледно-зеленым, синим цветами.
Абашевская игрушка родом из села Абашево Пензенской области
Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза.
Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами.
Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом.
Слайд №4 Таблица выводится на экран и заполняется в соответствии с ответами учеников
Вид игрушки | Область | Форма | Орнамент росписи | Основные цвета |
Филимоновская | ||||
Дымковская | ||||
Каргопольская | ||||
Абашевская |
Таблица выводится на экран и заполняется в соответствии с ответами учеников
Вид игрушки | Область | Форма | Орнамент росписи | Основные цвета |
Филимоновская | Тульская | Имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными | чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, треугольники; часто изображается или яркое «солнышко» | красный, желтый, зеленый |
Дымковская | Кировская | Форма фигурок монолитна, силуэт отличается мягкой плавностью и округлостью | Расписывали их по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. | малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет. |
Каргопольская | Архангельская | Приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми | Символы солнца – большие круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. | черный, красный, желтый, синий, бледно-зеленый, |
Абашевская | Пензенская | Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. | Орнаментальное украшение отсутствует | синий, зеленый, красный Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..
Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть .Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк...
презентация к уроку в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"
Данная перезентация поможет учителю раскрыть тему о традиционной глиняной игрушке. Урок №1 во 2 четверти по программе Б.Неменского. ...
ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В ИГРУШКАХ
Конспект урока ИЗО в 5 классе...
"Древние образы в современных народных игрушках"
Декоративная роспись круглых форм...
Презентация "Древние образы в современных народных игрушках"
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росп...
Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"
Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"...
урок по теме Древние образы в современных народных игрушках ( на примере Дымковской игрушки)
для учителей искусства...