Роль цвета в портрете
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Роль цвета в портрете урок в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_tsveta_v_portrete.docx | 251.47 КБ |
rol_tsveta_v_portrete.pptx | 610.94 КБ |
kriterii_uroka.docx | 148.17 КБ |
samoonaliz_uroka.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: изобразительное искусство.
Класс: 6.
Дата: 14.03.2017 г.
Тема 3 четверти: «Вглядываясь в человека. Портрет».
Тема урока: «Роль цвета в портрете».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: узнать роль цвета в портрете.
Планируемые результаты:
- Личностныетные результаты: отработка навыков самостоятельной и парной работы, формирование интересов к новому материалу, эстетического вкуса, самостоятельности.
- Метапредметные результаты:
А) Регулятивные УУД: ставить учебную задачу, учиться отличать верно выполненное задание от неверного, планировать свои действия, давать самооценку своей работе.
Б) Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, самостоятельно выполнять творческие задания, проводить анализ, строить рассуждения.
В) Коммуникативные УУД: осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
- Предметные результаты: научиться передавать цветом настроение и характер героев портрета.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование:
- для учителя: магнитная доска, мультимедийная презентация, картина В.А. Серов «Девочка с персиками», цветная репродукция картины и черно-белый вариант картины А. Явленского «Горб» (по количеству учащихся).
- для учащихся: карточки-задания для работы в парах, листы бумаги формата А4, гуашь, кисти большие и маленькие, баночки для воды.
Музыкальный ряд: Джеймс Ласт «Одинокий пастух»
Меж предметные связи: литература, история, музыка.
Ход урока
- Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)
Признаком хорошего настроения является улыбка, улыбнитесь друг другу и мне, пожелаем мысленно себе удачи.А яжелаю, чтоб такое настроение сохранилось до конца урока. Желаю удачи, и тихонечко присядем за парты.
«В хорошем портрете, написанном
талантливым художником,
можно увидеть лик эпохи».
В. Иванова
- Ребята как вы понимаете это высказывание?
- Повторение
На прошлых уроках мы выяснили что виды и жанрыизо непосредственно и косвенно рассказывают о человеке. Мы начали знакомство с жанрами портрета учились рисовать лицо человека.
Задание на доске.
- На шаблонах нарисовать пропорциональные линии лица человека. (Сам раб) самопроверка.
Кто допустил ошибки?
2. Давайте еще раз повторим пропорциональные линии лица.
Карточки с заданиями для учащихся. Вам нужно соединить вид портрета с его изображением стрелочкой. (в паре)
1 | Автопортрет | Рембрандт |
2 | Групповой портрет | Франс Халс. Гильдия стрелков св.Адриана |
3 | Парадный портрет | Дмитрий Левицкий. «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия» |
4 | Семейный портрет | кисти Рембрандта |
5 | Погрудный портрет | ХристофАмбергер. «Карл V в юности», до 1532 |
6 | Парный портрет | |
7 | Поколенный портрет | Лукас Кранах Старший, «Портрет Анны Куспиниан», ок. 1502—1503 |
8 | Мифологический портрет | Саскии в образе богини Флоры кисти Рембрандта |
Затемвзоимооценка: если вам было легко и вы уверены в своих ответах то закрашивайте первый смайлик зеленым цветом, если возникли трудности но вы сними успешно справились то закрашиваем желтым цветом, если у вас все неправильно то закрашиваем красным цветом.
- Сообщение темы. Цели урока
Учитель: Если б все на свете было
Одинакового цвета
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным
Ребята как бы вы ответили на вопрос в стихотворении?
Ребята как вы думаете будет звучать тема нашего урока «РОЛЬ ЦВЕТА В ПОРТРЕТЕ».
Какие цели поставим перед собой:
1. узнать роль цвета в портрете.
2. научиться передавать цветом настроение и характер героев портрета.
Работа в тетрадях: запись темы урока
Мы уже знаем, что художник использует цветне только для передачи реальной окраски предметов, но и для создания определенного настроении, для поэтического воплощения замысла. Это относится и к портретному изображению людей, ведь звучание цвета раскрывает образ человека.
Рассмотрим это на примерах 2 портретов.
«Девочке с персиками» Валентина Александровича Серова и черно-белый вариант картины А.Явленского «Горб»
(Портрет Веры Мамонтовой), 1887.
Анализ картины:
Варианты вопросов к учащимся:
- Какие цвета преобладают в работе В.Серова «Девочка с персиками»? Почему художник использовал такие цвета? Что роднит девочку и персики, как объекты изображения?
- Персики какие на портрете по цвету? А одежда девочки?
- Что, на ваш взгляд, хотел передать в своей работе В.Серов?
- Как использует цвет художник в своей работе? Как накладывает его на полотно?
- Какой цвет вокруг портрета? Как взаимодействует цвет фона с самим портретом?
- Что кроме реального сходства передает портрет?
Картина Алексея Георгиевича Явленского «Горб» Слайд 7
Анализ картины:
Фигура очень крупная, не вмещается в формат картины.
Сразу видно, как тесно этому существу в пространстве — оно давит со всех сторон.
Огромные страдающие глаза, их страдание и огромность подчеркнуты жирной черной обводкой.
Острый нос, ломаная линия бровей и подбородка, плотно сжатые губы.
Через форму мы чувствуем одиночество и силу страдания этого существа.
Резкий изгиб спины…
Голова, вдавленная в тело…
Вопросы:
- Кто изображен на картине мужчина или женщина?
- Какое душевное состояние изображено? (Страдание)
- Это тихое или громкое, кричащее страдание? (Человек держит его в себе: поза его замкнутая, но страдание рвется, его почти невозможно удержать рамкой картины.)
- Какого цвета требует подобная форма?
- Какое сочетание цветов будет наиболее точно выражать этот крик, боль и в то же время силу духа и мужество?
- Физкультминутка.
- Практическая работа красками
Задание: выполнить цветовое решение черно-белого варианта картины по представлению
.
- Итог урока
Выставка
- А сейчас я предлагаю выставить свои работы.
- Выберите на ваш взгляд лучшие работы.
- Почему для цветового решения картины использовали именно эти цвета?
Учитель: Некоторые из работ серовато-сиреневые — в них больше грусти и одиночества, зеленоватые — в них затаенность и покой, но нет силы рвущейся формы, которую пытается удержать квадратная рамка.
Вопрос: Что точнее — красная рубаха и синий фон или синяя одежда персонажа на красном фоне? (В первом случае синее крепко держит красное, а красное — рвется, ему душно в таких тисках.Во втором случае в персонаже картины больше тоски и смирения.)
Вопрос: Какой оттенок красного будет выразительнее в работе? Как звучит рядом с ним синий?
Демонстрация цветного варианта картины
Рассказ учителя о картине:
Ребята теперь я предлагаю посмотреть цветовой вариант картины Алексея Георгиевича Явленского «Горб».
На этой картине изображена женщина-горбунья. Ей очень трудно жить среди людей. Она страдает. Об этом говорят её глаза. Автор изобразил их крупными и выделил жирной линией. Страдания героини никто не видит, она одинока. Название картины — «Горб». Выполнил эту картину художник-экспрессионист.
Работа в тетрадях (запись определения) д/з . Домашнее задание
Ребята сегодня на уроке вы услышали о новом стиле в живописи – ЭКСПРЕССИОНИЗМ. Подготовить сообщение об этом стиле.
анализ и оценка работ учащихся.
- Ребята как звучит тема нашего урока?
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что особенно запомнилось?
- выставление оценок по световорику.
«5» | «4» | «3» |
(Художник написал портрет девочки-подростка, сидящей у стола, в комнате, залитой светом солнечного летнего дня. Но в картине есть и другой, не менее важный герой, - это свет. Свет наполняет комнату, вливаясь в окна. Его яркие блики лежат на тёмной мебели. Свет как бы перемешивает оттенки цветов, заставляет нас видеть их зависимость друг от друга. Трепетный, мерцающий голубовато-серый фон картины, пронизанный тёплыми отражениями от окна, розовое пятно кофточки и создают то ощущение свежести, чистоты и юной радости жизни, которое составляет самую сущность этого произведения. Взгляните, как написана розовая кофточка девочки. Здесь не просто розовый цвет в его чистом виде. Присмотревшись внимательно, мы увидим в нём оттенки лимонно-жёлтого, коричневатого, бело-сероватого цветов. Цветовое решение серовского портрета очень сложно. С одной стороны, предметы как бы растворены в воздухе и свете, но взгляните, как написаны стул, кресло, стол, их тёмно-коричневый цвет взят настолько плотно, что кажется, что В. А. Серов уплотнил само пространство и стольким предметам там просто не поместиться. Красочное богатство мира для художника не самоцель. Его цель состояла в другом. Он стремится выразить художественными средствами своё радостно-непосредственное, отрадное восприятие жизни. Достижению этой цели подчинено всё: богатая игра разнообразных оттенков цвета, щедрый цвет, заполняющий всё пространство картины. И всё же главное внимание В. А. Серов уделил изображению девочки. Она зрительный центр композиции, а её голова, лицо привлекают основное внимание художника.
Серов пытливо всматривался в неё, пытаясь понять, а главное, прочувствовать причину огромного обаяния, исходящего от юной героини. Художник чутко угадывает красоту, которая вот-вот раскроется в этой девочке.
В создании цветового образа портрета большое значение имеет цвет фона, его соотношение с цветом лица, волос, одежды. Правдивость состоит не в том, чтобы точно предать цвет костюма, а в том, чтобы суметь увидеть его как средство, раскрывающее характер).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В хорошем портрете, написанном талантливым художником, можно увидеть лик эпохи». В. Иванова
Ответы к карточкам с заданиями Автопортрет Парадный портрет Семейный портрет Групповой портрет Парный портрет Мифологический портрет Покаленный портрет Погрудный портрет
Если б все на свете было Одинакового цвета Вас бы это рассердило Или радовало это? Видеть мир привыкли люди Белым, желтым, синим, красным Пусть же все вокруг нас будет Удивительным и разным
«Девочка с персиками». В.А.Серов. ( «Горб» А.Явленского
«5» «4» «3»
Предварительный просмотр:
14.03.17 г. Лист самооценки
Ф.И. учащегося _______________________________________________
- если вам было легко, и вы уверены в своих ответах то закрашивайте
смайлик зеленым цветом.
- если возникли трудности, но вы сними успешно справились то
закрашиваем желтым цветом.
- если у вас все неправильно, то закрашиваем красным цветом.
№ | Задание | |
1 | Нарисовать пропорциональные линии лица человека. | |
2 | Работа по карточке с заданием. | |
3 | Самостоятельная работа | |
Ваша оценка за урок. |
14.03.17 г. Лист самооценки
Ф.И. учащегося _______________________________________________
- если вам было легко, и вы уверены в своих ответах то закрашивайте
смайлик зеленым цветом.
- если возникли трудности, но вы сними успешно справились то
закрашиваем желтым цветом.
- если у вас все неправильно, то закрашиваем красным цветом.
№ | Задание | |
1 | Нарисовать пропорциональные линии лица человека. | |
2 | Работа по карточке с заданием. | |
3 | Самостоятельная работа | |
Ваша оценка за урок. |
14.03.17 г. Лист самооценки
Ф.И. учащегося _______________________________________________
- если вам было легко, и вы уверены в своих ответах то закрашивайте
смайлик зеленым цветом.
- если возникли трудности, но вы сними успешно справились то
закрашиваем желтым цветом.
- если у вас все неправильно, то закрашиваем красным цветом.
№ | Задание | |
1 | Нарисовать пропорциональные линии лица человека. | |
2 | Работа по карточке с заданием. | |
3 | Самостоятельная работа | |
Ваша оценка за урок. |
Карточка с заданием.
Вам нужно соединить вид портрета с его изображением стрелочкой.
1 | Автопортрет | Франс Халс. Гильдия стрелков св.Адриана |
2 | Групповой портрет | Лукас Кранах Старший, «Портрет Анны Куспиниан», ок. 1502—1503 |
3 | Парадный портрет | ХристофАмбергер. «Карл V в юности», до 1532 |
4 | Семейный портрет | Рембрандт |
5 | Погрудный портрет | Саскии в образе богини Флоры кисти Рембрандта |
6 | Парный портрет | Дмитрий Левицкий. «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия» |
7 | Поколенный портрет | |
8 | Мифологический портрет | кисти Рембрандта |
Задание - нарисовать пропорциональные линии лица человека | Задание - нарисовать пропорциональные линии лица человека |
Задание - нарисовать пропорциональные линии лица человека | Задание - нарисовать пропорциональные линии лица человека |
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ
открытого урока по изобразительному искусству
по теме
«Роль цвета в портрете».
III четверть по программе Б.М.Неменского посвящена изучению - портрета. «Роль цвета в портрете» - восьмой урок, посвященный этому жанру, то есть уже рассматривались конструкция головы человека и ее пропорции; графический портретный рисунок и выразительность образа человека, освещение в портрете. Поэтому учащиеся уже достаточно хорошо подготовлены к восприятию нового материала. Сегодняшний урок это «открытия» новых знаний
Через прием «Яркое пятно» (стихотворение) подвила к теме нашего урока «Роль цвета в портрете». Исходя из темы урока совместно с обучающимися сформулировали цели.
Поставленная цель урока была достигнута.
Анализ детских работ показал, что с заданием справились все ученики, присутствовавшие на уроке. Работы получились интересными, нет одинаковых работ, каждый ребенок в своем представлении передал цветом настроение и характер героя портрета, творчески решая поставленную перед ним задачу.
Обстановка на уроке была творческая, дети работали с увлечением. Было сотрудничество учителя с учеником, я контролировала работу учащихся, подбадривая их, вселяя уверенность в каждого ребенка. Старалась учитывать мнение каждого ребенка.
Организовывала смену видов деятельности на уроке (работа в паре, группе, самостоятельная работа). Использовала ИКТ технологии в течении урока в виде презентации и музыки.
В целом, я считаю, урок прошел хорошо в соответствии с планом. Потерь рабочего времени не было. Все поставленные цели были достигнуты. Дети были активны на протяжении всего урока.
Во время организационного момента, повторения пройденного материала использовались словесные и наглядные методы (Тест по композиции портрета, конструктивный набросок головы человека)
На этапе актуализации и постановки целей урока использовались словесные методы (эвристическая беседа, сообщение, работа с доской, наглядный). При усвоении новых знаний были использованы словесные и наглядные методы (рассказ, объяснение, презентация, отрывок из мультфильма). На этапе закрепления полученных знаний использовались словесные методы (самостоятельная работа), на этапе подведения итогов – словесные методы (сообщение, беседа).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Роль цвета в портрете"
Презентация содержит материал по теме: "Роль цвета в портрете" В презентации представлены портреты Ж. Самари О. Ренуар....
Роль цвета в портрете
Картины по теме...
конспект урока и презентация "Роль цвета в портрете"
конспект урока и презентация "Роль цвета в портрете"...
План-конспект урока «Роль цвета в портрете» 6 класс
План-конспект урока «Роль цвета в портрете» 6 класс.Тип урока: изучение нового материала.Цели урока: 1. Дать учащимся представление о роли освещения в произведениях искусства, познакомить с ...
План-конспект урока с презентацией «Роль цвета в портрете» 7 класс
План-конспект урока с презентацией «Роль цвета в портрете» 7 класс...
Роль цвета в портрете
презентация к уроку изо в 6 классе...
Роль цвета в портрете.
Мы живем в окружении красок. Цвет влияет на наше настроение. И значит, меняя цвета, можно менять настроение. В портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный ...