рп ИЗО 7
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чичканская основная общеобразовательная школа» Комсомольского района Чувашской Республики
Рассмотрена на Утверждаю: заседании педагогического совета Директор _______Гибатдинова А. Г. МБОУ «Чичканская ООШ» Приказ № 55 от 30.08.2016 г. Протокол №1 от 30. 08. 2016 г.
Рабочая программа по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для 7 класса
на 2016-2017 учебный год
Рабочую программу разработал
учитель изобразительного искусства: Курицына О.Ю.
\
1.Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-7 класса МБОУ Чичканская оош разработана на основе ФГОС основного общего образования, авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. искусства.
Структура документа
Программа по ИЗО представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета, место учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование календарно - тематическое планирование уроков;. материально-техническое обеспечение; методические приложения, результаты освоения учебного предмета и система их оценки.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
- 2.Общая характеристика учебного предмета.
- Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
- Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
- Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
- Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
- Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
- Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
- Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
- Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, учета особенностей конкретного региона России при сохранении структурной целостности данной программы.
3.Место предмета в учебном плане.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются.
Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю в каждом классе. 34 часа в год.
7 класс
«Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Изображение фигуры человека и образ человека | 9 |
2 | Поэзия повседневности ( | 7 |
3 | Великие темы жизни | 10 |
4 | Реальность жизни и художественный образ | 9 |
Всего | 35 |
Декоративное искусство в современном мире. (7 ч)
Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно)
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».
28-29 тема. Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).
Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале
30-31 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».
Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.
32 тема. Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».
Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции.
Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств тканных и нетканых материалов.
Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину.
Оформление школьной выставки по итогам года
Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов.
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».
Материалы: материалы для аппликации: ткань цветная и однотонная, рогожка, сезаль, веревки, ленты, тесьма
7 класс.
Изображение фигуры человека и образ человека (9 ч.)
Образ человека стоит в центре искусства. Представление о красоте человека менялись в истории искусства. Овладение первичными навыками изображения фигуры и передача движений человека. Художественно-практическая работа учащихся связана содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия. Изображение фигуры человека в истории искусства. Изображение человека в древних культурах. Красота и совершенство конструкции идеального тела человека (Древняя Греция)
Пропорции и строение фигуры человека. Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека и их индивидуальная изменчивость.
Лепка фигуры человека. Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Шедевры мирового искусства.
Наброски фигуры человека с натуры. Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве (урок обобщения и систематизации знаний). Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.
Поэзия повседневности (7 ч.)
Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра, при изображении самых простых, обычных действий людей художник способен раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Картины мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов.
Творчество великих художников, художников передвижников. Государственная Третьяковская галерея.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Понятие жанр в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, мифологический, исторический жанры и тематическое богатство внутри них.
Сюжет и содержание в картине. Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Произведения искусства на тему будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Бытовые сюжеты на тему жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник - это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в необычное.
Великие темы жизни (10 ч.)
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи – фрески. Фрески в эпоху возрождения. Мозаика.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Картина – философское размышление. Беседа о великих русских живописцах 19 столетия.
Процесс работы над тематической картиной. Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала.
Библейские темы в изобразительном искусстве. Вечные темы в искусстве. Особый язык изображения в искусстве средних веков. Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы.
Монументальная скульптура и образ истории народа. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа. Героические образы в скульптуре. Мемориалы.
Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве.
Место и роль картины в искусстве XX века (урок обобщения материала). Множественность направлений и языков изображения в искусстве 20 века. Трагические темы в искусстве середины века. Возрастание личностной позиции художника во второй половине 20 века. Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека.
Реальность жизни и художественный образ. (9 ч.)
Материал четверти посвящен итоговым теоретическим знаниям об искусстве. Главная задача изучения искусства – обучение ребенка живому восприятию ради нового понимания и богатого переживания жизни. Художественно-творческие проекты: выражение идеи; замысел, эскизы.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения. Известные иллюстраторы книги.
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Конструктивное начало – организующее начало в изобразительном произведении. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины. Декоративное значение произведений изобразительного искусства.
Зрительские умения и их значение для современного человека. Язык искусства и средство выразительности. Понятие «художественный образ». Творческий характер зрительского восприятия..
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм и реализм). Стиль как художественное выражение восприятия мира. Направление в искусстве как идейное объединение художников.
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. Великие художники в истории искусства и их произведения.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре (обобщение и систематизация изученного материала). Музеи мира. История становления. Представление о роли художественного музея в национальной и мировой культуре, высочайшие ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством.
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Название раздела, темы урока | Цель раздела, занятия | Вид практической деятельности | Вид контроля | Кол-во часов | Домашнее задание | |
I | Изображение фигуры человека и образ человека. | Знакомство с историей развития изображения человека на примерах разных эпох и стран; с известными произведениями и их создателями. | Беседа, созерцание произведений искусства и работ учащихся прошлых лет, лепка, аппликация, рисование с натуры (наброски), рисование на тему. | 8 | |||
1 | Изображение человека в истории искусства. | Познакомить с представлениями о красоте человека в истории искусства. | Урок-созерцание, мини-сочинения. | Мини-сочинения «Красота это…». | 1 | Подобрать репродукции с изображением фигур разных эпох. | |
2 | Пропорции и строение фигуры человека. | Познакомить, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека. | Выполнение аппликативной фигуры человека. | Аппликация, фронтальный опрос. | 1 | Принести проволоку для изготовления каркаса. | |
3-4 | Красота фигуры человека в движении. | Развивать творческую и познавательную активность, воспитывать любовь и интерес к искусству и его истории. | Лепка фигуры. | Скульптура, фронтальный опрос. | 2 | Придумать название своей работе, поиск материала о художнике – скульпторе. | |
5 | Великие скульпторы. | Познакомить с жизнью и творчеством великих художников-скульпторов. | Урок – конференция. | Фронтальный опрос. | 1 | Принести графические материалы. | |
6 | Изображение фигуры человека | Развивать творческую и познавательную активность; воспитывать любовь к искусству. | Рисование с таблицы. | Рисунок; фронтальный опрос. | 1 | Принести художественные материалы по выбору. | |
7 | Набросок фигуры человека. | Сформировать понятие о термине «набросок» и техниках его выполнения. | Набросок фигуры человека. | Рисунок; фронтальный опрос. | 1 | Подобрать иллюстрированный материал о «человеке труда». | |
8 | Человек и его профессия. | Вывести на более высокий уровень познания темы через повторение и обобщение. | Рисование на тему. | Рисунок человека, выполняющего профессиональные обязанности. | 1 | Доработать рисунок. | |
II | Поэзия повседневности. Бытовой жанр в изобразительном искусстве. | Знакомство с бытовым жанром, с развитием бытового жанра в истории искусства. | Зарисовки, беседа, созерцание, тематическое рисование. | 7 | |||
9 | Тематическая (сюжетная) картина. | Сформировать представления о сюжетной (тематической) картине. | Выполнение зарисовок для будущей картины. | Рисунки для будущей картины; фронтальный опрос. | 1 | ||
10 | Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Что я знаю о «малых голландцах». | Сформировать представление о голландской живописи, Голландии как родине бытового жанра, голландских художниках и их картинах. | Урок - конференция. | Домашнее задание; фронтальный опрос. | 1 | Бытовой жанр в искусстве России. | |
11 | Возникновение и развитие бытового жанра в искусстве России. Родоначальники бытового жанра в России: А. Венецианов, И. Федотов. | Познакомить с творчеством русских художников: А. Венецианова и П. Федотова. | Беседа, анализ репродукций, выступление учащихся. | Домашнее задание, фронтальный опрос. | 1 | Узнать: кто такие художники – передвижники. | |
12 | Передвижники. | Познакомить с творчеством художников, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок. | Урок - беседа. | Домашнее задание; фронтальный опрос. | 1 | Познакомиться с творчеством художников: А.А. Пластова, Т.Н. Яблонской. | |
13 | Третьяковская галерея. | Сформировать представление о Третьяковской галереи как о первом музеи русского искусства; музее с богатой коллекцией картин художников-передвижников. | Урок – созерцание, беседа. | Домашнее задание; фронтальный опрос. | 1 | Подбор материала для работы над сюжетной картиной. | |
14-15 | Создание картины «Жизнь моей семьи». | Сформировать представление о станковой картине, познакомить с ролью сюжета в решении образа. | Рисование на тему. | Рисунок-картина. | 2 | Зарисовки с предметов домашнего обихода. | |
III | Великие темы жизни. | Знакомство с жанрами тематической картины, творчеством художников, работавших в этих жанрах. | Беседа, созерцание, рисование на тему, анализ произведений, видео-экскурсия, викторина. | 11 | |||
16 | Историческая тема в искусстве. Творчество В.И.Сурикова. | Познакомиться с творчеством В.И.Сурикова | Беседа, демонстрация слайдов, репродукций. | Выступления. | 1 | Подбор и осмысление материала. Ответить на вопросы. | |
17-19 | Сложный мир исторической картины. | Сформировать представления о сложном мире исторической картины. | Выполнение картины с сюжетом из истории Донского края (живопись). | Рисунок-картина, фронтальный опрос. | 3 | Сбор недостающего материала для композиции (предметы, интерьер, фигуры людей). | |
20 | Зрительские умения и их значение для современного человека. | Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности. | Беседа, созерцание, эссе. | 1 | Познакомиться с картиной Карла Брюллова «Последний день Помпеи». | ||
21 | Великие темы жизни в творчестве русских художников. Карл Брюллов «Последний день Помпеи». История одной картины. | Познакомить с историей создания и художественным замыслом великой картины К. Брюллова «Последний день Помпеи». | Беседа. | Фронтальный опрос, рассуждения. | 1 | Подобрать материал о творчестве художников И. Билибине и В. Васнецове. | |
22 | Сказочно-былинный жанр. «Волшебный мир сказки». | Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества Васнецова и Билибина. | Беседа, рисунок (живопись). | Ответы на вопросы, рисунки. | 1 | Самостоятельно познакомиться с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». | |
23 | Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь. | Познакомить с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». | Беседа по картине Рембрандта «Возвращение блудного сына». | Рассуждения. | 1 | Подбор материала о музеях. | |
24 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. | Сформировать представления о художественных музеях и их типах. | Беседа, выступление учащихся, работа с таблицей. | Выступления. | 1 | Подобрать подробный материал об Эрмитаже. | |
25 | Эрмитаж - сокровищница мировой Культуры. | Сформировать представления об Эрмитаже как сокровищнице мирового искусства. | Видеоэкскурсия, беседа, обсуждение, анализ собранного материала. | Обсуждение-анализ. | 1 | Повторить материал по темам I– III четверти. | |
26 | Знакомые картины художников. | Формировать познавательный интерес к изобразительному искусству и его истории. | Тест.. | Выполнение заданий в группах. | 1 | Составить кроссворд или задание по пройденным темам. | |
IV | Реальность жизни и художественный образ. | Сформировать представление об искусстве тиражной графики (плакат, его виды; искусстве создания книги). | Декоративная работа, аппликация. | 8 | |||
27-30 | Плакат и его виды. Шрифты. | Сформировать представление о плакате, как особом виде графике, отметив специфику его образного языка. | Беседа, эскизы плакатов, шрифтовые композиции, шрифт - Аппликация. | 1 урок: мини-плакаты; 2 урок: шрифтовые композиции; 3 урок: шрифт-аппликация; 4 урок: эскиз плаката; фронтальный опрос. | 4 | 1 урок: подобрать материал о шрифтах и особенностях выполнения; 2 урок: материал для работы в технике аппликация; 3 урок: материал для выполнения плаката; 4 урок: материал по истории книги, о видах переплёта, образцы обложек, иллюстраций, шрифтов. Произведения донских писателей. | |
31-34 | Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации.
| Сформировать представление об основных элементах книги, познакомить с искусством иллюстрации. | Выполнение эскизов обложки и титульного листа, иллюстрации, страниц книги по произведениям донских писателей. | 1 урок: обложка и титул; 2 урок: иллюстрация; 3 урок: книжные страницы; 4 урок: презентация. | 4 | 1 урок: подготовить текст сказки; 2 урок: подобрать форму шрифта; 3 урок: подготовиться к презентации; 4 урок: вспомнить материал учебного года. | |
35 | Человек и мир искусства. | Обобщить знания по теме года. | викторина | 1 |
Предпочтительные формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству.
В связи с тем что практическая часть урока составляет 15-20 минут критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:
- "отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.
- "хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.
- "удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.
- "неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями
8.Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М., 2011. — (Стандарты второго поколения).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2011. — (Стандарты второго поколения).
3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).
4. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Передметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под. ред. Б. М. Неменского. — М.: «Просвещение», 2011.
5. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников.— М.: «Просвещение», 2012. — (Работаем по новым стандартам).
6. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Л. А. Неменская; под. ред. Б. М. Неменского. — М.: «Просвещение», 2012.
7. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить/Б. М. Неменский. — М.: «Просвещение», 2012.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.— М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. — М.: «Просвещение», 2011.— (Стандарты второго поколения).
9. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5—7 классы. Музыка. 5—7 классы. Искусство. 8—9 классы. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).
10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).
11. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).
М., 2003.
12. Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 1987.
13. Неменский Б. М. Педагогика искусства/Б. М. Неменский. — М., 2007. — (Серия «Библиотека учителя. Изобразительное искусство»).
14. Неменский Б. М. Познание искусством / Б. М. Неменский. — М., 2000г.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.
1. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред.Б.М. Неменского. – 9 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. –192 с.: ил. |
2. Поурочные планы по изо 5, 6, 7 класс под редакцией Б. Неменского г.Волгоград «Учитель» 2010г. |
3. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» с краткими методическими рекомендациями; 1-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Методический фонд (включает объекты, используемые в натурных постановках для пояснения учебного материала) Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы Аппаратные средства
. Список литературы для учителя: 1. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. 2. Алёхин А.Д. Когда начинается художник. Книга для учащихся. М.: Просвещение,1993.
3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. - М.: Просвещение,1991.
5. Неменский Б.М. Педагогика искусства. М.: просвещение, 2007. 7. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М.: Просвещение, 1991. 8. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 9. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству. М., 1977. |