доклад "О чем говорят детские рисунки"
материал по изобразительному искусству (изо) на тему

изучение психологии детей по их рисункам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                         

Доклад на тему:

«О чем говорят детские рисунки»

                                                                                           

                                                                                                                     

                                                                                          МБОУДО « ЛДШИ№2»

                                                                                          Преподаватель ИЗО                                  

                                                                                           Казакова Марина      

                                                                                           Витальевна

г. Лянтор.

2016г.

     С раннего возраста дети рисуют все, что видят, всех  кто их окружает. Если присмотреться к детским рисункам, то можно многое понять.

                                                                                                                Чтобы понимать детские рисунки, нужно быть  хорошим психологом и внимательным преподавателем - этому нужно долго учиться.  Каждый родитель может почерпнуть полезную для себя информацию, если внимательно рассмотрит  рисунки  ребенка.  В детских рисунках передаются переживания, о которых он не умеет или не хочет говорить.                                                                                                      

       Можно  ребенку предложить нарисовать «Мою семью». О чем может рассказать детский рисунок? Довольно о многом. Но не следует торопиться с выводами. Возможно, ребенок отобразил в рисунке свое сиюминутное настроение, если накануне он поссорился с братом или сестрой, то он специально нарисует их некрасивыми. И это не будет значить, что ребенок их не любит.                                                                          

    Обратите внимание на размер и расположение рисунка на листе. Неуверенные в себе дети и дети с повышенной тревожностью обычно располагают рисунок не на всем листе, а только на какой-то его части. Такие дети отличаются тем, что часто перерисовывают то, что нарисовали, стирают детали, которые им не понравились, снова и снова. Если ребенок нарисовал яркими и сочными, красочными цветами, то это говорит о его положительном отношении, хорошем настроении и жизнерадостности. Рисунок, выполненный в мрачных - серых, темно-синих, черных тонах, – это свидетельствует о плохом настроении и сниженном эмоциональном состоянии ребенка. Самых любимых и близких людей, ребенок постарается раскрасить тем же цветом, что и себя. Сильные, напористые, непоседливые  выбирают обычно теплые - малиновые, оранжевые, алые цвета. Холодные тона  предпочитают тихие, мечтательные, серьезные дети. Их привлекают синий,  голубой, бледно-желтый. Контраст черного и белого - отражение внутреннего конфликта, с которым ребенок никак не может справиться.   Большое внимание нужно обращать на то, как ребенок раскрашивает изображение. Если карандаш то и дело выскакивает за приделы контура, значит, ребенок свободолюбив и наделен даром независимости. Рисунок,   выполненный  аккуратно или  между контуром и основным цветом остается белая полоса- это знак, что ребенок не уверен в себе, чувствует себя беззащитным и постоянно нуждается в вашей помощи, поддержке.                                                            

     В   семье с благоприятными взаимоотношениями рисунок ребенка отличается веселыми лицами, разными украшениями,- например бантиками на голове  сестрички или ярким платьем мамы. При восприятии ребенком семейных отношений, как неблагополучных, рисунок характеризуется большей схематичностью и незаконченностью.

    Теперь изучите состав семьи на рисунке,- соответствует ли он истинному положению вещей?   Если нет, то кого ребенок «забыл» нарисовать? А кого наоборот включил в состав семьи? Расспросите ребенка, почему он так нарисовал, вы узнаете много нового нелюбимого из домочадцев, или того, кого  больше боится. Может он изобразил бабушку с дедушкой, проживающих в другом городе и навещающих внука раз в год, но которых он очень любит и считает членами своей семьи. А может быть, он нарисовал своего родного папу, у которого уже давно другая семья, по которому ребенок скучает и хочет, чтобы он вернулся. Бывает и так, когда  на рисунке присутствуют оба папы, потому что он любит их обоих и обоих причисляет к членам своей семьи. Часто дети не рисуют своих братьев и сестер, если между ними существует ревность, конкуренция за родительское внимание и любовь. Посмотрите, не «забыл» ли ребенок нарисовать себя, и где он себя нарисовал. Если обнаружите, что он нарисовал себя где-то в уголке, спиной к остальным членам семьи, велика вероятность, что он чувствует себя изолированным, одиноким и страдающим от дефицита родительского внимания. Еще тревожнее ситуация, когда ребенка совсем нет на рисунке. Поговорите с ним об этом. Конечно, все может быть совсем не так трагично, просто ребенок имел в виду что – то совсем другое.

       А  если, наоборот, ребенок нарисовал только себя, то, может быть, он - маленький эгоист,  привыкший быть центром семейной жизни, объектом заботы и внимания со стороны всех остальных членов семьи, и не привыкший заботиться и думать о других? Теперь рассмотрите, кого и как изобразил ребенок. По размеру фигур родственников и их расположению можно судить о том, как ребенок воспринимает взаимоотношения в семье. Если кто-то из домочадцев, изображенных на рисунке,  выше всех ростом, значит, он - не только самый значимый для ребенка член семьи, но с точки зрения ребенка, - самый главный человек в семье.                                                      Те члены семьи, которых ребенок нарисовал ближе всего к себе,- наиболее приятные, любимые и желаемые в общении личности для ребенка. Рассмотрите внимательно выражение лиц нарисованных персонажей. Спросите у ребенка, как они себя ощущают, весело им или грустно, и почему у них такое настроение? Спросите, чем они  занимаются на рисунке, о чем думают. Можно рассмотреть отдельные части тела нарисованных фигур, проанализировать, как они прорисованы – четко, подробно или  схематично. Традиционно при анализе рисунков выделяется следующая символика:                                                                                               Голова – разум, интеллект и контроль. Глаза – печаль,  тревога, контроль.                                                                                              Уши – способность слушать и слышать, воспринимать информацию, даже критического содержания. Рот  - способность говорить, речевая агрессия.                                                      

Тело – чувства, телесные ощущения, страсти.                                                                              Шея – контроль разума над эмоциями.                                                                       Руки – установление контакта с близкими людьми. Кисти – крупные – агрессивность, драчливость. Ноги -  свобода передвижения, опора в реальности.                          

     В первом классе дети уже четко рисуют все части лица и тела, не забывая о деталях. Отсутствие какой-либо части тела настораживает. Длинные руки у кого-то из родственников говорят о страхе перед тем, что он может наказать,   ударить. Если папа часто ругает ребенка, ребенок может «забыть» нарисовать ему рот. Большие и толстые ноги у фигурок свидетельствуют  о том, что ребенок чувствует напряженность в семье и подсознательно стремится к более надежному фундаменту семейных отношений. Ребенок, которому неуютно в мире, нарисует страшноватых людей с раскинутыми в сторону руками и большими пальцами. Дети, рисующих длинноногих людей стремятся к независимости. Если у изображаемых людей руки подняты вверх, значит, начинающим художникам нравится внушать страх, они получают удовольствие от мысли, что их боятся. По некоторым характерным признакам можно судить о тех или иных неблагоприятных факторах развития ребенка. Дети с нарушением общения часто не рисуют такие важные части  лица, как рот и глаза. Если позы изображенных на рисунке фигур агрессивные, руки персонажей раскинуты в разные стороны, пальцы – длиннее и растопыренные, то ребенок воспринимает обстановку в семье, как враждебную и конфликтную.

      Проанализировав рисунок вашего ребенка, не спешите расстраиваться. Все может быть не так. Попробуйте повторить диагностику еще раз, через какое-то время. И если результат повторится,  то лучше всего обратиться за консультацией к профессиональному психологу.                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лекторий "О чем говорят детские рисунки"

Краткое описание лектория и практическая часть для родителей....

ДЕТСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ выставка работ победителей городского конкурса детского рисунка " ДОРОГА К ХРАМУ"

Девятнадцатый год работает моя Детская Картинная галерея, в которой систематически, четыре-пять раз в году проводятся разнообразные выставки детских рисунков как из города  Курска, но также их ра...

ДЕТСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ выставка работ победителей городского конкурса детского рисунка " ДОРОГА К ХРАМУ"

Девятнадцатый год работает моя Детская Картинная галерея, в которой систематически, четыре-пять раз в году проводятся разнообразные выставки детских рисунков как из города  Курска, но также их ра...

ДЕТСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ выставка работ победителей городского конкурса детского рисунка " ДОРОГА К ХРАМУ"

Девятнадцатый год работает моя Детская Картинная галерея, в которой систематически, четыре-пять раз в году проводятся разнообразные выставки детских рисунков как из города  Курска, но также их ра...

ДЕТСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ выставка работ победителей городского конкурса детского рисунка " ДОРОГА К ХРАМУ"

Девятнадцатый год работает моя Детская Картинная галерея, в которой систематически, четыре-пять раз в году проводятся разнообразные выставки детских рисунков как из города  Курска, но также их ра...

О чём говорит детский рисунок?

О чём говорит детский рисунок?...