Метод шести шляп или параллельное мышление
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shest_shlyap_myshleniya.docx | 67.42 КБ |
Предварительный просмотр:
17ур.11кл. ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ
Если наше дело – в шляпе,
Если наше тело – в шляпе,
Если даже мысли – в шляпе,
Значит, в шляпе-то – вся суть!
Помните, у Антуана де Сент-Экзюпери: еще ребенком он нарисовал огромного удава, проглотившего слона и мирно отдыхающего после столь сытного обеда? Мальчик показывал свой рисунок каждому новому знакомому, и взрослым и детям, чтобы отыскать среди них человека, способного его понять, родственную душу.
Отыскать такого человека среди взрослых ему так и не удалось. И это неудивительно. Хотя очень грустно.
Нарисованный Сент-Экзюпери удав, в утробе которого мирно почивал «съеденный» слон, внешне очень напоминал лежащую на столе шляпу, что и приводило людей взрослых к неверным умозаключениям.
Этот образ шляпы, которая на самом деле вовсе не шляпа, а нечто такое, под чем таятся слоны и вообще происходят самые удивительные вещи, и лежит в основе «Метода шести шляп» или параллельного мышления(латерального).
Автор метода – британский психолог Эдвард де Боно, 70-80гг.ХХ, номинант Нобелевской премии 2005г.
Применяется этот метод при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Метод ролевой игры.
Один из инструментов развития творческого мышления.
«Шесть шляп мышления» - простой и практический способ,позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности,связанные с практическим мышлением:
- эмоции
- беспомощность,
- путаница.
Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.
В полиграфии есть нечто подобное, когда основные цвета наносятся на бумагу каждый отдельно, но на выходе получается цветная печать. Метод шести шляп - это применение того же принципа в мышлении: попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз.
В результате сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном объеме, поскольку шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления.
- Надевая шляпу мышления, мы примеряем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
- Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
- При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления.
- Для обозначения своего мнения, достаточно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать.
Сами шляпы:
Белая шляпа - Белый цвет - чистый лист бумаги. В этом режиме мы
сосредоточены на той информации, которой располагаем
или которая необходима для принятия решения: только
факты и цифры.
Красная шляпа - Красный цвет – огонь. Красная шляпа связана с эмоциями,
интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не надо ни
чего обосновывать. Ваши чувства – это данность, и красная
шляпа дает возможность эту данность изложить.
Желтая шляпа - Желтый цвет – солнце, оптимизм. Под желтой шляпой мы
стараемся найти достоинства и преимущества предложе-
ния, перспективы и возможные выигрыши, выявить
скрытые ресурсы.
Черная шляпа - Черный цвет – мантия судьи, осторожность. Черная шляпа -
это режим критики и оценки, она указывает на недостатки
и риски и говорит, почему что то может не получиться.
Зеленая шляпа - Зеленый цвет – растения, рост, энергия, жизнь.
Зеленая шляпа – это режим творчества, генерации идей,
нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Синяя шляпа - Используется в начале либо в конце обсуждений, чтобы
поставить задачу мышления либо решить, чего мы хотим
достичь в результате. Это режим наблюдения за самим
процессом мышления и управления им (формулировка
целей, подведение итогов).
ПРИТЧА
В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам. Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал.
Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе. Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу. Братья разъехались.
Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.
Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.
Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.
Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал (зеленая шляпа).
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.
.
ВЫВОД:
Чтобы взглянуть на мир с другой стороны, смените шляпу – ключевая идея метода де Боно.
В основе этого метода лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Это универсальный метод.
Метод признаёт значимость всех компонентов - эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод "Шесть шляп мышления"
Презентация данного метода.Класс делится на группы. Каждая группа получает задание для подготовки к уроку.Тема для обсуждения: люди, которые выделяются из общей массы.Синяя шляпа: формулир...
Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно
Цель методаНаучить людей лучше понимать особенности своего мышления,контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного исп...
Сценарий урока по методу «Шесть шляп мышления»
Сценарий урока по методу «Шесть шляп мышления»:"Уроки жизни" в сказке А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". 5-й классСказка – ложь, да в ней намё...
Мастер-класс "Метод "шести шляп мышления" Эдварда де Боно"
Представление метода "шести шляп мышления" на конкурсе "Учитель года - 2019"...
Формирование критического мышления на основе применения метода Шести шляп
В работе рассматриваются следующие вопросы:1. Педагогический потенциал технологии развития критического мышления и его основные методы ...
Урок-мастерская по рассказу А. П. Платонова «Юшка». 7 класс. (С использованием метода «шести шляп мышления»)
Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД через интерактивные приемы обучения...