Изображение предметного мира - натюрморт.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Пашигорева Лада Васильевна

Урок по изобразительному искусству для 6 класса. Конспект и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon izobrazhenie_predmetnogo_mira_-_natyurmort.zip2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Изображение предметного мира – натюрморт»

Урок изобразительного искусства для 6 класса.

Цель: умение творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом

Планируемые результаты:

Предметные: знать особенности жанра натюрморта.

Личностные: формировать интерес к искусству, уметь выражать эмоциональное отношение к произведениям искусства

Метапредметные: уметь выстраивать алгоритм работы, реализовывать творческий замысел

Задачи:

  • знать понятие «натюрморт»
  • иметь представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства
  • уметь анализировать произведения искусства в жанре натюрморта
  • знать понятия «колорит», «контраст», «нюанс»
  • владеть навыками отбора элементов изображения в соответствии с идейным замыслом
  • владеть навыками колористического решения натюрморта

Оформление доски. Что объединяет эти работы? Что в них общего?

        (Это натюрморты)

-Что такое натюрморт? Что означает это слово, как оно переводится?

В переводе с французского – «мертвая натура», можно назвать «неживая природа». В голландском, немецком, английском языках название жанра звучит иначе и переводится как «тихая жизнь».

Еще художники античности проявляли интерес к предметному миру. Одни из самых древних натюрмортов найдены на фресках из Помпей.

Но долгое время изображение предметов играет второстепенную, вспомогательную роль.

Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в 17 веке в Голландии. Художников, работавших в этом жанре, назвали «малыми голландцами».

Отличительная особенность – удивительная материальность предметов в их натюрмортах.

Давайте посмотрим, как развивался, как менялся натюрморт.

Яркие изменения происходят в конце 19 века.

Давайте рассмотрим эти произведения. (На слайде – натюрморты Винсента Ван Гога и Поля Гогена).  В чем же выразились изменения? Передана ли столь же тщательно материальность предметов, их фактура?

Нет. Художник преображает предметы, передает свое впечатление.

Русские мастера живописи Константин Коровин и Игорь Грабарь (на следующем слайде) также не стремятся к максимальной реалистичности изображения, они пишут настроение, свет, воздух.

А каков характер натюрморта Анри Матисса «Красные рыбы»? Что он напоминает по характеру, по манере художника?

Своей яркостью, непосредственностью картина напоминает детский рисунок. Может быть, именно благодаря этому в ней так чувствуется радость жизни.

В работах Пабло Пикассо и Хуана Гриса мы видим еще больший уход от материальности, естественности. Не предметы,  а восприятие художника. На первый план выходит идея.

Что мы видим на картине, какие предметы угадываем?

(Обсуждение натюрмортов П.Пикассо и Х.Гриса)

О чем рассказывает натюрморт? Что могут вещи рассказать о человеке?

Обсуждение картин «Атрибуты искусств» Жана-Батиста Шардена, «Красная скрипка» Рауля Дюфи, «Пара ботинок» Винсента Ван Гога.

А знаете ли вы, что предметы в натюрморте могут иметь символическое значение?

Примеры:

        Кубок, наполовину пустой – хрупкость человеческой жизни.

        Череп, огарок свечи – скоротечность жизни.

        Часы – время и скоротечность жизни

        Яблоко – искушение, грехопадение.

        Подсолнух – солнце, верность.

        Музыкальная труба, горн – слава.

        Колос – воскресение.

        Птицы, бабочки – символ души.

        Драгоценный серебряный сосуд – богатство.

        Гвоздика – доблесть, отвага.

Жимолость – постоянство.

Белая лилия – непорочность.

Роза – любовь, муки Христа.

Давайте вместе сформулируем, что же помогает художнику создать выразительный натюрморт.

С чего начинается работа над натюрмортом?  

Отбор предметов в соответствии  с замыслом.

Нужно ли решить, что именно, какой предмет будет главным в натюрморте?

Выбор композиционного центра.

Ч то помогает передать настроение в натюрморте?

Цвет, колорит.

Радостное или грустное настроение несет натюрморт  – теплые или холодные цвета использует художник?

Энергия, бурный темперамент или сдержанность, нежность – контраст или нюанс нужен в выборе цветов?

Будет ли в натюрморте ощущаться динамика (движение) или статика (неподвижность, устойчивость)?

Задание: 

Составить тематический натюрморт «Атрибуты искусства» из плоскостных изображений предметов.

Темы:

Мир художника

Классическая музыка

Современная музыка

Мир театра

Поэзия

Декоративно-прикладное искусство

Обсуждение выбора предметов для натюрморта.

Выполнение работ. Обсуждение результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изображение предметного мира-натюрморт.Разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Неменского.

Разработка урока по изобразительному искусству "Изображение предметного мира-натюрморт" 6 класс. К разработке урока прилагается дидактический материал и презентация....

Урок изобразительного искусства в 6 классе "Изображение предметного мира – натюрморт. ( с применением интерактивной доски INTERWRITE)

Этот урок познакомит школьников с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширит знания о жанре натюрморта. Дети будут учиться  понимать, чувствовать и воспринимать...

Изображение предметного мира - натюрморт

В ходе урока учащиеся знакомятся с новым для них жанром – натюрмортом, формулируют его определение, выводят основные правила составления натюрморта. Так они понимают, что хаотичный мир вещей, пр...

Изображение предметного мира - натюрморт

Формировать понятие о натюрморте как самостоя­тельном жанре искусства;познакомить  учащихся с основами композиции и правилами постановки натюрморта;развивать наблюдательность, творческое воо...

Презентация "Изображение предметного мира-натюрморт"

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим по программе под редакцией Б.Неменского....