Рабочая программа ИЗО 5 кл
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Рабочая программа по ИЗО базовый уровень5 класс имеет пояснительную записку (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА) и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа ИЗО 5 кл | 102.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
имени Героя Советского Союза Будника Гавриила Дмитриевича
г.о. Лобня Московской области
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей от «__» ________ 20__г. № 1 | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________ (Кобзарь Т. Г.) «___»__________ 20__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №8 _____________ (Борисова Л. И.) «___»______________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИЗО
базовый уровень
5 класс
Составитель: Першина Л. М. учитель ИЗО
2015-2016 уч. г.
Пояснительная записка
Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Цели и задачи.
Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе примерной программы «Изобразительного искусства», «изобразительное искусство 5-7 кл автор – составитель А.А Кузнецов и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2011.).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»
Класс – 5
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 34ч.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание программы
по предмету «Изобразительное искусство»
5 класс
Содержание учебного предмета
- Цветовой круг (1 час – практ. работа)
Цели и задачи: развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов; изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей.
Задание: раскрасить акварельными красками цветовой круг, начиная с основного, красного цвета направо
Материалы: краски, кисточки, баночки с водой.
Зрительный ряд: методические таблицы: «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближение цвета»,. Подборки оттенков разных сочетаний.
Литературный ряд: стихи о цветах (живописных), о радуге.
2. Экскурсия в осенний парк. (1 час – урок-наблюдение)
Цели и задачи: наблюдение, анализ, словесное описание зримого мира, беседа о перспективе.
Задание: Подобрать репродукции картин об осени, фотографии, рисунки осенних деревьев, книги и альбомы.
Литературный ряд: стихи об осенней природе, осени.
3-4. «Декоративный цветок». (2 часа – практ. работа)
Цели и задачи: учить любоваться красотой, яркостью красок различных садовых цветов; формирование у учеников умения сравнивать свой рисунок с натурой, графических навыков; развитие художественного вкуса, наблюдательности, развитие бережного отношения к природе; эмоциональная разрядка, развитие творческих способностей; межпредметная связь (чтение, биология)
Задание: Выполнит стилизованный рисунок цветка
Материалы: альбом, краски, букеты цветов, открытки.
Зрительный ряд: японская, китайская графика (растения), Т.Яблонская «На окне весна»; К.Петров-Водкин «Натюрморт с черемухой»; А.Герасимов «После дождя» Мокрая терраса», «Натюрморт полевые цветы», «Роза», «Полевой букет»,авторские работы художников, детские рисунки.
5. Живописные упражнения, монотипия «веселые кляксы».. (1 час – тренировочные упражнения.
Цели и задачи: совершенствование графических навыков, развитие воображение, творческой фантазии детей, глазомера, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, взаимопомощи, товарищества, развитие ассоциативного мышлния, аналитических способностей
Материалы: акварель, гуашь, палитра, бумага, кисти, плитка из оргстекла, керамика, газеты (подстелить), для учителя методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета».
6. Золотая осень. Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. (1 час – практ. работа)
Цели и задачи: изучение строения дерева, кустарников, передача в изображении этих знаний и наблюдений, элементов воздушной и линейной перспективы, создание определенного колорита, настроения цветом, освоение техники живописи «мазком», обобщений впечатлений учащихся от экскурсии в парк
Задание: Нарисовать рисунок осеннего дерева..
Материал: альбом, карандаш, краски (акварель или гуашь), кисти, бумага, палитра, баночки с водой, листья деревьев..
Зрительный ряд: И.Шишкин «Лесные дали», «Осень», В.Поленов «Московский дворик», «Осень в Абрамцеве», И.Левитан «Золотая осень», «Березовая роща», А.Куинджи «Березовая роща»
Литературный ряд: Г.Скребицкий «Художник-осень», загадки и стихи о деревьях
Музыкальный ряд: П.Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Времена года».
7. Рисование фруктов и овощей. (1 час – практ. работа).
Цели и задачи: получение смешанных цветов на палитре, развитие творческих способностей, развитие стимулов к учебе, самоконтроля,
Задание: выполнить натюрморт под руководством учителя
Материал: простой карандаш, ластик, краски, кисти, баночки с водой, бумага, палитра.
Зрительный ряд: фотографии, открытки с фруктами и овощами, репродукции: Стожаров «Чай с калачами», «Квас», Хруцкий «Натюрморт с братиной», «Цветы и плоды», И.Машков «Фрукты на блюдце».
8. Хохлома. «Золотые узоры». Декоративная роспись кухонной разделочной доски ( 1 час – практ.работа)
Цели и задачи: провести викторину-путешествие по местам народных промыслов с опорой на выставку, сходство и отличие, выполнение элементов росписи, упражнения в стилизации, формирование понятий об орнаменте и его элементах, развитие образного представления, фантазии, навыки деления на равные части, эмоциональная разрядка, воспитание коллективистических качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.
Задание: выполнить доску под «хохлому», взяв характерные цветовые сочетания, приемы росписи.
Материал: акварельные краски, кисти, баночки с водой, бумага, палитра.
Зрительный ряд: изделия Хохломы, Жостово, Палеха и др.
9. Рисуем отгадки к народным загадкам. (1 час – практ. работа).
Цели и задачи: знакомство с устным народным творчеством, грамотное владение композицией, линией, цветом, развитие ассоциативного мышления
Задание: проиллюстрировать загадки
Материал: гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.
Литературный ряд: загадки
10-11. Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. (2 часа – практ. работа).
Цели и задачи: воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, развивать познавательные потребности, интересы и способности; знакомство с контрастными цветами, выразительными их сочетаниями; знакомство с художественными промыслами: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачеством, Скопин, Опошня; формирование понятий об элементах орнамента, его видах
Задание: 10 урок: сделать три декоративные полосы (фризов) из трех пар контрастных цветов.
11 урок: выполнить эскиз декоративной росписи «волшебного» фигурного сосуда
Материал: простой карандаш, ластик, краски (гуашь, акварель), кисти, баночки с водой.
Зрительный ряд: фотографии изделий художественных промыслов, сами изделия
12. «Рыжий кот». Рисование с натуры домашних животных. (1 час – практ. работа)
Цели и задачи: знакомство с анималистическом жанром в искусстве, художники-анималисты; совершенствование своего умения рисовать животных, углубление знаний о размере, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении, герои-животные в литературе, устном народном творчестве (сказки, загадки), общее и индивидуальное в строении тела животных
Задание: выполнить рисунок животного под руководством учителя, используя графические художественные материалы.
Материалы: простой карандаш, ластик, сувениры, бумага.
Зрительный ряд: рисунки методического фонда учащихся, ДШИ, работы Ватагина, Е.Чарушина, В.Серова, Леонардо да Винчи, П.Клодтта, К.Петрова-Водкина «Купание красного коня», репродукции конных памятников.
Литературный ряд: загадки , стихи, отрывки из литературных произведений
13. Мультипликационные герои ( 1 час – практ.работа)
Цели и задачи: разговор о мультипликации, о художниках мультипликаторах, о художественных достоинствах мультфильмов; развитие графических умений и навыков; развитие образного представления, фантазии, эмоциональная разрядка; воспитание коллективистких качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности
Задание: выбрать любимого мультгероя, нарисовать его.
Материалы: альбомы, гуашь, акварель, банки с водой, простой карандаш, кисть, открытки с геоями мультфильмов, детские книги.
Зрительный ряд: иллюстрации , книги о мультиликации
Литературный ряд: загадки
14. Веселый Дед Мороз (1 час – практ. работа).
Цели и задачи: овладение техникой аппликации из цветной бумаги и других доступных материалов; развитие образного представления, творческого восприятия действительности, навыков владения материалом; воспитание эмоциональной отзывчивости, чувства, волевых качеств, стимулов к учебе, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка
Задание: выполнить аппликацию под руководством учителя.
Материалы: открытки новогодние, бумага, цветная, вата, мишура, клей ПВА, ножницы.
15. Раппорт ткани. (2 часа – практ. работа).
Цели и задачи: овладение способом «набивки» по шаблону, трафарету, воспитание художественного вкуса, творческих способностей, изобразительных навыков
Задание: изготовить шаблон, трафарет и оформить рисунок с спользованием раппорта
Материалы: кусочки ткани с узором, шаблоны, трафареты, бумага, гуашь, темпера, клей ПВА, куски белой ткани или бумаги.
Зрительный ряд: фотографии и репродукции о создании тканей
16-17. Гравюра на картоне (1 час – практ. работа).
Цели и задачи: знакомство с тиражной графикой, межпредметные связи (лит-ра, история, естествознание); развитие творческих способностей и навыков в работе, развитие стимулов к учебе.
Задание: выполнить эскиз, вырезать заготовки деталей из картона, наклеить (техника аппликации), нанести краску, отпрессовать и получить лист отпечаток
Материалы: альбомные листы, тонкий картон, клей ПВА, кисти, ножницы, гуашь, фотовалик, губка-поролон
Зрительный ряд: авторские работы детей, Дюрер «Кролик», И.Билибин – иллюстрации к русским народным сказкам
18-19. Работа в технике «граттаж» (2 час – практ.работа).
Цели и задачи: ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов; межпредметные связи (лит-ра, история, естествознание); развитие творческих способностей и навыков в работе, стимулов к учебе; освоение законов изобразительной грамоты; овладение техникой штриха
Задание: выполнить графические упражнения карандашом .
Материал: простой карандаш, ластик, бумага, желток, черная тушь или гуашь, булавки с головкой, циркуль, гвоздики со шляпкой, вязальные спицы.
Зрительный ряд: черно-белые фотографии, пейзажи; репродукции печатной графики, методические таблицы
20. Наброски с фигуры человека (1 час – практ. работа)
Цели и задачи: анализ пропорций, конструктивно-анатомичского строения фигуры человека, объемной формы; тоновая и цветовая разработка формы, совершенствование умений последовательного ведения работы; формирование умения выполнять различными способами наброски с натуры фигуры человека
Задание: выполнить рисунок-набросок фигуры человека (1-2 наброска по 15-20 минут каждый)
Материал: простой карандаш, бумага (белая).
Зрительный ряд: наброски с фигуры человека И.Репина, В.Серова и др.; методические таблицы (скелет, мышечная система, пропорции людей разного возраста)
21. Русские богатыри. (1 час – практ. работа)
Цели и задачи: воспитание интереса и любви к Всемирной истории и истории Отечества, Родине, творческое восприятие мира, творческий подход к работе, совершенствование графических навыков, проверка усвоения материала предыдущих уроков; межпредметные связи (музыка, лит-ра, история, география)
Задание: выполнить композицию на тему дополняя аппликацией.
Материал: простой карандаш, краски (гуашь или акварель), кисти, баночки с водой, бумага, палитра.
Зрительный ряд: М.Врубель «Богатырь», «Микула Селянинович», Мартос «Памятник Минину и Пожарскому», Вучетич «Родина- мать зовет!», П.Корин «Александр Невский», А.Бубков «Утро на Куликовском поле»; фотографии Пскова, Новгорода, Владимира, Суздаля
Музыкальный ряд: Глинка «Иван Сусанин» («Жизнь за царя», А.Бородин «Богатырская симфония, 1 –я часть; песня ВОВ «Вставай страна огромная»»
22. Транспорт. (1 час – практ. работа).
Цели и задачи: знакомство с техникой, машинами; рисование сложного объекта (техника) по уменьшенной модели; анализ формы сложного объекта до простейших форм, его составляющих; закрепление полученных ранее знаний по рисованию предметов прямоугольной формы, расположенных под углом к рисующему.
Задание: самостоятельно сделать наброски автомашины (основные формы кузова, колес, прорисовывание деталей).
Материал: модели машин, карандаш, акварель, фотографии и иллюстрации с машинами
Зрительный ряд: В. Васнецов «Ковер-самолет», «Иван –царевич на сером волке»
23-24. Натюрморт из геометрических тел. (2 час – практ.работа).
Цели и задачи: знакомство с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью; рисование с натуры геометрических тел с попыткой передачи объема; понимание конструктивного строения предметов, элементов линейной перспективы; развитие зрительной памяти, передачи впечатлений, пробуждение фантазии, творческого воображения; рисование от общего к деталям, развитие памяти, умения комбинировать детали; укрепление межпредметных связей (математика, естествознание)
Задание: на 23 уроке выполнить сквозную прорисовку и начальный этап светотени, на 24 – выполнить штриховку.
Материал: простой карандаш, ластик, бумага.
Зрительный ряд: методические таблицы
25-26. Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов и овощей (2 часа – практ.работа)
Цели и задачи: рисование предметов аналогичной формы, но разного материала и характера (шар, яблоко, призма, коробок и др.); первоначальные сведения о форме предметов; простейшие композиционные приемы, закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементов цветоведения; рисование с натуры, доступными графическим средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, уметь сравнивать свою работу с изображаемой натурой и исправить замеченные ошибки; соблюдать последовательность графического и живописного изображения; использовать возможности цвета, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит
Задание: рисунок натюрморта (композиция, первоначальная передача светотеней, цвета, подробная проработка рисунка) в технике гризайль или живопись.
Материал: простой карандаш, ластик, бумага.
Зрительный ряд: методические таблицы «Этапы рисования с натуры геометрических тел»
27-28. Наброски с натуры модели домика. (2 часа – практ. работа).
Цели и задачи: формирование пространственных представлений; изучение конструктивных особенностей строения призматических форм, поиск аналогичных форм в окружающей действительности (мебель, здания, коробки и т.п.); сообщение простейших сведений о линейной перспективе: линия горизонта, уровень горизонта, точка зрения, точка схода, фронтальная и угловая перспективы; межпредметные связи – анализ геометрических форм в математике
Задание: сделать наброски с модели домика в разных поворотах или один длительный рисунок с выявлением штриховкой объема домика..
Материал: бумага, карандаш, методические таблицы «Последовательность рисования призмы, коробки, ящика», проволочные модели призм, кубов
Зрительный ряд: репродукции с четким изображением предметов призматической формы, фотографии изделий (шкатулки, мебель, здания) в угловой перспективе и перспективных изменениях, И.Левитан «Осенний день. Сокольники», И.Репин «Невский проспект», А.Веницианов «Гумно», В.Маковский «В мастерской художника»
29. Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических фигур(1 час - практ. работа).
Цели и задачи: развитие зрительной памяти и вображения, формировании умения рисовать по представлению; беседа об архитектуре, русской архитектуре, основных материалах этого вида искусства; умение анализировать фрму (объемную и плоскую); конструировать
Задание: выполнить рисунок старинного терема с использованием геометрических фигур
Материал: альбом, карандаш, тушь, геометрические тела (кубики, пирамидки, спичечные коробки и т.п.), фотографии архитектурных сооружений с четко выраженными формами (чтобы просматривалась конструкция)-Кижи, крепостная Москва, репродукции живописных сооружений, геометрические тела, строительный конструктор.
Зрительный ряд: репродукции картин художников В.Суриков «Утро стрлецкой казни», А.Лентулова «Собор Василия Блаженного», В.Васнецов «Картины о старой Москве».
30. Буквица. (1 час практ. работа)
Цели и задачи: рассказ об истории книгопечатания, о рукописных книгах, об искусстве каллиграфии, принципах образования шрифта; развитие графических умений, навыков; развитие общей эрудиции и кругозора; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности, творческое восприятие мира, творческий подход к работе; межпредметные связи (история, лит-ра)
Задание: Написать печатными буквами текст загадки или пословицы, украсив ее первой буквой – «буквицей».
Материал: таблицы, доска, мел, бумага, карандаши, акварель, тушь, фломастеры, линейка.
31-32. Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конек-горбунок» (2 часа – практ. работа)
Цели и задачи: освоение закономерностей композиции, основ цветоведения; знакомство с творчеством художников миниатюрной живописи из Палеха, народного лубка; ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте сказочного мира в произведениях художников-сказочников (Билибин, Васнецовы, Врубель и др.); знакомство с книжной графикой как разновидностью графики.
Задание: эскизирование в карандаше, работа красками.
Материал: альбом, карандаши, акварель или гуашь, цветная бумага, мелки, банка, кисти
Зрительный ряд: репродукции народных лубков, книга Ершова П. с иллюстрациями разных художников, методическая таблица «Последовательность выполнения иллюстраций»
33-34. Портрет (2 часа – практ. работа)
Цели и задачи: лепка с натуры модели, развитие зрительной памяти, глазомера, пространственного мышления; систематизация знаний о скульптуре, отличие ее от других видов изобразительного искусства
Задание: налепить на каркас пластилин, сделать основу голову, закрепить, определить части головы, сформировать нос, губы и т.д
Материал: клеенка, пластилин, стеки, баночки для каркаса (или фольга алюминиевая), ДСП подставка, брусочек 150х20х20, гипсовые головы и модели, методические таблицы «Стрение черепа», «Мимические мышцы»
Зрительный ряд: В.Мухина «Рабочий и колхозница», «Портрет доктора А.Замкова», Ж.Гудон «Статуя Вольтера», Микеланджело «Скорчившийся мальчик, Мирон «Дискобол».
35. Четыре разных портрета (по одной схеме (1 час – практ. работа)
Цели и задачи: изучение пропорций и мимики лица; развитие графических навыков и умений; развитие умения найти координатные точки лица (опорные); развитие творческого склада ума, фантазии, художественного вкуса, воображения, ассоциативного мышления
Задание: под руководством учителя нарисовать по единой схеме заготовки для будущих портретов, каждому лицу придать индивидуальные черты: по возратсу, полу, национальности, настроению, прическе.
Материал: фотографии, рисунки лица (крупным планом), альбомы, банки с водой, кисти, краски, методическая таблица «Мимика».
Зрительный ряд: 3А.Веницианов «Захарка», В.Серов «Девочка с персиками», «Мика Морозов», Рембрандт «Сын Титус за чтением»
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
по предмету «Изобразительное искусство»
5 класс
Учебно-методическое обеспечение
1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.
2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2009.
а) основная литература:
Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель - АСТ, 2005. – 128 с.
Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2008г. – 136 с.
б) дополнительная литература для учителя
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.
Технические средства обучения
- Компьютер, проектор
Методический фонд
- Репродукции картин художников.
- Муляжи для рисования
- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
- Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Формы и средства контроля
по предмету «Изобразительное искусство»
5 класс
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).
Формы контроля знаний, умений, навыков ( стартовый,текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Тест по изобразительному искусству для 5 класса
1. Из перечисленного ниже списка выберите и подчеркните предметы, входящие в убранство и интерьер русской избы:
- печь, стол компьютер, лавка-конник, полати, домашний кинотеатр, прялка, вышитое полотенце, расписная посуда, телевизор.
2. Перечислите графические материалы в изобразительном искусстве
________, _______, ______, _______, ___________________, _______________
3. Подчеркните те из перечисленных ниже элементов одежды, которые входят в народный женский наряд: .
- кокошник, лента, пальто, кичка, сорока, рубаха, юбка, сарафан, понева, передник – запон, душегрея.
4. Выберите верное определение и подчеркните его:
А) геральдика – наука о денежных знаках и монетах;
Б) геральдика – наука о гербах и их прочтении;
В) геральдика – наука о марках.
5. Какая композиция называется симметричной.
А) изображение слева подобно изображению справа
Б) выверенное чередование
В) изучение закономерностей
6. Какие цвета являются основными
А) красный, синий, зеленый
Б) красный, желтый, синий
В) красный фиолетовый, синий
7. Натюрморт – это изображение:
А) мертвой натуры
Б) живой натуры
8. Назовите ахроматические цвета?
______________, ____________, ___________
9. Приведите пример теплой цветовой гаммы:
А) красный, оранжевый, коричневый
Б) синий, голубой, фиолетовый, розовый. красный, желтый
В) зеленый, черный, серый, белый, красный
10. Что такое ритм?
А) выразительность и гармония
Б) Чередование изобразительных элементов
В) полноправный элемент композиции
11. Подчеркните правильное окончание определения:
В линейной перспективе все предметы при удалении а) увеличиваются
б) уменьшаются
в) остаются без изменений.
В линейной перспективе параллельные линии по мере удаления от наблюдателя
а) сходятся в одной точке
б) остаются параллельными
в) расходятся.
В воздушной перспективе предметы при удалении а) четкие б) покрыты дымкой, расплывчаты.
Планируемые результаты
по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
К концу обучения в пятом классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения изобразительного искусства ученик 5 класса к концу учебного года должен
знать/понимать
- - отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства
- - первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.д.);
- - особенности симметричной и асимметричной композиции;
- - простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- - простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;
- - общие художественные приемы устного и изобразительного фольклора на примерах народного промысла (Хохлома, Скопин и пр.)
- - особенности местных традиций в резьбе и росписи кости, дерева, металла и т.п.;
- - памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края;
- - художественная жизнь родного края.
уметь
- Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства;
- Рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цветов натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающих предметов;
- Изображать фигуру человека с натуры, по памяти, по представлению карандашом, акварелью, передавая основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении и в покое;
- Сравнивать свой графический или живописный рисунок с натурой, исправлять замеченные ошибки;
- Использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;
- Самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;
- Соблюдать последовательность графического и живописного изображения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Владеть компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе
№ урока | ТЕМА УРОКА | Тип урока | Вид урока | Характеристика видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты) | Домашнее задание | Дата планируемая | Дата фактическая | ||||||||||||||
1 | Цветовой круг | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Живопись, изучение основ цветоведения | Уметь различать разнообразные возможности художественных материалов, отмечать их лаконично выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать различные оттенки разных сочетаний, видеть многообразие варьирования трактовок. Создавать при смешивании красок необходимые оттенки цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. Творчески использовать особенности различных материалов в собственной работе. Знать и применять на практике свойства изменения цвета при смешивании. | Познавательные: развивать графические умения и навыки, изучить основы цветоведения. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | Изготовить цветовой круг | 1.09-5.09 | |||||||||||||||
2 | Экскурсия в осенний парк | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку окружающему. Наблюдать, анализировать, описывать зримый мир, перспективу. Применять правила перспективы в художественно-творческой деятельности (работа с натуры и по представлению). Подобрать репродукции картин об осени, фотографии, рисунки осенних деревьев, книги, альбомы. Применять правила перспективы в художественно-творческой деятельности. | Познавательные: научиться описывать окружающий мир, выполнять перспективу. Коммуникативные: задавать вопросы; вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | 7.09.-12.09 | ||||||||||||||||||
3 | Декоративный цветок | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Тематическое рисование | Научиться любоваться красотой, яркостью различных садовых цветов. Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности выразительные особенности цветов. Создавать при смешивании красок необходимые оттенки цветов. Творчески использовать особенности различных материалов в собственной работе. | Познавательные: формировать умение сравнивать свой рисунок с натурой, графические навыки. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения, эмоциональная разрядка Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, развитие художественного вкуса, творческих способностей, наблюдательности. Личностные: ценностное отношение к природе своего края. | Подбор иллюстративного материала | 14.09.-19.09. 21.09.-26.09 | |||||||||||||||
4 | Декоративный цветок | |||||||||||||||||||||
5. | Живописные украшения, монотипия «Веселые кляксы» | Урок комплексного применения знаний | Тренировочные упражнения | Творчески использовать особенности различных материалов в собственной работе. Совершенствовать графические навыки, глазомер. Анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников. | Познавательные: научиться выполнять монотипию. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. Регулятивные: развитие ассоциативного мышления, аналитических способностей. творческой фантазии, развитие творческой фантазии, трудолюбия, аккуратности. Личностные: самооценка на основе критериев успешной деятельности. | Самостоятельно выполнить упражнения 3,4. | 28.09.-3.10 | |||||||||||||||
6. | «Золотая осень», рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Рисование с натуры и по памяти | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку окружающему. Наблюдать, анализировать, описывать зримый мир, перспективу. Применять правила перспективы в художественно-творческой деятельности (работа с натуры и по представлению). Подобрать репродукции картин об осени, фотографии, рисунки осенних деревьев, книги, альбомы. Творчески использовать особенности различных материалов в собственной работе. | Познавательные: научиться передавать строение деревьев, кустарников в изображении, освоение техники живописи «мазком», элементов воздушной и линейной перспективы Коммуникативные: формировать собственную позицию. Регулятивные: создание определенного колорита, настроения цветом. Личностные: ценностное отношение к природному миру. | 5.10.-10.10 | ||||||||||||||||
7. | Рисование фруктов и овощей | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Рисование с натуры и по памяти | Анализировать и понимать особенности формы овощей и фруктов. Создавать самостоятельные варианты композиционного решения вопроса. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив . Использовать традиционные сочетания цветов. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности формы. Творчески использовать особенности различных материалов в собственной работе. | Познавательные: научиться получать смешанные цвета на палитре. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю, развитие стимула к учению. Регулятивные: составлять план последовательности действий, самоконтроль и дисциплина. Личностные: уважительное отношение к иному мнению. | 5.10.-10.10 | ||||||||||||||||
8. | «Золотые узоры» | Урок изучения и первичного закрепления | Декоративное рисование | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы, Гжели, Полхов-Майдан, Жостово, Городец и др. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), гжели, жостово различать их. Создавать композицию росписи в единстве с формой, используя основные элементы узоров. Чувствовать красоту природы и осознавать возможность её эстетического оформления. | Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Личностные: ценностное отношение к природному миру. | Подбор материала о жостовских подносах | 12.10-17.10 | |||||||||||||||
9. | Рисуем отгадки к народным загадкам. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Рисование по памяти | Понимать и анализировать устное народное творчество, давать ему оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной культуры. Осознать значение русской культуры как бесценного достояния культуры народов. | Познавательные: познакомиться с устным народным творчеством; научиться грамотно владеть композицией, линией, цветом. Коммуникативные: развивать ассоциативное мышление. Регулятивные: определять последовательность действий. Личностные: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | Подобрать загадки . | 19.10.-24.10. | |||||||||||||||
10 | Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. | ок изучения и первичного закрепления новых знаний | Декоративное рисование | Создать атмосферу живого общения и красоты. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального искусства как живой традиции. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку различным художественным промыслам. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, осуществлять самовыражение средствами изобразительного искусства, сформировать понятие об элементах орнамента, его видах, познакомиться с художественными промыслами: Гжель, Жостово , Городец, ковроткачество, Скопин, Опошня. Коммуникативные: формировать собственное мнение, познавательные потребности и интересы. Регулятивные: адекватно использовать речь. Личностные: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | Повторить все о народном искусстве. Подобрать загадки о животных | 2.11-7.11 9.11.-14.11 | |||||||||||||||
11 | Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. | |||||||||||||||||||||
12 | «Рыжий кот» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Рисование с натуры, по памяти | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения анималистического жанра в искусстве. Сравнивать, оценивать форму, декор героев-животных. Овладевать приемами рисования героев-животных в литературе, сказок, загадок. Осваивать знания о размере, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении животных. Освоить общее и индивидуальное в строении тела животных (особенно родственных). | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. Коммуникативные: задавать вопросы; вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Адекватно использовать речь; Составлять план работы по достижению планируемого результата. Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти. Личностные: ценностное отношение к природному миру. | Сделать карандашом наброски домашних животных. | 16.11-21.11 | |||||||||||||||
13 | Мультипликационные герои | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Тематическое рисование | Составлять разговор о мультипликации, о художниках-мультипликаторах, о художественных достоинствах мультфильмов. Сравнивать различные способы создания мультфильмов. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы рисования карандашом. Создавать композицию в процессе практической творческой работы. | Познавательные: развитие графических умений и навыков, образного представления, фантазии. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. Личностные: эмоциональная разрядка, взаимная вежливость, дисциплина, аккуратность. | История мультипликации | 23.11-28.11 | |||||||||||||||
14 | Веселый Дед Мороз | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Декоративная работа, аппликация из цветной бумаги | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать проделанную работу. Определять характерные особенности техники аппликации из бумаги. Осваивать основные приемы работы с бумагой. Создавать композицию. | Познавательные: овладение техникой аппликации из бумаги и других доступных материалов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. Личностные: развивать образное представление, творческое восприятие действительности, эмоциональная отзывчивость, эстетические чувства, волевые качества, усидчивость. | 30.11-5.12 | ||||||||||||||||
15 | Раппорт ткани. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Декоративное рисование | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о раппорте ткани, различать их. Создавать композицию с помощью раппорта в единстве с формой, используя основные элементы декоративного узора. | Познавательные: овладение способа «набивки» по шаблону, трафарету. Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи, развитие творческих способностей, изобразительных навыков. Личностные: обретение художественного вкуса. | Изготовить трафарет. | 7.12-12.12 | |||||||||||||||
16 | Гравюра на картоне. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Печатная графика, аппликация | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать проделанную работу и сравнивать её с работами других. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы выполнения гравюры. Создавать фрагменты и целостные законченные элементы графики. | Познавательные: познакомиться с тиражной графикой и её видами, овладеть техникой выполнения гравюры. Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме. Регулятивные: определять последовательность действий. Личностные: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | Подбор материалов для выполнения гравюры. 28.12-2.01 | 14.12-19.12 | |||||||||||||||
17 | Гравюра на картоне. | |||||||||||||||||||||
18- | Работа в технике «Граттаж» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Тематическое рисование, освоение художественной техники, графические упражнения. | Объяснять межпредметные связи (литература, история, естествознание) Сравнивать возможности художественных техник. Осознавать взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов. Составлять сюжетный рисунок процарапыванием. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Животные зимнего леса». Участвовать в презентации выставочных работ. | Познавательные: ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов, овладение техникой штриха, освоение законов изобразительной грамоты. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. Личностные: развитие творческих способностей и навыков в работе, стимула. | 11.01-16.01 18.01-23.01 | ||||||||||||||||
19 | Работа в технике «Граттаж» | |||||||||||||||||||||
20 | Наброски с натуры фигуры человека | Урок обобщения и систематизации знаний | Рисование снатуры, по памяти. Групповая работа | Анализировать пропорции, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, объемной формы. Совершенствовать умения последовательного ведения работы. Выявлять особенности анатомического строения фигуры человека. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией познавательного материала. Передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры, передавать характерные черты внешнего облик, одежды, украшений человека. Изображать фигуру человека в движении. | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Научиться тоновой и цветовой разработке форм, сформировать умения выполнять различными способами наброски фигуры человека. Коммуникативные: формировать собственное мнение, работа в группах. Регулятивные: адекватно использовать речь. Личностные: уважительное отношение к иному мнению, чувство товарищества и взаимопомощи. | Наброски с членов семьи в домашней обстановке. | 25.01-30.01 | |||||||||||||||
21 | Русские богатыри. | Тематическое рисование и аппликация смешанные ткани. | Объяснять межпредметные связи (литература, история, музыка, география). Участвовать в диалоге о героическом прошлом нашей Родины. Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. Анализировать образы богатырей. Находить в образах богатырей народное понимание богатырской силы, благородства и мужества. Выделять из обобщённых образов богатырей особенности каждого- доброту, мудрость, сдержанность, образованность, веселость, находчивость. Проводить анализ архитектуры старинных русских городов. Воспринимать мир с позиций творчества. Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов, совершенствовать графические навыки Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. Личностные: уважительное отношение к иному мнению, истории своей родины, её традиций и обычаев. | Подбор материала по теме | 1.02-6.02 | ||||||||||||||||
22 | Транспорт. | Рисование с натуры, наброски по памяти, по представлению, с таблиц, графика. | Анализировать форму сложного объекта до простейших форм. Анализировать успешные работы и общие ошибки. Осваивать навыки рисования по представлению, с таблиц в различных техниках (карандаш, акварель, черная гуашь) Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». | Познавательные: узнавать, называть, определять основные характерные черты различных видов транспорта Коммуникативные: проявлять активность, выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий; вносить необходимые изменения в действие. Личностные: самооценка на основе критериев успешной деятельности. | принести иллюстративный материал по теме | 8.02-13.02 | ||||||||||||||||
23-24 | Натюрморт из геометрических тел. | Рисование с натуры. | Укреплять межпредметные связи (математика, естествознание). Знакомиться с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью. Сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предметов. Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линией, объема конструктивного строения предметов, линейной перспективы, впечатлений. Создавать композицию из геометрических форм. Передавать освещение предметов в работе с натуры и по представлению. Изображать с натуры и по представлению учебные натюрморты, решать в них поставленные задачи. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий, развивать память, умение комбинировать детали. Личностные: уважительное отношение к иному мнению. | 1.Подобра ть иллюстративный материал по теме 2.выставка работ | 15.02-20.02 22.02-27.02 | ||||||||||||||||
Натюрморт из геометрических тел. | ||||||||||||||||||||||
25 | Натюрморт из разнообразных предметов: геометрических тел, фруктов и овощей. | Рисование с натуры. | Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линией, объема конструктивного строения предметов, линейной перспективы, впечатлений. Создавать композицию из геометрических форм, фруктов и овощей. Использовать простейшие композиционные приемы, закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, рисования с натуры. Соблюдать последовательность графического и живописного изображения. Использовать возможность цвета. Применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит. Проводить цветовой анализ предметов. Сравнивать конструкцию и светотень предметов. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов, познакомиться с техникой гризайль, живописью в цвете. Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности. Регулятивные: составлять план последовательности действий. Личностные: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению. 7.03-12.03 | 29.02-5.03 | |||||||||||||||||
26 | Натюрморт из разнообразных предметов: геометрических тел, фруктов и овощей. | |||||||||||||||||||||
27 | Наброски с натуры модели домика. | Декоративное рисование | Понимать конструктивные особенности строения призматических форм. Сравнивать с аналогичными формами в окружающей действительности. Анализировать геометрические формы. Осуществлять межпредметные связи с математикой. Формировать пространственное представление. Создавать линейную перспективу. Отличать её особенности – линию горизонта, уровень горизонта, точку зрения, точку схода, фронтальную и угловую перспективу. Применять правила перспективы в художественно-творческой деятельности. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности. Регулятивные: составлять план последовательности действий. Личностные: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | Выполнение объемнойаппликации. | 28.03-2.04 4.04-9.04 | ||||||||||||||||
28 | Наброски с натуры модели домика. | |||||||||||||||||||||
29 | Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических тел. | Рисование по представлени. Графика. | Анализировать форму (объемную и плоскую). Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам. Размышлять и вести диалог об особенностях русской архитектуры, основных материала этого вида искусства. Использовать в речи новые художественные термины. Создавать в творческой работе художественный образа исторического или фантастического терема. Передавать в собственной художественно-творческой работе характерные черты стиля русского зодчества. | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Закреплять знания рисования по представлению. Коммуникативные: формировать собственное мнение. Регулятивные: адекватно использовать речь, развивать зрительную память и воображение. Личностные: ценностное отношение к труду и культуре своего народа. | Выставка творческих работ. | 11.04-16.04 | ||||||||||||||||
30 | Буквица. | Декоративное рисование | Творчески использовать особенности различных материалов в собственной работе. Знать и применять на практике свойства изменения цвета при смешивании. Выявлять и называть характерные особенности различных видов шрифтов. Различать различные виды письма (пиктографию, идеографию, слоговая, буквенно-звуковая). Научиться выполнять буквицу в технике русской вязи. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. | Познавательные: знакомство с историей книгопечатания, рукописных книгах, искусства калиграфии. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа; формирование коллективистических качеств, взаимной вежливости. Регулятивные: преобразовать познавательную задачу в практическую, развитие эрудиции и кругозора. Личностные: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности. | Отгадать ребусы. | 18.04-23.04 | ||||||||||||||||
31 | Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конёк-Горбунок» | Декоративное рисование | Освоить закономерности композиции, основы цветоведения. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Сравнивать и выбирать различные по характеру мазки для передачи эмоционального состояния, содержания и фактуры изображаемого. Передавать художественный замысел через форму, пластику с помощью холодных и теплых оттенков, собственно выбранному материалу. Уметь трансформировать реальные формы в декоративные. Знать отличительные особенности палехской миниатюры Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Познавательные: познакомиться с творчеством художественной миниатюрной живописи из Палеха, народного лубка; с произведениями изобразительного искусства. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Регулятивные: преобразовать познавательную задачу в практическую. Личностные: уважительное отношение к иному мнению, к культуре своего народа. | Подбор материала о видах декоративно—прикладного искусства. 2.05-7.05 | 25.04-30.04 | ||||||||||||||||
32 | Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конёк-Горбунок» | |||||||||||||||||||||
33 | Портрет | Лепка из пластилина | Разрабатывать, создавать модели с натуры с помощью лепки. Отличать скульптуру от других видов искусства. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема и других средств в процессе создания объемных композиций. Создавать средствами скульптуры образ человека. Уметь находить различия портрета от фотопортрета. Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи, развитие памяти, глазомера, пространственного мышления. Личностные: уважительное отношение к иному мнению | Подобрать иллюстративный материал | 9.05-14.05 | ||||||||||||||||
34 | Четыре портрета (по одной схеме) | Рисование по памяти с натуры | Изучить пропорции и мимику лица; нахождение координатных точек лица (опорных). Пользоваться принципами обобщения в процессе выполнения практической работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. Уметь отличать высоко эстетические произведения современного искусства от подделок Передавать художественный замысел через форму, пластику соответственно выбранному материалу. Использовать разные виды освещения для придачи выразительности своей работе. Узнавать знакомые произведения русских и зарубежных художников. | Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата Личностные: эстетические чувства | 1.подобрать материал по теме 2.выстав ка работ | 16.05-21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...