«Европейские города средневековья» 4 класс изобразительное искусство
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, класс) на тему

Федориненко Вера Ивановна

Конспект урока " Европейские города средневековья", презентация , варианты заданий для творческой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы урока

Предмет

«Изобразительное искусство»

Учитель

Федориненко Вера Ивановна

Образовательное учреждение

МБОУ «СОШ № 2», город Советский

Класс

4

Тема 3 четверти:

«Каждый народ художник»

Тема урока

«Европейские города средневековья»

Место данного урока в учебном плане

10  урок по теме четверти

Тип урока

Открытия новых знаний

Технология построения урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Цель урока

Сформировать представления об архитектуре средневековой Европы, создать условия для проявления познавательной активности и развития творческой индивидуальности обучающихся .

Задачи урока

- образовательные :

-развивающие:

-воспитательные:

  1. сформировать представление о внешнем виде готического храма;
  2. создать условия для применения полученных знаний, навыков и умений в практической деятельности
  1. развитие умений анализировать и выделять характерное на объектах;
  2. развитие творческого мышления, воображения, навыков владения художественными материалами и средствами;
  1. формирование эмоционально –ценностного отношения к культуре Западной Европы в    средние века;
  2. развитие уважительного отношения к историческому прошлому других стран.

Основные термины и понятия

Портал, окно – роза, витраж

Форма проведения

Комплексно – творческий урок

Планируемые результаты

Предметные: 

  • расширяют свои представления о культуре средневековой Европы;
  • понимают и объясняют целостный образ готического храма; обобщают собственные представления о готическом храме,
  • усваивают понятия «витраж», «портал», «окно –роза»

Личностные: 

  • отзывчивы к красоте культуры Средневековья
  • имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные:

  • планируют и оценивают свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • ориентируются в своей системе знаний, определяют границы знания и незнания;
  • умеют анализировать объекты и выделяют существенные признаки; проводят сравнение по заданным критериям;

Коммуникативные: 

  • формулируют собственное мнение и позицию;
  • оценивают достижения своих одноклассников;
  • рассуждают и находят ответы на вопросы;

Познавательные: 

  • развивают умения осуществлять поиск существенной информации из рассказа учителя и наглядного материала;
  • развивают умения находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта;
  • умеют применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности.

Материалы и инструменты

Простой карандаш, цветные карандаши, ластик.

Приемы и методы

Объяснительно –иллюстративный, частично –поисковый, практический

Ожидаемый результат

Усвоение детьми умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия и выполнить творческий работу по реставрации готического храма

Используемые современные технологии

  1. Информационные и  – коммуникативные технологии
  2. Технология проблемного обучения (проблемный диалог, проблемная ситуация для определения границ знания – незнания обучающихся)
  3. Здоровьесберегающие технологии
  4. Технология продуктивной творческой  деятельности .

УМК

Рабочая программа ФГОС «Изобразительное искусство. 1-4 классы». Автор Б.М. Неменский. Москва, «Просвещение», 2012 год

«Изобразительное искусство»  4 класс. Технологические карты уроков по учебнику Л.А. Неменской. Авт. Н.В. Бабакова, Волгоград  , изд. «Учитель» ,2013.

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная, фронтальная , групповая.

Межпредметные связи

История

Оборудование

  1. Мультимедийный проектор, экран, компьютер, школьная доска
  2. Мультимедийная презентация «Средневековый город»
  3. Листы формат А4 с неполным изображением готического храма(разные уровни сложности)
  4. листы А4, с изображением готических соборов на которых есть архитектурные ошибки
  5. Изображения готического храма на листах А3
  6. Детские рисунки с изображением готического храма

Интернет ресурсы

http://alfa-img.com/show/greek-royalty-clothing.html

http://world4.eu/the-ancient-greek-costume/

http://korshunov-geico.clan.su/blog/russkaja_narodnaja_odezhda_20_fotografij_vkontakte/2015-09-13-32

http://www.krasfun.ru/2013/05/istoriya-o-yaponskix-samurayax-19-veka/

http://www.photosight.ru/photos/2249009/

http://pixers.ru/fotooboi/uzkie-srednevekovye-ulica-v-gorode-holm-assizi-34880118

http://london-is-passion.blogspot.ru/2012/07/blog-post_24.html

http://wikimapia.org/48483/ru/Hauptmarkt-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D1%8C

http://phototravelguide.ru/cerkov-hram-sobor/ulmskij-sobor/

http://torrentto.ru/samye-krasivye-goticheskie-sobory-frantsii

http://ru.azimage.com/free-pics/amiens

https://enthusiastical.wordpress.com/2013/05/03/southern-rose-window-notre-dame-paris/

http://www.line8.ru/gotika-stili-arhitektury-i-dizayna/65-gotika-vezde-vsegda-vo-vsem.html

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1) Организационный этап.

Слайд №1 (заставка)

Проверяет готовность учащихся к уроку

Проверяют  рабочее место, наличие всех необходимых инструментов к работе.

Регулятивные

- самостоятельно организовывать свое рабочее место

 - настроиться на позитивную  деятельность

2) Мотивация учебной деятельности учащихся

Постановка цели и задач урока.

Вспоминаем материал прошлого урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие во времени . Мы снова с вами вернёмся в Средневековую Европу.

-Что мы с вами изучали на прошлом уроке?

-А как называется стиль, который появился в средние века в Европе?

- Сейчас мы поиграем в очень простую игру. Я буду показывать одежду разных эпох и стран, а вам нужно будет говорить «да» если это одежда готического стиля, и «нет» если это одежда не готического стиля.

Слайд  № 2

- Молодцы!  По каким признакам вы определили одежду готического стиля?

-Сегодня на уроке мы ещё больше узнаем о готическом стиле, который появился  в эпоху средневековья. Мы познакомимся с архитектурой средневекового города.

-Вам нужно будет изобразить главный элемент города. Что это?

Отвечают на вопросы.

-Одежду горожан в средние века.

-Готический.

Игра «Данетка».

Вспоминают материал прошлого урока.

 Определяют одежду готического стиля по определённым признакам. Анализируют уровень своих знаний.

- Остроконечные головные уборы, высокая талия, остроносая обувь, у мужчин узкие штаны – чулки.

Проблемный вопрос.

Личностные

 - формирование мотивации получения новых знаний;

Регулятивные

 - научить строить речевые высказывания в устной форме

 - формирование умений определять границу между знанием и незнанием

Коммуникативные

 - научить формулировать собственное мнение и позицию;

3) Актуализация знаний.

-Давайте пройдемся по средневековому городу.

Слайд №3

-Средневековые города нуждались в защите , поэтому они внешне напоминали крепость с башнями и воротами которые закрывались на ночь.

Слайд №4

Улочки в городах были узкие, иногда по улице мог пройти только один человек.

- Население в средневековых городах было немногочисленным. Обычно оно не превышало 5-6 тысяч человек. Лишь не многие города насчитывали несколько десятков тысяч жителей, это Лондон, Париж. В тесноте города люди старались построить свои дома по- своему.

Слайд №5

Самые богатые дома выходили на центральную площадь.

Слайд №6

В центре площади всегда возвышался собор.

Городской собор – это центр города. Вокруг него размещались лавки ремесленников.

Слайд №7

У входа в собор завязывались научные и политические споры, здесь же в праздничные дни разворачивались театральные зрелища. Соборная колокольня определяла городское время, а её тревожный звон возвещал бедствие – пожар, эпидемию или нападение неприятеля.

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.

-Что  мы с вами на уроке будем рисовать? 

Воспринимают новую информацию. Анализируют её с целью выделения существенных признаков . Выдвигают свои версии ответов на проблемный вопрос.

- Городской собор. Так как он стоял в центре города, на главной площади.

Личностные

 - формирование понимания необходимости получения новых знаний;

Регулятивные

 - овладение навыков анализа разных  объектов с целью выделения

главного, по характерным признакам

Коммуникативные

 - научить формулировать собственное мнение и позицию;

4) Первичное усвоение новых знаний.

Слайд №8

Городские соборы очень разнообразны, но их объединяет готический стиль. Рассмотрите фотографии разных соборов и найдите у них одинаковые элементы, схожие черты.

- молодцы. Давайте подведём итог. Готические соборы очень большие по размеру. На крыше очень много остроконечных шпилей.

Слайд №9

 Вход в собор красиво оформлен и он очень большой. Такой вход в здание называется – портал.

Слайд №10

Над порталом красивое круглое окно, это окно называется  «окно –роза».

А розой оно называется ,  потому что напоминает цветок .

Слайд №11

Окно украшалось витражом. Что такое витраж?

- Для того что бы правильно изобразить готический собор вам необходимо на здании изобразить все эти элементы : 1) крыша со шпилями, 2) портал, 3) окно – роза.

Анализируют и сравнивают разные готические соборы. Выявляют общие архитектурные черты. Узнают новые понятия (элементы готического собора).

-храмы очень высокие,

- у храмов необычная крыша, на ней много остроконечных шпилей,

- красивые, декорированные стены,

- большой вход в храм,

- круглое окно над входом.

-большие , арочные окна

рисунок из цветного стекла

Личностные

 - формирование уважительного отношения к архитектуре Средневековья Регулятивные

 - овладение навыков анализа разных  объектов с целью выделения

общих признаков;

-осознают недостаточность своих знаний об архитектуре Средневекового города.

Коммуникативные

 - формирование навыков активно слушать учителя и одноклассников,

-умение строить понятное монологическое высказывание;

5) Первичная проверка понимания

- Давайте проверим,  как вы поняли тему.

-Возьмите листы, которые лежат у вас на партах. На них изображены готические соборы, но на соборах есть архитектурные ошибки. Посовещайтесь друг с другом , определите ошибки и обведите их.

- А теперь проверьте себя.

Слайд № 12

ФИЗМИНУТКА «Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки, ну а теперь мы от земли отталкиваем  тучки»

Найди ошибку.

Работа в парах. Выявление границ знания и незнания. Коррекция пробелов знаний.

Выполняют физкультминутку

Личностные

-анализирует и осознаёт уровень своих знаний

 Регулятивные

-осуществляет самоконтроль и коррекцию своей деятельности;

Коммуникативные

-работать в паре, умение вступать  в учебное сотрудничество .

 

6)Первичное закрепление.

Учитель предлагает ученикам выполнить творческое задание.

- Итак, вы поняли,  как выглядит готический собор. И сейчас вам предстоит выполнить ваше творческое задание.

- Сегодня вы будете не просто рисовать готический храм, сегодня вы будете его реставрировать. Вы будете реставраторами .

- Кто такой реставратор?

-Вам предлагаются полуразрушенные готические соборы, их нужно срочно восстановить. Чем собор сильнее разрушен, тем сложнее его сделать. И соответственно чем меньше разрушений,  тем проще его восстановить. Выберите тот вариант . который вы сможете выполнить. Вам предлагаются 4 уровня сложности.

Самостоятельная творческая работа по реставрации готического собора.

Применяют полученные знания в творческой деятельности.

-это человек , который ремонтирует, восстанавливает старинные и ценные вещи.

Выбирают уровень сложности работы.

Выполняют творческое задание.

Личностные

- проявление личного интереса к выполнению творческого задания

 

Регулятивные

-самоопределение уровня сложности задания;

- управление своей деятельностью, контроль и коррекция.

 

7)Информация о домашнем задании.

Учитель даёт информацию о домашнем задании.

- Дома можно украсить этот собор лепниной и скульптурой. Для этого вам нужно поближе рассмотреть готические соборы.

 

Задают вопросы по выполнению домашнего задания

Регулятивные

-осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель подводит итог творческой работы учеников. Оцениваются работы обучающихся .

-Что такое портал? Витраж? Окно роза?

-Все ли элементы есть  в ваших отреставрированных  готических соборах?

- В чем была сложность при выполнении задания?

 - Как считаете , вы справились с работой?

- Молодцы вы прекрасно постарались , и вам удалось правильно отреставрировать готические соборы.

Отвечают на вопросы, обсуждают итог выполнения творческой работы , анализируют свою работу , находят недочёты, оценивают себя.

-да

Личностные

-оценивают свою деятельность,  результат работы.

 Регулятивные

-осуществляют коррекцию  своих ошибок .

Коммуникативные

-тактично высказывают своё мнение и позицию в оценке чужих работ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок изобразительного искусства « Европейские города средневековья » 4 класс Учитель изобразительного искусства Федориненко Вера Ивановна

Слайд 2

Игра « Данетка ».

Слайд 9

Портал

Слайд 10

Окно роза

Слайд 11

Витраж

Слайд 12

Проверь себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие во 2 классе Изобразительное искусство и информатика «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»(народные промыслы)

Интегрированное занятие  во 2 классе Изобразительное искусство и информатика «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»(народные промыслы)...

Презентации для уроков 1 четверти 8 класса "Изобразительное искусство"

8 класс Прямые линии и организация пространства8 класс Основы композиции в конструктивных искусствах...

«Участие в Федеральном эксперименте по апробации учебников для 5, 6, 7 классов «Изобразительное искусство» Т. Я. Шпикаловой »

Опыт методической деятельности по апробации учебников для 5, 6, 7 классов "Изобразительное искусство" Т. Я. Шпикаловой...

Рабочая программа 5 класс изобразительное искусство

рабочая программа составлена на основе программы Б.М.Неменского...

Межпредметная деятельность на уроках в 5 - 11 классах: изобразительное искусство и литература (различные типы заданий)

Эффективность использования отдельных жанров живописи на уроках литературы помогут учащимся вдумчиво относиться к явлениям и фактам искусства и жизни, разовьет в них критическое чутье, широту мысли, л...

Конспект "Путешествие по европейским городам Средневековья"

Конспект урока по изобразительному искусству для 4 класса...

Урок ИЗО 4 класс. Европейские города Средневековья

Предлагаемая разработка урока составлена по программе Б.Неменского.  Данный материал содержит подробный конспект для проведения урока в классе и презентацию к нему....