Игровые моменты на уроках изобразительного искусства.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Увлеченность предметом не сама рождается- она создается, программируется учителем. Учитель, чтобы обучить, должен на уроке сформировать эмоциональную атмосферу, для этого необходимую. И лучше к этой атмосфере двигаться через игровые моменты на уроках. Играть любят все дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые моменты на уроках изобразительного искусства. | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые моменты на уроках изобразительного искусства.
(Из опыта работы учителя
Прынцевой Галины Викторовны
ГБОУ школа №594).
Интересы человека формируются,
главным образом, в детстве.
( Д. Лихачёв)
Все дети любят играть. Переступив порог школы, оставив позади беззаботную атмосферу детского садика, ребёнок оказывается в совершенно новой среде, с совершенно другим укладом. Школа – это ступеньки классов, ведущие всё выше и выше. Как важно, чтобы каждая из этих ступенек стала для них открытием. В течение трёх десятков лет я вхожу в класс к первоклассникам, и каждый раз, как впервые. Куда-то девается уверенность, возникает волнение и тревога. Великая драгоценность – душа ребёнка, отдана в мои руки. Моя задача – оправдать это доверие. Да, маленьким детям, как цветам, нужны нежность и забота, особенно на этом этапе. Им нужно солнышко в буквальном и переносном смысле слова. Я должна в каждом ребёнке увидеть индивидуальность, личность, и бережно относиться к ней. Ведь, как утверждают психологи, у человека врождены не сами способности, а способности к их развитию. Главное – найти путь к сердцу каждого ребёнка, иначе, померкнет блеск в детских глазах, опустятся, разочарованно отвернутся головки, и я потеряю их доверие. На основе многолетней работы с детьми и, наблюдая за их творчеством, я выделила несколько основных этапов, которые способствуют развитию в детях творческой активности и общей культуры. Это:
-- Пробуждение в детях любопытства и, как следствие этого, интереса к предмету (для этого необходимы игровые моменты, разнообразие материалов и техник); развитие внимания, анализирующего мышления; зрительной памяти; создание на уроке творческой атмосферы.
-- Смелости и свободы выражения творческих замыслов, развитие умения сосредоточиться.
-- Расширение общего кругозора детей.
Очень важно, чтобы во время занятий дети получали удовольствие от своей работы. Я должна видеть каждого ребёнка, и не только то, как он рисует, а, главным образом, как он относится к самому процессу рисования: скучно ему или весело, безразлично ему или интересно. Нужно вовремя помочь ему поддержать, если требуется пробудить интерес. Часто родители дома высказывают мнение, что ребенок дома « малюет» и совсем не умеет рисовать. А ведь малыш привык доверять взрослому, то естественно у него пропадает интерес к своему творению, да и к предмету тоже. Зачем делать то, что у тебя явно не получается, поэтому я постоянно поддерживаю связь с родителями, провожу с ними разъяснительную работу.
Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоцианальной отзывчивости ребенка. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочие связи ребенка с окружающим миром. Красота и доброта идут всегда рядом. Красота, в каких бы формах она не проявлялась, если она одухотворена, очеловечена, всегда несет в себе добро. Понятие добра и красоты есть в каждом ребенке, только его восприятие отличается некоторыми особенностями. Красота для ребенка то, что броско привлекательно, ярко, а доброта ассоциируется с образом мамы,бабушки, любимого щенка…Задача школьного учителя, опираясь на эти представления детей, повысить уровень их восприятия, что бы они могли видеть все это в окружающей действительности. Нужно научить детей понимать истинную красоту, которая бывает не яркой, а может быть тихой спокойной, неброской. По новому взглянуть на особое очарование красоты природы..Я учу детей воспринимать не только прекрасное и доброе, но и стараюсь подвести детей к тому, чтобы они спервых шагов становились деятельными в своей жизни, т.е., не только любоваться красотой, но и беоечь ее, а на доброту не только откликаться, но и творить добро самому. Только эти понятия станут стержневыми в формировании нравственного облика человека. Решая эти задачи я пришла к выводу, что основой моих уроков должны быть драматургия ( игровые моменты ),и дополнением к каждому уроку музыка и литература. Рассмотрим конкретный пример – самый первый урок в первом классе «Сказочные цветы».
На партах все готово к работе. Дети входят в класс под вальс П. И. Чайковского. Обилие живых цветов, которыми украшен класс – это не только красота, создающая праздничную атмосферу, но и фон для любования. Красота цветов, проникая в души детей вызывает восторженность. Она нужна им как крылья птице. А « Вальс цветов» усилит это восприятие, полет фантазии ребенка. На этом уроке ребята узнают о трех самых главных волшебных цветах и о том, какие волшебные превращения происходят с ними, когда они сливаются друг с другом. А замечательная пчелка Майя поможет детям познать тайны урока. Она принесет с собой стихи и загадки, отгадав которые у каждого из детей получится веселая полянка, на которую обязательно прилетит погостить Майя.
Звенят колокольчики и из самого красивого букета вылетает Майя….
На работу пчелка Майя
Рано утром вылетает,
С высоты к земле стремится,
На цветок верхом садится,
Пьет недолго сладкий сок
И обратно к небу скок!
Вопрос к ребятам – Как видит Майя цветы? Видет ли она стебельки или ее интересуют только головки цветов? (ответы детей).
Майя принесла вам сложные загадки, разгадав которые мы получим полянки.
Раскрасить я могу
Кувшинку, одуванчик и лютик на лугу.
Пушистые цыплята и выводок утят,
И бабочки и солнце со мной дружить хотят.
Все дети угадали. Да, это желтый цвет. Все ли его увидели в красках? Я показываю, как правильно взять кисть, как набрать краску и как правильно, не боясь белизны листа, положить первый мазок. А пчелка Майя опять приготовила загадку.
Всем: и клюкве, и бруснике,
Землянике и клубнике
Без меня нельзя нигде.
И цветам я тоже нужен,
Я с гвоздикой, с розой дружен!
А пчелка все загадывает новые загадки..
Где я появляюсь будет речка,
Нежное небо над головой,
Красивый цветок, василек полевой,
Яркие ленты у девочек в косах,
Воротнички у костюмов матросок!
И у ребят на листах появились разные цветы. Я показываю сказочных героев, изображающих главные цвета. А далее в работу детей включаю понятие «составных цветов». Они тоже пришли в виде сказочных героев. И опять пчелка Майя загадывает свои загадки, а сама «летает» по классу, разглядывая полянки детей.
А я нарисую пламя, вкусную морковку,
Цветы в подарок маме, осенние листочки и хитрую лису,
Грибочки на пенечке и белочки в лесу.
Вопрос к детям – какие краски мы будем соединять? (ответы детей).
Нарисуем елочку на лесной опушке,
И в траве под нею прыгают лягушки.
Чтоб такой веселый получить пейзаж,
Нам какого цвета нужен карандаш?
Как получим зеленый цвет? (ответы детей).
Главное в этой работе – эмоциональное восприятие ребенком цвета, свободный и смелый поиск цветосочетаний. А главное – свободный полет фантазии. У детей получились замечательные полянки. Мы вывешиваем их на доску. Пчелка Майя благодарит детей за такую созданную красоту.
Замечательный педагог В. Сухомлинский писал: «Жизнь убедила, если ребёнок не знаеттруда, одухотворённого идеей творения красоты для людей, его сердцучужды тонкость, чуткость, восприимчивость к тонким, «нежным» способам влияния на человеческую душу, он огрубляется и воспринимает только только примитивные воспитательные приёмы: окрик, принуждение, наказание. Отсюда грубость, разрушительные инстинкты подростков. Вот почему я старался, чтобы в детские годы мои будущие подростки переживали вдохновение, восхищение красотой, чтобы источником этого чувства был их личный труд».
Вместо заключения.
Лейтмотив моей работы – активизировать потенциал искусства для нравственного воспитания ребенка. Новые интересные методические разработки, уроки, викторины, уроки – любования увлекают всех: и педагога, и детей, и их родителей.Только в творческом труде заключается настоящая духовная сила!
Ввел учитель рисования
В мир прекрасного детей,
И в питомцах развивает
Радость творческих затей.
И глядит вокруг иначе
Цепкий взгляд ученика,
На дурной поступок, значит,
Не поднимется рука!
Прынцева Галина Викторовна, учитель высшей категории,
ГБОУ школа №594 Московского района, Санкт – Петербурга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства
статья о применении игровых технологий на уроках ИЗО...
Итергированный урок изобразительного искусства и истории в 7 классе "18 век - звездный час для России и переломный момент в ее истории. Воплощение величия и противоречивости этого времени в изобразительном искусстве"
Конспект интегрированного урока изобразительного искуссства и истории России...
Игровые технологии на уроках изобразительного искусства
Современное общество нуждается в творческом человеке, обладающем аналитическим мышлением, воображением, готовом на диалог, сотрудничество и сотворчество в семейных, социальных, политических, националь...
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....
Выступление на педагогическом совете: "Игровые технологии на уроках изобразительного искусства в школе"
Игровые технологии на уроках изобразительного искусства в школе...
Игровые технологии на уроках изобразительного искусства.
Игра – это естественный механизм познания мира....
Выступление на МО по теме "Использование игровых технологий на уроках изобразительного искусства"
Игровые технологии являются одним из видов педагогических технологий, методом обучения в которых является игра....