Рабочая программа по ИЗО 7 класс ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Рабочая программа по ИЗО 7 класс ФГОС с домашним заданием на 35 часов линия Неменского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_izo_7_kl_fgos.doc | 454 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Утверждаю:
на педагогическом Директор МБОУ ООШ №13 х.Михайлов
совете школы __________/Синякова Н.И./
Протокол №___ Приказ №_____
от _____20_____г. от ______20___г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №13» х.Михайлов
Шовгеновского района, Республики Адыгея
.Рабочая программа
по изобразительному искусству
7 класс
2015-2016 учебный год
Программу составила:
учитель ИЗО первой категории
Белоконева Любовь Павловна
х.Михайлов 2015 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897;
- ООП ООО МБОУ «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов;
- Рабочей программы «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство 5-8 кл.»: /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2015.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 7 классе и максимальная реализация региональных, национальных и этнокультурных особенностей Республики Адыгея.
Целью художественного образования в 7 классе является приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном; воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать, проявляя самостоятельность и творческую активность; вырастить из воспитанника Зрителя, Мастера, Художника.
Задачи:
- Овладение основами грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка через жанровый принцип
- Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме.
- Формирование знаний о качестве, глубины художественных произведений и расширение ассоциативных возможностей мышления.
- Развитие художественно-творческих способностей обучающихся, практического опыта использования цвета, формы, пространства для образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.
- Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства: об особенностях видения мира в разные эпохи; о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве.
- Активизация самостоятельной и творческой работы учащихся на основе замысла.
Главной целью преподавания изобразительного искусства по программе 7 класса в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей Республики Адыгея является приобщение обучающихся к ценностям современного декоративно-прикладного и изобразительного искусства, развитие их творческого воображения, воспитание гармоничной эстетически развитой личности.
Для реализации указанной цели планируется решение ряда следующих задач:
- Ознакомление обучающихся с современными видами декоративно-прикладного искусства, лучшими его образцами, представленными в музеях Республики Адыгея и полиграфических изданиях (каталогах, буклетах, репродукциях).
- Изучение сведений о творчестве известных мастеров наиболее распространенных художественных ремесел Адыгеи (плетение циновки, художественная обработка дерева, ткачество гобеленов, ювелирное искусство).
- Обучение учащихся основам графического дизайна в процессе разработки проекта агитационного плаката, иллюстрирования произведений литературы писателей Адыгеи.
- Расширение художественно-эстетического кругозора семиклассников не только в области декоративно-прикладного творчества художников Адыгеи, по и в области монументального искусства на примере работ художника-монументалиста Д.М. Меретукова.
- Воспитание зрительской (визуальной) культуры обучающихся, умения видеть художественное и эстетическое своеобразие произведений регионального искусства и грамотно, интересно рассказывать об этом на языке прикладного и изобразительного искусства.
Основные принципы программы:
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру
Принцип «от жизни через искусство к жизни»
Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
Принцип единства восприятия и созидания.
Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.
Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Формой проведения занятий по программе является урок.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, в единую образовательную структуру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Тема 7 класса – «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению архитектуры и дизайна, т.е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.
РНиЭО Современное декоративно-прикладное искусство Республики Адыгея. Адыгская символика и орнаментика в агитационном плакате на экологическую тему. Монументально- декоративное искусство Адыгеи. Иллюстрирование произведения литературы одного из писателей Адыгеи.
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений.
Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»
Класс – 7
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 35ч.
При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 15% для реализации региональных, национальных и этнокультурных особенностей в соответствии с ФГОС.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Адыгеи и России. творческой деятельности эстетического характера;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика), декоративно-прикладных;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ, например, иллюстрировании произведений литературы писателей Адыгеи; в развитии потребности общения с произведениями прикладного и изобразительного искусства, освоении практических умений и навыков восприятия и оценки произведений прикладного, монументального искусства (на примерах творчества художников-прикладников Адыгеи и работ художника- монументалиста Д.М. Меретукова).
Планируемые результаты
по предмету «Изобразительное искусство» 7 класс
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей;
• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
Содержание программы
по предмету «Изобразительное искусство» 7 класс
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 35
Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создал человек
Художник –дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры (8ч.)
Тема. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос»
Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции - все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).
Тема. Прямые линии и организация пространства
Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.
Тема. Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и
пятна
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.
Тема. Буква - строка - текст. Искусство шрифта
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
Тема. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
Тема. В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна
Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология. Художественно – творческое задание.
Тема. РНиЭО Современное декоративно-прикладное искусство Республики Адыгея
Традиция и инновация в национальном и прикладном искусстве современной Адыгеи.
Возрождение и развитие традиционных художественных ремесел адыгов; плетение циновки, ювелирного искусства, обработки дерева, ткачества, золотого шитья, аппликации, ,керамики. Современные, широко известные мастера декоративно-прикладного искусства Адыгеи:
В мире вещей и знаний.
Художественный язык конструктивных искусств (8ч)
Тема. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка - вертикаль, круг цилиндр или шар, кольцо - цилиндр и т. д. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.
Тема. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
Тема. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля
Про слеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.
Тема. Важнейшие архитектурные элементы здания
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.
Тема. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота - наиболее полное выявление функции вещи.
Тема. Форма и материал
Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника - от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).
Тема. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.
Тема. РНиЭО Адыгская символика и орнаментика в агитационном плакате на экологическую тему.
Красота природы Адыгеи и призывы, агитация к ее сохранению. Экологическая тема в современном плакате. Красота природы Адыгеи, воспетая в творчестве поэтов Адыгеи: Сафера Яхутля, Исхака Машбаша, Хусена Андрухаева.
Функции художественного языка плаката и особенности его воздействия ярким, условным, лаконичным цветовым и графическим строем.
Специфические выразительные средства плаката (символы, изобразительные метафоры, эффектные сопоставления образов, масштабов, точек зрения, сочетание фотографий с рисунком и живописью). Использование в композиции плаката на экологическую тему мотивов адыгского орнамента (трилистник, рогообразные завитки животных), а также стихотворного текста одного из поэтов Адыгеи. Использование синтеза искусств - поэзии и графики — в разработке композиции плаката.
Город и человек.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (12 ч)
Тема. Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.
Тема. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма.
Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.
Тема. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.
Тема. Вещь в городе и дома. Городской дизайн
Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.
Тема. Интерьер и вещь в доме. Дизайн - пространственно-вещной среды интерьера
Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).
Тема. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.).
Тема. Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление
Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.
Тема. РНиЭО Монументально- декоративное искусство Адыгеи.
Творчество народного художника Республики Адыгея Меретукова Давлета Мухаджериевича. Краткие биографические сведения. Меретуков Д.М. родился в 1929 г. в а. Хакуринохабль Шовгеновского района Республики Адыгея. В 1955 г. поступает в Московское художественное училище «Памяти 1905 года» и после его окончания продолжает художественное образование в институте им. В.И. Сурикова.
В1967 году после окончания института принят на работу в Московский комбинат монументально-декоративного искусства, где проработал до 1992 года. В 1973 г. Меретуков Д.М. был принят в члены Союза художников СССР. Работая в Москве, Меретуков Д.М. не прекращает активного участия в художественной жизни Адыгейской автономной области и создает ряд значительных монументально-декоративных произведений в г. Майкопе.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
Образ человека и индивидуальное проектирование (7 ч)
Тема. Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне , как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом
Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом - мой образ жизни. Учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.
Тема. Интерьер, который мы создаем
Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).
Тема. Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй
Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.
Тема. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
Тема. Встречают по одежке
О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде. Стереотип и кич.
Тема. Автопортрет на каждый день
Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.
Тема. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна
Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.
Тема. Моделируя себя - моделируешь мир
Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра. Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере выставки сделанных учащимися работ. Занятие демонстрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.
Тема. РНиЭО Иллюстрирование произведения литературы одного из писателей Адыгеи.
Выполнение цветного или монохромного рисунка-иллюстрации к произведению литературы на сюжеты рассказа, повести или стихов, написанных писателями Адыгеи. Писатели Адыгеи о сложных исторических перипетиях формирования национальной культуры.
Отражение в их творчестве традиций и обычаев адыгов (почитание старших, женщины, этикет гостеприимства, оказание взаимопомощи, воспитание нравственности), красоты природы Адыгеи; Военная тематика в рассказах писателей Адыгеи.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов |
Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры РНиЭО Современное декоративно-прикладное искусство Республики Адыгея | 8 |
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств РНиЭО Адыгская символика и орнаментика в агитационном плакате на экологическую тему. | 8 |
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека РНиЭО Монументально- декоративное искусство Адыгеи. | 12 |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование РНиЭО Иллюстрирование произведения литературы одного из писателей Адыгеи. | 7 |
Всего | 35 |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Методические пособия для учащихся:
Учебник: А.С.Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство» 7 класс. «Дизайн и архитектура в жизни человека» / Под редакцией Б.М.Неменского: Москва, «Просвещение», 2015
Методические пособия для учителя:
- Учебник: А.С.Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство» 7 класс. «Дизайн и архитектура в жизни человека» / Под редакцией Б.М.Неменского: Москва, «Просвещение», 2015
- Методические рекомендации по учебным предметам в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в соответствии с ФГОС. Майкоп ООО «Качество», 2013
Оценочные материалы
- Кашекова И.Э. Изобразительное искусство». Планируемые результаты. Система заданий Москва, «Просвещение»,2013 г
- О.В.Павлова Изобразительное искусство 5-7 классы Терминологические диктанты, кроссворды, тесты, викторины. Волгоград, «Учитель», 2015
Техническое обеспечение образовательного процесса
- Материальное обеспечение кабинетов:
Мультимедийный компьютер; Проектор; Экран; Интернет.
- Программное обеспечение
Операционная система Windows 98/Me(2000/XP)
Редакторы MS Office
- http://www.hermitagemuseum.org/
- http://www.tretyakov.ru/
- http://www.museum.ru/gmii/
- http://www.rusmuseum.ru/
- http://www.louvre.fr/
- http://www.angelfire.com/art2/abstract2
- http://renesans.narod.ru/
- http://impressionnisme.narod.ru
- http://www.drawtraining.ru/
- http://www.newart.ru/
- http://www.znv.ru/
Календарно - тематический план по изобразительному искусству в 7 классе Приложение1
Тема года: «Дизайн и архитектура в жизни человека»
РАЗДЕЛ №1: «Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек»
Художник - дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры – 8 часов;
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение.
Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония.
Разнообразные формы графического дизайна, его художественно – композиционные, визуально – психологические и социальные аспекты.
РНиЭО Современное декоративно-прикладное искусство Республики Адыгея.
№ | Дата | Тема урока | Планируемые результаты | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Дом. задание | |
Ф | П | ||||||||
1. 2. | «Мир, который создаёт человек» Инструктаж по технике безопасности «Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!» | Познакомить с объёмно – пространственной и плоскостной композицией. | Уметь объяснять: глубинные смыслы основных знаков – символов традиционного прикладного искусства, отмечать их лаконично – выразительную красоту. | Находить в окружающем рукотворном мире предметы плоскостных и объёмно – пространственных композиций | Добиваться эмоциональной выразительности в практической работе, применяя композиционную доминанту и ритмическое расположение элементов. | Выбирать способы компоновки композиции и составлять различные плоскостные композиции из 1 – 4 и более простейших форм (прямоугольников), располагая их по принципу симметрии или динамического равновесия. | Стр. 6 – 11 Стр. 13 – 20 Задание:стр.20 |
Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиций.
№ | Дата | Тема урока | Планируемые результаты | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Дом. задание | |
3. | «Прямые линии и организация пространства» | Решать с помощью простейших композиционных элементов художественно – эмоциональных задач. | Понимать и объяснять, какова роль прямых линий в организации пространства | Познакомиться со свойством прямых линий: соединение элементов композиции и членение плоскости. | Проследить взаимосвязь элементов композиции. Создать групповую композицию из геометрических фигур | Работа на компьютере: создание ритмического узора | Стр. 21 – 22 Задание стр.22 | ||
4. | «Цвет – элемент композиционного творчества» «Свободные формы: линии и тоновые пятна» | Познакомиться с функциональными задачами цвета в конструктивных искусствах. Узнать о применении локального цвета, о сближенности цветов и контрастов, цветовых акцентах, ритме цветовых форм, доминанте | Применять цвет в графических композициях как акцент и доминанту. | Понимать роль цвета в конструктивных искусствах | Работа над абстрактным рисунком Знание характера мазка, линии в абстрактной композиции | Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах | Стр. 23 – 27 Задание: стр. 24, 27 | ||
5. | «Буква – строка – текст. Искусство шрифта» | Воспринимать печатное слово и типографскую строку как элементы плоскостной композиции. Познакомиться с логотипами. | Воспринимать букву как изобразительно – смысловой символ звука. | Определять отличия и графические особенности нескольких разных шрифтов из книг, журналов, газет, рекламных объявлений | Создать совместный эскиз эмблемы, торговой марки, символического изображения, личной печати, фирменного знака | Различать понятия «буква», «искусство шрифта», «архитектура шрифта», шрифтовые гарнитуры | Стр. 28 – 31 Задание стр.31 |
№ | Дата | Тема урока | Планируемые результаты | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Дом.Задание | |
6. | Когда текст и изображение вместе | Освоить синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно – информационная цельность. | Освоить стилистику изображений и способов их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки. | Понимать и объяснять образно – информационную цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе | Создать совместную творческую работу «Плакат – открытка» | Владеть навыками композиционно – смыслового принципа: монтажом, графикой, цветовым единством. Самостоятельный отбор информации по теме | Стр. 32 – 39 Задание стр.39 | ||
7. | В бескрайнем море книг и журналов | Освоить многообразие графического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. | Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота. | Узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. | Создавать практическую творческую работу в материале «Коллажная композиция: образность и технология» Умение работать в группах при осуществлении эскизного проекта - замысла | Владеть навыками различия в тексте графических и дизайнерских замыслов художника Уметь работать над изобразительным стилем при создании стенгазеты, реферата, книги. | Стр.40 – 45 Задание стр.45 | ||
8. | РНиЭО Современное декоративно-прикладное искусство Республики Адыгея. | Активно участвовать в беседе, "дискуссии о творчестве современных художников-прикладников Адыгеи. | Выделять в их работах, в эстетике рукотворности их произведений черты красоты и совершенства, высокого профессионализма. | Приобретать опыт эмоционально-ценностного, эстетического восприятия и художественной оценки конкретных произведений прикладного искусства, выполненных в разной технике: чеканки по металлу, резьбы по дереву, плетения циновки, золотого шитья, ткачества гобеленов. | Овладевать искусствоведчес-кими знаниями о разных видах прикладного искусства современной Адыгеи, о художественных особенностях прикладного искусства мастеров нашей республики. | Стр.40 – 45 Задание стр.45 |
РАЗДЕЛ №2 «В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ»
«Художественный язык конструктивных искусств» - 8 часов
От плоскостного изображения – к макетированию объёмно – пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание – объём в пространстве и объект в градостроительстве.
Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация – важное звено архитектурно – дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.
Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция – каркас дома и корпус вещи. Отражение времени и вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
РНиЭО Адыгская символика и орнаментика в агитационном плакате на экологическую тему.
№ | Дата | Тема урока | Планируемые результаты | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Дом. Задание | |
9. | «От плоскостного изображения к объёмному макету» | Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при взгляде на них сверху. Знакомство с композицией пятен и линий как чертёж объектов в пространстве. | Развивать пространственное воображение Понимание учащимися проекционной природы чертежа | Понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объёмов при взгляде на них сверху. Освоить понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо – цилиндр и т.д. | Развивать пространственное воображение Создание коллективного объёмно – пространственного макета | Осознавать чертёж как плоскостное изображение объёмов, когда точка –вертикаль, круг – цилиндр, шар и т.д. | Стр. 47- 53 Задание стр. 53 | ||
10 | «Взаимосвязь объектов в архитектурном макете» | Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. | Развивать пространственное воображение Понимание учащимися проекционной природы чертежа Осознавать взаимное влияние объёмов и их сочетание на образный характер постройки. | Понимать рельеф местности и способы его обозначения на макете. Анализировать композицию объёмов, составляющих общий облик, образ современной постройки | Конструирование геометрических тел в объёме и применение их в пространственно – макетных композициях Использовать в макете фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности. | Работать над дизайном проекта: введение монохромного цвета. Овладеть способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов | Стр. 54 – 57 Задание стр. 57 | ||
11 | "Здание как сочетание различных объёмов» «Понятие модуля» | Проследить взаимосвязь структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, образующих дом. | Развивать баланс функциональности и художественной красоты здания. Достижение выразительности и целесообразности конструкции | Понимать и объяснять структуру различных типов здания, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них. | Выполнение коллективной творческой работы « Соединение объёмных форм в единое архитектурное целое», «Модуль как основа эстетической цельности в конструкции» | Уметь применять модульные элементы | Стр. 58 – 64 Задание стр. 64 | ||
12 | «Важнейшие архитектурные элементы зданий» | Выявление различных типов зданий, а также горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) | Иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития. | Познакомиться с возникновением и историческим развитием главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, двери, окна, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.) | Выполнение коллективной творческой работы « Соединение объёмных форм в единое архитектурное целое» (создание макета) | Уметь создавать различные модули и применять их при создании архитектурного творческого проекта | Стр. 65 -69 Задание стр. 69 | ||
13 | «Вещь как сочетание объёмов и образ времени» | Познакомиться с многообразием вещей мира. Выявить сочетание объёмов. Иметь представление о назначении вещей и целесообразности сочетаний объёмов | Уметь объяснять, что дизайн вещи одновременно искусство и социальное проектирование Определять вещь как объект, несущий отпечаток сегодняшнего и вчерашнего дня | Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания. Уметь выявлять сочетание объёмов, образующих форму вещи | Создавать творческие работы в материале | Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование | Стр. 71 – 75 Задание стр.75 | ||
14 | Форма и материал | Проследить взаимосвязь формы и материала, влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. | Понимать и объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала. Развивать творческое воображение | Понимать роль материала в определении формы. | Создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей Работа над творческим проектом «Сочинённые вещи» или «Из вещи – вещь» | Осознавать влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи | Стр.76 –81 Задание стр. 81 | ||
15 | «Роль цвета в формотворчестве» | Получить представление о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно – дизайнерского объекта | Иметь представление о формообразующем значении цвета в дизайне и архитектуре, о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. | Знать о преобладании локального цвета в дизайне и архитектуре. Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре. | Выполнять коллективно – творческую работу по теме (создание комплекта упаковок из 3 -5 предметов, макета цветового решения пространства микрорайона) | Отличать роль цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. | Стр. 83 – 87 Задание стр.87 | ||
16 | РНиЭО Адыгская символика и орнаментика в агитационном плакате на экологическую тему. | Учиться понимать художественный язык декоративно-прикладного искусства, анализировать применяемые мастерами ДПИ Адыгеи способы обработки материалов, орнамент, мотив. | Понимать и правильно применять в речи новые термины и понятия: метафора, плакат, экологическая тема, иллюстрация. | Рассматривать и обсуждать плакаты, посвященные актуальным темам современности. Рассказывать о проблемах сохранения красоты природной среды в своем ауле, городе, своей станице. | Выполнить эскиз плаката, применяя выразительные композиционные средства (контраст, симметрию, гармонию цветовых пятен). Передавать в художественно - творческой работе свое эмоциональное отношение к содержанию плаката | Сравнивать плакаты по содержанию, целям воздействия на человека и закономерностям применения средств художественной выразительности. Участвовать в обсуждении роли плаката в сбережении красоты окружающей природы, средств художественной выразительности, применяемых в разных по содержанию плакатах. | Закончить плакат |
РАЗДЕЛ №3 «ГОРОД И ЧЕЛОВЕК»
« Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека» - 12 часов
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства.
История архитектуры и дизайна как развитие образно – стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи.
Массово – промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды.
Проживание пространства – основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств.
Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно – парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.
РНиЭО Монументально- декоративное искусство Адыгеи.
№ | Дата | Тема урока | Планируемые результаты | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Дом. Задание | |
17 | «Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека» | Познакомиться с видами дизайна и архитектуры | Стр. 89 | ||||||
18 19 20 | «Образы материальной культуры прошлого» «Русская архитектура – неотделимая часть мирового искусства» «Русская архитектура – неотделимая часть мирового искусства» | Познакомиться с образом и стилем. Понимать значение архитектурно – пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города | Создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе Создание живописных этюдов части города из фотографий | Иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно – художественных стилей разных эпох | Коллективная творческая работа «Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом» | Провести художественно – аналитический обзор развития обзорно – стилевого языка архитектуры как этапов духовной. Художественной и материальной культуры разных народов и эпох. | Стр. 90 – 96 Стр. 97 – 101 Стр. 97 – 101 Задание стр.101 | ||
21 22 | «Пути развития современной архитектуры и дизайна» «Пути развития современной архитектуры и дизайна» | Познакомиться с архитектурной и градостроительной революцией 20 века. Её технологическими и эстетическими предпосылками. | Осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых при строительстве Знать отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня материально – строительной техники. | Познакомиться с социальным аспектом «перестройки» в архитектуре. Разобрать проблему урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города | Выполнять в материале разнохарактерные практические творческие работы Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве Работа над коллажем: графическая фантазийная зарисовка города будущего | Понимать значение преемственности в искусстве архитектуры и искать собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов | Стр. 103 – 109 Задание стр.109 Стр. 103 – 109 Задание стр.109 |
23 | «Город, микрорайон, улица» | Познакомиться с историческими формами планировки городской среды и их связью с образом жизни людей Роль цвета в формировании пространства. | Познакомиться с организацией пространственной среды, с цветовой гаммой | Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей | Создавать творческие практические работы, Развивать чувство композиции Создание макетной или графической схемы – карты, создание проекта расположения современного здания в исторически сложившейся городской среде | Познакомиться с различными композиционными видами планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно – разомкнутая, ассиметричная, прямоугольная | Стр. 110 – 115 Задание стр.115 | |||
24 | «Городской дизайн» | Собрать информацию о неповторимости старинных кварталов жилья, о малых архитектурных формах, дизайне и индивидуализации городской среды | Проявлять творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы | Осознавать и объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства | Создавать коллективные творческие работы в технике коллажа, дизайн - проекта оформления | Иметь представление об историчности и социальности интерьеров прошлого | Стр. 116 – 119 Задание стр. 119 | |||
25 | «Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно – вещной среды интерьера» | Познакомиться с архитектурным «остовом» интерьера, историчностью и социальностью интерьера. Знакомство с отделочными материалами Сделать подборку интерьера общественных мест: театр, кафе, вокзал, офис, школа и др. | Учиться понимать роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа) | Провести аналогию от унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Создание конструктивного или декоративно – цветового решения элемента сервиса. | Создавать практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами Создать коллажные композиции или реферат | Познакомиться с дизайнерскими деталями интерьера, зонированием. | Стр. 120 – 125 Задание стр. 125 | |||
26 | «Организация архитектурно – ландшафтного пространства» | Объединить ландшафтно – парковую среду. Развивать пространственно – конструктивное мышление. | Понимать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры | Освоить технологию макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т.д.)для создания ландшафтных объектов (лес, водоём, газон, дорога и т.д.) | Использовать старые и осваивать новые приёмы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно – ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон) | Приобретать общее представление о традициях ландшафтно - парковой архитектуры | Стр. 126 – 131 Задание стр. 131 | |||
27 | «Замысел архитектурного проекта и его осуществления» | Познакомиться с параметрами планировки города. Реализация в процессе макетирования логики | Совершенствовать навыки коллективной работы над объёмно – пространственной композицией | Познакомиться с макетированием архитектурно – смысловой логики. | Совершенствовать навыки коллективной работы над объёмно – пространственной композицией | Развивать и реализовывать в макете чувство красоты, художественную фантазии. | Стр. 132 – 135 Задание стр. 135 | |||
28 | РНиЭО Монументально- декоративное искусство Адыгеи. | Получать представление об искусстве иллюстрации на примерах творчества художников-графиков Адыгеи как иллюстраторов книг местных изданий: Теучежа Ката, Феликса Петуваша, Абдулаха Берсирова, Юрия Кириченко. Приобретать опыт по иллюстрированию рассказов и других произведений писателей Адыгеи. | Участвовать в обсуждении рисунков-иллюстраций на темы литературных произведений писателей Адыгеи. | Участвовать в обсуждении разнообразия и художественных особенностей произведений разных видов прикладного искусства Адыгеи. | Учиться сопоставлять декор разных видов художественного ремесла (циновки, гобелена, керамики и деревообработки). Понимать разницу между реальностью и художественным образом, значение и условность литературно-художественного образа. | Овладевать техническими приемами выполнения иллюстрации разными графическими материалами. | Закончить работу |
РАЗДЕЛ №4 «ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ»
«Образ человека и индивидуальное проектирование» - 7 часов
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно – личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада.
Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.
Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
РНиЭО Иллюстрирование произведения литературы одного из писателей Адыгеи.
№ | Дата | Тема урока | Планируемые результаты | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Дом. Задание | |
29 | «Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом» | Познакомиться с принципами организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т.д. | Осуществлять в собственном архитектурно – дизайнерском проекте как реальные, так и фантазийные представления о своём будущем жилище. | Проявлять знание законов композиции и умение владеть художественными материалами | Учёт в проекте инженерно – бытовых и санитарно – технических задач Выполнение графического поэтажного плана дома или квартиры, набросок внешнего вида дома и прилегающей территории | Учитывать в проекте инженерно – бытовые и санитарно – технические задачи | Стр. 137 – 142 Задание стр. 142 | ||
30 | «Интерьер, который мы создаём» | Познакомить с дизайном интерьера, с ролью материалов, фактур и цветовой гаммы, стилей и эклектикой | Отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей собственной комнаты или квартиры образно – архитектурный композиционный замысел | Понимать и объяснять задачи зонирования помещения и уметь найти способ зонирования | Создание многофункционального интерьера собственной комнаты. Работа с зонированием помещения. | Учитывать функциональную красоту или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование) | Стр. 143 – 146 Задание стр. 146 | ||
31 | «Пугало в огороде, или… под шепот фонтанных струй» дизайн и архитектура сада | Познакомить с малыми архитектурными формами сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и др. водоёмы и мини – пруды. Сомасштабные сочетания растения сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц | Применять навыки сочинения объёмно – пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны. | Узнать о различных вариантах планировки дачной территории Икэбана как пространственная композиция в интерьере. | Коллективная работа над планировкой сада, огорода, зонированием территории. Организация палисадника и садовых дорожек. | Совершенствовать приёмы работы с различными материалами в процессе создания проекта садового участка | Стр. 147 – 153 Задание стр. 153 | ||
32 | «Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды» «Встречают по одежде» | Познакомить с технологией создания одежды, целесообразностью моды. Разобрать понятия «мода – бизнес или манипулирование массовым сознанием» Соотнести понятия «мода – бизнес или манипулирование массовым сознанием». Возраст и мода. Создание коллекции моделей фантазийного костюма | Приобрести общее представление о технологии создания одежды Использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодёжных комплектов одежды. | Осознавать двуединую природу моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым сознанием Познакомиться с понятиями: «стереотип», «кич». Пофилософствовать на тему: «стая» и её выражение «по одёжке» | Коллективная работа над подбором костюмов для разных людей с учётом специфики их фигуры, пропорций, возраста. Создание 2-3 эскизов разных видов одежды Создавать творческие работы, проявлять фантазию, воображение, чувство композиции, умение выбирать материалы. | Понимать, как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использовать эти законы на практике Ответить на вопрос: Быть или казаться? Молодёжная субкультура и подростковая мода. | Стр. 154 – 168 Задание стр. 161, 168 | ||
33 | «Автопортрет на каждый день» | Сравнить понятия: «лик» и «личина». Искусство грима и причёски. Форма лица и причёски. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке, фотографии. Боди-арт и татуаж как мода | Понимать и объяснять, в чём разница между творческими задачами, стоящими перед гримёром и перед визажистом | Ориентироваться в технологии нанесения и снятия бытового и театрального грима. | Выработать чёткое ощущение эстетических и этических границ применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту. Выполнение коллективного рисунка или коллажа | Уметь воспринимать и понимать макияж и причёску как единое композиционное целое | Стр. 169 – 173 Задание стр. 173 | ||
34 | «Имидж: лик или личина? Сфера имиджа дизайна» | Знать понятия имидж – дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело, фирменный стиль. Различать связь имидж – дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. | Объяснять связи имидж – дизайна с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой | Понимать имидж – дизайн как сферу деятельности, объединяющую различные аспекты моды, визажистику, парикмахерское дело, ювелирную пластику, фирменный стиль и т.д. | Создавать творческую работу в материале, активно проявлять себя в коллективной деятельности | Понимать и уметь доказывать, что человеку нужно «быть», а не «казаться». Уметь видеть искусство вокруг себя, обсуждать практические творческие работы | Стр. 174 | ||
35 | РНиЭО Иллюстрирование произведения литературы одного из писателей Адыгеи. | Получать представление об искусстве иллюстрации на примерах творчества художников-графиков Адыгеи как иллюстраторов книг местных изданий: Теучежа Ката, Феликса Петуваша, Абдулаха Берсирова, Юрия Кириченко. | Участвовать в обсуждении разнообразия и художественных особенностей произведений разных видов прикладного искусства Адыгеи. | Участвовать в обсуждении рисунков-иллюстраций на темы литературных произведений писателей Адыгеи. | Приобретать опыт по иллюстрированию рассказов и других произведений писателей Адыгеи. | Овладевать техническими приемами выполнения иллюстрации разными графическими материалами. |
Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы (7 класс)
Тест №1/ входной контроль/
1. Напишите ниже, какие виды изобразительного искусства Вы знаете?
2. Дополните предложение по разновидностям жанров в изобразительном искусстве:
А) Изображение человека в живописи, скульптуре, графике называется ________
Б) Изображение исторических и военных событий называется ______________жанром
В) Изображение неживых предметов (плоды, цветы, посуда) называется ___________
Г) Изображение природы называется _________
3.Перечислите
А) три основных цвета: _______________________________________
Б) три производных цвета ________________________________
4. Напишите, как называется линия, разделяющая плоскость неба и земли?
5.Подчеркните правильное окончание определения:
В линейной перспективе все предметы при удалении
а)увеличиваются
б)уменьшаются
в)остаются без изменений
6.В линейной перспективе параллельные линии по мере удаления от наблюдателя
а)сходятся в одной точке
б)остаются параллельными
в)расходятся.
7. В воздушной перспективе предметы при удалении
а)четкие
б)покрыты дымкой, расплывчаты.
8.Поставьте над фамилиями перечисленных ниже художников буквы:
А – если это художник-портретист
Б – если это художник-пейзажист.
Серов , Левицкий , Репин, Левитан, Рафаэль , Леонардо Да Винчи , Куинджи, Рембрандт, Крамской, Шишкин
7. Практическое задание: выполните пейзаж, используя только теплые тона (красный, оранжевый, коричневый, золотой) или холодные тона (синий, фиолетовый, голубой, зеленый)
Ответы на тест №1.
1. (скульптура, живопись, графика, ДПИ)
2. Портрет историческим натюрморт пейзаж
3. а)красный, желтый, синий б) фиолетовы, оранжевый, зеленый
4. Линия горизонта
5. б)уменьшаются
6. а)сходятся в одной точке
7. б)покрыты дымкой, расплывчаты.
8.а, а, а, б, а, а, б, а, а,б
Тест №2 «Станковые виды изобразительного искусства» (1четверть). Допишите ответ
1.Какие виды изобразительного искусства ты знаешь?
2.Каким общим словом можно назвать картины, рисунки, скульптуры?
3.Что такое оригинал, подлинник?
4.Что такое репродукция?
5.Что такое станковое искусство? Какие его виды ты знаешь? Где хранятся произведения станкового искусства?
6.Что такое живопись и как ты понимаешь это слово?
7.Как правильно сказать: « писать картину» или « рисовать» - и почему?
8.Что такое пастозный мазок?
9.Что такое станковая живопись?
10.Что такое колорит, колористическое богатство?
11.Какие цвета и почему мы называем «основными» и « составными»?
12.В чем особенность черного цвета?
13.Чем отличается тон от оттенка?
14.Что такое графика?
15.Какие искусства изображают мир на плоскости?
16.Сколько измерений имеет объем?
17.Что такое скульптура?
18.Чем отличается живопись и графика от скульптуры?
19.Каким словом можно заменить слово скульптура?
20.Что такое рельеф?
21.Что такое исторический жанр в живописи?
22.Назовите художников работавших в историческом жанре, и произведения ими созданные.
23.К какому виду искусства относится плакат? Какого назначение плаката?
24.Что такое иллюстрация?
Ответы на Тест №2 «Станковые виды изобразительного искусства»
1.(живопись, графика, скульптура, ДПИ)
2.(искусство)
3.( произведение выполненное самим автором)
4.(копия с картин выполненная при помощи типографии –печатание в большом количестве экземпляров)
5.(малых размеров , выполненное на мольберте ( станке), в помещениях, дома, музеях .Живопись, графика, скульптура- станковые виды искусства)
6.(живо писать жизнь- цветом)
7.пишут красками, а рисуют карандашами)
8. (густой, непрозрачный)
9.( выполненная на мольберте, малых размеров)
10.(цвет, оттенки цвета)
11.(основные - красный, желтый, синий – их нельзя получить, а оранжевый, фиолетовый, зеленый получаем при смешивании основных –это составные или производные)
12.( создает контраст по отношению к другому цвету)
13.(оттенок- разновидность одного и того же цвета; тон –характер цвета по яркости и колориту)
14. (черчу, пишу, рисую)
15. (живопись, графика)
16.(три)
17. (скульпо- вырезать, высекать, вид изобразительного искусства)
18.( скульптура имеет объем, в живописи и графике - объем создается при помощи изобразительных средств)
19.( лепка )
20. (вид скульптуры, выпуклое изображение)
21.(изображение исторических событий, деятелей в цвете)
22..( В.Суриков «Боярыня Морозова, «Утро стрелецкой казни»)
23.(Графика. Призыв к действию)
24.( с лат. «освещение», изображение поясняющее текст)
Викторина «Архитектура и дизайн»(2 четверть)
Выберите правильный вариант ответа
1.Конструктивные искусства это-живопись, графика, архитектура, скульптура, литература, дизайн.
2.Временные искусства – танец, музыка, кино, фотоискусство, литература
3.Пространственные искусства -архитектура, дизайн, живопись, скульптура, графика
Продолжите фразу
4. Архитектура -
5. Дизайн -
6.Композиция -
7.Гармония –
8. контрастные цвета- ; сближенные цвета-.
9.Полиграфические издания –
10.Создайте макет журнала, книги или стилизуйте букву в какой – либо знак фирмы ( графически)
Итоговая выставка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...