Сказки, создающие художественный образ
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5, 6 класс) по теме
Сказки, привлекающие внимание школьников к определенным элементам художественного творчества, таким, например, как изображение перспективы, выражения лица, движущимся объектам. Прослушивание сказок перед объяснением техники работы повышает мотивацию школьников, помогают вызвать эмоциональный отклик на предложенную тему, создать связанный с темой образный ряд.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию сказки, которые придуманы для уроков на определенную тему, чтобы создать художественный образ, дополняющий теоретические объяснения.
Долина страха.
Цель: рассказать о том, какое разное настроение могут выражать глаза человека, и как его можно изобразить.
Было это давно, а может быть, недавно, но это, конечно, было.
В некоторой земле находилась страна Долгожитель. Да-да, Долгожитель, а называлась она так потому, что жители той страны жили очень подолгу – до трехсот лет. Правда, они могли прожить и дольше, но правитель страны издал указ, запрещающий это, а того, кто достигал возраста триста лет, отправляли в Долину Страха. Там же жители умирали от страха, потому что вечерами видели глаза своих родственников и знакомых, умерших здесь.
Но вот пришло время, и правителю исполнилось 250 лет, и через 50 лет он сам должен был попасть в Долину Страха. А в это время дочка его тяжело заболела. И решил правитель найти лекаря, который вылечит его дочь, а его сделает молодым. Поехали гонцы правителя искать такого лекаря по стране, но долго не могли найти. А на окраине страны, в маленькой деревушке, жил молодой, но смышленый лекарь. Сам-то он был ещё молод, а вот другу его уже исполнилось 250 лет. Думал лекарь, как помочь ему другу, и вдруг услышал зов гонцов. Тут же направился он к правителю и объявил, что вылечит его дочь и самому ему поможет стать молодым с помощью секретного лекарства.
- А если ты не вылечишь дочь и не сделаешь меня молодым, знаешь ли, что тебя ждёт? – спросил правитель лекаря.
- Да. – ответил лекарь. Ты отправишь меня в Долину Страха.
- Верно – сказал правитель, и лекарь принялся за дело.
Вначале решено было вылечить дочь правителя. Долго тянулась её болезнь, но наконец она встала на ноги.
Призвал правитель лекаря и сказал: «С половиной задачи ты справился. Ну а как ты собираешься сделать меня молодым?» «С помощью лекарства» - ответил лекарь. «Ты должен выпить микстуру, которая называется Счастливые сны. После этого ты уснешь на неделю, а, проснувшись, будешь молодым». Обрадовался правитель, выпил лекарство и тут же уснул.
Однако уже спустя три часа он проснулся и был весь седой. Трескучим голосом призвал он писарей – записать новый приказ о том, чтобы жителям страны Долгожитель жить столько, сколько им Бог дал, а в Долину Страха отправлять только разбойников и воров.
Вопросы: что случилось с правителем во время сна, и почему он издал новый приказ?
Лошадь-прорицательница.
Цель: изображение обычной и стилизованной (декоративной) лошади.
В Псковской области, Гдовском районе в деревне Кукушкино жил мастер Михайло с сыновьями. Был он знаменит тем, что выполнял из дерева самые замысловатые узоры да изделия: то ставенки смастерит, по которым птицы диковинные летают и звери бегают, то крышки для колодца сказочные построит. Вся деревня приходила дивиться на работы Михайло, да и из чужих деревень приезжали люди полюбоваться на его изделия.
Как-то раз услышал Михайло, что видели в деревне Спицыно необычную лошадь – Прорицательницу. Заглянешь ей в левый глаз, и увидишь, что происходило с человеком в прошлом, а заглянешь в правый – и увидишь, что с человеком будет. Многим людям хотелось посмотреть на эту лошадь, кому из любопытства, а кому и с корыстной целью – поймать и продать её за большие деньги. Но лошадь-Прорицательница была мудра, и никому на глаза не показывалась.
Задумал Михайло сделать из дерева такую же лошадь. Закрыл он с сыновьями ворота на запор, чтобы любопытные не глядели, и застучали топоры, завизжали пилы. Дивился народ – что делают известные мастера. Не долго пришлось гадать, через неделю открылись ворота – и ахнули люди: на самой середине двора стояла сказочной красоты деревянная лошадь. А завёл Михайло встроенный механизм – и поскакала лошадь по лугам и полям, поблескивая надписью на боку «Михайло и сыновья».
«Ура, ура мастеру!» - кричали все, когда видели её. Но через месяц стали проклинать деревянное создание.
А лошадь эта доскакала до Чудского озера – и вдруг встала. То ли завод кончился, то ли от того, что увидела лошадь-Прорицательницу. А лошадь-Прорицательница взяла деревянную лошадь по уздцы и повела к дому деда Михайло. Постучала в калитку, передала изделие мастеру и встала так, чтобы увидел Михайло в её глазах, что с деревянной лошадью происходило. Увидел Михайло картинку, на которой люди кричат на лошадь и машут кулаками, понял все. Поблагодарил лошадь-Прорицательницу, а деревянную лошадь поставил на возвышение как памятник, вынув при этом мотор. На боку же у неё написал: «Прежде чем сделать - подумай».
С тех стал он писать картины, на которых изображал лошадь-Прорицательницу.
Одну из таких картин он подарил и мне…
Вопросы: почему люди стали проклинать деревянную лошадь? Почему лошадь-Прорицательница показалась на глаза Михайло?
Кошки, которых хозяева обижали.
Цель: Сказка была написана для практики изображения перспективы. Передний и задний планы, главное действующее лицо – на примере собраний героев сказки.
В одном городе, на одной улице, в одном доме жили кошки. Очень тяжело им было, обижали их хозяева этого дома. Кошке Мурке прищемили хвост, другой кошке ошпарили спину, третьей – оторвали ухо, да всё и не перечислить. Лопнуло у кошек терпение. Собрались они в подвале этого дома на собрание, и самая старая и мудрая кошка Муська объявила всем, что они ночью уйдут в другой город к другим хозяевам. И вот поздно ночью через леса и поля, болота и реки шли кошки и напевали грустную песню о своей нелегкой жизни.
Утром рано они появились в другом городе, и первой, кто их встретил, была старая женщина Марфа, которая взяла к себе самую старую и мудрую кошку. А другие жители этого города с удовольствием взяли к себе остальных кошек, потому что их всех одолели мыши и крысы.
А мыши и крысы под руководством крысы Чернухи собрались на свое крысиное собрание и постановили уйти в тот город и в тот дом, где раньше жили кошки. И вот поздно ночью через леса, поля, болота и реки шли крысы и мыши и пели свою грустную о том, как им плохо живется на свете.
Утром их никто не встретил, но они знали, где остановиться. Старая крыса Чернуха поселилась у деда Егора, мыши-двойняшки – у тёти Клавы, а остальные – где нашли место. Как здорово они устроились! Чернуха устроила новоселье под старым коридором, взяла у деда Егора все продукты в холодильнике (правда, она была очень доброй крысой и оставила ему кусочек обгрызенного сыра). Другие мыши пригласили друзей на ужин и угощали их пальто, рубашками, пододеяльниками. Правда, они тоже были очень добрыми и части одежды – рукава, воротники – оставили хозяевам. А мышки, которые жили у тёти Клавы под диваном, угощали друзей ножками от кровати, одну – по доброте – оставив хозяйке.
И вот вечером вернулись хозяева с работы. Дед Егор очень хотел есть, но, открыв холодильник, обнаружил только обгрызенный кусочек сыра. Горько-горько заплакал дед Егор… а Клавдия, сев на диван, упала вместе с ним, и долго со слезами терла ушибленное место. Ну а об обгрызенной одежде и говорить нечего – там тоже было рыдание.
Поздно вечером собрались жильцы дома во дворе и устроили собрание. И постановили – старому деду Егору вернуть кошек в дом.
И вот поздно ночью под грустную песню о своей трудной жизни шёл дед Егор через леса, поля, болота и реки. Утром нашёл дом, в котором жили кошки, и попросил у них прощения за всех. Пожалели кошки хозяев, и часть из них вернулась в прежний дом. С тех пор хозяева их не обижали, а мыши и крысы ушли в другой город. И многие слышали, как жалуются жильцы, что что-то сломалось, оборвалось или съедено кем-то…
Вопросы: почему только часть кошек вернулась в прежний дом?
Шептунчик.
Цель: дать художественный образ для изображения объектов в движении. В сказке – на примере бегающих наперегонки героев.
В школе №240 в первом «В» классе училась девочка Уля, очень говорливая. Она всем мешала на уроках, особенно учительнице, и часто за это стояла в углу.
А в подвале этой школы жил Шептунчик. Он был очень-очень маленький, но очень-очень болтливый. Даже кошки, которые первое время слушали его, потом от него ушли. Ох как грустно было Шептунчику одному, и решил он найти друга. Рано утром, когда начался первый урок, он прошёл по первому этажу, но никого себе в друзья не нашёл, и на втором этаже то же самое… Только на третьем этаже, в классе Первый «В» услышал он разговор, и, тут же прошмыгнув в класс, увидел девочку Улю, которая не давала сосредоточиться соседу.
«Здравствуй» - сказал Шептунчик, но ответа не услышал, так как из-за его маленького роста девочка его не увидела. Тогда Шептунчик сел Уле на плечо и повторил приветствие.
«Здравствуй» - сказала Уля. «Давай с тобой дружить» - предложил Шептунчик. «Давай».
Вначале Уля покатала Шептунчика на ноге, а потом он рассказывал ей множество интересных историй. Девочка так от них хохотала, что её выставили за дверь. «Ничего», - сказал Шептунчик, - «Давай побегаем по коридору». И они побежали на перегонки, крича и подзадоривая друг друга. Учителя вышли на шум из кабинетов, а классный руководитель повёл Улю к директору. Директор был в это время на уроке, поэтому Улю оставили ждать его.
«Давай побегаем по столу» - предложил Шептунчик. И опять они весело бегали друг за другом. В это время вошел директор и, увидев это безобразие, вызвал родителей Ули в школу. Уле очень за всё попало, она дала слово больше так не безобразничать. Когда она на следующий день встретилась с Шептунчиком, то сказала ему, что больше не дружит с ним. Обидевшись, Шептунчик ушёл в другую школу. И часто слышали то в одной, то в другой школе, как кто-то бегает по коридору и безобразничает. Это, наверное, Шептунчик нашёл себе нового друга…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"
Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....
Сказки, создающие художественный образ
Сказки, привлекающие внимание школьников к определенным элементам художественного творчества, таким, например, как изображение перспективы, выражения лица, движущимся объектам. Прослушивание сказок пе...
Презентация по мировой художественной культуре на тему "Художественные образы в музыке" (8 класс)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - всеобщая категория художественного творчества, способ и результат освоения жизни в искусстве. А так же объединяет живое созерцание и абстрактное мышление, объективное отобр...
Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.
Технологическая карта урока А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....
Презентация Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.
Презентация А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....
Виды художественных техник и их использование в создании художественного образа
Разработка операционных карт, используемых в ходе занятий...
Открытый урок. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.
Открытый урок.А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....