Микеланджело
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В ранней юности начальное образование получил во Флоренции, в Латинской школе. Уроки живописи брал у Гирландайо , а уроки скульптуры у Бертольдо ди Джованни, которые проходили в художественной школе, которую основал Лоренцо Медичи. В обучение входило копирование фресок Джотто и Мазаччо, изучение скульптурных работ Донателло, а в 1494 году, в Болонье, работы Якопо делла Кверча . Обучаясь, Микеланджело живет в доме Лоренцо, здесь он знакомится с философией неоплатонизма, влияние которой впоследствии прослеживается в его творчестве и мировосприятии. Он всегда тяготел к укрупненным формам, что отражается уже в первых работах мастера — «Битва Кентавров» и «Мадонна у лестницы». Битва Кентавров Мадонна у лестницы
По прибытию в Рим он продолжает изучать античную скульптуру, благодаря осознанию принципов которой все его работы обладают прекрасной пластикой. К этому периоду относят статую Вакха, ныне находящуюся в национальном музее во Флоренции (около 1494 года), а так же скульптурную группу « Пьета » (примерно 1498 — 99 годы), которые свидетельствуют о начальном периоде творческой зрелости художника. Статуя Давида была заказана художнику, вернувшемуся во Флоренцию, правительством республики. Статую, высотой 5,5 метров установили на главной площади Флоренции, неподалеку от Палаццо Веккио . По замыслу градоначальников, она символизировала свободу республики. Микеланджело отошел от традиции изображать Давида хрупким подростком, который попирает отрубленную голову Голиафа, как это было принято у мастеров 15 века. Давид в исполнении Микеланджело только готовится к сражению, это гигант атлет — который полон уверенности и силы.
В это же время идет работа Микеланджело и над другим правительственным заказом — он выполняет картон к фреске «Битва при Кашине», которая должна была украшать зал Палаццо Веккио , равно как и роспись Да Винчи «Битва при Ангьяри ». Замысел в жизнь воплощен не был, сохранилась одна из зарисовок картона, в которой уже можно увидеть динамику и жесты, впоследствии нашедшие отражение в Сикстинском плафоне. В 1505 году Микеланджело вызывают в Рим, папа Юлий II поручил ему создавать свое надгробие. В отличие от надгробий, традиционных для Италии — а принято было сооружать надгробия пристенные — Микеланджело спроектировал отдельно стоящий мавзолей, который планировалось украсить 40 фигурами в человеческий рост. Однако сам папа Юлий II быстро утратил интерес к этому проекту, финансирование прекратилось, и Микеланджело демонстративно уехал во Флоренцию в марте 1506 года. Возвращение в Рим состоялось только в 1508 году, с получением заказа на роспись Сикстинской капеллы.
В 1508-1512 годах Микеланджело работает над самым грандиозным из своих творений — фресками Сикстинского плафона. Для начала художник отверг проект, предложенный ему для работы. Проект подразумевал исполнение 12 фигур апостолов в боковых частях свода, основную же часть планировалось заполнить орнаментом. Микеланджело создал свой собственный проект, который и сегодня искусствоведы стараются истолковать. Роспись свода папской капеллы включает в себя 9 композиций на библейские темы, они располагаются в зеркале свода. Цикл включает в себя темы из книги Бытия от «Сотворения мира» до «Всемирного потопа». Боковые пояса свода украшены изображениями двенадцати огромных фигур Сивилл и Пророков. В распалубках и люнетах расположился цикл «Предки Христа», в угловых парусах фрески, изображающие спасение иудейского народа. Эта грандиозная работа вмещает в себя многие десятки персонажей, каждый из которых является воплощением духовной энергии.
Методы обработки мрамора Микеланджело отличались от современников-скульпторов. О способах его работы свидетельствуют четыре статуи, неоконченные мастером — цикл «Рабы», изначально они предназначались для надгробия папы. Микеланджело обрабатывал глыбу мрамора с одной стороны, как бы высвобождая скульптуру. Его современники работали с глыбой мрамора одновременно со всех сторон. Кстати, в своих стихах Микеланджело неоднократно обыгрывает идею о том, что предназначение скульптора высвободить образ, скрытый в камне. «Рабы» как будто пытаются вырваться из камня, а их напряженные позы только усиливают впечатление. Стиль Микеланджело архитектора окончательно формируется в 1520-1434 годах во Флоренции. Стиль этот крайне живописен и пластичен. Неожиданным решением стала конструкция монументальной лестницы библиотеки Лауренциана . Она начинается прямо у порога читального зала во втором этаже, узкий марш крутых ступеней плавно вытекает из дверного проема, и распределяется на три рукава стремительно и неожиданно, так же круто разворачивается вниз.
В 1534 году Микеланджело перебирается жить в Рим. Здесь начинается последний, но не менее яркий период его творчества. Сближение с кружком поэтессы Виттории Колонна приносит в его творчество идею религиозного обновления. Он проникается новыми идеями, и, в итоге, работая над фреской «Страшный суд» для Сискстинской капеллы Микеланджело отходит от традиционной иконографии. Страшный суд изображается не в момент свершения, когда грешники и праведники уже отделены друг от друга, а самое его начало. Динамика картины создана диссонирующими позами персонажей, они полны отчаяния. В общей массе и грешники, и праведники, их сложно различить.
Последние работы Микеланджело в живописи пронзены пафосом и трагедией — «Распятие апостола Петра», «Падение Савла » являются тому примером. Живопись этого периода легла в основу формирования маньеризма.
Другой архитектурный проект, задуманный Микеланджело был завершен только в семнадцатом веке. Это известный ансамбль Капитолия. В него вошли перестроенный Дворец Сенаторов, Дворцы Консерваторов — два дворца с одинаковыми фасадами. По центру площади статуя Марка Аврелия , верхом на коне, от площади к жилым кварталам ведет широкая лестница. Этот ансамбль стал связующим звеном между древним Римским форумом и новой частью города. Во Флоренцию Микеланджело так и не вернулся, несмотря на многочисленные приглашения от герцога Козимодо Медичи. Но после смерти, его все-таки похоронили во Флоренции, в церкви Санта Кроче , тайно забрав тело из Рима.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-77954-1350673113.jpg)
Творчество Микеланджело Буанорроти
Эту презентацию можно использовать на уроке МХК, в разделе "Живопись Высокого Возрождения".В ней рассказывается о творчестве мастера с раннего периода его творчества во Флоренции и показаны его более ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-77954-1350673113.jpg)
Позднее творчество Микеланджело Буанорроти
Материал представленный в этой презентации можно использовать на уроках МХК при изучении культуры Высокого Возрождения в Италии.Здесь рассказывается о работах мастера в более поздний период его творче...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-385895-1390115335.jpg)
Тест "Творчество Микеланджело Буонаротти"
Предлагаются тестовые задания по проверке знания шедевров Микеланджело...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/16/picture-438180-1397672855.jpg)
Конспект урока "Творческий гений Микеланджело Буонарроти"
Данный материал поможет учителям МХК при изучении творчества одного из титанов итальянского Возрождения - Микеланджело Буонарроти....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/20/picture-592007-1447999130.jpg)
Презентация к уроку изложения "Микеланджело"
Данная презентация создана мною для проведения изложения в 11 классе....
"Высокое Возрождение. Творчество Микеланджело Буонарроти и художников венецианской школы"
Исторический текстовый и иллюстративный материал....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-112531-1354892850.jpg)
Презентация по МХК "Микеланджело Буонарроти"
Презентация по МХК "Микеланджело Буонарроти" представляет развернутый материал о творчестве великого художника эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. Содержит большое количес...