Урок в 5 классе "Народные праздники и традиции"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Урок разработан по программе Б.М. Неменского . Является обощающим в 1 четверти. На уроке предусмотрена работа детей в группах. Задания построены таким образом , чтобы можно было увидеть результаты освоенности материала всей четверти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 35.5 КБ |
Раздаточный материал в группы | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по Изобразительному искусству 5 класс
Тема: " Народные праздники, обряды, обычаи"
(2 часа, 2 занятие)
Тип урока: комбинированный, обобщающий
Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия.
Образовательная цель: обобщить знания учащихся по теме «Декоративно-прикладное творчество русского народа»
Развивающая цель: познакомить с русским фольклором (литература, музыка и т.д.), развить навыки работы с разными художественными техниками и уметь их соединять.
Воспитательная цель: воспитывать любовь к народному творчеству, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.
Формирование УУД
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир и уважения к народным традициям
4) формирование уважительного отношения к иному мнению и умения работать в группе
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью ставить и сохранять цель , поиска средств ее осуществления
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
- формирование умения реализовывать задуманное средствами художественного выражения
- умение работать по предложенному плану
- освоение форм личностной рефлексии
Познавательные УУД:
1) расширение знаний народного календаря
2) установление причинно-следственных связей между календарными и православными праздниками, обычаями
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
2) формирование умения распределять и выполнять роли в группе
- формирование умения слушать и вступать в диалог.
Ход занятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Тихо сядут девочки. Умницы. Еще тише сядут мальчики. Молодцы!
Учитель: В течение всей первой четверти мы с вами говорили о декоративно прикладном искусстве русского народа. А кто вспомнит что означает слова «декоративное, декор»?
Дети отвечают -украшение, украсить. Правильно. А слово «прикладное»? Дети отвечают — приложить руки, сделать своими руками. Молодцы. На уроках мы много с вами говорили и делали большую работу по теме «Русская изба», рассматривали и рисовали внутренний мир русской избы , предметы быта, изучали русский народный костюм, и говорили о народных праздниках. И вот сегодня целью нашего урока будет соединить все знания о народном искусстве и выразить их в творческой работе.
Учитель: Вы уже заметили, что мы будем работать по группам, которые имеют названия времен года. Как вы думаете, с чем это связанно? Дети отвечают с календарем, с православными праздниками и т. д. Правильно. Давайте вспомним эти праздники ? Я показываю отрывок, а группа, сидящая за столом к времени года, которой относится этот видеосюжет, называет мне праздник. Попрошу отвечать правильно , полным ответом. (Показ кратких видеороликов Масленица, Зеленые святки, Осенины, Святки).
Дети называют праздники.
Учитель: Все правильно вы назвали. А теперь выполните интеллектуальное задание, перед вами три листа. На одном русские пословицы, на другом русские песни относящиеся к разным праздникам и символы. Попробуйте соотнести к своему празднику эти маленькие произведения русского фольклора. (Играет музыка. Дети после обсуждения, отвечают и предлагают свои варианты).
Учитель: Правильно.
Вы наверное засиделись? Давайте сделаем небольшую динамическую паузу. Прыгая и танцуя, внимательно слушайте песенку, и посчитайте сколько раз в ней встречается название цвета. (Дети танцуют вместе с учителем под песенку «Ой, Заинька, ой серенький»)
Учитель:. Кто внимателен был, и скажет, сколько цветов упоминалось? Дети отвечают Учитель: Делу время, потехе час. Следующие задание для групп - выполнение творческой работы. Перед вами лист бумаги , краски, карандаши. Также каждой группе я выдаю пакет в котором есть фигурки людей, которых вы рисовали на уроке, посвященном русскому народному костюму, вырезки из журналов. Ваша художественная задача с помощью аппликации и рисунка создать картину народного гуляния , соответствующего вашему народному празднику. Я предлагаю каждой группе план выполнения этой работы. Он также есть у вас на столах.
После обсуждения и распределения ролей (заданий) вы можете приступить к выполнению. Прошу помнить, как надо работать с клеем, ножницами, красками – это условия безопасности. А разговариваем так, чтобы не мешать другим группам. Во время работы будет звучать музыка, если у вас будут ко мне вопросы, поднимите руку.
Учащиеся выполняют работу. Звучат русские народные мелодии
Учитель: Работы готовы. Предлагаю оформить выставку и каждой группе представить свою работу. Расскажите, что вы изобразили, все ли у вас получилось, нравиться ли вам самим ваша работа. Кто первый? Дети рассказывают, что у них получилось.
Учитель вопрос группам: А какая работа, кроме выполненной вами, вам понравилась и почему. Какую отметку бы поставили?
Учитель: Молодцы, ребята. Мне тоже очень нравятся ваши работы, я вижу, что вы с ответственностью подошли к выполнению задания и приложили не только свои ручки , но и душу. Убираем рабочие места. До свидания
Предварительный просмотр:
Народные пословицы и поговорки
- Без труда не вытащить и рыбку из пруда
- Весна красна, да голодна, а Осенинка хоть дождлива, да сыта.
- На первую Троицку росу бросай горсть яровины в полосу.
- Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.
- Мы Христа славим-носим, у хозяев ничего не просим, а чего накладут — не бросим.
- Плывет мой венок на тот бережок, кто поймает мой венок — тот и будет женишок.
- Отдадим почтенье на сырной в воскресенье .
- Урожай не токма от божьей милости, а от дружной работы.
- Троица тремя праздниками богата: цветами, травами и румяным летом.
- Нет праздника больше Рождества, как нет гнезда выше орлиного
- На Зеленец весны конец.
- Подпола да гумно не солома красит, а зерно.
- Вот Маслёна придет, блин да мед принесет.
- Осень-то мамка: кисель да блины; а весна - мачеха: сиди да гляди.
- Если нет Рождества в твоем сердце, ты не найдешь его и под елкой.
Символы: березка, сноп, звезда, блины, венок, лента, солнце, елка, каравай, колокольчики, колядки, ярмарка, катание с горок, хоровод, игры у костра, ряженые, чучело, посиделки.
ЗИМА
- Максим Зволянский
- Егор Лавренков
- Нина Матвиец
- Егор Федосеев
- Вероника Шиляева
ЛЕТО
- Диана Азатян
- Катя Божык
- Миша Демянцев
- Игорь Казаков
- Филипп Молчанов
ОСЕНЬ
- Матвей Глушко
- Вова Ковалевский
- Олеся Костельнюк
- Артем Мкртчян
- Даша Шахвердова
- Саша Барышникова
ЗИМА
ВЕСНА
ЛЕТО
ОСЕНЬ
План работы
- Обсудить сюжет ( что хотите изобразить)
- Распределить роли ( кто чем будет заниматься:рисовать , клеить, раскрашивать )
- Расположить фигуры людей
- Наметить простым карандашом другие объекты
- Нарисовать фон (небо, деревья, чем люди занимаются ( играют, катаются на санках, колядуют, угощают пирогами, блинами, прыгают через костер и др.)
- Представить готовую работу (рассказать, что хотели изобразить, что получилось, что не получилось, какую бы оценку себе поставили)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Праздники и традиции стран изучаемого языка"
Цель: Развитие навыков устной речи по теме “Праздники “Тип урока:Урок развития подготовленных речевых уменийЗадачи: Учебная: расширение и углубление культурологических знанийРазвивающ...
Урок ИЗО "Весенние народные праздники и традиции"
Урок - творческий проект, посвященный великому празднику Пасхи....
Разработка урока по теме "Праздники и традиции Британии"
Урок может быть проведен в конце изучения темы "Праздники и традиции Британии" для 7 класса...
Народные праздники и традиции. Праздник Светлой пасхи.
Научить детей уважать и хранить народные традиции, а так же развивать народные промыслы....
План-конспект урока: "Праздники и традиции"
План-конспект урока: "Праздники и традиции" для 7 класса...
Урок английского языка в 8 классе: «Праздники и традиции в России и Великобритании".
Основные учебные задачи:развитие умений использовать английский язык как средство познания при извлечении информации об основных зимних праздниках в России;развитие речевого умения по изученной ...
План-конспект урока по теме "Британские праздники и традиций"
Урок-проект "Британские праздники и традиций". Целью урока является научить детей собирать материал самостоятельно, оформить и защищать проект, развивая монологическую речь, а также развитие навыков и...