Урок в 5 классе "Народные праздники и традиции"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Шмидт Ольга Рихардовна

Урок разработан по программе Б.М. Неменского . Является обощающим  в 1 четверти. На уроке предусмотрена работа детей  в группах. Задания построены таким образом , чтобы можно было увидеть результаты освоенности материала всей четверти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по Изобразительному искусству 5 класс

Тема: " Народные праздники, обряды, обычаи"  

(2 часа, 2 занятие)

         

Тип урока: комбинированный, обобщающий

Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия.

Образовательная цель:  обобщить знания учащихся по теме «Декоративно-прикладное творчество русского народа»

Развивающая цель: познакомить с русским фольклором (литература, музыка и т.д.), развить навыки работы с разными художественными техниками и уметь их соединять.

Воспитательная цель: воспитывать любовь к народному творчеству,   сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.

Формирование УУД  

Личностные УУД: 

 1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию

 2) формирование  мотивации к обучению и познанию

 3) формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир и уважения к народным традициям  

 4) формирование уважительного отношения к иному мнению и умения работать в группе

Регулятивные УУД:

1) овладение способностью ставить  и сохранять цель , поиска средств ее осуществления

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
  2. формирование умения  реализовывать задуманное  средствами художественного выражения
  3.  умение работать по предложенному плану
  4. освоение   форм  личностной рефлексии

Познавательные УУД:

1) расширение знаний народного календаря

2) установление причинно-следственных связей между календарными и православными праздниками, обычаями

Коммуникативные УУД:

 1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации  

 2) формирование умения распределять и выполнять роли в группе

  1. формирование умения слушать и вступать в диалог.

 

Ход занятия

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тихо сядут девочки. Умницы. Еще тише сядут  мальчики. Молодцы!

Учитель: В течение всей первой четверти мы с вами говорили о декоративно прикладном искусстве русского народа. А кто вспомнит что означает слова «декоративное, декор»?

Дети отвечают -украшение, украсить. Правильно. А слово «прикладное»? Дети отвечают — приложить руки, сделать своими руками. Молодцы. На уроках мы много с вами говорили и делали большую работу по теме «Русская изба», рассматривали и рисовали внутренний мир  русской избы , предметы быта, изучали русский народный костюм, и говорили о народных праздниках. И вот сегодня целью нашего урока будет соединить  все  знания о народном искусстве и выразить их в творческой работе.

         Учитель:  Вы уже заметили, что   мы будем работать  по группам,  которые имеют названия времен года.  Как вы думаете, с чем это связанно? Дети отвечают с календарем, с православными праздниками и т. д. Правильно.  Давайте вспомним   эти  праздники ? Я показываю отрывок, а группа, сидящая за столом к времени года, которой относится  этот видеосюжет, называет  мне праздник. Попрошу отвечать правильно , полным ответом. (Показ кратких видеороликов Масленица, Зеленые святки, Осенины, Святки).

Дети называют праздники.

Учитель: Все правильно вы назвали. А теперь выполните   интеллектуальное задание, перед вами три листа. На одном русские пословицы,  на другом русские песни относящиеся к разным праздникам и символы. Попробуйте соотнести к своему празднику эти маленькие произведения русского фольклора.       (Играет музыка. Дети после обсуждения, отвечают и предлагают свои варианты).

Учитель: Правильно.

Вы наверное засиделись? Давайте сделаем небольшую динамическую паузу. Прыгая и танцуя, внимательно слушайте песенку, и посчитайте сколько раз в ней встречается название цвета.  (Дети танцуют вместе с учителем под песенку «Ой, Заинька, ой серенький»)

Учитель:. Кто внимателен был,  и скажет, сколько цветов упоминалось? Дети отвечают  Учитель: Делу время, потехе час. Следующие задание  для групп - выполнение  творческой работы. Перед вами лист бумаги , краски, карандаши. Также каждой группе я выдаю пакет в котором есть фигурки людей, которых вы рисовали на уроке, посвященном русскому народному костюму, вырезки из журналов. Ваша художественная задача с помощью аппликации и рисунка создать картину народного гуляния , соответствующего вашему народному празднику. Я предлагаю  каждой группе план выполнения этой работы. Он   также есть у вас на столах.

После обсуждения и распределения ролей (заданий) вы можете приступить к выполнению.  Прошу помнить, как надо работать с клеем, ножницами, красками – это условия безопасности. А разговариваем так, чтобы не мешать другим группам. Во время работы будет звучать музыка, если у вас будут ко мне вопросы,  поднимите руку.

Учащиеся выполняют работу. Звучат русские народные мелодии

Учитель: Работы   готовы. Предлагаю оформить выставку и каждой группе представить свою работу. Расскажите, что вы изобразили, все ли у вас получилось, нравиться ли вам самим ваша работа. Кто первый? Дети рассказывают, что у них получилось.

Учитель вопрос группам:   А какая работа, кроме выполненной вами, вам понравилась и почему. Какую отметку бы поставили?

Учитель: Молодцы, ребята. Мне тоже очень нравятся ваши работы, я вижу, что вы с  ответственностью подошли к выполнению задания и приложили не только свои ручки , но и душу. Убираем рабочие места. До свидания



Предварительный просмотр:

Народные пословицы и поговорки

  1. Без труда не вытащить и рыбку из пруда
  2. Весна красна, да голодна, а Осенинка хоть дождлива, да сыта.
  3. На первую Троицку росу бросай горсть яровины в полосу.
  4. Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.
  5. Мы Христа славим-носим, у хозяев ничего не просим, а чего накладут — не бросим.
  6. Плывет мой венок на тот бережок, кто поймает мой венок — тот и  будет женишок.
  7. Отдадим почтенье на сырной в воскресенье .
  8. Урожай не токма  от божьей милости, а от дружной работы.
  9. Троица тремя праздниками богата: цветами, травами и румяным летом.
  10. Нет праздника больше Рождества, как нет гнезда выше орлиного 
  11. На Зеленец весны конец.
  12. Подпола да гумно не солома красит, а зерно.
  13. Вот Маслёна придет, блин да мед принесет.
  14. Осень-то мамка: кисель да блины; а весна - мачеха: сиди да гляди.
  15. Если нет Рождества в твоем сердце, ты не найдешь его и под елкой.

1. Коляда-маляда, уроди пирога.
Уроди пшеничку на всякую птичку.
Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.
По копеечке давайте, малым детям раздавайте.

2. Жавороночки-полетовочки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето  красное,
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморила.

3.Благослови, Троица,
Богородица,
Нам в лес пойти,
Венок сплести!
Ай Дид! Ай Ладо!..»

4. Нивка, нивка,
Яровая жнивка,
На поле — копнами,
На столе — пирогами!

Зерно гребли,
Каравай пекли,
Гостей угощали,
Нивку поминали.
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!

Символы: березка, сноп, звезда, блины, венок, лента, солнце, елка, каравай, колокольчики, колядки, ярмарка, катание с горок, хоровод, игры у костра, ряженые, чучело,  посиделки.

ЗИМА

  1. Артем Азаркин
  2. Ира Иванова
  3. Егор Кузьменко
  4. Коля Мехов
  5. Дима Мосолов

ВЕСНА

  1. Максим Зволянский
  2. Егор Лавренков
  3. Нина Матвиец
  4. Егор Федосеев
  5. Вероника Шиляева

 

ЛЕТО

  1. Диана Азатян
  2. Катя Божык
  3. Миша Демянцев
  4. Игорь Казаков
  5. Филипп Молчанов

ОСЕНЬ

  1. Матвей Глушко
  2. Вова Ковалевский
  3. Олеся Костельнюк
  4. Артем Мкртчян
  5. Даша Шахвердова
  6. Саша Барышникова

ЗИМА

ВЕСНА

ЛЕТО

ОСЕНЬ

План работы

  1.  Обсудить сюжет ( что хотите изобразить)
  2. Распределить роли ( кто чем будет заниматься:рисовать , клеить, раскрашивать )
  3. Расположить фигуры людей
  4. Наметить простым карандашом другие объекты
  5. Нарисовать фон (небо, деревья, чем люди занимаются ( играют, катаются на санках, колядуют, угощают пирогами, блинами, прыгают через костер и др.)
  6.  Представить готовую работу (рассказать, что хотели изобразить, что получилось, что не получилось, какую бы оценку себе поставили)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Праздники и традиции стран изучаемого языка"

Цель: Развитие навыков устной речи по теме “Праздники “Тип урока:Урок развития подготовленных речевых уменийЗадачи: Учебная: расширение и углубление культурологических знанийРазвивающ...

Урок ИЗО "Весенние народные праздники и традиции"

Урок - творческий проект, посвященный великому празднику Пасхи....

Разработка урока по теме "Праздники и традиции Британии"

Урок может быть проведен в конце изучения темы "Праздники и традиции Британии" для 7 класса...

Народные праздники и традиции. Праздник Светлой пасхи.

Научить детей уважать и хранить народные традиции, а так же развивать народные промыслы....

План-конспект урока: "Праздники и традиции"

План-конспект урока: "Праздники и традиции" для 7 класса...

Урок английского языка в 8 классе: «Праздники и традиции в России и Великобритании".

Основные учебные задачи:развитие умений использовать английский язык как средство познания при извлечении информации об основных зимних праздниках в России;развитие речевого умения по изученной ...

План-конспект урока по теме "Британские праздники и традиций"

Урок-проект "Британские праздники и традиций". Целью урока является научить детей собирать материал самостоятельно, оформить и защищать проект, развивая монологическую речь, а также развитие навыков и...