Создание ситуаций успеха на уроках изо
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

    На уроки ИЗО приходят дети, которые обладают уникальными способностями, но не хотят рисовать, потому что не умеют. Для неуверенных детей, для развития интереса к предмету, для стимулирования познавательного интереса необходимо создать ситуацию успеха, бережно поддержать его на пути в мир искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ситуация успеха на ИЗО24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования

Искусство

Выступление на конференции по теме:

«Создание ситуации успеха на уроках изобразительного искусства»

 

Работа Фаттаховой Гульфины Хамитовны,

учителя искусства МБОУ «Каргопольская ООШ» Алькеевского района РТ,

слушателя курсов повышения квалификации учителей искусства

Руководитель:

Габдрахманова Е.В.

 ст. преп. кафедры ИЗО и дизайна

 Высшей школы искусств им. С. Сайдашева

ИФМК КФУ

Казань, 5-15 ноября, 2014 года

    На уроки ИЗО приходят дети, которые обладают уникальными способностями, но не хотят рисовать, потому что не умеют. Для неуверенных детей, для развития интереса к предмету, для стимулирования познавательного интереса необходимо создать ситуацию успеха, бережно поддержать его на пути в мир искусства.

Уроки искусства – особенные уроки.  Занятия изобразительным искусством, как ни одно другое в школе, развивают воображение и фантазию.

   Очень важно, чтобы ученик чувствовал себя успешным и цель педагога  – создать все условия ситуации успеха деятельности обучающегося на уроках изобразительного искусства.

   Слово «успех» по толковому словарю С.И. Ожегова означает:                             - удача в достижении чего-нибудь;                                                                                 - общественное признание;                                                                                                   - хорошие результаты в работе, учёбе.

Как создать ситуацию успеха?                                                                                      Комфортность. Для психологического и физического благополучия обучающимся на уроке необходим кратковременный отдых.  Переключение внимания с одного объекта на другой, применение физкультминуток для кистей рук,  глаз, музыкальные паузы.  Иногда можно разрешить работать стоя, особенно в начальных классах, когда применяется формат А3, общаться с одноклассниками. Если возникла необходимость, взять книгу, журнал, поменять воду в баночке, делая всё это свободно. Единственное условие – не мешать работать одноклассникам.  Психологический комфорт обучающихся на уроках, смена видов деятельности и темпа работы, вера в возможности и таланты своих детей обязательно принесут  желанные результаты.  

     Интерес. Интерес и удовольствие, сопровождающие уроки изобразительного искусства, рождают ситуацию успеха.   Для этого необходимы нетрадиционные формы и методы обучения, использование игровых приёмов, смена изобразительной деятельности, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы.  Учитель изобразительного искусства должен находиться в постоянном поиске новых методов и приёмов преподавания. Только тогда его подопечные будут заниматься творчеством, увидят безграничный простор для применения своих сил.  Обстановка на уроке изобразительного искусства позволяет создать ситуацию успеха, широко применять игровые формы. Игра позволяет активизировать внимание ребят и вовлечь всех участников в творческий процесс. Игра-соревнование: «Кто составит больше оттенков определённого цвета, например, «красной» или «зелёной» гаммы.  В увлечённой форме дети получают оттенки и забывают об открытых цветах красок. «Цветовые угадайки»: ребёнок должен угадать, какие краски из ограниченного набора были использованы, чтобы получить определённый тон.                                                                                                                                                               В игре ученики приобретают художественные знания, повторяют уже изученный искусствоведческий материал. Предлагается такая игра: обмакнуть кисть в любой цвет и поставить несколько жирных точек и запятых на листе бумаги.  Дальше дети должны плотно прижать ладонью и развернуть лист.  Получаются причудливые узоры.  Можно провести соревнование: «кто больше диковинных животных или птиц изобразит», и придумает интересную историю про них. Такую же работу можно проделать «по-мокрому».                                                                                                                                         Нет однотипных уроков, нужно применять чередование уроков  индивидуального  творчества и уроков коллективной творческой  деятельности.  На занятиях происходит освоение обучающимися различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, цветные карандаши, тушь, мелки, пастель, пластилин, цветная бумага, картон, различные виды бумаги, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, ножницы, резцы и т.д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, лепка, бумагопластика и другое.  Использование музыкального сопровождения на уроках изобразительного искусства, элементов взаимного обучения, эксперимент с художественными материалами и техниками, использование особенно эмоциональных высказываний выдающихся деятелей культуры, мотивирующих метафор, сказок, легенд, историй, способствующих тому, что детям интересно на уроке не просто присутствовать, а работать.  Они с удовольствием идут на уроки изобразительного искусства!

     Доступность.  Задание  для учеников должно быть посильным.  Поэтому, планируя уроки изобразительного искусства, учитываются  возрастные особенности учащихся. Даются  разноуровневые задания.  Предоставляю право выбора самим  учеником. Нельзя не сказать о важности рисунка на уроке самим педагогом. Например, в 7 классе при изображении фигуры человека на первом занятии  показывается  мелом на доске каждый этап, начиная с проведения осевой линии и заканчивая проработкой изображения пальцев рук, а ученики повторяют. А на следующем уроке можно дать карточки с поэтапным изображением фигуры человека в движении на экране, затем выполнить лепку человека, аппликацию и так далее – от простого к сложному. Самостоятельное задание по изображению человека можно дать только тогда, когда обучающийся будет уверенно передавать пропорции фигуры человека. Иначе, увидев неудачную работу, он потеряет интерес к изобразительной деятельности. Нужно дать  ребёнку возможность выбора.  Выбора тем, техники выполнения задания, художественного материала, способа, которым может быть выполнена работа. Радость возникает, если есть -  успех, который окрыляет человека. Поэтому, смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы  создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. В практике современный учитель нередко сталкивается с  проблемой полного равнодушия к результатам обучения со стороны школьников. Значит, необходимо постоянно создавать ситуацию успеха, которая не только стимулирует учебную деятельность, но и даёт ребёнку веру в себя, в его прекрасное будущее.  Нужно дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.                                                                                                      

         Мало объяснить и показать тот или иной приём работы – надо добиться того, чтобы этот приём был хорошо усвоен. А это требует от учителя большого мастерства.  Чтобы  ученик тебя хорошо понял, недостаточно одного разъяснения и показа, - нужно ещё суметь увидеть, почувствовать, как обучающийся воспринимает учебный материал, как он реагирует на твои слова и действия. Должен возникнуть психологический контакт между учеником и учителем, они должны хорошо понимать друг друга, без этого успешное обучение невозможно. Давать в данном  случае,  какие бы то ни было готовые рекомендации и рецепты нельзя.  

    Контроль.   Изобразительную   деятельность обучающихся  необходимо постоянно контролировать, оказывать своевременную помощь, указывать на ошибки, давать практические советы по их устранению. Постоянно выделяется время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности.  Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

    Периодически организуются выставки, что даёт возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.  Ребёнок должен знать, что его оценка зависит только от результатов проделанной работы.  Оценка ставится не только за выполнение практического задания, но и за активную работу на уроке, домашнее задание, за творческий подход, оригинальность.  В конце урока обязательна выставка работ учащихся.  Похвалите детей.

- Какой оригинальный рисунок; какое необычное сочетание красок; как прописаны детали!

Найдите в рисунке ребёнка положительные моменты.  Не пожалейте для него похвалы, хотя бы пустячной, может авансом. Потом можно потребовать и большего.   Стимулируя положительное отношение к учению через создание ситуаций успеха, деловое сотрудничество в парах, группах, индивидуальную работу на уроках,  обеспечивается психологическое и физическое здоровье обучающихся на уроках.

    Суть ситуации успеха состоит в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке.        

   

Литература:

1. Б.М. Неменский, «Изобразительное искусство и художественный труд», М.: «Просвещение:» 2011, 138с.

2. А.В. Пожарская, Н.С.Забнева, В.В. Михайлова, С.А. Казначеева, Е.В. Сарафанова, Л.Л. Сухарева, Изобразительное искусство 2-8 классы. Создание ситуации успеха.  Коллекция интересных уроков, Волгоград, Учитель, 2011, 5с.

3. А.С. Белкин. Ситуация успеха.  Как её создать// М. «Просвещение», 1991, ст.176  

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Создание ситуации успеха на уроке"

Презентация к педагогическому совету "Создание ситуации успеха на уроке"...

«Создание ситуации успеха на уроках математики»

Если ученик в школе не научился сам ничего...

Создание ситуации успеха на уроке английского языка

Ситуация успеха- очень важный фактор стимуляции общения на уроке. Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке. Принцип...

Создание ситуации успеха на уроке географии

Творческий отчёт по теме: " Создание ситуации успеха на уроке географии-один из способов формирования и повышения учебной мотивации....

Создание ситуации успеха на уроке - один из способов формирования и повышения мотивации учебной мотивации

Без  знания географической номенклатуры  невозможно представить изучение географии как учебного предмета. Практические работы с  позволяют ученикам свободно ориентироваться на географич...

Презентация к выступлению на педсовете: "Создание ситуации успеха на уроках математики"

Презентация к выступлению на педсовете: "Создание ситуации успеха на уроках математики"....

Создание ситуации успеха на уроках математики

Большинство людей относятся к математике как к трудной, неинтересной и недоступной науке, без которой вполне можно обойтись.   Перед учителем математики стоит задача – управлять учебной деят...