Виртуальный музей
проект по изобразительному искусству (изо) на тему
Воображаемый музей, оживший с помощью компьютерной техники, ждёт своих посетителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virtualnyy-muzeyaprel2014g.docx | 46.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведущий:
- Здравствуйте! Наша работа называется «Виртуальный классный музей».
Вопросы экскурсантов:
- А что такое музей?
- А почему он классный?
- Почему музей называется виртуальным?
- Ведущий:
1. Кадр. Музей – это собрание предметов, картин, скульптуры или мебели. Это экспонаты музея.
Они хранятся в красивых старинных или современных зданиях.
2. Кадр. Экспонаты музея располагаются в отдельных залах, а самые ценные, в стеклянных витринах.
Мы не можем сейчас сесть в автобус и поехать в Москву в музей «Декоративного прикладного и народного искусства».
Поэтому мы придумали сами свой музей в классе. В этом нам помогли наши учителя Нина Григорьевна и Ирина Григорьевна и компьютерная техника.
Но сначала мы его придумали в своём воображении, поэтому он называется виртуальный.
3. КАДР НА ЭКРАНЕ:
«ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО и НАРОДНОГО
ИСКУССТВА В КЛАССЕ».
Вопрос: «Почему декоративно-прикладное искусство»?
Ведущий: Слово декор означает УКРАШАТЬ.
Декоративный - значит нарядный, украшенный.
Это искусство необходимо человеку.
Используется в полезных целях, потому и прикладное.
Мы приглашаем Вас пройти по залам нашего музея.
ЦАРСТВО КЕРАМИКИ
- изделия из цветной обожжённой глины
называются керамикой.
- Очень давно люди научились делать посуду из глины: крынки, горшки, миски – необходимые в крестьянском быту.
- Мастера гончары делали удивительную посуду прочную, удобную, красивую.
Интересные изделия скопинских мастеров. Их сосуды из керамики имеют необычную форму: зверей, птиц, фантастических животных.
- - Небесная ГЖЕЛЬ
1-- А это – что за красота?!
Бело вокруг! Голубые цветы!
Синь морская с рекою белой!
2- Как подобрано умело!
- 1-- Расскажи-ка ты,
откуда появилось это чудо?!
2 -- Кто придумал эти краски, словно взятые из сказки!
Да из сказки не простой, а бело-голубой!
- Ведущий: - Это не просто сказка, а настоящее искусство!
Возникло оно ещё в XVII веке.
- 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины. Их украшала многоцветная роспись по белому фону - Это майолика.
- И хотя прошло много, много лет ,
Мы, как и прежде, обращаем свой взор
на великолепную ГЖЕЛЬ.
- Всего в 60 километрах от Москвы в сёлах Гжель, Речицы
и ещё в 30-ти деревнях изготовляют керамику.
Даже в самом названии «Гжель» слышатся отзвуки слова «жечь». В этих местах с давних-прадавних времён мастера добывали особую глину, которая при обжиге становилась светлой.
- Там живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами.
- Да ещё расписывали её необычным сочным узором сине-голубого цвета – ярким, звонким, будто колокольчик на морозе звенит «дзинь - дзилинь!»
Посуда у мастеров выходит белоснежная,
а художник расписывает эту посуду
одной-единственной краской
– то слабее нажимает на кисточку, то сильнее,
то гуще и плотнее кладёт краску,
то легче и прозрачнее.
Гжельская посуда хороша необыкновенно!
- И слава о ней разлетелась по всей земле великой.
И в туманной Англии, и в солнечной Италии,
и в элегантной Франции, и в загадочной Японии
многие люди пьют чай из сине-белых чашек.
А чашки эти все разные, и высокие, и стройные,
и низкие, и широкие.
- А чайники – один другого краше.
Один напоминает петуха,
другой – сказочный терем,
а третий вообще в часы превратился,
даже минутки отсчитывает на столе.
- Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
- Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
- Идёт время, бежит, улетает куда-то…
А гжельцы-умельцы, как в давние времена, так и сейчас
споро и весело мастерят свою посуду
- – на радость себе и людят!
- Переходим в следующий зал.
Ведущий: А кто загадку разгадает?
Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать?
-- Ну, конечно, деревянными ложками! (пустой кадр)
Золотая ХОХЛОМА
- - Ударили ложки,
Как звонкие ладошки!
- Ой, жги, жги, жги – говори.
Заиграли ложкари!
- Не дождик, не град,
А брызги летят.
- Пляшет эхо, пляшет тень.
Пляшут все, кому не лень!
- Ой, жги, жги, жги – говори.
Заиграли ложкари!
- Ведущий: Цари да бояре ели на серебре да на золоте.
А у простого народа нет не серебра ни золота.
- Вот и выдумали мастера из Нижегородской губернии, села Хохлома золотую посуду из дерева.
- А сколько легенд сложили о своём искусстве.
Конечно, не обошлось здесь без птицы – Жар.
- Это она прилетела к мастерам, да задела белую деревянную посуду своим крылом – вот она и загорелась вся золотом.
- Посуда наша для щей и каши,
Не бьётся, не плавится,
Всем очень нравится.
- - Посуда лет триста наш радует взор,
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона серебряной змейкой
Орнамент здесь вьётся, попробуй, сумей-ка!
А где-то кудрина по чёрному полю
Мерцает, как звёзды в небесном раздолье.
- Три ягодки сверху, как три головы,
Венчают пучок пожелтевшей травы.
- Жар-птицы глазок из листвы нам мигает.
Жар-птица, не кто-нибудь, нам помогает!
А вы знаете, что в этой росписи нет золотых красок?
- Как так, нет? (Белая посуда)
- Ведущий: А вот послушайте, как это делают мастера:
Мастер вырезал белую посуду из липы (древесина у липы очень мягкая, податливая).
Все шероховатости убрал и покрыл серебрянкой – краской такой.
Вот по серебрянке узор и пишут красками: красной, чёрной, немного зелёной и жёлтой.
А потом покрывают лаком…. И в печь у жаркого огня.
Лак корочкой запекается и серебрянка
под лаковой корочкой золотом загорается!
- Переходим в следующий зал.
Береста
- Береста – это кора берёзы. Уникальный материал, который создала сама матушка природа.
- Берестяной материал – это экологически чистый, нежный, мягкий и бархатный материал. Береста прекрасно обрабатывается.
- В Древней Руси с незапамятных времён из бересты изготовляли предметы быта и домашнего обихода.
- Люди давно заметили долговечность бересты, её способность не поддаваться гниению.
- В старину бересту подкладывали под венец рубленой избы, чтобы в него не проникала сырость.
- Плетение – наиболее древний способ обработки бересты.
Из узкой полоски её, как из липового лыка, на Руси изготовляли непромокаемую обувь (лапти, сапоги), плели заплечные кошели для сбора грибов, лукошки для ягод.
- Туеса, посуду, домашнюю утварь
- и даже детские игрушки.
- Одним из материалов для письма была береста. Об этом нам поведали берестяные грамоты. Они были найдены при раскопках на месте старых городов археологами. Грамоты относятся к 17-му, 18-му и 19-му векам.
А на берегу Волги близ Саратова в 1930 году нашли Золотоордынскую берестяную грамоту 14-го века, т.е. ей семь веков – 700 лет.
Письма на берестяных грамотах писали писалами – заострёнными металлическими или костяными стержнями.
- И сейчас изделия из бересты – разные украшения, шкатулки, очень ценятся за красоту, теплоту.
Опытный мастер легко и уверенно вырезает любой рисунок на бересте.
- А картины на бересте очень красивы!
Сколько русского, родного в светлом образе берёз.
- Береста – она святая, в серебристых каплях грёз…
- Переход в следующий зал.
МАТРЁШКИ
- А вот ещё одно чудо из дерева.
Достают матрёшку и разбирают её.
- В этой молодице прячутся сестрицы.
Каждая сестрица для меньшой – темница.
Деревянные сестрички – от большой до невелички
Изнутри все пусты. Кроме младшенькой сестры.
Ведущая:
- А история русской матрёшки такова.
В 90-х годах XIX века в Москву из Японии привезли деревянную фигурку добродушного старика.
- Фигурка изображала мудреца Фукурума, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий.
Фукурума раскрывался, а в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурка эта очень понравилась и взрослым и детям.
- Увидел эти фигурки наш русский художник Сергей Малютин и подумал: «У нас на Руси издавна есть такая забава: деревянные расписные пасхальные яйца, подобные этой игрушке – в большом яйце прячутся меньшие».
И по его эскизам токарь Звёздочкин в мастерской Сергиева Посада выточил семь фигурок, а художник расписал их как девчушек, одетых в весёлые сарафанчики и косыночки.
- А самая большая, держала в руках чёрного петуха. Эти деревянные куколки назвали простым русским именем Матрёна – самое распространённое имя у крестьян. Матрёна – Матрёша - Матрёшечка.
- На всемирной выставке в Париже(во Франции) в 1900году наши Матрёшечки так понравились всем, что заказы на их изготовление, посыпались со всех сторон.
- Во многих местах России появились центры, где вытачивают и расписывают матрёшки.
- Поэтому они такие разные.
- И отправились русские матрёшки путешествовать по всему свету. Это лучший сувенир для гостей России.
Матрёшки делают маленькие и большие. Есть даже 48-ми местная матрёшка. А у нас есть Федя и Петенька
- Переходим в следующий зал.
Народные глиняные игрушки.
- Игрушка – потеха,
Игрушка – забава,
Ведущий:Игрушка – серьёзная вещь.
- В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов.
Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист игрушек помогали в этом.
- ДЫМКОВО
Есть в России Вятский край. В слободе Дымково мастера лепят вручную глиняные игрушки.
История игрушки из Дымково насчитывает 400 лет.
Свистульки в виде баранов, коней, уточек и козлов – первые дымковские игрушки. Они наполняли свистом народное гулянье «Свистунью» или «Свистопляску».
Игрушки лепят из красной глины, сушат, обжигают в печи. А после окунают в белую краску.
-- Как делают эту краску?
Ведущий: В старину замешивали мелко-мелко растёртый мел на молоке, яичном белке. Белоснежная краска! На таком фоне любой цвет становится ярким, звонким!
- А узоры простые: круги, овалы, клетки, полоски, сеточки, точки – но как нарядно!
- Филимоновская игрушка.
С давних времён известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за её пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Делают такие игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Там она цветная - белая, красная, розовая, жёлтая, оранжевая и даже чёрная, и очень мягкая и послушная рукам.
Лепят из неё барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек. Игрушки эти забавные, весёлые, высокие и такие вытянутые, будто всегда чему-то удивляются.
И все они - не простые игрушки, а свистульки.
У барышень свистки спрятаны в кувшинах, у солдат – в гусях. У курочек - в хвостики или в ножки-подставки.
И во все игрушки можно заливисто посвистеть.
Украшают их чаще всего цветными полосками, а ещё – ёлочками, пятнышками, простыми ягодками и цветами, похожими на солнце.
И краски берут яркие, летние, солнечные - жёлтые, малиновые, зелёные.
- Каргополь.
А на севере в Каргополе тоже любят глиняную игрушку.
На первый взгляд вроде неуклюжа, приземиста, а сколько в ней юмора, добра.
Простые и ясные узоры состоят из древних солярных знаков – большие огненные круги, кресты, символы зёрен и хлебных колосьев.
- Все глиняные игрушки имеют обобщённую форму, очень пластичны, расписаны традиционными древними знаками – солярными
(изображающими солнце, воду, зёрна, плодородие).
- Дети достают корзину с игрушками
Ведущий: Испокон века люди мастерили своим чадам игрушки.
Дедушки и бабушки, тятеньки и мамушки своим лапушкам, внучикам и внучкам, дочкам и сыночкам.
Младенцам – погремушки, постарше ребятёнкам – куклы да конники, матрёшки да свистульки, лошадки – жеребятки, козлики, барашки, уточки, дудочки и прочее, прочее – всё, что душе угодно, что в жизни пригодится.
Вот почему игрушки - не только забава, но и вещь серьёзная,
Учит детей уму – разуму.
Из чего делают игрушки?
- Из тряпочек и ниточек
- Из дерева и глины
- Из соломы и кожи
- Из фарфора
Из всего, что под руками!
На этом мы закончим экскурсию по нашему виртуальному музею.
Спасибо за внимание.
- А нам пора переходить в другой зал
Искусство ЖОСТОВСКИХ мастеров
Недалеко от Москвы, среди широкой раздольной Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостого, И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом.
А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы – это «классический» вид жостовской росписи.
Искусство росписи подносов из лакированного железа известно в России ещё с 18-го века. Оно зародилось на Урале. После окончания войны 1812 года в центральную Россию были налажены поставки листового металла и готовых изделий, в том числе металлических подносов ручной ковки с заводов известного промышленника Демидова.
Искусство жостовских мастеров уникально, самобытно, воспевает красоту родной природы. Особым движением кисти, рисующим мазком-бликом создаёт мастер удивительные цветовые сочетания, делает каждый свой букет неповторимым. Вся роспись хорошо увязывается с формой подноса, борта его обычно украшаются золотым орнаментом.
Наряду с чёрным лаковым фоном современные мастера используют и цветные, тем самым добиваясь разнообразия колорита.
Вводятся новые сюжеты, изображаются исторические и бытовые сценки, картины (явления) природы, животные, птицы, рыбы и т.д.
Подносы металлические из Жостово или жёстовские подносы – это встреча с неповторимым произведением искусства, которое появляется на свет в единственном экземпляре и не имеет дубликатов.
Жостовское искусство развивается. Изделия жостовских мастеров известны во всём мир
ГОРОДЕЦ
- На реке Волге есть старинный городок - Городец.
Он не далеко от Нижнего Новгорода.
- А за ним леса бескрайние, дремучие. Когда-то в городке строили корабли - древесина корабельная под боком, возить её издалека не нужно.
- Кораблестроители работали не спеша, делали корабли прочными и красивыми.
- Расписывали они их самыми разными узорами: птицы, животные, растения – всё для того, чтобы, выходя в плавание, моряк как можно больше с собою земного увёз.
- Для того, чтобы корабль не затонул, рисовали на носу его
русалок - Берегинь и улыбчивые львы должны были напугать врага.
- Самые нарядные дома по всей России - городецкие, а на окнах затейливые узоры.
- Городецкая роспись - как её нам не знать.
Здесь и чёрные кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты!
- Здесь такие сюжеты!
- Сценки из городской и деревенской жизни,
Праздники,
- Чаепитие, барышни и кавалеры,
и прекрасные цветы.
- Посмотрите на эти удивительные доски:
Вот вам кони удалые.
Словно радуги цвета.
Эти доски расписные
Несказанная краса!
-- Какие яркие краски!
-- Но здесь всего 4-ре краски: желтая, красная, синяя и чёрная. Это самые главные краски.
12) Смешивая их можно получить большую палитру цвета.
-- Как ярко и красиво!.
- А вот такая удивительная картина могла висеть в любой избе.
- В верхней части картины - «Около дерева - два всадника». Кони под ними стройные, тонконогие, нетерпеливо бьют копытами.
А само-то дерево особенное. На зелёных ветках растут сказочные, нежные цветы. Необыкновенная, таинственная птица сидит на его макушке.
А на нижней части картины: за столом у медного самовара хозяин и хозяйка радостно приветствуют нарядных гостей.
Неизвестный художник с любовью поведал нам о прошлом житье - бытье. Подробно вырисовал он и клеточки на платье хозяйки, и узоры на чайнике, и пышную причёску кокетливой гостьи.
- А это не картина, а донце прялки.
Прялка состоит из двух частей: лопасти или гребня, на которую наматывали пряжу, и донца. На него пряха садилась во время работы.
- А после, красивые донца вешали на стену - любовались ими.
- Прежде ни одна семья не обходилась без прялки.
. Прялку берегли. Да и как не беречь! Веками жила она в семье, переходила от прабабушки к бабушке, от бабушки к матери, от матери к дочке… Она сохранила тепло их рук.
- А это ларцы! Удивительной красы!
На них темы росписи - городецкие.
Здесь можно увидеть и чудесных птиц,
И тонконогих стройных коней,
Сценки охоты с соколом,
И сценки из городской и деревенской жизни.
Эти сценки украшены диковинными цветами, яркими розанами, зелёными веточками.
- В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купалы расцветают, по поверью, особые цветы и травы, которые обладают целебной силой.
- Вот этими цветами и украшены все предметы Городца: прялки, шкафчики, ларцы и сундуки, посуда, детские игрушки.
- Посмотрите на роспись - сочность красок манит.
- Городецкая роспись душу нам веселит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия по виртуальному музею. Часть 1
Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. в 1 части представлены: Лувр, Музей мадам Тюссо, Прадо....
Экскурсия по виртуальному музею. Часть 2.
Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира.Часть 2:Государственная Третьяковская Галерея, Эрмитаж....
Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" Часть 3: Необычные музеи мира
Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира...
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ "МАТЬ И ДИТЯ" 4-5 КЛАСС
Презентация «Мать и дитя» Пояснительная записка 1 Виртуальный музей «Мать и дитя» с использованием макросов (Аствацатуров Г.О. Перетаскивание объектов в программе PowerPoint. Весомый вклад в разви...
Виртуальный музей. История развития вычислительной техники
В презентации показаны этапы развития вычислительной техники...
Учебный фильм "Рыцарский турнир короля Рене" и "Виртуальный музей средневековой книги. Король Рене. Книга турниров"
Сноска на фильм - "Рыцарский турнир короля Рене"(Примечания - я монтировал фильм в моло распространенной программе Serif, как выяснилось в процессе монтажа, программа практически не работает с к...
Проект "Виртуальный музей"
Виртуальный музей (вебсайт-музей) — тип тип веб – сайта оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов ис...