Беседа по картине. Николай Константинович Рерих. Сострадание.
материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Данный материал может быть использован на уроке изобразительного искусства в 4 классе по теме «Сопереживание-великая тема в искусстве» или на классных часах этической направленности.
Мы согреваем душу от души,
Когда кому-то горя очень много.
Быть может это качество от Бога,
Длиною в человеческую жизнь…
Мы согреваем душу от души-
Глаза в глаза, как будто застывая.
Одну секунду СО-переживая,
Мы лучшее возможно совершим!
Цели: Способствовать принятию личностью нравственно ценного качества – сострадания ; продолжить формирование умения смотреть художественное произведение (картину),
Задачи:
- вызвать эмоциональный сдвиг в отношении к Другому, его личности на основе принципов гуманизма;
- стимулировать нравственно ценные мотивы поведения
- повторить художественные средства выразительности,
- развивать умение анализировать художественное произведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Беседа по картине. Николай Константинович Рерих. Сострадание. | 126.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа по картине. Николай Константинович Рерих. Сострадание.
Работу выполнила: Белаш Ольга Николаевна,
учитель изобразительного искусства
МБОУ «Гимназия №5 имени Е.Е. Парфенова» г. Камень-на-Оби
(Данный материал может быть использован на уроке изобразительного искусства в 4 классе по теме «Сопереживание-великая тема в искусстве» или на классных часах этической направленности.)
Мы согреваем душу от души,
Когда кому-то горя очень много.
Быть может это качество от Бога,
Длиною в человеческую жизнь…
Мы согреваем душу от души-
Глаза в глаза, как будто застывая.
Одну секунду СО-переживая,
Мы лучшее возможно совершим!
Цели: Способствовать принятию личностью нравственно ценного качества – сострадания ; продолжить формирование умения смотреть художественное произведение (картину),
Задачи:
- вызвать эмоциональный сдвиг в отношении к Другому, его личности на основе принципов гуманизма;
- стимулировать нравственно ценные мотивы поведения
- повторить художественные средства выразительности,
- развивать умение анализировать художественное произведение.
Ход беседы
-Ребята, перед вами картина Николая Константиновича Рериха. Рассмотрите ее.
-Что вы видите ? (горы,облака, охотника,лань,и т.д)
-Выделите главное из того, что вы увидели. (Начни со слов « Мне кажется…». « Я считаю...» «Я думаю главными в картине являются…» (люди ; человек, который защищает лань;….)
-Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным? (так как он изображен на первом плане ..в центре картины; на возвышении….)
-Попробуйте пересказать сюжет картины.
-Как бы вы назвали это произведение?
Эту картину Николай Константинович назвал «Сострадание»
- Подберите синонимы к данному слову.
(Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия)
-Подберите прилагательные, которыми можно охарактеризовать человека, умеющего сочувствовать и сострадать.
(Отзывчивый, сердечный, душевный, милосердный, чуткий, человечный, благородный, ласковый, нежный )
- А какие слова подберете для характеристики человека, у которого отсутствуют эти качества?
(Жестокий, бездушный, бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный, черствый, мерзкий, отвратительный)
-Как каждый из вас понимает сострадание? И как не спутать его с жалостью?
Я думаю, жалость - это вред для того, кого жалеешь, а вот сострадание - это
со-страдание, со-чувствие, со-переживание. Это значит – вместе с кем-то. Приставка Со- означает общее совместное участие в чём – нибудь. Только человек способен на это.
«Не нужно смешивать желение с состраданием. В сострадании ничто не растворяется, но нарастают кристаллы действия. Сострадание не плачет, но помогает.»
-Как понимаете смысл последнего предложения?
-Толковые словари так трактуют это слово.
- СОСТРАДАТЬ - страдать вместе, переносить муки сообща;
|| — кому, сочувствовать горю, сокрушаться за кого, соболезновать.
Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля
- СОСТРАДАНИЕ - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь
несчастьем, горем ...
Словарь С.Ожегова
- Ребята, а зачем художники в своих произведениях говорят о сострадании?
-С древнейших времён искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя , развить эту способность души. В искусстве художник стремится выразить свои чувства , переживания и поделиться с нами : отношением к самым разным событиям и вызвать у нас сострадание к чужому горю. Идея сострадания может быть выражена в разных формах. Но как трогает то, что мы видим на картине Н.К.Рериха! Риши подставляет свою руку под стрелу, чтобы защитить лань, доверчиво ищущую у него спасения. Акт великого милосердия изображён в этом принятии чужой боли или даже смертельной опасности на себя.
-Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?(гора)
- Гора ассоциируется здесь с высотой человеческого духа. Трудный путь совершенствования подобен подъему в гору.Гора- это ориентир,то, с чем можно сверять свои мысли и поступки, выборы и решения.Путь на гору-это путь восхождения, преодоления себя.
-Почему Риши изображен на возвышении,а охотник ниже?(Риши изображен выше т.к. он воплощает в себе идею добра,мудрости)
- Носят ли символический характер такие элементы композиции как жест, поза? (Жест руки Риши носит символический характер,он принял удар и стрелы на себя, в свою руку. Это и есть истинная помощь — принять на себя удар, предназначенный тому, кому оказывается защита. Это и есть истинное сострадание.)
-Посмотрите на колорит картины. Что можно о нем сказать?(он построен на контрастах)
-Каким образом противопоставление цветовых пятен в картине зримо воплощают идею противостояния добра и зла, невежества и мудрости?
-Кого художник выделяет светом охотника или Ришу? Видим ли мы лицо охотника? Как вы думаете почему?
-Немецко-французский мыслитель, врач, музыковед 19 века Альберт Швейцер сказал: "Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их".
Приведу пример – отрывок из статьи в газете о местном коте.
Он имел только один глаз, у него отсутствовало одно ухо, а левая нога была когда-то сломана и срослась под каким-то невероятным углом. У любого, хоть раз посмотревшего на него, возникала одна и та же реакция: до чего же у р о д л и в ы й кот. Всем детям было категорически запрещено касаться его. Взрослые бросали в него камни. А когда он пытался войти в дом, защемляли его лапу дверью, чтобы он не мог выйти. Уродливый всегда проявлял одну и ту же реакцию. Если в него бросали вещи - он терся о ноги, как бы прося прощения. Если он видел детей, он бежал к ним и терся головой о руки и громко мяукал, выпрашивая ласку. Если кто-нибудь все-таки брал его на руки, он тут же начинал лизать своим шершавым языком уголок рубашки.
|
Вывод:
Любое живое существо на земле: цветок, животное, человек - заслуживает того, чтобы окружающие услышали его, поняли, посочувствовали.
-А закончить нашу беседу мне хотелось бы процитировав самого Н.К.Рериха, который писал: «В сострадании заложена великая жемчужина Тайного Знания. Все Бодхисаттвы, все святые, все подвижники устремлялись по этому пути. Сострадание - не качество. Оно - Закон Законов, вечная Гармония, Сама Мировая Душа; беспредельная вселенская Сущность, Свет пребывающей Правды, лад всех вещей, Закон вечной Любви».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседы по картинам русских художников
Познакомить с картинами и художниками.Учить понимать художественный образ, который хотел создать автор.Формировать умение правильно воспринимать, чуйствовать настроение картины и передавать его в выск...
Николай Рерих
Презентация по МХК...
Проблема самопожертвования на примере картин из евангельского цикла русского художника Николая Ге.
Материал может рассматриваться на уроках ИЗО, МХК или искусства в рамках изучения русской религиозной живописи....
Николай Рерих
Материал для внеклассного мероприятия...
Беседа "День святого Николая Чудотворца"
Цель: Дать представления о нравственных ценностях нашего народа на основе истории жизни Святителя Николая. Создать условия и вызвать желание творить добро, совершать хорошие поступки тайно, как С...
Беседа по картине Т.Н. Яблонской «Хлеб».
Конспект занятия "Хлеб"...
Никола Рерих и его горные пейзажи
Николай Рерих — великий российский художник, путешественник и исследователь. Он внес огромный вклад в искусство. На протяжении творческого пути он создал около семи тысяч картин, которые находят...