Урок-презентация "Береза-символ Родины "
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Минеева Светлана Анатольевна

Урок по теме "Пейзаж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bereza-simvo_rodiny1.docx26.13 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.19 МБ

Предварительный просмотр:

                 

                  Урок по теме «Береза - символ Родины»

  Тип урока: урок изучения нового материала с применением компьютерных технологий.

  Жанр урока: тематический.

  Вид урока: комбинированный урок.

  Технология: личностно-ориентированная

  Цели и задачи:

обучающая:

- развитие умения подбирать изобразительно-выразительные средства при описании картин природы.

овладение «пейзажной» лексикой

развивающая:

развитие наблюдательности, умение всматриваться в художественный образ, чуткости восприятия прекрасного.

воспитательные:

воспитание способности чувствовать прекрасное, патриотизма

Ход урока:

  1.Организационный момент.                                                      

  2. Вступительное слово учителя

     Добрый день, ребята! Отгадайте загадку:

Стоит Аленка,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
– Что это?!

– По каким признакам вы узнали это дерево?

Тему урока  мы узнаем после того, как прочитаем эпиграф.  Читаем эпиграф:                                        Березка, солнце и Россия

Живут и вечно будут жить

                                   (Я. Шведов)

  3. Изучение нового материала. Объяснение темы урока.

Учитель: Ребята, о каком дереве пойдет сегодня речь? Береза - это символ Родины, образ русской деревни, воспоминания детства, самое почитаемое дерево на Руси. Родной край, родная земля! Сколько здесь солнца, воздуха, светлых просторов, лесных массивов! А сколько белых берёз? Берёза – один из главных образов народного творчества. В народных песнях, сказках, преданиях это символ весны, девичьей красоты, она представляется то хранительницей кладов, то мудрой дочерью, то заколдованной красавицей. Нет числа поговоркам, пословицам, загадкам, связанным с берёзой.

Ребята, вспомните  поговорки, пословицы, загадки, связанные с берёзой.

Учитель: Сегодняшний наш урок - это урок встречи с прекрасным. Красота окружающего нас мира составляет радость нашей жизни: она пробуждает в душах самые добрые чувства. Человек и стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, розовый разлив вечерней зари, мерцание звезд, услышал шелест-говор листьев на ветру. Остановимся и мы в изумлении перед красотой -красотой белоствольной березки. В повседневной жизни мы порой не замечаем ее, проходим мимо: настолько она привычна.

 Берёза может предсказывать погоду.

Приметы:

Если весной из берёзы течёт много сока, то лето будет дождливое.

А какой будет весна, берёзы рассказывают осенью.

Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней.

И зиму берёзы могут предсказать: в начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно. (Записать на доске)

Из белоствольной красавицы получают тысячи вещей. Кто знает, что можно изготовить из березы?
Само дерево успешно используют как строительный и поделочный материал. Древесина берёзы очень крепкая и идёт на изготовление мебели, лыж, лучших сортов фанеры. Из бересты можно сделать различные корзины, коробки, кузова, сумки. Из бересты плели лапти, туфли, а из берестяных лент — ковры для пола, шкатулки. Трости из этого дерева отличаются изяществом, гибкостью, прочностью. Почки березы используют как мочегонное, желчегонное,; противовоспалительное средство.

Красавицей русского леса, невестой, сказкой называют люди березку. Стройная с длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. В ней зелень лугов и белизна снежных полей.

У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Россия – край белоствольных берёз. Растёт эта белоснежная красавица в наших лесах, рощах, парках, да и просто под нашими окошками на шумных многолюдных улицах и радует глаз любого россиянина. Нeт дерева прекраснее березы.

Репродукция картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

Учащиеся: Скромно вошла зима в березовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг заискрилось, побелело. Только кудрявые кроны с повисшими сережками еще сохранили свой осенний коричневый цвет. Но вот стукнул мороз, распушил инеем макушки деревьев, одел их в белоснежный наряд, и лесная палитра приобрела кристальную яркость. Ослепительной роща стала по утрам, на заре, когда сюда проникли лучи солнца, - она вся сверкала рубинами и алмазами.Передо мной картина И.Грабаря «Февральская лазурь». Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам березе? А вот И.Э.Грабарь сумел уловить ее своеобразие, и открылось оно ему неожиданно: «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей; Заглядевшись на нее, я уронил палку и наклонился, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», - подумал я». Красота февральского пейзажа, пронизанного светом, тончайшие переходы тени, переливы красок поразили художника: «Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто  необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник, - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу»

Репродукция картины А.Саврасова «Грачи прилетели».

Учащиеся:  Картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Какое хорошее название! Как будто кто-то, пробегая мимо, сообщил радостную весть: «Весна пришла!» Картина рассказывает о прекрасной поре в жизни природы, о ее пробуждении.

Художник так построил свой пейзаж, что хочется рассматривать его подробно - каждый предмет, каждую деталь. На первом плане - грачи. Они заняты важным делом: суетятся, перекликаются, как бы советуясь между собой. Один из них подобрал с земли веточку. Грачи спешат соорудить на березах гнезда. Березы не похожи друг на друга: искривились, изогнулись в разные стороны; видно, не щадили их зимние ветры и метели.

Потом наш взгляд уходит дальше - туда, где сараи и церковь. А еще дальше вольно раскинулась земля, освободившаяся от снега, и небо - легкое, с голубыми оконцами-просветами.

Посмотрите, какие нежные, как будто размытые, цвета в картине: бледно-голубые, беловато-серые, светло-коричневые. Ведь художник выбрал их не случайно. Бывают ранней весной дни, когда все кругом словно затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля и деревья досматривают свои зимние сны. Но Саврасов хотел еще показать, что этот сон не глубокий - природа постепенно начинает оживать: трепещут солнечные блики на деревянной изгороди и тянутся к свету молодые березы. Даже как будто слышно, как поскрипывают от ветра их стволы, а в проталинах булькает вода.

Людей здесь нет. И в то же время все говорит о том, что они где-то рядом. Мы почти ощущаем их. Ведь это люди построили изгородь, сараи, церковь. Люди скоро вспашут землю и засеют ее зерном.

Картина «Грачи прилетели» является одной из самых замечательных в нашем искусстве. В тихом уголке русского селения художник увидел красоту пробуждающейся природы и с большой любовью показал ее людям.

Репродукция картины И.И.Левитана «Березовая роща»

Учащиеся: Тем, кто знает и любит творчество замечательного художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана, знакомо чувство завороженности, которое возникает всякий раз, когда останавливаешься перед его картинами и вдыхаешь в себя воздух удивительного искусства. В его картинах - живая душа природы, они одухотворены любовью, окрашены поэтическим настроением и печалью.Перед нами картина Левитана «Березовая роща». В этом изображении благодатного уголка березового леса все сияет, излучая чувство бодрости, причастности светлой энергии живой жизни. Художник передает игру солнечных лучей на белых стволах, переливы зеленого цвета листвы березок и солнечной травы, среди которой виднеются синие искорки цветов. Березки являются в картине Левитана самыми веселыми и светолюбивыми из деревьев, улыбающимися навстречу солнцу и живущими, как и все вокруг них, своей жизнью, душевно близкой художнику. Левитан строит картину на движении, на игре освещения. И здесь эта игра света, это движение теней служат основой и средством выражения «настроения». Пятна света и тени зовут зрителя углубиться в изображение, где теряется ясность очертаний предметов и березовая роща сливается в общих зеленых пятнах. Игра света на стволах берез делает их не только трепетными и живыми, но словно прозрачными. Эту прозрачность и нежность придает им богатая цветность, которой передается игра света и теней на стволах. Мы видим здесь наряду с белыми пятнами более мелкие розовые, коричневые и дополнительные к ним голубовато-зеленые цвета. Они находят себе поддержку в изображении мелких лиловых цветочков и желтых бликов света в траве и наверху в листве. Белоствольные березки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковер изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого.

Учитель:  Какие чувства вызывают у вас эти картины? Научил ли вас чему-либо новому сегодняшний урок? Помогли ли стихи и картины русских поэтов и художников еще больше полюбить свою Родину и природу, которая нас окружает?

Березами можно любоваться бесконечно. И нет для россиян дерева более любимого и прекрасного. В ней красота родной земли, а красота сама по себе - богатство.

 4. Самостоятельная работа.

  Учитель.   А сейчас мы с вами нарисуем березу.

  5. Домашнее задание.

Учитель. Завершить работу в цвете.

  6. Подведение итогов урока.

   Учитель оценивает работу класса и называет учащихся, отличившихся на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

Научно-исследовательский проект. Россия- родина, мой дом! (Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка Ивана Александровича Извозникова)

С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев. Ни один ...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

2 класс раздел "Россия - Родина моя "Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.

Презентация к разделу Россия - Родина моя по программе Е.Д.Критской по теме "Здравствуй, Родина моя! Моя Россия."...

Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает  ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...