Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_gzheli._istoki_i_sovremennoe_razvitie_promysla.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Цели: 1) Познакомить с народным промыслом Гжелью, с историей развития, назначением, мотивами и элементами росписи. Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами, изображения основных элементов росписи и создании композиции художественного образа.
2) продолжать развивать познавательную активность, умение работать с источником информации, художественный вкус, умение применять полученные знания на практике, обобщать, делать выводы. Формировать навыки исследовательской деятельности.
3) прививать любовь и уважение к труду мастеров Гжели, чувство гордости за их достижения, воспитывать художественный вкус.
Оборудование и материал: гжельские изделия и их изображения, плакаты со схемами композиций и этапами росписи, заготовки шаблонов изделий, проектор, магнитофон, художественные материалы, салфетки.
План урока:
- Орг. Момент.- 1 мин.
- Актуализация опорных знаний (проверка усвоения ранее изученного материала)- 7 мин.
- Мотивировка изучения новой темы. Введение в новую тему (проблемная ситуация)- 2- 3 мин
- Изучение нового материала (сообщение уч-ся, дополнение учителем, фиксирование уч-ся новых знаний в таблице, проверка таблицы) - 15 мин.
- Практическая часть.- 25 мин.
А) Показ этапов выполнения росписи по иллюстрациям, упражнение в нанесении приемов мазка - всей кистью жирно прижимая – четкий мазок, мазок тенями - поворот кисти смоченной в краске только одну сторону, легкий нажим – усики, травинки, веточки.
Б) выбор шаблона и его роспись.
6. Выставка работ, их анализ с детьми. Оценивание.
7. Итог урока (рефлексия)
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, я рада приветствовать вас и наших гостей сегодня на уроке. Я вижу, что все готовы к уроку, у всех имеются необходимые принадлежности для работы и дежурные постарались. Молодцы.
Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца теплыми и добрыми чувствами.
2. Проверка ранее изученного.
Ребята, а давайте с вами вспомним, что мы изучили на прошлых уроках, чему научились.
1)Давайте поиграем, я буду начинать предложение, а вы его закончите.
- Родина Каргопольской игрушки----(Север, Архангельская обл., Каргопольский р-н).
- Родина Филимоновской игрушки----(Тульская обл., д. Филимоново)
- Родина Дымковской игрушки—( Дымковская слобода, близ города Вятка ( сейчас Киров)
- Профессия изготовления игрушек-----( игр. Дел мастер, игрушечник).
2) Из предложенных вариантов ответов выберите 2: в глубокой древности глиняные игрушки создавали для:
А) для забавы
Б) в качестве оберегов
В) для продажи
Г) для проведения обрядов
Д) для украшения интерьера дома.
3) А сейчас посмотрите на экран и определите по игрушкам название каждого промысла.
Кто может определить промысел №1. Почему ты так считаешь? №2…………№3…………..
4) Посмотрите и скажите как проявляется в игрушках конструктивная, изобразительная и декоративная деятельность?)
-- Хорошо ребята, молодцы, знаете о игрушечном промысле и работы у вас замечательные получились на прошлом уроке. А кто дома поработал со словарем, ответьте, пожалуйста, ЧТО ТАКОЕ ПРОМЫСЕЛ? Правильно, это мелкое ремесленное производство, средство заработка и благополучия. Может вы в будущем тоже освоите какой-то промысел, научитесь что-то хорошо изготавливать. Ведь это труд и он заслуживает только похвалы, награды и восхищения.
И сегодня на уроке я хотела бы, чтобы вы познакомились еще с одним народным промыслом. Урок наш будет немного необычный урок – исследование.
3. Изучение нового материала.
- Ребята, посмотрите на экран. Тема нашего урока « Искусство…… Истоки и современное развитие промысла» Потерялось слово в теме, какое искусство? Давайте вместе потрудимся, найдем это слово и вставим его в тему нашего урока. Смотрите на доске квадратики разных цветов, кто смелый пойдет и выберет из них квадраты только холодных цветов. Иди ……… Мы их переворачиваем, видите здесь буквы, кто составит быстрее слово. Правильно--- Гжель. Итак, ребята тема нашего урока « Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».
- как вы думаете, что мы должны с вами сегодня узнать на уроке, с чем познакомиться? ( Ответы детей).
- Итак ребята, мы с вами: 1) познакомимся с промыслом Гжель, его историей и назначением. 2) научимся изображать элементы росписи этого промысла.
А раз у нас урок – исследование, то как вы думаете что мы с вами будем делать? Ребята мы с вами только учимся быть исследователями, поэтому я предлагаю вам гипотезы (слайд), которые в ходе нашего исследования вы должны утвердить или опровергнуть и выдвинуть правильные.
Вступительное слово учителя: вы знаете , что промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край. Что же это за промысел, где он зародился?
Ребята, вы откройте свои таблицы (слайд), внимательно слушайте и заполняйте их. (Сообщение - выступление ученицы)
Проверка гипотезы
Учитель: Ой Россия, ты Россия
Славы не убавилось
Гжелью ты, Гжелью на весь мир прославилась!
Велика Россия наша и талантлив наш народ
О Руси родной умельцах на весь мир молва идет.
-- Ребята, а сейчас давайте откроем страницу учебника 72, посмотрим на рисунок и определим какие мотивы и элементы присущи гжельской росписи. Скажите, какие мотивы присущи гжельской росписи? (природные, растительные). Назовите элементы гжельской росписи? (цветы, веточки, листочки, волнистые линии - змейки, травинки, птицы). Какого цвета роспись? (синего, голубого). Как и в других видах народного искусства цветы, птицы – это не просто элементы росписи, ЭТО ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ счастья и мечты о прекрасном.
-Гжельская посуда отличается большим многообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства. Еще о гжельских изделиях вам расскажет _________. А теперь посмотрите на 2 гипотезу.
Она верная? Да, но не полная, ее надо дополнить, что мы дополним.
(показ слайда)
Давайте попробуем нарисовать вместе со мной некоторые элементы росписи. (Показ техники рисования узора, дети повторяют).
-- Мастера расписывая изделия используют технические приемы росписи: 1) мазок на одну сторону или мазок тенями - одну сторону кисти макают в краску и наносят рисунок поворотом кисти. (показ)
2) Четкие мазки с разным нажимом кисти
3) Легкие нажимы кисти (концом кисти наносят стебельки и усики)
4. Практическая часть.
(Напомнить о правильной работе с художественными материалами.
Дети выбирают шаблон по желанию)
А теперь создайте художественный образ гжельской росписи на шаблоне вазы, чайника, сахарницы.
- Выставка работ.
Дети выносят работы, крепят на магнитную доску.
Ребята посмотрите какие красивые у вас получились работы, ими можно любоваться? Они радуют вас? А раз вещь красивая, то она для чего предназначается?
Давайте посмотрим на нашу 3 гипотезу. Она верная? Да, мы поняли что изделия гжели украшают наши дома. (Слайд).
Оценивание работ. Анализ работ.
Закрепление изученного (проверка заполнения таблицы)
- С каким промыслом познакомились?
- Каково его назначение?
- Какие мотивы, элементы присущи гжельской росписи?
Что нового сегодня на уроке вы узнали?
Понравилось ли быть вам исследователями на уроке?
Чему вы научились? (доказывать, исследовать)
Домашнее задание:
подготовить сообщение о новом промысле (Городецком)
найдите загадки, поговорки о народных промыслах.
Ребята у вас лежат на партах лепестки розовые и голубые.
Рефлексия. Кто доволен остался работой на уроке, кому понравилось и все понятно возьмите лепесток теплого цвета, кому что-то непонятно, кто недоволен возьмите лепесток холодного цвета. Давайте составим цветок и увидим результат нашего урока - эмоциональное состояние с которым вы уходите с урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Урок- презентация "Искусствр Гжели. Истоки и современное развитие промысла" в 5 классе по программа Б.М.Неменского....
"Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"
Снисар Г.Д. учитель I категорииИзобразительное искусство 5 класс Тема...
Технологическая карта урока ИЗО в 5 кл. "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"
Данное занятие позволило учащимся с помощью активных методов обучения получить новые знания, способствовало повышению мотивации к предмету, сплочению коллектива, повышению чувства ответственности за о...
Искусство Гжели « Истоки и современное развитие промысла»
Урок №12 5 класс программа Неменского (ФГОС)...
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
План урока ИЗО в 5-м классе:Учитель изобразительного искусства Опякина Е. В.Тема: "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла "Цель: формирование способности к идентификации к культуре св...
Конспект урока по изобразительному искусству. Тема:"Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс.
Конспект урока по изобразительному искусству. Тема "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс....
Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»
УМК «Изобразительное искусство» (автор: Неменский Б.М Н.А. Горяева, О.В. Островская, М.: Просвещение, 2013 г.)...