«Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий ИЗО и искусством».
материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Хайбуллова Гузель Рашитовна

              Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и т.д. Творчество предполагает оригинальный склад мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта.
              Творчество - сложный процесс продуктивного преобразования действительности. Это свойство человека тонко чувствовать и понимать прекрасное.Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

    Критериями развития творческих способностей являются:

        -оригинальность;

        -гибкость мышления;

        - беглость мышления;

        - эмоциональность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_izo.docx42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования на  2012-2015 учебный год учителя по ИЗО и искусству

Хайбулловой Гузель Рашитовны

1. Общешкольная тема: «ВЫБОР И РЕАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИМИСЯ, ПЕДАГОГАМИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ РАЗВИТИЯ -  ОДНО ИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ.»

2. Индивидуальная тема самообразования: «Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий ИЗО и искусством».

 Цель:  сформированная  и развитая личность, обеспечивающая успех самореализации ее в обществе и создающая условия для ее психологического комфорта, поиск новых методов и приемов активизации учебной и внеучебной деятельности, стремление расширить кругозор, развитие практических навыков.

Задачи:

  1. Изучить .взаимосвязь художественно – творческого развития и обучения.
  2. Разнообразить и активировать  методы организации занятий: эмоциональной  настроенности детей, привлечение наглядного материала с целью обогащения замысла, развития художественного вкуса, активизация творческой инициативы детей (образцы народного декоративного творчества, репродукции, слайды с репродукциями произведения искусства, книжные иллюстрации), использование игровых моментов, коллективных работ, экскурсий.
  3. Изучить связь художественных занятий с жизнью школы и общественными мероприятиями.

Этапы работы над темой

2012-2013уч. год - определение темы, знакомство с ППО, наработанным коллегами в районе, городе, регионе, стране; фиксация библиографии по данной теме; постановка целей и задач.

Определение темы на совещании СовРу.
Изучение ,интернет сайтов по проблеме творческого развития подростка,

Посещение районных семинаров эстетического цикла:

19.12.12- «Эстетическое образование и воспитание как средство развития творческой личности»

26.02.13- «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС общего образования»

5.04.2013-«Формирование и развитие художественно-творческой компетенции учащихся средствами дисциплин эстетического цикла» Вниманию слушателей курсов были предложены: интегрированный урок ИЗО и литературного чтения «Весна идет»

26.04.13-« «Формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству на уроках изобразительного искусства»,мастер- класса: «Волшебный мир изобразительного искусства»

23.08.13-« «Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций учащихся средствами дисциплин эстетического цикла»

2013-2014 уч.год - адаптация теоретического материала к конкретной ситуации ; апробирование на практике выбранных методов;тестирование, апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации.

 Посещение районных семинаров практикумов эстетического цикла

27.08.13-   «Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций учащихся средствами дисциплин эстетического цикла»

22.11.13- «Роль и взаимодействие искусств в формировании ключевых компетенций учащихся  на уроках эстетического цикла и во внеурочное время»

 21.02.14- «Микс-проект по созданию собственной среды обитания»,  мастер-класс «Рыба моя»

18.04- «Формирование художественно-творческой компетенции учащихся через декоративно-прикладное искусство с использованием регионального этнокультурного компонента»,мастер-классов: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства»,  «Казанское полотенце» (Техника аппликации с использованием пряжи» .

Проведение тестирования среди учащихся 5-9 классов

Адаптирование теоретического материала и выбранных методов  на уроках «ИЗО» и «Искусства».

2014-2015 год - систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы, рецензирование научным руководителем, подготовка к защите.

            Социальные процессы, происходящие в обществе на каждом этапе исторического развития,  не могут происходить без участия людей, умеющих образно мыслить и творчески относиться к делу. Необходимость проявления творчества, поиск нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности - требование не только сегодняшнего дня, но и будущего.

             Развитие творчески активной личности во все времена было непростым делом, поэтому вопросы творчества и его места в системе формирования личности, проблемы его активизации всегда интересовали философов, психологов, педагогов.

Что такое творчество?

              Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и т.д. Творчество предполагает оригинальный склад мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта.
              Творчество - сложный процесс продуктивного преобразования действительности. Это свойство человека тонко чувствовать и понимать прекрасное.Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

    Критериями развития творческих способностей являются:

        -оригинальность;

        -гибкость мышления;

        - беглость мышления;

        - эмоциональность.

Зачем надо заниматься творчеством?

          Необходимость творческих занятий для детей неоспорима. Сколько бы ни было уроков и домашних заданий, родители просто обязаны организовать для них пару часов в неделю. За этими приевшимися уже книжными призывами стоит жизненный опыт многих поколений, наставления психологов всего мира. 

          Весь школьный процесс – общение с учителями, сверстниками, учеба - это цепочка стрессовых состояний. Они неизбежны, и благодаря им строится личность. Бывают моменты, когда накал стрессов сильнее обычного – для одних ребят это срезы знаний, для других – конфликтные ситуации с ровесниками или преподавателями, часто родителями. В этих условиях и гораздо более сложных, возникающих во взрослой жизни, восстанавливать психическое равновесие помогает творчество. 

            Лишь реализация творческого потенциала, каковы бы ни были его масштабы, делает человека психически нормальным и эмоционально устойчивым. 

 

Предполагаемый результат

          Подготовка всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны.

              Сформированная  и развитая личность, обеспечивающая успех самореализации ее в обществе и создающая условия для ее психологического комфорта. Моя работа с детьми направлена на творческий поиск новых методов и приемов активизации учебной и внеучебной деятельности, стремление расширить кругозор, развитие практических навыков.

             Потребность общества в личности нового типа  – творчески активной и свободно мыслящей – несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству. Эта задача наиболее успешно может быть решена в рамках предметов «Изо» и «Искусство». 

    Почему ребенок приходит в школу и уже через неделю он не хочет в нее идти, ему не интересно? Как сохранить в ребенке  его творческое начало, как помочь ему стать творческой личностью, как помочь ему справляться со своими проблемами? Работа над развитием творческих способностей личности – актуальная проблема на сегодняшний момент.

    Но прежде чем остановиться на том, как развивать творческие способности учащихся, с чего начинать, необходимо знать начальный уровень детей. Поэтому в 5-ом  классе я обычно провожу диагностику, показывающую уровень развития творческих способностей.

    С первых дней в классе стараюсь создать такую обстановку, в которой дети могут научиться выражать свои мысли. Даю такие задания на уроке, при помощи которых дети, играя в учителя и ученика, смогут научиться оценивать и обосновывать свою оценку.  Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими. Именно такие условия я стараюсь создавать на своих уроках.

                 Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о красоте своего края, дома, своего облика. Мы должны заботиться, чтобы не было одностороннего воспитания. Ребенок должен научиться видеть разные стороны нашей действительности. В основе методики обучения должны лежать разнообразные педагогические и образовательные технологии. Подходя к подготовке любого урока по изобразительному искусству,  учитываю не только возраст детей, но и их способности. Одной из главных задач преподавания искусства является развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, осознания своих внутренних переживаний. Для этого художественная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства должна находить разнообразные формы выражения:

-изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

декоративная и конструктивная работа;

-восприятие явлений действительности и произведений искусства;

-обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

-изучение художественного наследия;

-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

-прослушивание, музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

          В ходе своей педагогической деятельности на уроках «ИЗО» и «Искусства» я столкнулась с проблемами: 
• отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию); 
• ребенок не может применить теорию на практике

Мой педагогический принцип: «Если не творчески, то зачем?». Ученикам я часто напоминаю мудрые слова М. Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества». Я стремимлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.

 В 2013-2014 учебном году я провела тестирование среди учащихся на тему «Уровень творческого потенциала». В результате диагностического тестирования я получила следующие выводы:

  • Оригинальность  создаваемых образов наблюдаетсяв основном у девочек .  В большинстве же дети создают однотипные образы, малооригинальные или неоригинальные.
  • Гибкость мышления развита у учащихся ниже среднего, т. е.  большинство детей не способны к выделению существенных признаков из множества случайных, не способны быстро перестраиваться с одной идеи на другую, не могут комбинировать и варьировать, предлагают лишь одно – два решения проблемы.
  • В течение урока отмечается нестабильность интереса к процессу и результату деятельности, т. е. происходит постоянный спад и рост интереса.
  • Дети, которые аккуратно и качественно выполняют задание, а также у которых эмоциональный положительный настрой сохраняется на протяжении всего урока, более расположены к творчеству.

        

     Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и освоение не будет надёжным и процесс будет формальным,  скучным, а полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться, не закрепленные повседневными  целеустремленными упражнениями.  Надо, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к познанию.  Это возможно, когда детская жизнь построена так, что знания эти нужны детям для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным, радостным и основательным. Можно сказать, что самодеятельность школьников – это единство обучения и творчества.

      На своих уроках «ИЗО» и «Искусство» я уделяю большое значение приобретению знаний и умений.

    Существуют различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант.  С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это творчество учителя, т. е. я учу что и как делать по принципу «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, учащиеся проявляют свою самодеятельность.

     Путь развития творческих способностей я выбираю индивидуально для каждого класса, здесь можно варьировать способами  развития  творческих способностей, комбинировать их.  На уроках  создаю проблемные ситуации, в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.          

      Важным средством приобщения учащихся  к творчеству, развитие их способностей  является приобщение их к свободной  импровизации, умению находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии.  Чтобы мои уроки были уроками творчества, на них я создаю определенные условия: атмосфера  раскованности, отсутствия боязни быть  непонятым  или осмеянным, никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.

      Для развития творческих способностей учащихся использую различные методы  учебного  познания:

  • Метод сравнения. Сравниваться могут любые объекты, понятия,  эпохи. При изучении истории костюма, стиля в одежде.
  • Метод эвристических вопросов. Задаются 7 вопросов: Что?  Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда? Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.
  • Метод образного видения. Результат работы выражается в словесной или графической  форме
  • Метод придумывания. Это  способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. Эскиз – составная часть любого творческого проекта.
  • Метод вживания. Средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху.
  • Метод ученического планирования. Этот метод  предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту.
  • Метод самоорганизации обучения.         Работа с первоисточниками.
  • Метод взаимообучения. Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты), применяя доступный  им  набор педагогических методов.
  • Методы  проектов. Метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения.Ведущее значение я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность.

Учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:

-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;

-планирует варианты решения проблемы;

-делает выводы;

-анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности. Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”.

На моих уроках учащиеся выполняют различные типы заданий , чаще всего это практико-направленные и творческие проекты.

Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников в процессе проектирования, использую специальные упражнения, направленные на выработку идей:

  • прием “Банк идей”. Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей. 
  • приём “Нелогичные связи”. Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать природные формы для создания промышленного изделия. 
  • приём “Источник вдохновения”. Учащимся предлагается в свободное время использовать дополнительные источники информации по теме проекта. Ребенок, зная об источниках информации, начинает активно пользоваться ими, что стимулирует любознательность.

 .  

Результатом моей работы является:

  • Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить.
  • Творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим  предметам, здесь они открываются с положительной стороны.
  • При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.
  • Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится  понятие сотрудничества, сотворчества, а дети становятся полноправными участниками  образовательного процесса.
  • К праздникам учащиеся с удовольствием рисуют картины или устраивают праздники. Я сама владею многими видами изобразительного искусства и стараюсь научить детей всему тому, что умею делать сама.
  • Предмет «ИЗО» и «Искусство» для большинства учащихся является любимым предметом школьной программы. Приятно слышать от детей, когда они приходят с каникул и говорят: « Как мы соскучились по вашим урокам» или: «Продолжались бы эти уроки не 1 час, а 6 часов!».

.

      Я сформулировала для себя следующие правила работы над развитием творческих способностей учащихся:

Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда  говорят детям о необходимости их развития, а тогда, когда их развивают в процессе работы.

Поощрять сомнения,  возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.

Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. На уроках необходимо избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.

Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь  им раскрыть свой творческий потенциал.

Применять творческие задания.

Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагать ребятам решение творческих заданий, которые содержат следующие формулировки:

- представьте, что…;          

 - изобретите…;

- - придумайте…

Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.

Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснять, что от них ожидают не только демонстрации  знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.

Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.  

Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.

            В рамках  работы над темой: «Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий «ИЗО» и «Искусством», учащиеся «СОШ №167» участвовали в различных конкурсах, в которых они занимали призовые места. Это говорит об интересе ребят к искусству.

Уровень(название)

ФИО ученика

районный

городской

РТ

Гафурова Дина

5 городская НПК учащихся им.Вилькеева, сертификат участника

Сабирова Сюмбель,Галиуллина Камилла,Воскобойник Арина, Зарубина Ника, Ха Чонг Ник, Касимова Аделя,Гафаров Малик,Гараева Мадина

III Открытый Музыкальный Фестиваль детских и юношеских команд КВН города Казани. 

Номинация «Лучшая шутка»

Гафурова Дина

НПК «Наука-дело молодых»

3 место

Макарычева Дарья

Конкурс рисунков «Художник и зрелище»

Призер конкурса

Гафурова Дина

Кондратьева Дина

2 Республиканский конкурс исследовательских работ «АРТ-дебют»,

Сертификаты участников

Галиуллина Камила

Сабирова Сюмбель

Районный этап Всероссийского конкурса  лидеров и руководителей  детских и молодежных общественных объединений «Лидер года 2014»

Номинация «Лидер ДОО-МОО 16-18»

 3 место

В своей дальнейшей педагогической деятельности я буду продолжать работу над развитием творческих способностей детей, искать новые пути и методы работы

Приложение

Тест

Кажется ли вам абсурдом, когда кто-то начинает декламировать стихи?
Да
Нет

Стараетесь ли вы одеваться в одной цветовой гамме?
Да
Нет

Часто ли меняете прическу?
Да
Нет

Часто ли переставляете мебель у себя дома?
Да
Нет

Любите ли одиночество?
Да
Нет

Вы любите чертить геометрические фигуры?
Да
Нет

Вы пробовали когда-нибудь сочинять песенки?
Да
Нет

Часто ли посещаете художественные салоны?
Да
Нет

Вы любите рисовать?
Да
Нет

Надолго ли запоминаете красивые пейзажи?
Да
Нет

У вас очень плохой почерк?
Да
Нет

Одеваетесь ли вы, опираясь не на моду, а на собственный вкус?
Да
Нет

Склонны ли вы долго бродить по улицам?
Да
Нет

Пишете ли вы стихи?
Да
Нет

Есть ли разница между словами тон и нюанс?
Да
Нет

Слушаете ли вы музыку только ради развлечения?
Да
Нет

Остановитесь ли по пути, чтобы полюбоваться закатом?
Да
Нет

Любите ли вы посещать музеи?
Да
Нет

Говорят ли вам что-нибудь следующие имена: Мане, Ван Дейк, Хосе Рибера, Фальконе?
Да
Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения сочинениям разных жанров

"Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы "лилось из-под пера". Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит, " -  утверждал Л.Н.Толстой. ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей учащихся в процессе вокально-хорового воспитания"

В данном материале я раскрываю условия возникновения опыта, его теоретическую базу, новизну и актуальность а также технологический аспект реализации. Опыт предназначен для учителей музыки общеобразова...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе преподавания химии

В современных условиях, когда особенно актуальным становится  развитие учащихся, когда приоритетными в образовании становятся идеи системно – деятельностного  подхода к обучению и воспитанию...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку

В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий декоративно-прикладным искусством

     Декоративно-прикладное искусство (от лат. – украшать) – это искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как утилитарных, так и художест...