«Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий ИЗО и искусством».
материал по изобразительному искусству (изо) на тему
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и т.д. Творчество предполагает оригинальный склад мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта.
Творчество - сложный процесс продуктивного преобразования действительности. Это свойство человека тонко чувствовать и понимать прекрасное.Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Критериями развития творческих способностей являются:
-оригинальность;
-гибкость мышления;
- беглость мышления;
- эмоциональность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_izo.docx | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план самообразования на 2012-2015 учебный год учителя по ИЗО и искусству
Хайбулловой Гузель Рашитовны
1. Общешкольная тема: «ВЫБОР И РЕАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИМИСЯ, ПЕДАГОГАМИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ РАЗВИТИЯ - ОДНО ИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ.»
2. Индивидуальная тема самообразования: «Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий ИЗО и искусством».
Цель: сформированная и развитая личность, обеспечивающая успех самореализации ее в обществе и создающая условия для ее психологического комфорта, поиск новых методов и приемов активизации учебной и внеучебной деятельности, стремление расширить кругозор, развитие практических навыков.
Задачи:
- Изучить .взаимосвязь художественно – творческого развития и обучения.
- Разнообразить и активировать методы организации занятий: эмоциональной настроенности детей, привлечение наглядного материала с целью обогащения замысла, развития художественного вкуса, активизация творческой инициативы детей (образцы народного декоративного творчества, репродукции, слайды с репродукциями произведения искусства, книжные иллюстрации), использование игровых моментов, коллективных работ, экскурсий.
- Изучить связь художественных занятий с жизнью школы и общественными мероприятиями.
Этапы работы над темой
2012-2013уч. год - определение темы, знакомство с ППО, наработанным коллегами в районе, городе, регионе, стране; фиксация библиографии по данной теме; постановка целей и задач. | Определение темы на совещании СовРу. Посещение районных семинаров эстетического цикла: 19.12.12- «Эстетическое образование и воспитание как средство развития творческой личности» 26.02.13- «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС общего образования» 5.04.2013-«Формирование и развитие художественно-творческой компетенции учащихся средствами дисциплин эстетического цикла» Вниманию слушателей курсов были предложены: интегрированный урок ИЗО и литературного чтения «Весна идет» 26.04.13-« «Формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству на уроках изобразительного искусства»,мастер- класса: «Волшебный мир изобразительного искусства» 23.08.13-« «Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций учащихся средствами дисциплин эстетического цикла» |
2013-2014 уч.год - адаптация теоретического материала к конкретной ситуации ; апробирование на практике выбранных методов;тестирование, апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации. | Посещение районных семинаров практикумов эстетического цикла 27.08.13- «Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций учащихся средствами дисциплин эстетического цикла» 22.11.13- «Роль и взаимодействие искусств в формировании ключевых компетенций учащихся на уроках эстетического цикла и во внеурочное время» 21.02.14- «Микс-проект по созданию собственной среды обитания», мастер-класс «Рыба моя» 18.04- «Формирование художественно-творческой компетенции учащихся через декоративно-прикладное искусство с использованием регионального этнокультурного компонента»,мастер-классов: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства», «Казанское полотенце» (Техника аппликации с использованием пряжи» . Проведение тестирования среди учащихся 5-9 классов Адаптирование теоретического материала и выбранных методов на уроках «ИЗО» и «Искусства». |
2014-2015 год - систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы, рецензирование научным руководителем, подготовка к защите. |
Социальные процессы, происходящие в обществе на каждом этапе исторического развития, не могут происходить без участия людей, умеющих образно мыслить и творчески относиться к делу. Необходимость проявления творчества, поиск нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности - требование не только сегодняшнего дня, но и будущего.
Развитие творчески активной личности во все времена было непростым делом, поэтому вопросы творчества и его места в системе формирования личности, проблемы его активизации всегда интересовали философов, психологов, педагогов.
Что такое творчество?
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и т.д. Творчество предполагает оригинальный склад мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта.
Творчество - сложный процесс продуктивного преобразования действительности. Это свойство человека тонко чувствовать и понимать прекрасное.Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Критериями развития творческих способностей являются:
-оригинальность;
-гибкость мышления;
- беглость мышления;
- эмоциональность.
Зачем надо заниматься творчеством?
Необходимость творческих занятий для детей неоспорима. Сколько бы ни было уроков и домашних заданий, родители просто обязаны организовать для них пару часов в неделю. За этими приевшимися уже книжными призывами стоит жизненный опыт многих поколений, наставления психологов всего мира.
Весь школьный процесс – общение с учителями, сверстниками, учеба - это цепочка стрессовых состояний. Они неизбежны, и благодаря им строится личность. Бывают моменты, когда накал стрессов сильнее обычного – для одних ребят это срезы знаний, для других – конфликтные ситуации с ровесниками или преподавателями, часто родителями. В этих условиях и гораздо более сложных, возникающих во взрослой жизни, восстанавливать психическое равновесие помогает творчество.
Лишь реализация творческого потенциала, каковы бы ни были его масштабы, делает человека психически нормальным и эмоционально устойчивым.
Предполагаемый результат
Подготовка всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны.
Сформированная и развитая личность, обеспечивающая успех самореализации ее в обществе и создающая условия для ее психологического комфорта. Моя работа с детьми направлена на творческий поиск новых методов и приемов активизации учебной и внеучебной деятельности, стремление расширить кругозор, развитие практических навыков.
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству. Эта задача наиболее успешно может быть решена в рамках предметов «Изо» и «Искусство».
Почему ребенок приходит в школу и уже через неделю он не хочет в нее идти, ему не интересно? Как сохранить в ребенке его творческое начало, как помочь ему стать творческой личностью, как помочь ему справляться со своими проблемами? Работа над развитием творческих способностей личности – актуальная проблема на сегодняшний момент.
Но прежде чем остановиться на том, как развивать творческие способности учащихся, с чего начинать, необходимо знать начальный уровень детей. Поэтому в 5-ом классе я обычно провожу диагностику, показывающую уровень развития творческих способностей.
С первых дней в классе стараюсь создать такую обстановку, в которой дети могут научиться выражать свои мысли. Даю такие задания на уроке, при помощи которых дети, играя в учителя и ученика, смогут научиться оценивать и обосновывать свою оценку. Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими. Именно такие условия я стараюсь создавать на своих уроках.
Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о красоте своего края, дома, своего облика. Мы должны заботиться, чтобы не было одностороннего воспитания. Ребенок должен научиться видеть разные стороны нашей действительности. В основе методики обучения должны лежать разнообразные педагогические и образовательные технологии. Подходя к подготовке любого урока по изобразительному искусству, учитываю не только возраст детей, но и их способности. Одной из главных задач преподавания искусства является развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, осознания своих внутренних переживаний. Для этого художественная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства должна находить разнообразные формы выражения:
-изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
-восприятие явлений действительности и произведений искусства;
-обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
-изучение художественного наследия;
-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
-прослушивание, музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
В ходе своей педагогической деятельности на уроках «ИЗО» и «Искусства» я столкнулась с проблемами:
• отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);
• ребенок не может применить теорию на практике
Мой педагогический принцип: «Если не творчески, то зачем?». Ученикам я часто напоминаю мудрые слова М. Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества». Я стремимлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.
В 2013-2014 учебном году я провела тестирование среди учащихся на тему «Уровень творческого потенциала». В результате диагностического тестирования я получила следующие выводы:
- Оригинальность создаваемых образов наблюдаетсяв основном у девочек . В большинстве же дети создают однотипные образы, малооригинальные или неоригинальные.
- Гибкость мышления развита у учащихся ниже среднего, т. е. большинство детей не способны к выделению существенных признаков из множества случайных, не способны быстро перестраиваться с одной идеи на другую, не могут комбинировать и варьировать, предлагают лишь одно – два решения проблемы.
- В течение урока отмечается нестабильность интереса к процессу и результату деятельности, т. е. происходит постоянный спад и рост интереса.
- Дети, которые аккуратно и качественно выполняют задание, а также у которых эмоциональный положительный настрой сохраняется на протяжении всего урока, более расположены к творчеству.
Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и освоение не будет надёжным и процесс будет формальным, скучным, а полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться, не закрепленные повседневными целеустремленными упражнениями. Надо, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к познанию. Это возможно, когда детская жизнь построена так, что знания эти нужны детям для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным, радостным и основательным. Можно сказать, что самодеятельность школьников – это единство обучения и творчества.
На своих уроках «ИЗО» и «Искусство» я уделяю большое значение приобретению знаний и умений.
Существуют различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант. С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это творчество учителя, т. е. я учу что и как делать по принципу «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, учащиеся проявляют свою самодеятельность.
Путь развития творческих способностей я выбираю индивидуально для каждого класса, здесь можно варьировать способами развития творческих способностей, комбинировать их. На уроках создаю проблемные ситуации, в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.
Важным средством приобщения учащихся к творчеству, развитие их способностей является приобщение их к свободной импровизации, умению находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии. Чтобы мои уроки были уроками творчества, на них я создаю определенные условия: атмосфера раскованности, отсутствия боязни быть непонятым или осмеянным, никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.
Для развития творческих способностей учащихся использую различные методы учебного познания:
- Метод сравнения. Сравниваться могут любые объекты, понятия, эпохи. При изучении истории костюма, стиля в одежде.
- Метод эвристических вопросов. Задаются 7 вопросов: Что? Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда? Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.
- Метод образного видения. Результат работы выражается в словесной или графической форме
- Метод придумывания. Это способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. Эскиз – составная часть любого творческого проекта.
- Метод вживания. Средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху.
- Метод ученического планирования. Этот метод предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту.
- Метод самоорганизации обучения. Работа с первоисточниками.
- Метод взаимообучения. Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты), применяя доступный им набор педагогических методов.
- Методы проектов. Метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения.Ведущее значение я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность.
Учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:
-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;
-планирует варианты решения проблемы;
-делает выводы;
-анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности. Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”.
На моих уроках учащиеся выполняют различные типы заданий , чаще всего это практико-направленные и творческие проекты.
Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников в процессе проектирования, использую специальные упражнения, направленные на выработку идей:
- прием “Банк идей”. Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей.
- приём “Нелогичные связи”. Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать природные формы для создания промышленного изделия.
- приём “Источник вдохновения”. Учащимся предлагается в свободное время использовать дополнительные источники информации по теме проекта. Ребенок, зная об источниках информации, начинает активно пользоваться ими, что стимулирует любознательность.
.
Результатом моей работы является:
- Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить.
- Творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны.
- При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.
- Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится понятие сотрудничества, сотворчества, а дети становятся полноправными участниками образовательного процесса.
- К праздникам учащиеся с удовольствием рисуют картины или устраивают праздники. Я сама владею многими видами изобразительного искусства и стараюсь научить детей всему тому, что умею делать сама.
- Предмет «ИЗО» и «Искусство» для большинства учащихся является любимым предметом школьной программы. Приятно слышать от детей, когда они приходят с каникул и говорят: « Как мы соскучились по вашим урокам» или: «Продолжались бы эти уроки не 1 час, а 6 часов!».
.
Я сформулировала для себя следующие правила работы над развитием творческих способностей учащихся:
Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда говорят детям о необходимости их развития, а тогда, когда их развивают в процессе работы.
Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. На уроках необходимо избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал.
Применять творческие задания.
Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагать ребятам решение творческих заданий, которые содержат следующие формулировки:
- представьте, что…;
- изобретите…;
- - придумайте…
Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснять, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.
Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.
В рамках работы над темой: «Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий «ИЗО» и «Искусством», учащиеся «СОШ №167» участвовали в различных конкурсах, в которых они занимали призовые места. Это говорит об интересе ребят к искусству.
Уровень(название) | ||||
ФИО ученика | районный | городской | РТ | |
Гафурова Дина | 5 городская НПК учащихся им.Вилькеева, сертификат участника | |||
Сабирова Сюмбель,Галиуллина Камилла,Воскобойник Арина, Зарубина Ника, Ха Чонг Ник, Касимова Аделя,Гафаров Малик,Гараева Мадина | III Открытый Музыкальный Фестиваль детских и юношеских команд КВН города Казани. Номинация «Лучшая шутка» | |||
Гафурова Дина | НПК «Наука-дело молодых» 3 место | |||
Макарычева Дарья | Конкурс рисунков «Художник и зрелище» Призер конкурса | |||
Гафурова Дина Кондратьева Дина | 2 Республиканский конкурс исследовательских работ «АРТ-дебют», Сертификаты участников | |||
Галиуллина Камила Сабирова Сюмбель | Районный этап Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер года 2014» Номинация «Лидер ДОО-МОО 16-18» 3 место |
В своей дальнейшей педагогической деятельности я буду продолжать работу над развитием творческих способностей детей, искать новые пути и методы работы
Приложение
Тест
Кажется ли вам абсурдом, когда кто-то начинает декламировать стихи? | Стараетесь ли вы одеваться в одной цветовой гамме? | Часто ли меняете прическу? | Часто ли переставляете мебель у себя дома? | Любите ли одиночество? |
Вы любите чертить геометрические фигуры? | Вы пробовали когда-нибудь сочинять песенки? | Часто ли посещаете художественные салоны? | Вы любите рисовать? | Надолго ли запоминаете красивые пейзажи? |
У вас очень плохой почерк? | Одеваетесь ли вы, опираясь не на моду, а на собственный вкус? | Склонны ли вы долго бродить по улицам? | Пишете ли вы стихи? | Есть ли разница между словами тон и нюанс? |
Слушаете ли вы музыку только ради развлечения? | Остановитесь ли по пути, чтобы полюбоваться закатом? | Любите ли вы посещать музеи? | Говорят ли вам что-нибудь следующие имена: Мане, Ван Дейк, Хосе Рибера, Фальконе? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"
Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....
Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"
Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения сочинениям разных жанров
"Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы "лилось из-под пера". Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит, " - утверждал Л.Н.Толстой. ...
Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей учащихся в процессе вокально-хорового воспитания"
В данном материале я раскрываю условия возникновения опыта, его теоретическую базу, новизну и актуальность а также технологический аспект реализации. Опыт предназначен для учителей музыки общеобразова...
Развитие творческих способностей учащихся в процессе преподавания химии
В современных условиях, когда особенно актуальным становится развитие учащихся, когда приоритетными в образовании становятся идеи системно – деятельностного подхода к обучению и воспитанию...
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку
В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...
Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий декоративно-прикладным искусством
Декоративно-прикладное искусство (от лат. – украшать) – это искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как утилитарных, так и художест...